Самоучитель автоэлектрика. Составляем план
В практике работы в автосервисе часто встречаются ситуации, когда приходит молодой человек (только один раз пришла девушка), и просит устроить его на работу учеником автоэлектрика. Некоторые парни готовы работать без зарплаты, только чтобы получить опыт в качестве оплаты своего труда. Мы очень редко соглашаемся принять сотрудника без опыта работы. Во-первых, на СТО много дорогостоящего оборудования. Сотрудник без истории в трудовой представляет определенный риск. Во-вторых, неопытный помощник может натворить много бед. Есть много случаев воспламенения автомобилей по вине малообученных автоэлектриков.
Я обычно предлагаю желающим найти свое призвание в электроремонте автомобилей для начала пройти краткий курс самообучения, чтобы по приходу для трудоустройства иметь хотя бы начальные навыки работы с измерительными и ручными инструментами, автосканером, уметь читать электрические схемы, знать назначение основных устройств автомобиля, принцип работы двигателей внутреннего сгорания, других устройств автомобиля.
Для работы на СТО, даже в качестве подмастерья, очень желательно иметь права категории хотя бы В. Мастер без прав по закону не может даже загнать авто на пост. Поэтому перед тем как принять решение о самообразовании в области автоэлектрики, лучше закончить водительские курсы.
Что необходимо иметь перед тем, как начать обучение
1. Ноутбук или нетбук, работающий в операционной системе Windows. Дело в том, что большинство профессиональных сканеров подключаются к компьютерам. Сейчас есть много диагностических устройств, которые управляются при помощи android-устройств, но для справочных и прикладных программ типа AUTODATA (читайте тут) ноутбук все равно необходим, как и умение на нем работать (я думаю, сейчас это доступно каждому школьнику).
2. Мультиметр. Мультиметр вообще должен быть у каждого автовладельца. Не только мультиметр, но и умение на нем работать. Я посвятил на Буруме приемам работы с мультиметром целую статью. Можно поискать в интернете статьи похожей тематики. Не следует приобретать навороченный мультиметр. Достаточно самой простой модели с возможностью измерять постоянный ток до 10 Ампер. Даже опытные автоэлектрики регулярно выпаливают мультиметры, если случайно в режиме измерения тока подключаются контролировать напряжение. Сам регулярно (раз в год) выбрасываю по мультиметру. Слабое место китайских мультиметров – щупы, особенно зимой. Они отваливаются постоянно. Хорошие щупы стоят, как пять плохих мультиметров (больше тысячи рублей).
3. Паяльник, флюс, припой. Не помню, писал ли на Буруме про технологию пайки. Этому можно посвятить не одну статью. Если вы собираетесь заниматься автоэлектрикой профессионально, надо подумать о паяльной станции с феном. Научиться грамотно паять несложно. Надо взять пару поломанных электронных блоков, несколько проводов разного сечения, и паять-перепаивать.
4. Слесарный инструмент. Если кто думает, что автоэлектрик это свежая униформа и ноутбук с мультиметром, то заблуждается. Это замасленная одежда, слесарный инструмент и мат. Порой датчики находятся в самом неудобном месте, какое можно только придумать. Для того чтобы их снять и поставить новый иногда приходится разбирать полмашины. Никогда не забуду Geely, в которой для того чтобы заменить передний повторитель поворота, пришлось снимать крыло.
Отдельным абзацем расскажу об оборудовании места для самообучения. Большинство самообучающихся для этих целей выбирают гараж. С моей точки зрения лучше работы выполнять на улице, чем в неуютном, тесном, темном, вонючем гараже. Суровые российские условия не позволяют возиться с машиной на улице в холодное время года. Как подготовить гараж к самообучению:
Составление плана самообучения
Итак, все готово к самообучению. Пора переходить к самому процессу. Чтобы он не происходил хаотично, надо разработать план. Для чего вообще нужен план?
Некоторые умельцы учатся автоэлектрике на основании конкретного опыта. То есть, к ним обращаются с конкретной неисправностью. Они шарят в интернете, затем определяют неисправность, контролируют и устраняют ее. Всё красиво на словах. В реальности, например, если неисправен датчик коленвала, приходится параллельно изучать, что это за штуковина, где он может стоять, как его проверить, как пользоваться мультиметром и далее по списку. Время ремонта может солидно затянуться. Поэтому лучше все основное изучить заранее. Рационально это сделать в определенной последовательности, чтобы не осталось пробелов.
Можно использовать типовой план каких-нибудь реальных курсов автоэлектриков. Но лучше составить собственный. Самообучение по своему плану будет быстрее и эффективнее. Что стоит обязательно включить в этот план (если вы это уже умеете и знаете, можно исключить):
1. Правила безопасного ремонта. Самое главное в работе автоэлектрика – не сжечь автомобиль, и не допустить, чтобы он воспламенился впоследствии, как результат вашего вмешательства. В этот пункт входят приемы пайки и изоляции, соединения и ремонта электропроводки, контроль предохранителей и реле, соединение по электропитанию. Если вы не в курсе некоторых деталей или не найдете такую специфическую информацию (с примерами) в интернете, лучше, если занятие с вами проведет матерый автоэлектрик, можно под пиво.
2. Работа с измерительным инструментом. Приемы работы с мультиметром. Измерение токов, напряжений сопротивлений. Не лишним вспомнить из школьного курса, что такое ток, сопротивление, закон Ома, приставки кило-, мега.
4. Работа с диагностическим оборудованием. На первое время можно приобрести простейший ELM327 BLUETOOTH.
Он стоит от 300 рублей. Такое чудо-устройство позволяет читать ошибки по двигателю, подключается к смартфону по радиоканалу. Затем можно приобрести AUTOCOM, с которым уже можно начинать отбивать деньги самостоятельно (он читает ошибки по всему электрооборудованию авто). Уверен, что на этом дело не остановится, и на очереди будет LAUNCH.
5. Принцип работы, неисправности ДВС, признаки, устранение неисправностей. Это один из самых сложных пунктов. Чем отличается автоэлектрик от других специалистов по автомобилям? Он должен знать одновременно всё обо всем вплоть до кузовных работ. Но на первом деле стоит двигатель. Многие неисправности, например, подсос во впускной системе, компьютерная диагностика может не диагностировать. А найти их надо.
6. Чип-тюнинг. Это не только программное изменение параметров двигателя, но и привязка иммобилайзеров, ключей, эмуляция катализатора, ЕГР и прочие дела с использованием программных методов. Можно только на этом пункте зарабатывать бешеные деньги, даже не зная, как работает двигатель. Для этого требуется дорогостоящее оборудование. Однако, специалисты узкого профиля не сильно востребованы на СТО.
7. Установка дополнительного оборудования. Многие автоэлектрики умеют, но не хотят этим заниматься. Это направление больше подходит для аккуратных, внимательных, «дотошных» специалистов. При установке допоборудования необходимо хорошо разбираться в схемотехнике.
В этом приблизительном плане я не отразил многие практические пункты. Если в «обратной связи» на Буруме будут конкретные пожелания подробнее раскрыть необходимые пункты, ссылки на источники, рассказать о конкретном опыте ремонта, я это непременно сделаю.
Как обучиться автоэлектрике самостоятельно
Материал подготовлен автором проекта АвтобурУм.
Профессия автоэлектрика сейчас востребована на рынке труда со стороны работодателей. Кроме этого, она достаточно хорошо оплачиваема. Грамотный автоэлектрик может иметь свою практику, то есть получать доход от своей деятельности самостоятельно. Чтобы не иметь проблем с налоговой, лучше, конечно, оформить свою деятельность в соответствии с законодательством. Но, сейчас не об этом.
Каким образом можно получить профессию автоэлектрика
Самый традиционный способ – закончить высшее учебное заведение. В России есть несколько высших учебных заведения, которые готовят специалистов по родственным специальностям, но после их окончания некоторые выпускники не могут даже грамотно поменять аккумулятор. Есть учебные заведения, которые готовят автослесарей по государственной программе, давая им худо-бедные знания по автоэлектрике. Беда всех учебных заведений в том, что они как бы отодвигают нужные в процессе работы знания на второй план, замешивая их с совсем бесполезной информацией. Понятное дело, занятия ведут не специалисты, а преподаватели.
Наиболее полезный способ обучения по автоэлектрике – курсы автоэлектриков. Как правило, частные организации, которые проводят такие курсы, нанимают профессиональных автоэлектриков, прошедших специальные курсы. Практические занятия проводятся в реальной СТО. Есть смысл обучения на таких курсах. Есть и недостатки такого метода обучения:
не во всех городах, даже областных, проводятся такие курсы;
курсы имеют коммерческий характер, поэтому сроки максимально сжаты по времени;
в группе обучаемых обычно не менее 5 слушателей, лишний раз не попросишь пояснить, индивидуальные занятия стоят значительно дороже.
Есть еще вариант: обучение в качестве ученика автоэлектрика на конкретной СТО. Этот способ больше подходит для молодого человека. Но надо быть готовым, что первое время придется быть мальчиком на подхвате поди-подай, да и не факт, что на СТО работает грамотный разноплановый специалист-автоэлектрик.
Можно найти дедушку-автоэлектрика, работающего нелегально в гаражных кооперативах. Вероятнее всего, его знания будут устаревшие.
Современный вариант обучения – самостоятельное. Его преимущества:
вы можете обучаться в любое время и произвольный срок, сами составлять график обучения;
такое обучение бесплатно;
вы сами можете выбрать свою специализацию (об этом чуть ниже).
самый главный враг самостоятельного обучения – лень;
нельзя самому себе выдать удостоверение (такие бумажки сейчас практически никого не интересуют, к тому же бумажку можно-таки изготовить либо поработать учеником);
трудности с практической частью (при наличии своего гаража можно сначала потренироваться на хламе, потом своем авто, затем друзей).
Что необходимо изучать
На нашей СТО в течение семи лет идет обучение слушателей и учеников по следующему приблизительному плану.
Это лишь ориентировочный план. Содержание занятий постоянно меняется в соответствии с изменением матчасти. Кроме этого, слушатели обычно заказывают определенную специализацию автоэлектрика:
схемотехник, специалист широкого профиля (наиболее востребован на СТО);
чиповщик, специалист по иммо, ключам, прошивкам (наиболее высоко оплачиваемый);
автоэлектрик по определенным маркам (при трудоустройстве на дилерские СТО);
Любая специализация включает все разделы обучения, ибо даже чиповщику, который будет работать с программным обеспечением, не знать, что такое, например, резистор, нельзя.
Как необходимо изучать
Самый сложный раздел программы – основы электротехники и электроники. В школе изучают резисторы, конденсаторы, диоды, но на уровне непонятных формул. В практике нужны знания для «чайников». Именно такую информацию нужно искать.
На этом сайте есть несколько примеров занятий с этими программами:
Переходя к разделу «диагностическое оборудование» необходимо приобрести любой сканер.
Можно получше, типа AUTOCOM (Delphi) стоимостью около 5.000 рублей или подешевле типа ELM327 Bluetooth стоимостью от 500 рублей (3 бакса на алиэкспресс), который будет работать со смартфоном. Чип-тюнинг, скорее всего, самостоятельно изучить не получится: оборудование дорогое, да и риск без опыта что-то пробовать экспериментировать самостоятельно большой. Студенты-программисты осваивают чип-тюнинг за пару недель самостоятельно без проблем.
Для начала при наличии своего гаража приглашайте в него своих друзей с различными авто, исследуйте, где находятся основные датчики, исполнительные устройства, узлы авто. Практически по любому вопросу вы найдете информацию в интернете. Более солидный сайт для поиска информации по последовательности ремонта – drive2.ru.
Начинайте самостоятельные ремонты с более простых задач: замена свечей, датчиков, узлов, компьютерной диагностики. Переходите к более сложным: прозвонке жгутов, измерению параметров датчиков, установке дополнительного оборудования.
Сроки самостоятельного обучения
Опыт обучения показывает, что для того, чтобы обучить специалистов «с нуля» до среднего уровня требуется для:
диагностов – 1 месяц;
схемотехников – 0,5 года;
специалиста узкого профиля – 3 месяца;
чиповщиков – 1 год плюс постоянное повышение квалификации.
Самостоятельное изучение обычно занимает большее время.
Не следует думать, что автоэлектриком может быть каждый. Автоэлектрик – сложная специальность. Необходимо быть специалистом-электриком, хорошим мотористом, иметь хороший уровень пользования компьютером, постоянно повышать образовательный уровень. Именно поэтому хорошего специалиста-автоэлектрика трудно найти. СТО постоянно сталкиваются с проблемой: как только толковый ученик-автоэлектрик достигает среднего уровня, он уходит на собственные хлеба. Оптимальный возраст самостоятельного обучения – от 30 до 40 лет. Я постоянно привожу пример, когда к нам пришел обучаться отличный плиточник с приличным доходом в возрасте 36 лет. Мотивировал переобучение беспокойством за свое здоровье. Честно говоря, не верил в успех. Сейчас он востребованный автоэлектрик, и очень грамотный.
Как легализовать свои самостоятельно полученные знания (получить «корки»). Наиболее простой вариант – устроиться на частное СТО, выписать удостоверение по охране труда с записью «автоэлектрик». Можно пройти какие-нибудь удаленные курсы, где дадут бумажку, разумеется, за деньги.
Что нужно знать начинающему автоэлектрику
Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.
Основные требования к кандидату в автодиагносты – желание, возможность и способность к самообучению, достаточные (в идеале – глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и «умение паять».
Вы должны четко представлять себе специфику данной «отрасли»: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много. Не последнее место занимает умение аккумулировать и применять полученный опыт.
Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента – не жизнь 🙂
Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель – получить права, а дальше – естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам «заочное» обучение азам автодиагностики – уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих «Обучение диагностике автомобиля». Подробнее.
Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.
Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно. Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.
Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:
Рассмотрим каждую подробнее.
Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:
Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ. Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно почитать здесь. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:
Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.
Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.
Как всем известно, в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ. Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения, замечательно описано на сайте производителя мотортестера «МотоDoc». Кроме того, очень интересные примеры осциллограмм, снятых на двигателях с дефектными узлами и элементами, можно посмотреть тут или тут.
Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, – давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:
Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.
С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – почитайте здесь.
Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.
Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory. Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.
Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, – достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано здесь.
Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.
Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:
Чип – тюнингом будем заниматься?
Тогда еще одна статья расходов:
Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает «переписать программу, а то что-то не едет», а автомобиль просто нуждается в ремонте.
И последнее, без чего не обходится диагностический участок, – это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.
Как делается диагностика
Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.
Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.
Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.
Бизнес на автоэлектрике заключается в выявлении и устранении электрических и электромеханических неполадок агрегатов транспортного средства. Несмотря на то, что современные машины — это в основном надежная и долговечная техника, многопрограммные узлы управления нередко дают сбои. Самостоятельно устранить проблему невозможно — требуются услуги опытного специалиста.
- Особенности бизнеса на диагностике и автоэлектрике
- Как открыть мастерскую грузового автоэлектрика
- Анализ спроса на услугу в регионе
- Сервис автоэлектрика: анализ предложений конкурентов
- Необходимые документы для ведения бизнеса
- Сколько нужно вложить на старте в сервис автоэлектрики
Особенности бизнеса на диагностике и автоэлектрике
Деятельность автомастерской сводится не только к диагностическим мероприятиям, но и к дальнейшему устранению обнаруженных неисправностей.
Своевременно проведенная диагностика предотвращает более серьезные поломки, причиной которых могут стать сломанные контакты, окислившаяся или грязная электропроводка. И если специальные приборы без труда находят ошибки в системе управления и работы автомобиля, то причинно-следственную связь устанавливает мастер. Именно от его профессионализма, квалификации и практического опыта зависит качество выполненной работы.
Спектр услуг, которые оказывают подобные заведения:
- выявление неисправностей двигателя;
- тестирование салона машины;
- кузовная диагностика — сложная и дорогостоящая услуга;
- диагностика ходовой части;
- сканирование электронной системы;
- устранение поломок тормозной системы;
- дорожный тест-драйв.
Если еще несколько лет назад подобные услуги оказывали в условиях сервисных центров, где стояли дорогостоящие диагностические аппараты, то сегодня организация такого бизнеса стала проще. На смену диагностической технике пришли компьютеры, укомплектованные специальными адаптерами.
- свой автосервис — идеальный вариант для тех, кто решил работать стационарно. Кроме выявления неисправностей, их устраняют на месте;
- выездная диагностика. Преимущество концепции — в отсутствии помещения, что экономит инвестиции. Недостаток — устранять неисправность приходится уже в другом месте;
- своя станция диагностики — оборудовать такую можно в гараже или арендовав специальное помещение.
- низкая конкуренция;
- возможность выбрать свою концепцию в зависимости от финансовых возможностей и практических навыков;
- быстрая окупаемость вложений;
- высокая рентабельность;
- перспективы расширения.
- при минимальных вложениях спектр предоставляемых услуг будет органичен — следовательно, и прибыль владельца будет небольшой;
- сложности в наработке клиентской базы — несмотря на низкую конкуренцию, привлечь клиентов непросто. Многие автовладельцы предпочитают обращаться в крупные сетевые компаниям, уже зарекомендовавшим себя на рынке.
Как открыть мастерскую грузового автоэлектрика
Чтобы реализовать проект грузового автоэлектрика без рисков банкротства, нужно действовать по плану, соблюдать последовательность и сроки реализации каждого пункта:
- анализируют рынок — изучают спрос, оценивают работу конкурентов, прогнозируют собственную конкурентоспособность;
- регистрируют бизнес — ИП или ООО, в зависимости от выбранной концепции. Собирают необходимый пакет документов;
- составляют смету расходов — чтобы оптимизировать траты, адекватно оценить нагрузку на бюджет;
- определяют планируемую выручку, средний чек, рентабельность;
- находят помещение под мастерскую;
- покупают оборудование и расходные материалы;
- нанимают персонал — при необходимости;
- запускают рекламную кампанию — чем больше потенциальных клиентов узнают об открытии, тем скорее появятся постоянные клиенты, а значит, ваш проект начнет приносить стабильную прибыль.
Анализ спроса на услугу в регионе
Автопарк собственников транспортных средств стремительно увеличивается. Такая ситуация говорит о перспективах развития этого бизнеса.
В большинстве регионов страны спрос в разы превышает предложение, а настоящих профессионалов катастрофически не хватает. Следовательно, потребности населения в таких услугах удовлетворяются не в полной мере.
Учтите, что эта статистика является обобщенной, ситуация может отличаться в конкретном городе, поэтому за основу необходимо принимать аналитику в своем городе.
Узнайте, какие услуги диагностики востребованы, а какие не являются актуальными — такая информация избавит вас от лишних трат на дорогостоящее оборудование.
Анализ предложений конкурентов
Прежде чем вкладывать средства в открытие сервиса автоэлектрика, проведите небольшое исследование рынка предложений. Выясните, сколько таких заведений уже работает в городе, какие из них пользуются спросом, а какие нет.
Мониторьте цены, ищите конкурентные преимущества — так вы наработаете собственную базу клиентов и займете свое место на рынке.
Вашими сильными сторонами могут стать:
- привлекательные цены;
- профессионализм мастеров;
- качественный сервис;
- оказание дополнительных услуг.
Необходимые документы для ведения бизнеса
Даже если вы решили работать в собственном гараже и не нацелены расширять бизнес, деятельность нужно легализовать. Учитывайте, что штрафы за теневой бизнес довольно внушительные, а подобные заведения часто проверяют.
Удобный правовой формат — ИП. Его преимущества -минимум документов, быстрые сроки оформления, простая отчетность.
Чтобы получить свидетельство о предпринимательской регистрации, необходим:
- паспорт;
- ИНН;
- квитанция об оплате пошлины;
- заявление.
Через пять рабочих дней от момента обращения в налоговую службу ведомство выдает свидетельство о регистрации ИП.
Если у вас несколько партнеров/собственников бизнеса, или вы мечтаете о сети автомастерских, хотите работать с оптовыми клиентами, крупными компаниями, подходящий формат — ООО.
К пакету документов дополнительно прилагают:
- Устав организации;
- данные о юридическом адресе;
- протокол общего собрания.
Следующий этап — становимся на налоговый учет. Укажите доступный код деятельности ОКВЭД: 45-20. Выбирайте удобную схему налогообложения, например — УСН по ставке 6% от дохода предпринимателя или 15% от разницы между вложениями и прибылью.
- договор аренды — если помещение, где находится мастерская, не является собственностью предпринимателя;
- разрешение санитарного контроля;
- согласование с пожарной инспекцией — на предмет соответствия помещения заявленным требованиям пожарной безопасности;
- договора найма — если привлекается персонал.
Помещение
При выборе вариантов аренды помещения под мастерскую предпочтение отдают локациям, недалеко от которых находятся транспортная развязка и парковка.
Помещение должно хорошо просматриваться с проезжей части.
Технические и санитарные требования к помещению:
- полезная площадь — не менее 25 квадратных метров;
- из коммуникаций: отопление, вентиляция, мощная электропроводка;
- наличие настенных конструкций — навесные полки, стеллажи, крючки;
- водопровод, канализация — приветствуются.
Покупка оборудования
Комплект оборудования — основная статья сметы расходов.
Заявленный минимум для диагностических работ:
- контроллер;
- осциллограф;
- ареометр;
- вилка нагрузки;
- мультиметр;
- щипцы тока;
- ноутбук;
- сканеры — для каждой марки автомобиля подбирается индивидуально. Предпочтение отдают моделям, работающим в двух режимах — от сети и беспроводным.
Для механических работ:
- комплект отверток;
- домкраты;
- набор кусачек;
- плоскогубцы;
- молотки;
- ножовки по металлу;
- гаечный ключ;
- пинцет;
- штангенциркуль;
- головки с трещоткой — комплект;
- приспособления обжимные контактные;
- протяжки — подбираются по длине;
- шестигранники.
- зарядники;
- шуруповерт;
- фен для строительных работ;
- пистолет клеевой;
- паяльный аппарат;
- фонарь налобный;
- мобильный источник света.
Набор расходных материалов:
- лента изоляционная;
- клеммы;
- фиксаторы;
- реле транспортные;
- предохранители — в ассортименте;
- силиконовые стяжки;
- термоусадочная пленка;
- провода;
- лампы;
- радиоэлементы.
Чтобы купить весь перечень оборудования, необходимы внушительные вложения. Если средств нет, начинают с малого — сначала приобретают базовый инструмент или берут его в аренду. Как вариант — можно купить подержанное оборудование. По мере поступления прибыли постепенно меняют его на новое и более качественное.
Персонал
В небольшой мастерской можно работать самостоятельно, без привлечения наемных работников. Такой бизнес вписывается в семейный формат. Отчетность простая, специальный учет не требуется, поэтому бухгалтера нанимать не нужно.
Если вы открываете мастерскую, где одновременно будут работать несколько специалистов, в штат нанимают:
- администратора;
- диагностов — 2-3 чел;
- уборщицу;
- охранника;
- бухгалтера — можно заменить на аутсорсинг.
Сколько нужно вложить на старте в сервис автоэлектрики
При составлении стратегии действий не забывайте о ее финансовой части. Еще на этапе планирования важно составить смету расходов — она определяет объемы капиталовложений на этапе запуска проекта с нуля. При внимательном изучении документа можно выявить источники экономии бюджета.
- сократить некоторые вакансии;
- купить подержанное оборудование;
- покупать расходники небольшими партиями — при необходимости пополнять запасы.
Смета расходов сервиса автоэлектрики выглядит следующим образом:
- регистрация ИП, сбор необходимых для открытия, бумаг — 10 000;
- аренда помещения — 30 000;
- обустройство мастерской, перепланировка — 100 000;
- оборудование — 200 000;
- расходники — 30 000;
- вывеска — 50 000;
- заработная плата персонала — 150 000;
- резервный фонд — 100 000.
Стартовые вложения в мастерскую на этапе раскрутки составляют 710 000. Текущие ежемесячные расходы средней мастерской варьируются в диапазоне 200 000 — 300 000 рублей.
- аренда;
- налоги;
- ФОТ;
Чтобы снизить размер инвестиций в бизнес, используйте определенный принцип работы с клиентом. Специалист диагностирует транспортное средство, берет предоплату за запчасти, заказывает их по факту поступления денег, выполняет ремонт, получает оплату за оказанные услуги. Такая схема освобождает от необходимости иметь собственный склад запчастей. Приобретать товар по факту заказа выгодней, чем инвестировать впрок.
Рентабельность бизнеса
Доход мастерской зависит от ценовой политики, перечня работ и количества клиентов. При указанных вложениях средний дневной чек работы заведения — 13 000 рублей, что в месяц составляет 390 тысяч. Отнимаем текущие вливания и налоги и получаем чистый доход — 140 000 ежемесячно.
Уровень рентабельности — 45%, срок возврата капиталовложений — 6 месяцев . Эти расчеты актуальны при наличии заказов.
Риски бизнеса
Риски проекта оцениваются как средние.
На его развитии негативно отражаются:
- непрофессионализм мастера — самая распространенная причина отсутствия клиентов. Сарафанное радио, особенно в небольших городах — мощный инструмент продвижения. Испорченная репутация — первый шаг к банкротству;дешевое оборудование — экономия на этой статье расходов обернется дополнительными тратами на ремонт и простоями мастерской;
- появление новых конкурентов — даже если ваша мастерская единственная в городе, ситуация может измениться в любой момент;
- ухудшение экономической ситуации и, как следствие, падение доходов населения — экономия толкает автомобилистов обращаться за диагностикой к самым дешевым специалистам — они не платят налоги, аренду, поэтому цены на их услуги дешевле;
- нехватка денег — дефицит средств вынуждает предпринимателя обращаться к банковским кредитам, что опасно для начинающих.
Бизнес на автоэлектрике считается востребованной и перспективной сферой для развития собственного дела. Это выгодная ниша, которая при грамотной стратегии, наличии практического опыта, надежного оборудования позволяет хорошо зарабатывать на обслуживании автомобилей. Но важно продумать способы продвижения, адекватно оценить спрос и конкурентную среду в вашем регионе, сделать финансовые расчеты.
Как автоэлектрики зарабатывают деньги
Здрасссь. Около 10 лет тружусь автоэлектриком, работал много где: и на мультибрендах Бош-сервис, и на диллере Мерседес, Ленд Ровер, Тойота. Сейчас работаю на диллере Хундай-Киа и паралельно руководство прикупило бошевское оборудование, чтобы немного «замультибрендиться». И соответственно, поскольку оборудование официальное, требуется пройти сертификацию, чем я собственно сейчас и занят.
Небольшое отступление про мое начальство.
Как я уже сказал, ныне работаю на корея-мать, станция большая: автосалон, три поста электрики, двенадцать постов ходовой, шиномонтаж и куча всяких сопутствующих ништяков. Директор СТО мужик своеобразный, но понимает, что автобизнес зарабатывает не урезанием зарплат и расходов, а увеличением количества клиентов. А это в свою очередь достигается увеличением квалификации персонала и расширением сфер услуг. Ну и как следствие — постоянные тренинги.
Я раньше воротил носом от тренингов, ибо имея к тому времени, как пришел на эту станцию уже больше 6 лет опыта работы, ничего нового там услышать не ожидал. Но, сходив пару раз, я понял, что узнал некоторые интересные нюансы и завел нужные знакомства. Теперь с удовольствием посещаю тренинги, тестирования, олимпиады и т.д.
Извините, что так долго и сумбурно, просто пердак полыхает ярче сверхновой.Всем добра и здоровья. И выполняйте свою работу профессионально.
З.Ы.: сертификацию сдал на 94/100, остальные хз.
7826 плюсов 150 минусов
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
Лучшие посты за сегодня
13 часов назад
Гайд по «лёгкому» заработку
Честно найдено на просторах интернета, на всякий случай поставил тег повтор, мало ли было где.
16 часов назад
Для МТС и остальных операторов
Тут МТС с 4 мая запрещает раздавать интернет. Теперь надо заплатить 49 рублей / сутки и получить на сутки 50 ГБ трафика, которые можно раздавать.
Проедусь ка я катком по вам, дорогие мои, и объясню одну интересную вещь: я пошёл в магазин, купил палку колбасы за 300 рублей. Отрезал кусок и дал соседу. По вашей логике, я обязан вернуться в магазин и заплатить ещё 50 рублей за «опцию», что я отрезал кусок и дал соседу.
Иначе говоря, данная «опция» — прямое вмешательство в личную жизнь человека. Ваша обязанность, как оператора, предоставить трафик от вышки (условно скажем) до устройства приёма. Устройство приёма — это уже частная территория, и вы НЕ имеете права распоряжаться вопросом, куда дальше идёт трафик. Иное можно смело трактовать, как нарушение неприкосновенности частной жизни, а это статья 137 УК РФ.
21 час назад
Я у мамы инженер
Автор видео AkshayNarisetti пишет: «Я был на четвертом семестре, и именно тогда, после публикации этого видео в LinkedIn, со мной связался рекрутер из Google.»
Трамп спародировал Байдена
Трамп спародировал Байдена и высмеял его кандидатуру на пост президента в следующем году: «Что? Куда, чёрт побери, я иду? Я хочу выйти».
Во время выборов в 2024 нынешнему лидеру США будет 82 года, а Трампу — 78.
Велосипед > Лес > Клещ
Решил я прокатиться от квартиры до коттеджа на велосипеде. Погода была еще прохладная, около 7-9 градусов. Даже не думал, что клещи уже проснулись.
Ехал по проселочным, но все-таки дорогам. Старался не цеплять кусты и прочее. Осматривался несколько раз.
Уже потом подумал, что в нескольких местах приходилось лютую грязь обходить по бровке. Видимо там и цепанул.
Почувствовал еще во время покатушки, что впился засранец. Сфоткался на телефон, ожидания подтвердились. Это придало сил и ускорило мой путь в цивилизацию 🙂
Прокатился отлично. Велик грязью ушатал.
Доставал клеща иголкой и ножницами потихоньку. И в пакетик живого засунул, чтобы на экспертизу отвезти.
А параллельно заказывал истребителя этих тварей к себе на участок, мыл велик и умирал после покатушки по грязи. Проехал 49 км., но умотался не меньше, чем на сотку.
Жена отвезла клеща на экспертизу. В обед следующего дня узнал, что энцефалит не найден, еще через день — что боррелиоз тоже не обнаружен. Тем не менее, иммуноглобулин мне воткнуть пришлось 6 мл. вроде бы и антибиотик Доксициклин 200 мг. единоразово.
Вечером наблюдали, как работает вот этот парень. И на душе так хорошо становилось! 🙂
В общем, пока ждал результатов по клещу, нервы конечно пошаливали.
Всем здоровья и добра. И пусть эти гады никогда не встречаются на вашем пути!