Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Ремонт авто по ОСАГО в приоритете — каждая страховая обязана предложить пострадавшему натуральное возмещение. На практике многим удаётся получить деньги — есть ряд случаев, оговоренных законом, но чаще используют обоюдное согласие страховщика и автовладельца. Естественно, ремонт занимает больше времени, чем перечисление денег, но иногда именно этот вариант выгоднее для человека, попавшего в ДТП.

Для владельца машины полное страхование не является обязательным условием, в отличие от ОСАГО. Оформлять этот вид полиса или нет, человек решает самостоятельно, но застраховать себя от рисков повреждения техники или её полной потери — выгодно. Выплату можно будет получить не только в случае ДТП, но даже если машину повредит природное явление или ей нанесут ущерб третьи лица. Как получить компенсацию, и какие сроки ремонта по КАСКО предусмотрены страховыми компаниями, расскажет данный материал.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавший в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?

Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.

Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля. При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется. Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.

Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.

А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.

При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?

Почему выплаты по ОСАГО может не хватить на ремонт

Какие факторы определяют величину возмещения

Объём и порядок урегулирования убытков по ОСАГО полностью регулируется Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25. 2002 г. На текущий момент выплата по автогражданке в части возмещения вреда, причинённого имуществу потерпевших, возможна в двух формах:

  • денежной;
  • натуральной (в виде восстановительного ремонта).

Существует ряд причин, по которым страховщик имеет право предложить выгодоприобретателю выплату именно в денежной форме, среди них:

  • отсутствие возможности выполнить ремонт в положенный срок (30 календарных дней) ввиду, например, затянувшихся сроков поставки необходимых для замены деталей;
  • удалённость ближайшего места ремонта более 50 километров от места постоянного проживания потерпевшего или места ДТП;
  • если в городе, где произошло ДТП, нет официального дилера (актуально для владельцев транспортных средств возрастом менее двух лет).

Денежная выплата производится достаточно часто, хотя форма возмещения в виде ремонта является приоритетной.

Автолюбители в своих отзывах об урегулировании убытков по ОСАГО нередко жалуются на недостаточность денежных средств, которые они получили в качестве страховой выплаты, для полной оплаты восстановительного ремонта после ДТП. Чтобы понять, почему выгодоприобретателям в ряде случаев приходится добавлять собственные средства для оплаты услуг ремонтных станций, необходимо разобраться с перечнем затрат, которые компенсирует автогражданка, а также основными факторами, влияющими на величину выплат.

Расчёт денежной страховой выплаты по ОСАГО производится исключительно на основании единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства. Совокупный размер расходов на восстановление автомобиля складывается из нескольких составляющих:

  • расходов на проведение работ по ремонту транспортного средства;
  • расходов на материалы;
  • расходов на запасные части, используемых взамен повреждённых деталей (узлов, агрегатов).

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существуют два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2022 год составляет порядка 5 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Спустя год после ДТП владелец пострадавшего автомобиля Toyota Camry обратился в суд с заявлением о возмещении ущерба, причиненного в результате аварии. Истец требовал от виновника ДТП выплатить ему 60,6 тыс. руб. разницы между стоимостью предполагаемого ремонта и выплатой страхового возмещения СПАО «РЕСО-Гарантия». Ситуацию должна была прояснить автотехническая экспертиза, назначенная определением суда.

В рамках исследования эксперт сделал реконструкцию механизма столкновения и характера образования повреждений Toyota по Гугл-картам. Согласно материалам дела, авария произошла, когда владелец Toyota остановился перед перекрестком на мигающем светофоре, а водитель ехавшего за ним «Инфинити» не снизил скорость путем экстренного торможения вплоть до полной остановки транспортного средства. По мнению эксперта, столкновение было продольное, попутное, параллельное и блокирующее. Транспортно-трасологическое исследование показало, что повреждения задней части Toyota соответствуют повреждениям передней части «Инфинити».

Согласно выводам, с технической точки зрения, в действиях водителя Toyota не усматривается каких-либо несоответствий правилам дорожного движения. В то же время действия водителя «Инфинити» находятся в причинно-следственной связи с аварией. Повреждения Toyota, указанные в актах осмотра и материалах ГИБДД, соответствуют заявленным обстоятельствам аварии.

С учетом всех корректировок стоимость запчастей для пострадавшей иномарки составляет 144,3 тыс. руб. Стоимость расходных материалов, необходимых для восстановительного ремонта — 15,5 тыс. руб. Стоимость восстановительного ремонта, рассчитанная по Единой методике без учета износа, составляет 214,8 тыс. руб. При этом стоимость ремонта по среднерыночным ценам без учета износа комплектующих, узлов и деталей на дату ДТП — 355,6 тыс. руб.

Виновник аварии с такими суммами не согласился и обратился за рецензией на данное экспертное заключение. При первоначальном бесплатном анализе, после изучения представленного заключения и материалов дела, экспертом было отмечено, что заключение составлено с большим количеством процессуальных нарушений действующего законодательства, а именно Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31. 2001 г. , и выполнено ненадлежащим лицом. Исследование относится к технической экспертизе транспортного средства, которая проводится экспертами-техниками, прошедшими дополнительную профессиональную переподготовку, имеющими соответствующие квалификации, прошедшими аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии и внесенными в реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ. Это предусмотрено п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2014 года N 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников», а также Приказом № 277 от 22 сентября 2016 года «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования». Однако в данном случае эксперт не прошел аттестацию, в реестр экспертов-техников Минюста не внесен, а значит, и права проведения данной экспертизы не имел.

При всех этих нарушениях рецензентом было отмечено, что расчет стоимости ремонта и расходных материалов выполнен практически верно, сумма завышена не более чем на 8-10 тысяч рублей, в связи с чем ответчику необходимо решить, стоит ли оспаривать данную экспертизу, если при повторной сумма ущерба, а значит, и сумма иска незначительно уменьшится.

Ответчик оказался очень принципиальным и решил, что ему нужна и рецензия и повторная экспертиза, несмотря ни на что.

Ознакомившись с выводами рецензии, суд назначил повторную автотехническую экспертизу, в рамках которой вновь был проведен расчет стоимости ремонта и расходных материалов транспортного средства истца. По результатам суммы оказались немного ниже. В итоге в пользу пострадавшего с ответчика было взыскано 54 тыс. руб.

Больше информации о рецензиях: recense. exprus.

Выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт? Выход найден

Потраченные из своего кармана деньги можно вернуть. Главное, чтобы расходные документы были составлены в соответствии с требованиями российского законодательства.

Материалы по теме

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Рынок запасных частей лихорадит. Цены скачут каждый день, а разница в стоимости одной и той же запасной части порой двукратная!Реальные рыночные цены никак «не бьются» с теми ценами, что указаны в справочниках запчастей РСА. А страховые компании оценивают ущерб именно по этим справочникам и по принятой единой методике. Что делать, если выплаты по ОСАГО недостаточно для ремонта?Раньше недовольный автомобилист мог подать в суд на страховую компанию, а сейчас подобный иск бесперспективен, даже если пройдет через фильтр финансового уполномоченного, который выступает в таких спорах арбитром. Материалы по теме

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Кроме того, у нас узаконен так называемый «износ», когда выплачивается не полная стоимость запасной части, а лишь ее часть. Предельный коэффициент износа составляет 50% – в пределе начислят только половину суммы от той, что числится в справочнике. А от реальной цены это будет в лучшем случае треть!И вот пострадавший в аварии не по своей вине автомобилист вынужден доплачивать за ремонт из своего кармана – если решится взять у страховой деньгами, а не в натуральном выражении в виде ремонта.

Единая методика оценки ущерба (суммы компенсации) – это документ, который утверждается Банком России.

Между тем, потраченные из своего кармана деньги можно вернуть. Материалы по теме

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

В 2017 году Конституционный суд РФ принял решение, что обязательное страхование не подменяет ответственность виновника аварии, поэтому потерпевший может обратиться напрямую к виновнику ДТП за компенсацией ущерба – минуя страховую компанию. Конечно, обычно все поступают по-другому: сначала получают компенсацию в страховой компании, а только потом чешут затылок – взыскивать ли разницу с виновника аварии или нет. Так вот, упомянутый механизм позволяет пострадавшему в аварии получить именно 100‑процентную компенсацию ущерба – то есть получить с виновника аварии ровно столько, сколько было уплачено за ремонт автомобиля. Ваши действияЮрист Илья Афанасьев подробно расписал алгоритм.

Читайте также:  Ремонт в минске радиаторов на авто

«Под реальными расходами на ремонт (восстановление) могут пониматься как документы от СТО, которая ремонт производила, так и заключение независимого эксперта».

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Что это означает?То, что после аварии и получения компенсации от страховой компании потерпевший автовладелец идет ремонтироваться в сервис, после чего может на основании документов от СТО подать в суд на виновника аварии, взыскав разницу между уплаченной суммой за восстановление автомобиля и суммой, полученной от страховой компании. Главное, чтобы расходные документы были составлены в соответствии с требованиями российского законодательства: кассовые чеки, а не квитанции об оплате, заказ-наряд и акт приема-передачи автомобиля из ремонта, подробная официальная дефектовка. Для получения по суду полной компенсации стоимости ремонта сохраняйте:

  • акт дефектовки автомобиля
  • заказ-наряд на ремонт автомобиля
  • акт приема-передачи автомобиля из ремонта
  • кассовые чеки

Работает?Подобная практика взыскания разницы между стоимостью ремонта и выплатой по ОСАГО набирает обороты, и число исков к виновникам ДТП растет не по дням, а по часам. А если виновник — я?Материалы по теме

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Ответ на этот вопрос отсутствует. На сегодняшний день в России не существует страхования, которое на 100% страхует вашу ответственность как автомобилиста перед третьими лицами. ОСАГО, в силу его регулирования государством, по факту покрывает вашу ответственность лишь частично: максимальная сумма возмещения по «железу» составляет 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью – 500 тысяч рублей. Государство лишь недавно предложило внести изменения в ОСАГО, вводящие правило полной денежной выплаты стоимости запасных частей, но в связи со сложной экономической обстановкой предложение осталось лишь предложением. Что в итоге?Материалы по теме

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Единственный способ не попасть в ситуацию, когда за ДТП придется платить по суду из своего кармана, – ездить аккуратно, не провоцировать аварийные ситуации, смотреть в зеркала, включать поворотники. В общем, соблюдать правила приличного поведения на дороге. Ну а если вы пострадали от действий другого водителя, то можете смело подавать на него в суд и взыскивать разницу между стоимостью ремонта и страховой выплатой – такое дело будет практически беспроигрышным.

Подпишись и будешь всегда в курсе!За рулем на Яндекс. Дзен

Учёт износа заменяемых деталей

При расчёте расходов на запасные части, подлежащие замене, обязательно учитывается износ повреждённых деталей (узлов, агрегатов). Основные факторы, определяющие степень износа:

  • срок эксплуатации комплектующего;
  • величина пробега транспортного средства.

Чем интенсивней и продолжительней использовался автомобиль, тем выше показатель износа. Он в свою очередь снизит размер выплаты по ОСАГО. Потерпевшие часто сталкиваются с тем, что фактическая стоимость новых деталей превышает компенсацию за повреждённые элементы, так как выплата производится с учётом их износа.

Расчёт стоимости нормо-часов

Калькуляция расходов на проведение ремонтных работ по ОСАГО предполагает фиксированные ставки стоимости нормо-часов. Если страховая выплата была произведена в денежной форме, выгодоприобретателю необходимо будет самостоятельно осуществить поиск подходящей ремонтной станции для восстановления транспортного средства. Выплаченных средств может не хватить на оплату ремонтных работ, так как фактическая стоимость нормо-часа на выбранной ремонтной станции часто превышает показатель, предусмотренный нормативами ОСАГО.

Такая практика обусловлена в первую очередь тем, что ремонтные станции — такие же участники рынка, как и другие коммерческие организации. Они свободно устанавливают стоимость своих услуг, не ориентируясь на единую методику расчёта расходов по ОСАГО.

Ограниченная страховая сумма по ОСАГО

Покрытие по ОСАГО предусматривает два лимита выплат:

  • 500 тыс. руб. в части возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью каждого потерпевшего;
  • 400 тыс. руб. в части возмещения вреда, причинённого имуществу каждого потерпевшего.

Действительная стоимость автомобиля обычно превышает сумму 400 тыс. руб. Владельцу дорогостоящего авто даже при незначительном повреждении транспортного средства может не хватить установленного по ОСАГО лимита на ремонт. Дополнительными факторами, увеличивающим фактическую стоимость восстановительных работ, являются рост цен на детали (узлы, агрегаты) автомобилей, а также дефицит на определённые запасные части.

Если расходы на ремонт превысят сумму лимита выплат по ОСАГО, то для полного возмещения имущественных убытков потерпевшему необходимо будет обращаться за недостающими денежными средствами к виновнику ДТП.

В некоторых ситуациях, когда ОСАГО не справляется, поможет каско.

Чтобы «Открытый журнал» день ото дня становился лучше, нам важно знать ваше мнение о нём. Делитесь впечатлениями, предложениями, пожеланиями, задавайте вопросы – форма обратной связи существует именно для того, чтобы мы постоянно находились в диалоге с читателями!

Вам также может понравиться

Больше интересных материалов

Когда ОСАГО выгодно страховщику

Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП через суд.

Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности. К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет). Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.

Но тогда зачем оформлять ОСАГО?

Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

К сожалению для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

Когда страховка выгодна виновнику ДТП

Что же делать тому, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие? Чтобы ответить на вопрос, зачем ОСАГО, если платит виновник, нужно рассмотреть реальную правоприменительную практику возмещения ущерба. Она показывает, что все не так плохо для того, по чьей вине случилась авария, как выглядит на первый взгляд. Ситуаций, когда можно не доплачивать разницу в стоимости ремонта, несколько:

  • Страхового покрытия хватает на восстановление авто.
  • Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть.
  • Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у.
  • Покупаются неоригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.

А теперь перечислим случаи, когда виновник аварии платить не должен. Их два:

  • дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
  • возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.

Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.

Расширенное ОСАГО

Расширенная страховка ОСАГО (ДСАГО) оформляется добровольно. Тарифы на оформление полиса устанавливаются с учетом нескольких параметров. Помимо прочего, цена будет зависеть от максимального лимита ответственности по полису. Чем больше размер покрываемого страховкой ущерба, тем выше стоимость страхового продукта. Максимальный размер покрытия устанавливает сам страхователь, в зависимости от своих возможностей. Как работает ДСАГО? Если вы стали виновником ДТП, но ваш полис ОСАГО не покрывает убытки другого участника аварии, то недостающие средства берутся из расширенного ОСАГО.

Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа

35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.

По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.

Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.

Рассмотрим порядок возмещения ущерба по страховке. Если причинен вред не только автомобилям, но и здоровью людей, он будет компенсирован за счет источников, перечисленных ниже:

  • по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
  • за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
  • за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
  • за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
  • за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.

Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.

Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.

Заключение

Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было. Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба. И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Ремонт по КАСКО — что в него входит

Выполнить ремонт по КАСКО могут все лица, застраховавшие свой автомобиль до момента наступления аварийной ситуации. Страховщик в таком случае должен компенсировать ущерб или устранить всё — начиная от несущественных царапин и заканчивая серьёзными кузовными повреждениями. Совсем мелкие ремонтные работы держатели полисов могут выполнять сами за свои деньги, но это зависит от франшизы, прописанной в условиях договора. Отсутствие этого пункта обязывает компанию выплатить деньги на покрытие любого ущерба.

Читайте также:  Ремонт компрессоров автомобильных кондиционеров в Перми

Если машина повреждена настолько, что стоимость её восстановления превышает франшизу, то оплатить ущерб фирма-страховщик должна полностью. Когда наступает страховая ситуация, то полная страховка предлагает решить проблему такими путями:

  • страховая компания может выдать автовладельцу наличные средства, покрывающие убытки в полной мере;
  • страховщиком может быть выписано направление на СТОА официального дилера;
  • если у организации имеется собственное СТО, то она устраняет повреждения своими силами.

Автомастерскую клиент может выбрать на своё усмотрение. В ремонт авто по КАСКО входит устранение кузовных дефектов и вмятин, замена сломанных деталей, восстановление всех функций машины. В итоге владелец автомобиля должен получить своё транспортное средство в таком состоянии, каким оно было до аварии.

Важно! При подписании договора следует узнать, где будет проводиться восстановление ТС и какой срок направления на ремонт по КАСКО предусмотрен. Нередко частные автомастерские делают работу хуже, чем организации официального дилера. Так, к примеру, вмятину на двери обычные СТОА будут выравнивать, а официальный дилер её поменяет на новую. Сроки при этом могут значительно различаться. В частных автомастерских он нередко затягивается.

Правовые вопросы по ремонту КАСКО

Услугой добровольного страхования пользуются не только физические лица, но и организации, у которых на балансе числится определённое количество автомобилей. Как происходит выплата по страховке и какой срок ремонта авто по КАСКО, указывается в подписываемом договоре. Кроме того, страхование, производимое на добровольной основе, регламентируется на законодательном уровне.

  • Основные аспекты можно найти в законе № 4015−1 от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в РФ». Здесь сказано, что клиент сам вправе выбирать вид возмещения ущерба — денежная компенсация или восстановление ТС.
  • Ещё одна статья 313 ГК РФ предусматривает информацию о восстановлении ТС, которое должно осуществляться компанией, заключившей договор с держателем полиса. Сроки ремонта авто по КАСКО по закону должны быть чётко прописаны в страховом соглашении.
  • Если компания не выполняет свои обязательства в соответствии с договором, клиент может воспользоваться правом ускорения процесса восстановления или выплаты компенсации. Именно об этом говорит статья 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ под номером 20 от 27 июня 2013 года. Проще говоря, держатель полиса имеет право устранить повреждения в другом автосервисе, а затем предоставить чеки страховой компании.

Важно! Под понятием «страховщик не справляется с обязанностями» подразумевается затягивание сроков устранения дефектов или выплаты компенсации. В таком случае не спешите делать восстановительные работы самостоятельно. Сначала напишите претензию на имя руководителя компании, дождитесь ответа, а затем действуйте.

Срок ремонта по КАСКО по закону РФ

Существуют ли сроки ремонта автомобиля по КАСКО по закону РФ? В договоре страхования сроки восстановительного ремонта по КАСКО указывают многие компании, и это регламентируется 943 статьёй ГК РФ. Некоторые организации не прописывают точные даты, поэтому клиенты не находят конечный срок выполнения страховых обязательств. Если возникает такая ситуация, держатель полиса вправе потребовать необходимую информацию от кампании-страховщика.

Обратите внимание. Разные организации устанавливают свой период, но обычно сроки выполнения ремонта авто по КАСКО составляют 15—30 дней.

Если в соглашении не указано, какой срок ремонта автомобиля по КАСКО предусмотрен, направление на восстановление ТС должно быть выписано в течение семидневного срока. Кроме того, автовладелец может ознакомиться с пунктом 2 в статье 314 Гражданского кодекса. Определённых цифр там нет, но прописано, что сроки выполнения ремонта по КАСКО должны быть разумными.

Понятие достаточно размытое, однако не стоит ждать более чем 40—50 дней после страхового случая. Если дело дойдёт до суда, то такой период будет расценен как искусственное затягивание времени. Если говорить о том, какие сроки ремонта по КАСКО у официального дилера, то на восстановительные работы в таком случае отведено 30 дней. В течение этого периода автомастера должны привести ТС в тот вид, в котором оно было до аварийной ситуации.

Из-за чего могут быть увеличены сроки ремонта по КАСКО

Когда выполняется ремонт машины по КАСКО, сроки могут затянуться. Обычно это происходит из-за следующих причин.

  • Значительные повреждения, вследствие чего период восстановительных работ продлевается. Когда машина повреждена более чем на 75%, страховая организация принимает решение о нецелесообразности восстановления, признаётся гибель ТС, и клиенту выплачивается компенсация.
  • Если машина импортного производства, для замены деталей потребуется время на их поставку из-за рубежа.
  • Большие очереди в станции технического обслуживания.
  • Неслаженная работа СТО и компании страхователя.

Ремонт авто по КАСКО в обязательном порядке контролируется представителями страховой фирмы. Нелишним будет проявить участие в процессе и автовладельцу. Как правило, чем чаще клиент интересуется, тем быстрее производится восстановительный процесс.

Обратите внимание. Прежде чем отправить повреждённое авто в СТО, поинтересуйтесь, какой максимальный срок ремонта авто по КАСКО предусмотрен в вашем случае. Желательно, чтобы это было подтверждено в письменном виде. Такие действия помогут избежать увеличения периода работ и получить авто в указанные сроки.

Что делать, если сроки ремонта автомобиля по КАСКО затянулись

Если сроки ремонта по КАСКО у официального дилера или на частном СТО затягиваются, автовладелец имеет право потребовать от станции техобслуживания предоставить письменное заявление с указанием причины увеличения срока. Далее необходимо написать заявление в адрес страховщика и настоять возместить ущерб в денежной форме или завершить восстановительные работы в срочном порядке.

В случае игнорирования просьбы клиент может забрать авто из СТО и произвести восстановление автомашины самостоятельно, а счёт предоставить фирме-страховщику. Если в компенсации будет отказано, вариант один — решать вопрос в судебном порядке.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Страховка по КАСКО — выплаты или ремонт в СТО

Многие автовладельцы стоят перед выбором — выплата по КАСКО или ремонт автомобиля? Иногда клиенты выбирают деньги и соглашаются привести машину в порядок самостоятельно. Это касается мелких дефектов. Не ремонтировать ТС не получится, так как через определённый период страховщик имеет право на осмотр восстановленного автотранспорта.

Выгоднее взять денежную компенсацию, если планируется заменить оригинальные детали аналогами других производителей или у клиента есть возможность выполнить ремонтные работы за символическую стоимость.

Обратите внимание. Сколько денежных средств на ремонт выделит компания, можно поинтересоваться у страхового агента, но, как правило, сумма порядком ниже, чем полагается. Обусловлено это тем, что при расчёте ущерба вычитается амортизационный износ и утрата товарной стоимости ТС.

Ремонт по КАСКО у официальных дилеров

Ремонт по КАСКО у официального дилера выгоднее, чем в частной автомастерской из-за:

  • более высокого уровня профессионализма работников;
  • предоставления дополнительной гарантии на проведённые работы;
  • высокотехнологичного оборудования, которое в обычных автомастерских отсутствует;
  • быстрой поставки запасных частей.

Ещё одно преимущество обращения к официальному дилеру — подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО, предоставляемый на весь период восстановительных работ. Сроки ремонта авто у официального дилера устанавливаются в интервале от двух недель до одного месяца. Чтобы произвести ремонтные работы, потребуется предоставить пакет документации, указанный в соглашении. Обязательные документы:

  • страховой полис;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации машины;
  • справки с СТО, подтверждающие осмотр авто.

При ДТП или порче ТС третьими лицами страхователь может потребовать дополнительные документы.

Ремонт по КАСКО без справки ГИБДД предусмотрен, если машина не является участником аварии. То есть повреждения были нанесены третьими лицами. В таких ситуациях придётся брать справки из ОВД.

Собранный пакет документов направляется в страховую компанию. Сроки согласования ремонта по КАСКО в данном случае определяются степенью тяжести повреждений. Обычно на утверждение сметы уходит около 5—7 рабочих дней. После согласования нюансов и одобрения ремонта выдаётся документ для предоставления в СТО. Срок действия направления на ремонт по КАСКО неограничен.

Обратите внимание. Сроки ремонта по КАСКО у официального дилера могут увеличиться, но они не должны превышать 45 дней. Это регламентируется на законодательном уровне.

Подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО

Подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО предоставляется клиенту, если повреждённое ТС находится на гарантии, устранение повреждений значительно затягивается или ТС отправлено на восстановление к официальному дилеру.

В таком случае клиенту необходимо обратиться в дилерский центр и написать заявление. После этого оформляется договор аренды на транспортное средство, а по окончании ремонтных работ авто необходимо вернуть в таком состоянии, в каком оно было выдано. Услуга не бесплатная. Обратите внимание, что подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО предоставляет дилер. Страховая компания к этому никакого отношения не имеет.

Что делать, если ремонт сделан некачественно

Некачественный ремонт по КАСКО бывает редко, но лучше знать, что в такой ситуации делать. Для начала понадобиться провести экспертизу и доказать, что ремонтные работы произведены в ненадлежащем качестве. Далее необходимо подать жалобу в страховую фирму и приложить оценочные документы независимого эксперта. Если страховщик не отреагирует на претензию, клиенту нужно обращаться в суд.

В каких случаях выплачивается КАСКО, а в каких нет

Выплаты по КАСКО без справок из ГИБДД (если ТС повреждено третьими лицами) или с полным пакетом документов производятся при:

  • ДТП или угоне;
  • стихийных бедствиях;
  • поджоге ТС;
  • конструктивной гибели;
  • повреждении авто третьими лицами.

Иногда страховщики отказывают в выплате ущерба по следующим причинам:

  • автовладелец не предоставил достаточное количество требуемых документов;
  • клиент отказался предоставлять машину для осмотра в СТО;
  • предоставлены заведомо ложные данные о причине повреждений;
  • выполнено восстановление ТС до осмотра экспертом;
  • причиной аварии стало несоблюдение ПДД.

Все вышеуказанные причины являются обоснованными со стороны закона. Доказать неправоту компании в такой ситуации не получится даже через суд.

Чтобы избежать спорных ситуаций при наступлении страхового случая, тщательно выбирайте компанию и внимательно читайте соглашение. Крупные фирмы стараются прописывать в договорах всё до мельчайших подробностей, но бывают исключения. Помните — доскональное изучение всех условий — залог плодотворного сотрудничества со страховщиком.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Что говорит закон

Возможность ремонта автомобиля и правила его проведения регулируются несколькими законодательными актами. Основной — закон № 40-ФЗ. Согласно ему, с 2017 года автовладельцы имеют право выбрать восстановительный ремонт вместо денежной выплаты. Пункт 1 статьи 12 предусматривает право автовладельца на страховое или прямое возмещение убытков. Под прямым страховым возмещением понимают организацию и оплату ремонтных работ (пункт 15 той же статьи). Есть оговорка — станцию техобслуживания выбрать нельзя. Обычно направляют в ту СТО, у которой со страховой компанией заключён договор.

Важно! Изменения в законодательстве касаются только автомобилей, принадлежащих физическим лицам.

До того, как в закон № 40-ФЗ внесли изменения, владелец авто мог получить деньги лично или страховая перечисляла их автосервису, выбранному клиентом. Но от второго варианта можно было просто отказаться и забрать страховое возмещение. Это позволяло получать деньги незаконным путём, например, после организованной автоподставы на дороге. В то же время у автовладельцев был выбор — потратить полученную компенсацию на ремонт в сервисе или отремонтировать машину своими силами, хорошо сэкономив.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Выбрать ремонт или выплату по ОСАГО в 2022 году просто так нельзя. В большинстве случаев авто после ДТП отправляют в автосервис, а страховая оплачивает работу и запчасти. Владельцы легковых автомобилей, зарегистрированных в России, практически лишились права выбора — денежную компенсацию для них сделали менее доступной.

Направление на ремонт по ОСАГО 2022

Ремонт авто по полису ОСАГО осуществляют по специальному направлению, в котором прописано право на возмещение ущерба после ДТП и обязанность автосервиса полностью восстановить транспортное средство.

Важно! Направление на ремонт заменяет страховую выплату потерпевшему и нивелирует лишние звенья в цепочке компенсации ущерба. Страховщик перечисляет деньги напрямую автосервису, а не пострадавшему в ДТП.

Но выдача таких сертификатов — это не панацея, поскольку автовладельцы не могут сразу обратиться в сервис. Всё равно приходится идти в страховую, оформлять направление на ремонт, деньги на руки не дадут, владельцу повреждённого авто вручат направление, с которым нужно идти на ремонт.

Процедура получения

Пострадавшему в ДТП придётся контактировать с двумя организациями — страховой компанией, куда он обратится с документами на возмещение ущерба, и с СТО, где проведут ремонт.

Оформление ДТП

Действия водителя при дорожно-транспортном происшествии регулируют ПДД РФ. Согласно пункту 2. 5, необходимо:

  • остановить авто;
  • включить аварийку;
  • выставить предупреждающий знак;
  • не менять положения предметов, которые касаются аварии.

Также надо вызвать скорую, сотрудников полиции, если есть пострадавшие или раненые. Если таковых нет, участники аварии самостоятельно решают, обращаться ли в ГИБДД. Если пострадал автомобиль, нужно сфотографировать его положение на дороге, все типы повреждений, другие предметы, например, деревья или ограды, которые имеют отношение к аварии.

После этого проезжую часть нужно освободить. Пункт 2. 1 ПДД гласит, что это можно сделать только с разрешения сотрудника ГИБДД, если не оформляется европротокол. Если есть пострадавшие, водителя, который самостоятельно покинул место происшествия, могут лишить водительского удостоверения или даже заключить под стражу на 15 суток. Затем нужно собрать контакты очевидцев и ждать, пока прибудет полиция.

Читайте также:  Ремонт стекол в мурманске

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

При составлении европротокола ГИБДД вызывать необязательно, но должны быть соблюдены такие пункты:

  • в аварии участвовали не более двух ТС;
  • нет пострадавших;
  • повреждён автомобиль виновника ДТП;
  • есть полис и у виновника, и у пострадавшего;
  • у водителей нет претензий друг к другу.

Важно! Повреждения можно фотографировать и снимать на камеру.

Необходимые документы

Список документов на ремонт по страховому случаю регулируется Положением ЦБ № 431-П:

  • бланк извещения о ДТП;
  • паспорт;
  • протокол (или постановление о привлечении виновника к ответственности или об отказе от его привлечения);
  • если обращается не владелец поврежденного транспортного средства, а доверенное лицо, нужна нотариальная доверенность;
  • ПТС (СТС);
  • водительское удостоверение;
  • полис;
  • заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
  • квитанция на оплату услуг эвакуатора, если авто эвакуировали;
  • фото- или видеоматериалы, показания свидетелей.

В страховой нужно написать заявление. Если у водителя есть право на прямое возмещение ущерба, он обращается к своему страховщику, во всех остальных случаях — в страховую компанию виновника аварии.

Важно! Только при оформлении европротокола нужно успеть подать заявление в течение 5 дней. Если в фиксации участвовала ГИБДД, на это отводится 3 года, но лучше не тянуть.

Заявление на ремонт

Бланк заявления в разных компаниях может отличаться, его выдаёт страховщик. Стандартно пострадавший в ДТП указывает:

  • личные данные;
  • данные своего полиса обязательного страхования гражданской ответственности, повреждённого авто;
  • описание аварии (адрес, время, участники и др.);
  • перечень приложений (копия паспорта, извещение о ДТП, копии протокола и др.);
  • также в заявлении указывается просьба отремонтировать авто и закрепляется право получения неустойки при просрочке.

Бланк заявления в электронном виде обычно есть на сайте страховой компании.

Экспертиза

Не позднее чем через 5 дней после подачи заявки повреждённую машину нужно предоставить для осмотра ТС. Правила экспертизы утвердил Банк России (Положение от 19. 2014 № 433-П). Согласно им:

  • экспертом может выступать физлицо, внесённое в Реестр экспертов-техников, или компания;
  • предоставить нужно всё, что осталось от машины, даже если это отдельные детали ТС;
  • если техническая экспертиза не в состоянии определить размер убытков или установить страховой случай, страховая в течение 10 дней после подачи заявления вправе обратиться к владельцу второго (или других) авто, участвовавших в аварии;
  • если невозможно привезти авто на осмотр (причину нужно указать в заявлении), экспертизу проводят по месту нахождения ТС;
  • эксперт предоставляет потерпевшему результаты осмотра повреждённого ТС;
  • если потерпевший в согласованную дату не предоставляет повреждённое ТС, назначается новая дата, но в пределах 20 дней с момента подачи заявки (если иное не указано в договоре).

Экспертизу не проводят, если страховщик и потерпевший договорились обойтись без неё. Тогда осмотр выполняет страховая компания. Если же она отказывается проводить осмотр и/или инициировать независимую экспертизу, пострадавший вправе организовать её самостоятельно — результаты будут иметь ту же юридическую силу. Но нужно уведомить страховщика о дате и времени проведения минимум за 3 дня.

Важно! Если потерпевший сам организовал проведение экспертизы до того, как получил официальный отказ от страховой компании, результаты не будут учтены.

Решение

Принимают решение и выдают направление в сервис максимум в течение 20 дней с даты, когда подано заявление. А если СТО не из списка страховой компании, срок увеличивается до 30 дней. При несоблюдении автовладелец вправе рассчитывать на компенсацию — 1% от суммы возмещения за каждый день просрочки.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Как рассчитывается стоимость

Расходы на ремонт повреждённого ТС рассчитываются в соответствии с Положением Банка России № 755-П. Лимиты выплаты:

  • не более 400 тыс. руб. при причинении ущерба имуществу;
  • не более 500 тыс. руб. при причинении вреда здоровью или жизни (выплату планируют увеличить до 2 млн руб., но законопроект Минфина ещё не утверждён).

В случае с европротоколом возможен ремонт стоимостью не более 100 тыс. руб. , если он положен по ОСАГО. Если работы обойдутся дороже, придётся доплачивать или отказаться, чтобы получить деньги.

Важно! Справочники, по которым рассчитывают среднюю стоимость деталей, c 2021 года создают отдельно для всех субъектов России. Цены в них будут менять каждые 3 месяца (ранее было полгода).

Стандартно используют ЕМР — Единую методику расчёта. Она учитывает износ узлов и деталей, срок эксплуатации, пробег ТС. Максимальный размер амортизации не должен превышать 50% вне зависимости от возраста машины. Стоимость запчастей берут из справочников, причём используют одинаковую и для гарантийных автомобилей, и для тех, которые уже сняты с гарантии.

Можно ли выбрать СТО

Автовладелец не может обратиться к «гаражным» мастерам или просто к знакомому, чтобы сделать всё дешевле. Направление работает только в случае, если ремонт производится в определённом автосервисе, с которым страховщик заключил договор.

В то же время пункт 15. 3 статьи 12 Закона ФЗ−40 позволяет выбрать сторонний сервис, если удастся получить согласие страховой компании в письменном виде. Страховщик имеет право отказать.

Крупные компании заключают договоры с несколькими мастерскими. В этом случае автовладелец имеет право ремонтировать транспорт в любом сервисе страховой. Списки обычно есть на официальном сайте страховщика.

Сроки ремонта по ОСАГО 2022

Условия ремонта по ОСАГО отличаются в зависимости от возраста машины:

  • если ей меньше 2 лет, пострадавшего направят в гарантийную мастерскую официального дилера;
  • в остальных случаях страховщик направляет пострадавшего в конкретную СТО.

Вне зависимости от того, в какую мастерскую передаётся повреждённая машина, на проведение ремонтных работ отводится 30 дней (только рабочих). Этот срок можно увеличить, если восстановительный ремонт нельзя провести за 30 дней, но при этом автовладелец не против.

На ремонт у официального дилера или в сервисе распространяется гарантия:

  • минимум 6 месяцев;
  • для ЛКП (лакокрасочного покрытия) — до года.

Доплата за ремонт по ОСАГО по закону возможна в двух случаях:

  • в аварии виновны оба водителя, каждый получает половину суммы ущерба, а остаток нужно внести своими деньгами;
  • ремонт обойдётся в бо́льшую сумму, чем лимит ответственности страховщика (более 400 тыс. руб. или по европротоколу).

Но даже если ремонт выйдет дороже 400 тыс. руб. , пострадавший может не доплачивать. Страховщик обязан спросить, согласен ли он на доплату определённого размера, и указать это в направлении. Если он отказывается произвести доплаты, ремонт не делают и выплачивают деньги.

Важно! При наличии направления от страховой СТО не имеют права отказать в ремонте машины после ДТП.

При нарушении сроков ремонта тоже действует неустойка, как и при затягивании выдачи направления в сервис — 0,5% за каждый день. Автоматически такая неустойка не начисляется. Чтобы получить компенсацию за просрочку, нужно направить претензию в страховую компанию. Кстати, если затягиваются оба срока — и выдачи направления, и ремонтных работ — компенсация суммарно не может превышать размер страховой выплаты.

Будет ли СТО использовать запчасти оригинал или аналог, нужно выяснять в сервисе, но они должны быть новыми. Пострадавшему важно внимательно прочесть заявление. В нём может быть указано, что он согласен с установкой б/у запчастей, а при наличии подписи требовать использования только новых деталей и узлов уже не получится.

Выполнили некачественный ремонт — что делать

Некачественный ремонт по ОСАГО случается нередко. Но СТО действуют согласно договору обязательного страхования, поэтому к ним претензий быть не должно. Пострадавшему нужно:

  • вначале обратиться к страховщику — подать претензию (лично в офисе, на электронную почту или заказным письмом);
  • если страховая никаких действий не предприняла, идти в суд и требовать переделки некачественного ремонта в судебном порядке.

Важно! На рассмотрение досудебной претензии отводится 10 дней.

Если страховая принимает претензию, она должна провести осмотр машины, составить акт с описанием недостатков восстановительного ремонта или замены деталей (если они действительно есть). Такой акт составляется в трёх экземплярах — для СТО, пострадавшего и страховой. Автовладелец повторно едет в сервис, предъявляет акт и ждёт исправления недочетов.

Если в акте указано, что недочётов нет, а автовладелец не согласен, он вправе обратиться в суд. С этого момента взаимоотношения сторон регулируются гражданско-процессуальным законодательством, статьями 131 и 132.

В каких случаях можно получить выплату вместо ремонта

Можно ли отказаться от ремонта и получить деньги, определяется пунктом 16. 1 статьи 12 закона об ОСАГО. Причины выдачи денежного возмещения:

  • авто нельзя восстановить;
  • авария привела к среднему или тяжкому ущербу для здоровья или гибели потерпевшего;
  • владелец автомобиля имеет инвалидность и попал в аварию на спецавто;
  • расчёт стоимости ремонта по ОСАГО показал, что на проведение работ нужно больше 400 тыс. руб.;
  • в аварии виновны оба водителя;
  • страховая согласна произвести выплаты.

Отказ в ремонте и получение возмещения ущерба деньгами возможны и в том случае, если потерпевший не согласен на проведение ремонта машины на гарантии в том сервисе, который не заключил договор с производителем. В редких случаях Центробанк обязует страховую выплачивать пострадавшему деньги.

Очень часто причиной назначения денежной выплаты становится отсутствие подходящих СТО, соответствующих нормам закона. Например, ближайший к пострадавшему автосервис должен находиться на расстоянии до 50 км, иначе авто должна транспортировать к месту ремонта страховая. Если клиент живёт в отдалённой сельской местности, то аккредитованных страховщиком сервисов на указанном расстоянии может и не быть.

Деньги или ремонт по ОСАГО

Ремонт или замена запчастей взамен выплаты деньгами имеет ряд преимуществ:

  • не нужно искать СТО, определять объём работ и стоимость восстановительного ремонта — это сделает страховая;
  • если качество выполнения восстановительных работ низкое, в сервисе всё переделают;
  • в случае просрочки можно требовать компенсацию;
  • сроки проведения восстановительных работ и выдачи потерпевшему направления установлены законом — СТО и страховщику невыгодно затягивать процесс, иначе им придётся платить неустойку;
  • используют только новые детали (за исключением редких случаев, когда машине много лет, поэтому новых деталей на неё нет), хотя СТО не обязаны ставить оригинал.

Возмещение убытков деньгами по страховке ОСАГО тоже имеет свои плюсы:

  • требовать возмещение деньгами выгодно в том случае, если пострадавший планирует заняться самостоятельным ремонтом или с помощью знакомых недорого восстановить авто;
  • можно восстановить не все повреждения транспортного средства или вовсе отложить ремонт;
  • деньги выбирают и в том случае, если не собираются ремонтировать машину или хотят продать её в том состоянии, в котором она есть.

Выбирая, что выгоднее — ремонт или деньги по ОСАГО, нужно опираться на возраст авто, объём повреждений и ряд других факторов. Например, для очень дешёвых «возрастных» машин (стоимостью до 400 тыс. руб. ) выгоднее ремонт. Даже если недавно поставили новые дорогие запчасти, страховая всё равно посчитает их возраст со дня выпуска ТС, а ещё учтёт пробег, степень износа деталей и узлов — компенсация деньгами может оказаться совсем мизерной.

На практике автостраховщики тратят на ремонт пострадавших машин меньше, чем при назначении денежной компенсации. Кроме того, в таком формате возмещения заинтересованы и аккредитованные СТО — им выгодно, чтобы страховая направляла клиентов. Но это больше применимо к новым авто, в то время как по «возрастным» и с большой степенью износа страховой обычно выгоднее выплатить компенсацию деньгами.

Если стоимость ремонта не покрывается страховкой

Также нужно учитывать неустойку. Если объём работ по восстановлению ТС таков, что в 30-дневный срок не уложиться, со страховщика взыскивается неустойка. Опытный оценщик сразу видит, что за месяц восстановить авто не получится, и будет настаивать на денежной выплате.

Популярные вопросы

Можно ли отказаться от направления на ремонт по ОСАГО?

Пострадавший водитель вправе требовать денежную выплату, если попадает под нормы п. 1 ст. 12 закона об ОСАГО. В этом случае не важно, на чём настаивает страховщик, — закон на стороне владельца полиса. Кроме того, со страховой можно договориться. При наличии согласия с её стороны возможно получение компенсации деньгами вместо восстановления повреждённого ТС.

Кто платит за ремонт по ОСАГО?

По общим правилам ущерб, в том числе оплату стоимости восстановительного ремонта, возмещает страховая того, кто виновен в аварии, но в пользу потерпевшего. Сам же потерпевший должен идти в свою страховую. С владельца ТС сотрудники сервиса не вправе требовать каких-либо доплат. Если сервис отказывает в ремонте, настаивает на частичном восстановлении транспортного средства или требует определённую сумму доплаты, нужно зафиксировать этот факт (например, записать на видео) и оповестить об этом страховщика.

Сколько времени действует направление на ремонт по ОСАГО?

Если срок ремонта по ОСАГО по закону регламентирован, то срок действия выданного страховой направления правовыми актами не регулируется. Обычно он указан в самом направлении и составляет около 1—3 недель. Но это не значит, что владелец транспортного средства, не успевший обратиться в срок, лишится компенсации. Нужно пойти в страховую и взять новое направление.

Можно ли ставить неоригинальные запчасти по ОСАГО?

Сервисы могут использовать неоригинальные запчасти при восстановлении авто, если потерпевший согласится на это. Кроме того, такой ремонт возможен для автомобилей старше 2 лет. В отношении б/у запчастей всё проще — законодательно их установка запрещена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *