Если страховой выплаты недостаточно для ремонта авто

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе «Об ОСАГО». Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2022 год законодательство.

  • В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  • Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  • Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  • При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  • Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  • Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  • Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  • Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  • Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  • Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  • Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  • За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  • Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).

Ещё кое-что полезное для Вас:

Что делать, если требуют деньги за износ

Порядок действий зависит прежде всего от того, кто и как вам сообщил о взыскании за износ.

  • Если вы получили досудебную претензию, либо сообщили о ней по телефону о намерении взыскать ущерб за износ авто, то лучше поговорить с потерпевшим. У него можно попросить документы по экспертизе, посмотреть фотоснимки повреждений автомобиля. Это поможет разобраться в том, насколько обоснованы требования владельца автомобиля, использовать их на судебном заседании, если это потребуется.
  • Если вы получили сразу приглашение в суд, не нужно отказываться от него. Лучше сразу попросить для ознакомления материалы дела, выяснить, какие требования предъявляются к вам, в каком размере.

Прежде всего нужно разобраться, справедливы ли исковые требования, как они рассчитаны, стоит ли оспаривать иск. Заранее нужно найти грамотного автоюриста, получить у него консультацию. Юрист должен хорошо разбираться в подобных случаях, знать все тонкости. В противном случае вы больше заплатите денег автоюристу, чем возместите ущерб потерпевшему.

В каких случаях я могу взыскать выплату без учёта износа?

Во-первых, это абсолютно законно, поскольку связано с защитой потерпевшим своих прав в споре со страховщиком. А, во-вторых, речь идёт о новом подходе в сфере ОСАГО после принятия решений Верховным Судом.

Таких возможностей на сегодня целых две! О них мы и расскажем.

Если страховщик выплатил деньгами вместо ремонта

Первый случай – когда страховщик по какой-то причине выплатил деньгами, хотя по Закону Об ОСАГО обязан был выдать направление на ремонт.

Вообще, именно направление на ремонт – это вариант по умолчанию, который установлен пунктом 15.1 ст. 12 ФЗ-40. Если нет оснований для выплаты деньгами, страховщик обязан организовать восстановление вашей машины в одном из своих партнёрских автосервисов. А вот исключения, когда вместо ремонта полагаются деньги, прописаны в пункте 16.1 той же статьи.

Так вот, если страховая компания без законных на то оснований перечислила вам выплату с учётом износа, хотя в вашем случае должна была выдать направление на ремонт – у вас появляется право потребовать доплаты за износ. Такая практика появилась после публикации Определения Верховного Суда № 86-КГ20-8-К2 от 19 января 2021 года.

Но давайте упростим обзор. Вот как это выглядит на практике:

  • После ДТП вы подаёте заявление о страховом случае и сопутствующие документы.
  • В течение 20 дней страховая перечисляет на ваши реквизиты выплату с учётом износа, хотя по закону обязана была выдать направление на ремонт (без амортизации запчастей).
  • Не согласившись с этим, вы подаёте в СК заявление о разногласиях (оно же досудебная претензия), где требуете доплатить вам разницу.
  • Если страховая идёт в отказ или не отвечает, вы обращаетесь с жалобой к финансовому уполномоченному (финупу). Если он встанет на вашу сторону, то уже на этом этапе вы получите недостающую сумму – её спишут с расчётного счёта страховой.
  • Если финуп оставит всё как есть, идёте в суд.
  • С учётом правоприменительной практики ВС РФ, нижестоящие суды должны, хотя и не обязаны – у нас не прецедентное право, вынести решение в вашу пользу. И тогда страховую обяжут доплатить разницу между перечисленной ею суммой и расчётом без учёта износа.

Но обратите внимание, что эту доплату всё равно будут считать по Единой методике и справочникам РСА, а не по рынку. Точнее, возьмут готовую сумму без учёта износа, которая указана в имеющемся акте калькуляции по выплатному делу.

Что касается вышеназванного Определения, то Верховный Суд РФ посчитал справедливым доплату потерпевшему, поскольку изначально страховщик обязан был направить того на восстановительный ремонт ТС, но по надуманным причинам выплатил деньгами, да ещё и без учёта износа.

Ключевым в решении ВС РФ является отсылка к пункту 2 ст. 393 ГК РФ:

Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

Вывод во всей этой истории: раз по закону истцу полагался ремонт без учёта износа, но по вине страховой этого сделано не было, то, согласно ГК РФ, страховщик обязан возместить ущерб в полном объёме – в нашем случае путём доплаты за ранее учтённую изношенность.

Если отказал в возмещении по ОСАГО

Второй случай, когда вы вправе потребовать возмещения без учёта износа – если страховщик отказал по ОСАГО, и вы сами починили автомобиль. Однако в данном случае не обойтись без суда.

К счастью, сейчас формируется успешная практика по таким делам. В качестве примеры возьмём свежее Определение Верховного Суда №41-КГ22-4-К4 от 26 апреля 2022 года, который рассматривал жалобу женщины на незаконные действия СПАО «Ингосстрах».

После её обращения о страховом случае ей предложили чинить машину на СТОА, находившейся на расстоянии более 50 км от дома – при этом страховщик не счёл нужным организовать транспортировку ТС туда-обратно. В конечном счёте потерпевшая получила выплату в размере 118 700 рублей, но не согласилась с назначенной суммой, а отремонтировала машину за свой счёт, потратив на это в два раза больше – 241 984 рубля. Эти расходы, а также УТС, неустойку, штраф 50% и моральный вред истица хотела взыскать через суд.

Нижестоящие суды, апелляция и кассация частично удовлетворили исковые требования автоледи, но её это не устроило, она дошла до Верховного Суда РФ, который в итоге отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение.

Вот ключевые моменты из Определения ВС РФ:

В связи с тем, что проведение восстановительного ремонта не было организовано страховщиком, последний был обязан возместить убытки страхователю за ненадлежащее исполнение обязательства в размере стоимости восстановительных работ, которые должны были, но не были выполнены, без учёта износа деталей и агрегатов, что судами не было учтено при разрешении спора.

Поскольку денежные средства, о взыскании которых ставила вопрос Финенкова И.М., являются не страховым возмещением, а понесёнными ею убытками, их размер не мог быть рассчитан на основании Единой методики, которая не применяется для расчета понесённых убытков.

Самым важным здесь является возложение судом обязанности на страховщика возместить потерпевшей убытки по рыночным ценам, а не по справочникам РСА. То есть выплатить ту сумму, которая женщина потратила на самостоятельный ремонт машины по чекам, заказ-нарядам и прочим договорам из автосервиса.

Что в итоге? Если у вас похожая ситуация, вы также можете взыскать со страховщика понесённые фактические расходы. Причём по рыночным ценам. Вначале на досудебной стадии, через заявление о разногласиях и финупа, а если не поможет – через суд.

Как выяснить, что сумма недостаточна

Нужно понимать, что оценка ущерба водителем, как правило, субъективная. Выявить недоплату можно прибегнув к следующим способам:

  • Сервисный центр мог сделать расчет в размере большем, чем страховой агент. Например, используя другие коды запасных частей;
  • Выявить умысел страховщика поможет единая методика вычисления запчастей, которой можно воспользоваться на сайте РСА.

Расчет суммы, подлежащей возмещению, производится при помощи единой методики определения величины расходов на ремонт поврежденного транспорта, утверждаемой Банком России. В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об ОСАГО» величина затрат на приобретение запчастей определяется с учетом их износа, подлежащих восстановлению. Но на такие узлы, агрегаты и детали износ не может начисляться более 50%.

Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с ОСАГО владельцев ТС, утвержденного Президиумом ВС РФ от 22.06.2016 г. № 22 установлено, что исчисление размера вреда, компенсируемого его причинителем, осуществляется с использованием Единой методики. Поэтому никакие другие расчеты приниматься во внимание судом не будут. Помимо этого, исчисление должно основываться на экспертных исследованиях.

Права и обязанности сторон

Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.

По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:

  • провести независимую оценку поврежденного транспорта;
  • отказаться от подписания дополнительных бумаг;
  • проконсультироваться с юридическим лицом;
  • следить за изменениями в постановлениях.

Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.

После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.

Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.

Учитывается ли износ при тотале?

Тотал – это событие, когда стоимость ремонта автомобиля будет равна или превысит его стоимость на момент ДТП, в связи с чем восстановление становится экономически нецелесообразным. При этом речь необязательно идёт о полной гибели машины.

Читайте также:  Не устраивает выплата по ОСАГО

Главная тонкость в том, что при уходе в тотал страховая выплачивает возмещение исключительно деньгами (ремонт, как мы выяснили, невозможен). Максимальная сумма выплаты совпадает с лимитом по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Однако сюда закладывается износ запчастей, точнее – годных остатков (пп. «а» п. 18 ст. 12 ФЗ Закона об ОСАГО).

Как ведутся подсчёты:

  • Вначале эксперт-техник от страховой определяет стоимость машины на момент ДТП,
  • Далее определяются годные остатки (запчасти) и оценивается их износ,
  • Наконец, из стоимости ТС минусуется цена годных остатков,
  • Полученную сумму страховщик перечисляет на ваш банковский счёт, а годные остатки передаются вам.

Что делать с уцелевшими запчастями? На практике 2022 их придётся реализовывать самостоятельно через Авито, в пунктах разбора и других местах. Также можно воспользоваться предложением страховщика и продать годные остатки партнёрскому СТО или прочим скупщикам б/у запчастей, с которыми сотрудничает СК – но при этом стоимость может оказаться ниже рыночной.

Платить сразу или после суда

Для этого нужно знать размер требуемой суммы на адвокатов, чтобы сравнить ее с исковыми требованиями.

  • Вначале определитесь с автоюристами. Их услуги стоят по-разному, в зависимости от региона. В среднем грамотный юрист может обойтись вам примерно в 20-30 тысяч рублей. Нельзя забывать и про услуги представителя истца. Владелец второго автомобиля наверняка также обратится к услугам адвоката. Поэтому, если вы проиграете в суде, то должны будете заплатить за него и судебные издержки. Если победа будет на вашей стороне, то обязанность возмещения ваших расходов лежит на истце.
  • Доказательства тоже стоят денег. Истец, обращаясь в суд, будет обосновывать требования по ущербу, и наверняка предъявит результаты экспертизы. Чтобы вам оспорить ее, потребуется предъявить другую. Но, так как дело рассматривается в суде, то наверняка будет инициирована судебная экспертиза. Ее стоимость зависит от количества вопросов для эксперта, и может быть в пределах 20-40 тысяч рублей. Оплачивать ее должна сторона, ходатайствовавшая о проведении, а значит, платить придется вам.
  • Судебные расходы также включают в себя стоимость экспертизы, которая проводилась истцом. Поэтому на нее тоже надо рассчитывать определенные средства.

В случае вашего выигрыша в суде, либо удовлетворении частичных требований, ваши расходы должен возместить истец полностью или только часть, согласно судебному решению. Случается, что потерпевшим отказывают, то происходит такое редко. Поэтому, если вам нужно заплатить немного денег, то лучше заключить мировое соглашение.

Потерпевший автовладелец старается быстрее отремонтировать свою машину, ему невыгодно участвовать в длительных судебных тяжбах, которые могут продолжаться несколько лет. Поэтому он наверняка согласится даже на меньшую сумму, но, чтобы она была выплачена сразу. Так можно учесть обоюдные интересы.

Ремонт автомобиля по ОСАГО без учёта износа!

Как мы говорили выше, при выдаче направления на ремонт износ запчастей автомобиля не учитывается. Это вытекает из п. 15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО. Аналогичное подтверждение можно найти в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда № 58.

Фактически на СТОА вам должны отремонтировать машину новыми запчастями, а страховая оплатить их стоимость и работу мастеров. На практике согласованной суммы почти всегда недостаточно. И это распространённая проблема 2022 года для потерпевших в ДТП.

Что делать, если не устраивает сумма выплаты по ОСАГО после ДТП

В течение 20 дней после подачи заявления страховая компания проводит экспертизу транспортного средства, делает на ее основании расчет положенной суммы и переводит ее автовладельцу. Если вас не устраивает сумма выплаты по ОСАГО, нужно сразу приступать к действиям.

Что делать, если не устроила сумма выплаты по страховке:

После получения ответа на претензию, если он не в вашу пользу, нужно взять этот ответ, приложить к нему отчет независимой экспертизы и обратиться к финансовому омбудсмену.

Обратиться к финансовому омбудсмену по ОСАГО можно через онлайн-приемную, вход в которую выполняется через Госуслуги.

Если страховой выплаты недостаточно для ремонта авто

С недавнего времени обращение к омбудсмену по этому вопросу — обязательная часть. Только после его оценки ситуации можно идти в суд.

Так что, если вы не согласны с оценкой страховой компании, в 2021 нужно сначала написать претензию страховщику, после провести оценку повреждений, написать обращение к омбудсмену и только после этого писать исковое заявление в суд.

Если страховой выплаты недостаточно для ремонта авто

Обратите внимание, что если ваши требования не будут удовлетворены, суд встанет на сторону страховой компании, вы понесете потери на независимой экспертизе. Поэтому инициируйте дело только в том случае, если максимально уверены, что страховая компания занижает выплату. Причем делайте собственную оценку ситуации объективно с учетом того, как именно страховая рассчитывает выплату.

Что делать, если страховая компания выплатила мало?

Когда сумма выплаты не устроила владельца авто, можно следовать двумя путями решения проблемы:

  • Самостоятельно обратиться в судебные органы за возмещением вреда.
  • Обратиться к специалистам, осуществляющих выкуп подобных дел.

Последовательность действий после столкновения:

  • Необходимо сразу вызвать сотрудника ГИБДД для составления протокола (Европротокола).
  • Обратиться в страховую организацию с заявление о выплате, приложив пакет необходимой документации.
  • Страховщик осуществляет оценку нанесенных повреждений.
  • По её результатам производится выплата (или не производится).

​Если владелец авто не согласен с суммой выплаты по ОСАГО, он вправе обратиться к независимым оценщикам для расчета суммы возмещения ущерба.

Прежде, чем заказать заключение профессионала, необходимо известить страховщика о таком факте. Положение о правилах осуществления технической экспертизы устанавливает необходимость уведомления специалиста инициатором её проведения о существовании уже проведенного анализа, а потерпевший должен быть заранее извещен о времени её осуществления и месте.

При отсутствии возражений сторон по содержанию первоначального акта осмотра покалеченного авто, оценка может проводиться без нового исследования ТС, основываясь на первоначально составленном документе, с указанием на такой факт в заключении. Итоги оценки послужат основанием для направления претензии страховщику, период рассмотрения составляет не больше 10 дней.

В силу ст.16.1 Закона «Об ОСАГО» до предъявления страховому агенту требований о выплате, пострадавший участник ДТП должен направить ему заявление о возмещении убытков с необходимыми документами, предусмотренными страховым законодательством.

Появление разногласий между сторонами из-за исполнения страховых обязательств либо несогласия потерпевшего с величиной компенсации, влечет направление агенту претензии с документацией, обосновывающей требования, подлежащей рассмотрению не позже десяти календарных дней, исключая нерабочие и праздничные.

В указанный период требование о надлежащем выполнении страховых обязательств по соглашению об ОСАГО должно быть исполнено либо направлен обоснованный отказ в его выполнении. Обращение должно содержать информацию о:

  • Наименовании страховой организации, куда оно направляется;
  • Данные потерпевшего лица, включая ФИО, адрес места проживания либо почтовый адрес, куда может быть направлен ответ страховщика;
  • Требования к компании, выдавшей полис, с изложением обстоятельств, явившихся основанием для направления письма, опирающихся на нормы права;
  • Реквизиты банковского счета, на который необходимо перечислить сумму возмещения при признании претензии обоснованной;
  • ФИО и должность представителя, его собственноручная подпись, если обращение было направлено учреждением.

С претензией представляются оригиналы или их копии, удостоверенные в установленном порядке:

  • Гражданский паспорт заявителя;
  • Бумаги, удостоверяющие право владельца на поврежденное имущество, или правомочия на получения страховой компенсации;
  • Справка из ГИБДД о происшествии, протокол и постановление об АП;
  • Извещение о ДТП, если оно оформлялось без присутствия сотрудников полиции;
  • Полис ОСАГО.

Выполнение таких действий поможет осуществить взимание полной суммы возмещения при столкновении машин.

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2022 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

«Извольте доплатить!»

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

Дело в том, Федеральный закон «Об ОСАГО» — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

«Стоп! Какой ещё договор ремонта?!» — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ «Об ОСАГО» прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом «цессия» строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Превышение лимита

Согласно закону максимальный лимит страховой выплаты составляет 400000 рублей, но на практике нередки случаи, когда требуется гораздо большая сумма. В этом случае есть 2 способа решения проблемы:

  • доплатить недостаток из собственного бюджета;
  • взыскать недостающую сумму с лица, признанного виновным в ДТП.

Если с первым вариантом все понятно, то второй имеет множество особенностей.

Прежде всего, стоит попробовать урегулировать ситуацию мирным путем. Следует обратиться к виновнику происшествия с письменным обращением о предоставлении недостающих средств. При этом необходимо иметь на руках акт оценки суммы повреждений и документ об оплате страховой премии.

В случае согласия виновного лица, рекомендовано взять у него расписку о решении передать недостающую сумму. Здесь же следует проставить дату вручения денежных средств.

Если же адекватности со стороны виновника добиться не получилось, вопрос можно решить посредством обращения в суд. Потребуется подготовить пакет бумаг, включающий:

  • копию паспорта подателя иска;
  • заключение экспертов с указанной стоимостью ремонта авто;
  • квитанцию от страховой конторы о проведенной выплате.
Читайте также:  Вздулась краска на авто ремонт своими руками

Чаще всего подобные разбирательства оканчиваются победой потерпевшего лица. При этом ответчику, помимо возмещения недостающей суммы, потребуется осуществить оплату юристов и прочих судебных издержек.

При выплате деньгами – всегда учитывается износ!

Именно такое положение вещей диктует законодательство 2022 года.

Подтверждение этому можно найти в статье 12 ФЗ Об ОСАГО. Там нас интересует пункт 18, который обязывает страховщика возместить потерпевшему в ДТП те расходы, которые возникнут в процессе восстановления машины к доаварийному состоянию.

А следующий п. 19 той же статьи конкретизирует эти расходы, сообщая о применении показателя износа запчастей:

Аналогичное подтверждение даёт и Верховный Суд в своём Постановлении Пленума №58 от 26 декабря 2017 года:

41. При осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты размер расходов на запасные части, в том числе и по договорам обязательного страхования, заключенным начиная с 28 апреля 2017 года, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Исходя из этого, страховщики не могут не учитывать износ при выплате возмещения в денежном варианте. Амортизация не берётся в расчёт только в случае, если у вас новый автомобиль с минимальным пробегом. Тогда значение износа составит в районе 0-5%, а вы получите максимально возможное возмещение по ОСАГО. В иных случаях амортизация «съедает» часть компенсации.

Хватит ли мне этой суммы для восстановления машины?

Дело здесь в премудростях Закона Об ОСАГО. Страховые компании считают суммы компенсаций по Единой Методике расчётов, поскольку это вытекает из требований ст. 12.1 ФЗ-40. Начиная с весны 2021 года действует обновленная Методика в соответствии с Положением Банка России № 755-П. Но и при её использовании страховщики берут официальную стоимость запчастей из справочников РСА.

Огромный недостаток в том, что цены в базах РСА в корне отличаются от рыночных. Разница может составлять от 50 до 300% – и это не предел. Даже несмотря на последнее обновление справочников РСА в июне 2022 года, цены в них не сильно то и изменились. Отсюда получаем, что насчитанной страховщиком суммы не хватает на ремонт автомобиля. Хотя всё вроде бы по закону.

Но есть ещё одна проблема!

Но не только антинародные цены в справочниках РСА доставляют проблемы потерпевшим в ДТП. Есть и вторая проблема – подскочившие с марта 2022 года цены на запчасти.

Сегодняшние реалии таковы, что стоимость деталей:

  • увеличилась на 30-500%,
  • наблюдаются периодические колебания цен на рынке,
  • нехватка некоторых запчастей из-за нарушения логистических цепочек по поставкам в Россию, что порождает дефицит деталей на складах.

Экономические катаклизмы повлияли на политику страховых. Поскольку компаниям стало невыгодно выдавать направления на ремонт, считая сумму без учёта износа, сегодня они активно предлагают потерпевшим в ДТП дать согласие на возмещение деньгами. Доходит до того, что страховщики удаляют со своих сайтов информацию о партнёрских сервисных центрах, чтобы возникло основание для выплаты.

Ещё вам могут предложить заключить соглашение о быстрой выплате. Суть в том, что после подписания такого документа вы автоматически соглашаетесь и с суммой компенсации по ОСАГО, и с отсутствием претензий к страховщику в будущем. Мы не рекомендуем идти на такой шаг. Хотя бы потому, что вам предложат сумму, гораздо ниже той, в которую обойдётся реальный ремонт автомобиля. И согласившись с ней, вы лишаете себя дальнейшей возможности оспорить действия страховой даже через суд.

Что делать, если страховая выплатила мало по ОСАГО?

Закон отводит страховщику 20 дней на выплату страхового возмещения по ОСАГО. Столько же даётся и на выдачу направления на ремонт в СТОА.

Выплата вместо ремонта полагается при одном из условий пункта 16.1 ст. 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО. Например, если затраты на восстановление ТС превышают максимальный размер страхового возмещения. Или если в договоре ОСАГО изначально прописано условие возмещения вреда деньгами. Но страховая может сама предложить вам выплаты вместо ремонта – по соглашению.

Итак, у вас на руках ответ СК или вас не устраивает размер выплат по ОСАГО – и далее мы рассмотрим пошаговую инструкцию, что делать:

Шаг 1. Заявление на выдачу результатов осмотра или экспертизы

Первым делом нужно разобраться, почему вам перечислили такую маленькую сумму? Чтобы прояснить картину, нужно иметь перед глазами расчёты. Их у вас нет. Зато они есть у страховой – ведь как-то они насчитали эту, а не другую сумму.

Напишите заявление в адрес страховщика. Потребуйте его ознакомить вас с результатами осмотра и/или независимой экспертизы (оценки) повреждённого транспортного средства, ссылаясь на пункт 11 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. Также нужно просить страховую выдать копию акта о страховом случае.

После того, как документы окажутся у вас на руках, можно тщательно всё проверять. В частности, определить:

  • какие повреждения зафиксированы в отчётах страховщика;
  • учтены ли скрытые повреждения (хотя определить их самостоятельно без специальных навыков и оборудования довольно трудно);
  • корректны ли цены на запчасти;
  • действительно ли итоговая сумма такая маленькая.

Для определения стоимости запасных частей автомобиля нужно сравнить цены на детали в отчёте страховщика с цифрами на запчасти из справочника РСА. Там представлены детали на все известные марки и модели автомобилей.

Но здесь на практике 2022 года можно столкнуться с определённой трудностью – закон, ссылка на который дана выше, не обязывает страховую компанию приводить полный расчёт по каждой отдельной детали и работе по восстановлению. Поэтому на руки вы можете получить только общую сумму с очень небольшой детализацией. Однако, ориентировочную рыночную стоимость ремонта вы можете посчитать и в автосервисе. Просто обратитесь в 2-3 СТО и попросите их посчитать стоимость ремонта. Так станет ясна общая картина, насколько занижена сумма расчёта выплаты.

Шаг 2. Подать заявление о разногласиях

На основе полученных от СК актов осмотра, калькуляции или заключений экспертов будет понятно, действительно ли сумма выплат такая незначительная. Или, быть может, страховая обманывает вас и решила недоплатить? Например, решив сэкономить на детали, подлежащей замене, а не ремонту.

Потерпевший получает законное право требовать недостающую сумму по ОСАГО. Следующим шагом будет подача заявления о разногласиях (досудебной претензии). На этом этапе вы вправе требовать от СК исполнения обязательств по страховому возмещению убытков. Имейте в виду, что подача заявления о разногласиях – обязательный досудебный этап в 2022 году.

Как направить претензию в адрес страховщика:

  • лично в офисе урегулирования разногласий – под роспись представителем СК на вашем экземпляре досудебной претензии;
  • электронным документом – либо через Личный кабинет на сайте страховщика, либо на электронную почту СК.
  • почтой – направляется бумажное ценное письмо с описью вложений и уведомлением о вручении адресату.

Эти сроки не могут быть нарушены страховой компанией. А если это случилось, вы не обязаны ждать ответа – можно сразу переходить к следующему шагу.

Шаг 3. Обратиться к финансовому уполномоченному

С 1 июня 2019 года финупов обязали рассматривать в том числе и споры потребителей финансовых услуг со страховщиками. Такими потребителями выступают как раз потерпевшие в ДТП, если они не согласны с начисленной страховщиком суммой компенсации.

Потерпевший обязан обратиться к финупу после того, как получил отказ в возмещении ущерба, либо ему выплатили маленькую сумму по ОСАГО (ст. 15 ФЗ Об уполномоченном). Не обращаться к омбудсмену в споре со страховой нельзя. В этом случае суд даже не станет рассматривать ваше исковое заявление.

Между тем, финансовый уполномоченный выступает неким «судом», принимая то ли иное решение. Омбудсмен может назначить независимую экспертизу, и по её итогам обязать страховщика доплатить недостающие суммы потерпевшему. Тогда и в суд идти не придётся. Достаточно будет взять исполнительный лист (удостоверение) и отдать его в банк или приставам – вскоре деньги окажутся на вашем счёте.

В нашей практике был случай, когда финансовый уполномоченный в максимально сжатые сроки рассмотрел заявление и обязал страховщика доплатить всю сумму, заявленную потерпевшим.

Чтобы обратиться к финупу при маленькой компенсации по ОСАГО, необходимо составить заявление и приложить к нему документы. Например, фото повреждений ТС или заключения независимых экспертов – если вы заказывали экспертизу самостоятельно.

Направить заявление омбудсмену можно:

Уполномоченный по финансовым спорам может воспользоваться вашими фото и заключениями, а может запросить их у страховщика. Также в компетенции омбудсмена назначить собственную независимую экспертизу. Если это случится, то на её проведение уйдет 10 рабочих дней.

Еще 15 дней финансовый уполномоченный будет рассматривать ваше заявление – если вы направили обращение лично (п. 8 ст. 20 ФЗ О Об уполномоченном). После этого через 10 дней решение омбудсмена вступает в законную силу. Итого на рассмотрение спора финупом максимально может уйти 35 дней. А дальше всё зависит от того, в чью пользу это решение. Если оно принято омбудсменом, но вы не согласны с его вердиктом, тогда остаётся заключительный шаг требования доплаты со страховой компании – через суд.

Шаг 4. Оспорить решение в суде

Обратите внимание на административные сроки подачи иска – они ограничены. После того, как финуп принял решение, и оно вступило в законную силу, у вас будет всего 30 дней на подачу искового заявления в суд. Если пропустить этот срок без уважительной причины, требовать доплаты со страховщика через суд уже нельзя. Для сравнения, страховщику на обжалование решения финупа даётся 10 дней.

При обращении в суд есть пара нюансов:

  • Иск подаётся не к финансовому уполномоченному, а к страховой организации – она занижает выплаты, ей и отвечать.
  • Омбудсмен привлекается не как ответчик, а как третье лицо.
  • В суде предстоит оспаривать в том числе и решение финансового уполномоченного – по закону экспертиза по поручению финупа приравнивается к судебной, а задача истца указать на несоответствия результатов и ошибки.

Суд проходит в спокойной обстановке. При этом представители страховщика могут вовсе не явиться на заседание. Вместо этого они могут направлять различные ходатайства к суду.

Суд рассмотрит заключения экспертов и примет итоговое решение. Если он посчитает, что решение омбудсмена неверное, то он его отменит своим постановлением. На основе постановления судьи издается исполнительный лист для дальнейшего предъявления в банк или в ССП. После этого со счёта страховой спишут недостающие по ОСАГО деньги и перечислят их на ваш банковский счёт.

Ах да! Если решение суда окажется в вашу пользу, то со страховщика взыщут, помимо невыплаченных сумм, еще и неустойку + штраф в размере 50% от суммы присужденных истцу выплат – в силу ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.

И еще – если вы заказывали независимую экспертизу повреждений ТС, и суд удовлетворил ваши исковые требования, то можно полностью компенсировать расходы на экспертизу. В данном случае её оплачивает ответчик (страховая). Если иск удовлетворён частично, расходы так же частично перекладываются на ответчика – в рамках удовлетворенных судом требований. Остальное суд вам не возместит.

Деньги может потребовать страховая компания

Случаи, когда к виновнику дорожной аварии с требованиями компенсировать расходы обращаются страховые фирмы, также имеют место. Требования предъявляются в порядке суброгации или регресса.

Регрессные требования основываются на Законе об ОСАГО, который указывает разные случаи, когда виновник должен компенсировать ущерб, возмещенный страховой компанией. Например, если виноватая сторона скрылась с места ДТП, либо имело место алкогольное опьянение. Кроме того, регрессные требования будут предъявлены тем лицам, которые не были записаны в договоре страхования в качестве водителей, либо если полис ОСАГО был оформлен на определенное время, однако ДТП случилось позже или раньше.

Суброгация – это случай, когда компенсацию ущерба требует страховая компания потерпевшего, а не виноватой стороны. Это означает, что у потерпевшего имеется полис КАСКО. Заплатив за все расходы, страховщик также может потребовать оплату ущерба, но без учета износа, как будто требование предъявляет потерпевший.

В данном случае нужно разбираться, что именно восстанавливала страховая фирма по КАСКО, так как в стоимость могут включить детали, не поврежденные при ДТП. Но дело усугубляется тем, что у виновника может не оказаться в наличии фотоснимков поврежденного автомобиля и его деталей для более подробного оспаривания и проведения экспертизы.

Существует другой важный момент, о котором стоит помнить. Ущерб без износа, то есть, разницу между ценой ремонта по рыночной стоимости и по договору страхования нужно определять не по данным дилера, а по региональным средним оценкам. Это наиболее актуально для случаев, когда оформлено КАСКО, ведь во многих соглашениях компенсация ущерба производится путем ремонта автомобиля у официального дилера.

Читайте также:  Наймите гараж с инструментами для ремонта автомобилей

Как определить, какую сумму потребовать

Законодательство о страховании обязывает при наступлении страховой ситуации выплачивать денежные средства в размере до 400 тыс. рублей. Если при ДТП наносится ущерб:

  • Здоровью и жизни нескольких пострадавших выдается 240 тыс. рублей;
  • Одному человеку – 160 тыс. рублей;
  • Имуществу некоторых лиц – 160 000 рублей;
  • Имущественным объектам одного человека – 120 000 рублей.

Компенсация высчитывается с учетом амортизации деталей. Его процент будет зависеть от срока выпуска транспорта и его пробега. Наиболее старые модели имеют большой период прохождения, соответственно, и износ у них будет выше.

Страховые организации пользуются услугами экспертов, которые занижают в их интересах цену восстановления авто. Поэтому очень велика вероятность, что реальная сумма компенсации будет занижена по сравнению с фактической оценкой. В связи с этим, до такой процедуры стоит заказать осуществление независимого исследования повреждений специалистом другой компании.

Можно ли не платить за износ

Иногда получается полностью избежать оплаты денег за износ деталей автомобиля, пострадавшего в ДТП, по ОСАГО. Но такое бывает редко.

Чаще всего суд может отказать истцу, если он не доказал свои требования, что ремонт автомобиля был произведен именно новыми запасными частями, не предъявил кассовые чеки на покупку деталей и услуг авторемонтной мастерской.

Другой причиной может быть вина страховой компании, которая мало заплатила, либо вместо денег должна была ремонтировать автомобиль. Рассмотрим этот вопрос более детально. Почему проблема решается только путем убеждения в суде, а не другими способами?

Вопрос в том, что потерпевший водитель автомобиля должен предъявить доказательства не фактических расходов на ремонт машины, а какой на деле получился ущерб. Конституционный суд указывал именно про фактический ущерб. Он означает стоимость восстановления поврежденного автомобиля до состояния, которое было до наступления дорожной аварии, то есть цена ремонта.

Судьи иногда смешивают понятия расходов и ущерба, поэтому решения часто бывают в пользу ответчиков. Однако, данное решение можно обжаловать путем подачи апелляционной жалобы.

Сложнее будет доказать, что виновата страховая компания. Тогда ее нужно привлекать к делу в качестве третьего лица, а также проводить дополнительную экспертизу, чтобы доказать, что денег на ремонт автомобиля потерпевшему не хватило. Также нужно выяснить, почему производилась оплата деньгами, так как сейчас по закону в первую очередь предлагается ремонт в автосервисе.

Хотя по этому вопросу в законодательстве для страховщика есть лазейка. В случае отсутствия у страховой фирмы соглашений с ремонтными мастерскими, которые соответствуют условиям по восстановлению автомобилей, она может выдать компенсацию в денежном выражении. Даже при наличии таких автосервисов, страховщику выгоднее не отправлять машину на ремонт, а заплатить деньгами. Это связано с тем, что автосервису придется платить больше, так как износ не учитывается, а потерпевшему меньше, ведь производится учет износа.

Другими словами, избежать оплаты компенсации за износ иногда можно, но не всегда это получается.

Для этого потребуется иметь 2 главных доказательства:

  • Почему страховая фирма оплатила ущерб деньгами, а не направила автомобиль на ремонт. В случае заключения между страховщиком и потерпевшим водителем договора на выплату, в суде можно ссылаться на то, что потерпевший добровольно согласился на компенсацию с учетом износа.
  • Также можно потребовать от потерпевшего доказательства о реальных расходах. В этом случае должны быть доказательства не только в отчете экспертизы, но и обоснование суммы фактических расходов. Это не всегда получается по закону, ведь Конституционный суд давал указание только на ущерб, но иногда такой способ действует.

Выберите один из указанных аргументов и постарайтесь им воспользоваться.

Откуда берутся деньги за доплату

Во время ДТП могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте события или в автосервисе. Если ОСАГО правильно оформлена, компания обязана выплатить остаточный платеж. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены правила дорожного движения.

Когда возникает парадоксальная ситуация:

  • Страховщик намеренно уменьшает стоимость выплаты.
  • Капремонт обходится дороже, чем прописано в акте.

Пострадавший водитель не обязан выплачивать издержки из своего кармана. Их перекрывает сообщество, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник аварии. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.

Если страховой выплаты недостаточно для ремонта авто

Частые вопросы

Что делать если не устраивает выплата по ОСАГО?

Для начала обратитесь к страховщику, запросите детали экспертизы. На их основании составляйте претензию, проводите независимую оценку и обращайтесь к финансовому омбудсмену. Только после выполнения всех шагов идите в суд.

Я не согласен с оценкой страховой, ущерб больше 400000. Что делать?

По закону за повреждение транспортного средства страховая компания может заплатить максимально 400 000 рублей. Если реальный ущерб больше, оставшуюся часть вы должны взыскивать с виновника ДТП в добровольном порядке или через суд.

В какой суд обращаться, если страховая занижает выплату по ОСАГО?

Если сумма иска меньше 50 000 — к мировому судье. Если больше — в районный суд.

Можно ли сразу обратиться в суд, если не согласен с выплатой по ОСАГО?

Нет, сначала нужно направить претензию страховой компании и получить на нее ответ. После обратиться к омбудсмену и получить его заключение. И только после этого можно идти в суд.

Сколько времени занимает разбирательство?

Единых сроков нет. Если пройти все этапы вплоть до суда, все займет 3-4 месяца.

Если цена спецремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.

Действия должны быть следующими:

Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.

Практика судов

Сегодня стало намного больше судебных разбирательств, связанных с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Потерпевшие изучают свои права, оформляют исковые заявления, так как срок давности с момента ДТП составляет 3 года. Чаще всего суды идут навстречу истцам и удовлетворяют иски, ведь сегодня законодательство России это позволяет. Если первая инстанция суда может отказать в требовании взыскания суммы ущерба с виновника, то апелляционная жалоба, как правило, все решает в пользу истца.

Обращение в суд. Порядок действий

Надо отметить, что все издержки, касающиеся судебного процесса, лягут на плечи заявителя. Но, в случае удовлетворения требований, они будут взысканы с ответчика.

Оспаривание недостаточно выплаченной суммы происходит следующим образом:

  • Страховщику направляется приглашение для участия в независимой оценке.
  • Осуществляется экспертиза оценки повреждений при столкновении автомобилей и утери товарной стоимости.
  • По результатам заключения специалиста направляется претензия в страховую компанию о необходимости доплаты возмещения ремонта в соответствии с итогами оценки.
  • В случае игнорирования обращения, составляется заявление в суд.

По результатам судебных разбирательств могут приниматься следующие решения:

  • Требования удовлетворяются;
  • Отказывается во взыскании недостающей суммы;
  • Назначается судебная экспертиза. Она проводится, когда итоги обоих заключений сильно разнятся или есть основания полагать о сговоре с оценщиком.

При принятии положительного решения, в суде представляется исполнительный лист, направляемый страховому агенту для выплаты денежных средств в установленный срок.

В случае отказа страховщика в досудебном удовлетворении претензии, судом налагается штраф в сумме 50% от заявляемых претязаний, что регламентировано ст.13 Закона «О защите прав потребителей».

Существуют страховщики, которые независимо от ситуации, занижают установленные выплаты по ОСАГО чуть ли не в три раза. Такое поведение является и визитной карточкой Росгосстраха. Самое интересное, что о величине возмещения можно узнать, только получив деньги на карту. Надо отметить, что судебные процессы в таких случаях в 100% заканчиваются в пользу заявителя и, кстати, исполнительные листы по ним оплачиваются без всяких пререканий, а судебные постановления не опротестовываются и в заседания суда представители не являются. Получается, что такие ситуации рассчитаны на тех, кто не пойдет защищать свои права в суде.

Кстати, на основании ст.966 ГК РФ взыскать недоплаченную по ОСАГО денежную сумму можно в период до 3 лет с момента совершения ДТП.

В каких случаях страховки недостаточно для покрытия ремонтных работ

В текущем году по новым правилам закона об автостраховании, компенсационные выплаты в случае ДТП заменены проведением ремонта за счет денежных средств страховой конторы. При этом оценка ущерба производится в стандартном порядке, просто сумма на восстановление машины не передается на руки заинтересованному лицу. Таковой получает уже отремонтированное средство передвижения.

Тем не менее, ситуации, когда не хватает на ремонт по ОСАГО, по-прежнему происходят и автовладельцам следует знать, что следует предпринимать в подобных случаях.

Всего возможны 2 варианта, когда страховая выплата значительно ниже стоимости восстановительных работ:

  • стоимость устранения повреждений, полученных в результате аварии, превышает лимит, установленный законом;
  • страховая контора оценила ущерб ниже, чем таковой составляет на самом деле.

Каждый из указанных случаев обладает рядом нюансов, которые стоит учесть, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.

Сумма ущерба занижена страховой конторой

Если автовладелец подозревает, что сумма ущерба, обозначенная страховой компанией, не соответствует реальной стоимости повреждений, то в первую очередь следует позаботиться о проведении повторной экспертизы при участии независимого специалиста. Непосредственно при проверке должны присутствовать представители всех сторон – сотрудник страховой фирмы, виновник аварии и пострадавшее лицо.

Дополнительно следует затребовать у страховщика акт о наступлении страхового случая, где описывается ДТП, размер ущерба и страховой выплаты, а также предоставляется расчет последней. Согласно закону документ должен быть предоставлен в течение 3 дней со дня поступления запроса.

На основании сравнения двух заключений – от независимого эксперта и страховой конторы – можно сделать вывод относительно того была ли занижена сумма ущерба или же нет.

Важно уточнить, что подобные действия могут помочь лишь в том случае, если компенсация была выдана наличными либо перечислена на счет автовладельца. Ели же страховая компания проводила ремонтные работы, то тут привлечение независимого специалиста не поможет и роли не сыграет.

Итак, если нарушение выявлено, и сумма выплаты действительно ниже реальной стоимости полученных дефектов, можно попытаться решить спор мирными переговорами либо в судебной инстанции.

Досудебное решение спора

Автовладелец может составить претензию самостоятельно, но оптимально обратиться за помощью к юристу. В бумаге следует описать факты, доказывающие, что сумма ущерба была выявлена не точно, а также указать прочие недочеты работы страховой конторы.

В случае отказа со стороны фирмы, таковая в обязательном порядке должна оповестить заявителя о своем решении в письменном виде в течение 10 дней.

В ответе должны быть перечислены все законодательные акты, которыми страховая аргументирует игнорирование претензий со стороны автовладельца.

Если имеет место именно такой вариант, то гражданин может воспользоваться вторым способом и обратиться в суд.

Урегулирование спора в суде

Перед подачей искового заявления следует подготовить копии документов:

  • полис ОСАГО;
  • свидетельство о праве владения авто;
  • протокол с места происшествия;
  • акт об осмотре транспортного средства, полученный в страховой конторе;
  • заключение независимого специалиста;
  • досудебная претензия;
  • паспорт заявителя.

Далее, бумаги вместе с исковым заявлением передаются в суд по месту расположения страховой конторы.

Если компенсация была предоставлена в виде денежной выплаты, а не посредством проведения ремонта, велика вероятность, что суд встанет на сторону истца и страховой компании придется покрыть недостающую сумму.

В случае если компенсационная выплата по ОСАГО оказалась небольшой и денег на оплату ремонта не хватает, следует выяснить причину произошедшего. В ситуации, когда страховая контора оценила повреждения неверно, стоит попробовать решить вопрос мирно либо подать исковое заявление в суд. Впрочем, во втором случае, когда сумма ущерба превышает страховой лимит, варианты урегулирования спора будут аналогичны, только второй стороной будет выступать гражданин, виновный в ДТП. Исключением считается момент, если потерпевший согласен оплатить недостаток средств из своего кармана.

Откуда берется занижение цены

Вообще, сначала нужно объективно оценить ситуацию. Если у вас старое авто, скорее всего, к нему применен большой коэффициент износа, который может достигать 50%. Но, конечно, если машина относительно новая, а сумма сильно занижена, нужно разбираться.

Откуда может взяться занижение цены:

  • Машина далеко не новая, имеет высокую степень износа.
  • Погрешности эксперта, который недооценил повреждения.
  • Учтены цены на запчасти из установленного реестра, которые ниже реальных.
  • Законна погрешность 10%, примененная страховщиком. И можно не сомневаться, что он ее применил.

Если страховой выплаты недостаточно для ремонта авто

С первым пунктом спорить бесполезно. Есть закон, есть утверждена формула. В подавляющем числе случаев причиной маленькой выплаты по КАСКО или ОСАГО является плохая экспертиза. Действительно, она редко бывает качественной, осмотр быстрый и поверхностный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.