Для корректной работы сайта — пожалуйста отключите VPN.
8-800-6006-966Консультируем и принимаем заказыбез выходных с 9:00 до 20:00 (MSK)
Обратный молоток – что это такое, как работает, для чего нужен, особенности разных видов
В отличие от стандартного инструмента обратный молоток предназначен для решения узкоспециализированных задач. Простые любители нередко о данном приспособлении знают лишь понаслышке. Изделие превосходно подходит для устранения вмятин, поэтому впервые многие автолюбители сталкиваются с ним при рихтовке кузова.
Что такое обратный молоток?
Назначение этого приспособления – создание вытягивающего усилия на поверхности с целью разравнивания деформированной плоскости или снятия запрессованной детали. Если стандартная кувалда состоит лишь с рукоятки и головки, то устройство данного инструмента сравнительно сложнее. С целью разобраться, что это такое обратный молоток, рассмотрим конструкцию самой простой и распространенной механической модели:
Как работает обратный молоток?
Гиря здесь свободно перемещается по гладкому штырю от адаптера до жесткого упора на рукоятке. Изучив вкратце, как выглядит обратный молоток, что это за полезное приспособление, рассмотрим принцип его использования. Вытягивающее усилие создается резким движением гири в момент удара о корпус металлического упора. По сути, данным способом имитируется постукивание по металлу с противоположной стороны кузова. В разборных устройствах силу удара легче регулировать путем использования грузиков с разным весом.
Всем Здрасте!В ближайшем будущем при ремонте машинки может понадобится сей девайс.Довольно-таки универсальный инструмент — может применяться, при наличии и использовании сварочного полуавтомата как споттер, для вытягивания кузовщины, а также для снятия различных деталей ходовой или трансмиссии при изготовлении нужных «насадок». Например тормоззных барабанов, полуосей и т.д.Велосипед изобретать не стал — в сети уйма вариантов изготовления даже без использования сварочного аппарата. Каждый может себе выбрать на свой вкус и цвет исходя из наличия материала и возможностей.Оставались у меня обрезки прутков кругляка на 12мм и на 16мм. Докупить пришлось шайбы и гайки.Нарезал заготовки нужных размеров
Длинна самого 12мм штока 500мм, длинна 16мм составляющих «наболдашник» 150ммШток обернул двумя слоями малярного скотча, чтобы остался зазор для скольжения
Собрал из составляющих будущий «наболдашник» вокруг штока и зафиксировал тем же скотчем
На концах штока нарезал резьбуПри помощи шайб и гаек сделал ограничители
и место для ручки
Также сделал несколько заготовок для насадок.Нужные насадки буду делать по мере надобности
Чтобы было удобно держать молоток за ручку надел обрезок силиконового шланга
Ну и конечный результат
Всем привет! Хочу показать вам своих незаменимых помощников. С помощью которых я вытягиваю вмятины на своем новом авто www.drive2.ru/r/lada/1504250/ . Заумными фразами объяснить, что к чему не могу, постараюсь в двух словах описать принцип работы и что, для чего нужно.У меня набор минимальный, брал для пробы, но теперь понимаю, что этого мало и надо еще.Состоит из следующего: 1. Обратный молоток. 2. Клеевые «грибки» разного размера, формы и жесткости. 3. Клеевой пистолет и клей соответственно. 4. Резиновый молоток и обычный строительный мастерок для усадки выпуклых вмятин. 5. Пластиковый шпатель для снятия клея. 6. Смывка для клея (я использую обычный растворитель), желательно использовать «анти силиконовую» смывку. 7. Промышленный фен, для нагрева вытягиваемой поверхности, чтобы ЛКП (лакокрасочное покрытие) не потрескалось.
2. Обратный молоток
3. Клеевой пистолет Dexter 100w
4. Фен промышленный
5. Для усадки выпуклых мест
6. Шпатель для удаления клея
9. В работе
11. Работа не закончена, а результат на лицо.
12. Немного дотянуть и полировка, а это уже другой инструмент и другая история)))
Принцип работы: Обезжириваем выравниваемую поверхность, выбираем нужный «грибок», наносим на него клей и приклеиваем на вмятину. Даем клею застыть и с помощью обратного молотка начинаем выбивать. Как-то так.)) Более подробную информацию лучше посмотреть на видео в интернете.На мой взгляд, штука очень полезная! Я с легкостью удалил с авто все вмятины типа градовых и сейчас занимаюсь более серьезной вмятиной, на которую с учетом своей неопытности, я потратил уже очень много сил и времени, но добился хорошего результата.Ориентировочная стоимость около 5500р.
Порой нет возможности забраться во внутрь детали и рихтовка классическим методом становится невозможна. Рассмотрим незамысловатый способ правки детали с помощью легкого обратного молотка и полуавтомата.
Небольшая вмятина на боковине, доступа для рихтовки нет
Необходимый минимум инструмента
Для начала работы зачистим поврежденное место до голого металла, отключим клеммы с акб, подготовим автомобиль к сварке.Далее требуется приварить проушину к центру вмятины. Проушина представляет собой кусок стали в верхней части которой находится большое отверстие для крючка штока обратного молотка. В нижней части проушина должна повторят профиль вмятины, поэтому в мастерской со временем появляется целая коллекция этих проушин. В простейшем случае(для малых вмятин) проушина представляет собой шток с отвестием сверху.
Далее обратным молотком цепляемся за проушину и легкими ударами вытягиваем вмятину. Не стоит боятся вытянуть лишнее, бугор можно будет утопить обратно, сразу же как мы отрежем проушину. Стоит отметить что работать надо аккуратно, в противном случае есть риск порвать тонкое кузовное железо.
Отрезаем проушину, оцениваем результат правки
Зачищаем остатки сварки до получения однородной поверхности
После того как основная работа закончена, деталь остается зашпатлевать, и тут тоже есть свои хитрости. В процессе правки надо учитывать толщину слоя шпатлевки, оставляя под нее небольшую вмятинку, иначе при отшкуривании вылезет металлический бугор. Если этого не сделано, то следует чуть притопить металл на глубину 0,5 — 1 мм легким молотком. Шпатлевку следует накладывать несколько большим пятном, нежели сама вмятина, но это тема уже для следущего поста.
Конечный результат ремонта. Деталь зашпатлевана и грубо отшкурена
Всем привет.Приспичило мне рихтануть кузов своего автомобиля, в связи с чем появилась необходимость в обратном молотке.Вещь достаточно прикольная и в хозяйстве необходимая. Покупать не стал, так как цена на обратные молотки мягко сказать слегка завышена.Получилось вот что
Баллон с горелкой для масштаба
У знакомого на СТО выбрал пару амортизаторов с тонким штоком, амортизатор распилил, вырезал кусок размером с мою ладонь та часть что с дырочкой,
с другого амортизатора извлек узел где находился сальник,
Вставил шток, залил свинцом обварил и прошёлся по отверстию где будет ходить шток сверлом, вес молотка получился порядка 1,5кг(не взвешивал, на глаз, превращается слегка, ниже исправил, масса примерно 700 грамм, но моим весам особой веры нет).Молоток обтянул термоусадкой в 2 слоя.Задняя ударная часть состоит из нескольких шайб, и двух гаек посаженных на локтайт, на которые наварена шпилька держащая пластиковую ручку Ручка сделана из рукоятки от болгарки или хз чего, нашел в гараже. Пружинка на любителя, можно не ставить. Длинная гайка на рабочей части служит как держатель сменных насадок.
Для тех кому интересно, что и как прикручивается на рабочую часть
Можно прикрутить все что угодно, от держателя для грибков с клеем до болтов и крючков различного типа, в том числе можно прикрутить к нему и спотер. Но так как спотера у меня ещё нет, а руки чешутся и жопа ищет приключений, на молоток вкручен кусок болта которым я привариваюсь к капоту автомобиля, как в этом видео
https://youtube.com/watch?v=LIZk6Lqs6CE%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0
, пробовал грибками с клеем цеплятся, капот не поддается. старое бмв, железо толстое, если что совсем испоганю куплю другой капот, этот уже кучу ремонтов пережил.
Масса балды которая по штоку ездит
А это вариант для противников пружинки
Молоток без пружинки
Вобще опробовал я этот молоток, для тех кто захочет повторить, могу сообщить следующее :1. молоток легковат, массу бойка можно смело увеличивать до 1кг, а то и больше2. Коротковат, наверно из двух штоков будет через чур длинный, но вот из полутора в самый раз.3. Резьба на штоке амортизатора крепка, но на длиной гайке пришла в негодность, не сразу конечно, мне хватило, но больше функции свои выполнять не может.Я свой переделывать не буду, ту работу которую хотел им произвести сделал.
https://youtube.com/watch?v=LIZk6Lqs6CE%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0
Разработку его начал еще зимой, сначала надыбал на старой работе у соседей по цеху кусок прута, диаметром 16.Затем отталкиваясь от удельного веса стали расчитал объемы нужной величины для 2кг и 1,5кг гирь
Брал удельный вес 7,7 гсм3
Расчитав геометрические данные, где учитывал диаметр удобный для хвата кисти, составил эскиз шайбы, и двух гирь
Материал особого значения не имел, поэтому токарю сказал делать из чего проще
Расширения в расчет не попали, так что гири получились чуть тяжелее
Далее занялся подготовкой стержня, сначала я на него натянул кусок шланга, чтобы было удобно держать
Затем прошелся наждачками разной фракции
После укоротил его до оптимальной длины
Длина рабочей части была сделана в 600мм если память не изменяет
Забрал у токаря гири с шайбой и удивился тому как замечательно получилась накатка
Мелкая смотрится очень даже не кисло, да и в руке крепко сидит
Упорную шайбу приварил к пруту
Варил полуавтоматом, 0.8 проволокой
С ударной стороны сошлифовал сварку до плоскости шайбы
Гиря довольно плотно заходит на шток, но свободно скользит вдоль, люфт минимальный.
Вот такой обхват получился, это та что поменьше, учитывал еще чтобы не получилось уже ширины кисти, масса ее получилась довольно крейсерская
Это уже 2-килограммовая, воспринимается довольно тяжеловатой, но может пригодится для выколачивания чего нибудь массивного
Далее пошло дело за нарезанием резьбы, плашку взял М16х2, на окончании прута нарезал резьбу длиной с пол гайки, которая у меня единственная подходящая завалялась, а так же собрал с обрезков от прута пару наконечников с крючками
Один наконечник посильнее, второй под шайбу по-тоньше
Рассверлил под 8мм проволоку сверлом на 9мм чтобы было место для шва
Ну и вот финишное фото всего текущего комплекта, далее докупятся присоски и различные приблуды для выстукивания вмятин без повреждения ЛКП, а также думаю еще гирю на килограмм или 800г заказать у токаря.
P.S. Если у кого будут какие советы или замечания, буду рад выслушать. Стоимость обошлась в 500р, которые отдал токарю за работу, недавно в магазине разглядывал аналоги, от того качества что в магазине аж тошнило, гири болтаются со страшных люфтом, и цены просто космос =) Всем удачи, и спасибо за просмотр.
Как работает обратный молоток?Гиря здесь свободно перемещается по гладкому штырю от адаптера до жесткого упора на рукоятке. Изучив вкратце, как выглядит обратный молоток, что это за полезное приспособление, рассмотрим принцип его использования. Вытягивающее усилие создается резким движением гири в момент удара о корпус металлического упора. По сути, данным способом имитируется постукивание по металлу с противоположной стороны кузова. В разборных устройствах силу удара легче регулировать путем использования грузиков с разным весом.Пневматическая присоска для вытягивания (suction cup puller)
Пневматическая вытягивающая присоска продаётся в наборе с несколькими всасывающими присосками разных размеров (обычно тремя). В зависимости от размера может создавать разное вытягивающее усилие.Она крепится на стержни скользящего молотка обратного действия. Присоска изготовлена из резины и пластика. Присоска может работать как с металлическими панелями, так и с пластиковыми бамперами.Этот инструмент может очень быстро удалять большие вмятины. Используется на начальном этапе ремонта, для устранения основного объёма вмятин.Для чего нужен обратный молоток?Изделие имеет сравнительно узкую специализацию и при использовании требует определенной сноровки, в противном случае можно легко небольшую вмятину превратить в солидный горб. В зависимости от разновидности насадок его можно применять для следующих работ:
- В слесарных автомастерских этим инструментом рихтуют деформированный кузов.
- При наличии специальных зажимов удобно использовать обратный молоток для снятия подшипников, если затруднен доступ к обратной стороне обоймы.
- Можно применять обратный молоток для снятия ступицы.
- Для демонтажа шарниров и других запрессованных деталей.
Инструменты PDRПервые команды мастеров PDR начали формироваться в отделах контроля качества автогигантов. Им нужно было создать необходимые инструменты для успешного выправления мелких вмятин, которые иногда образовывались при производстве и сборке автомобилей. Первоначально эти инструменты были самодельными. Их переделывали из существующих инструментов “жестянщиков”, а также изобретали новые уникальные приспособления и со временем усовершенствовали их. Можете более подробно прочитать про возникновение технологии беспокрасочного ремонта вмятин в статье “история возникновения технологии PDR”.
Самодельные инструменты для беспокрасочного ремонта вмятин использовались много лет назад первыми специалистами PDR. Технология PDR была значительно улучшена за последние 15 лет. Сейчас квалифицированные мастера PDR могут выправлять без покраски достаточно сложные вмятины. Это возможно благодаря ассортименту современных инструментов, а также эластичности современных лакокрасочных покрытий.В настоящее время существует множество производителей, которые обеспечивают большой ассортимент инструментов и аксессуаров для беспокрасочного ремонта вмятин.Инструменты PDR можно классифицировать по дизайну и по применению (предназначению).По дизайну инструменты могут отличаться изгибом (одинарный, двойной, тройной изгиб, либо более сложные формы), формой кончика, длиной, диаметром инструмента, формой и конфигурацией ручки.По применению инструменты можно классифицировать, в зависимости от того, на каких панелях кузова они используются или какое действие выполняют. К примеру, классические крючки (или стержни, от англ. rod) предназначены для работы в открытых, достаточно доступных местах, таких как крылья, крыши, багажники, капоты. Они работают, выполняя нажим с обратной стороны вмятины. Другой пример — это инструменты с наконечником «китовый хвост». Такой инструмент, в противоположность классическим крючкам используется в труднодоступных узких местах и работает за счёт скручивающего действия. Кроме того, мастера PDR используют специальные отражающие панели для точного «считывания» вмятин, светодиодные лампы и клеевую систему для вытягивания вмятин. Для выправления разных вмятин может потребоваться использование нескольких инструментов. Чем больше инструментов в вашем распоряжении, тем больше свободы действий и гибкости Вы будете иметь для ремонта конкретной вмятины.Далее мы по порядку рассмотрим различные инструменты, которые применяются для беспокрасочного ремонта вмятин, а также необходимые аксессуары.Виды обратного молоткаКонструкция данного приспособления относительно проста. Для удобства в слесарном деле применяется несколько моделей. Пневматический обратный молоток может обладать разным весом гири и конструкцией насадки, с помощью которой стержень крепится к детали авто или обрабатываемой поверхности. Используются следующие способы фиксации держателя к металлу:
- крюками;
- зажимами;
- клеем;
- сваркой;
- вакуумными присосками.
Вакуумный обратный молотокУстройство данного типа разрешает произвести щадящий ремонт кузова без сверления или сварки металла. Резиновая насадка прикладывается к поврежденному кузову. На обратной стороне полого штыря имеется штуцер для присоединения к компрессорному устройству с целью создания вакуума. Это эффективный обратный молоток, съемник которого в виде мягкой груши практически не повреждает лакокрасочное покрытие во время рихтовки. Насадка сразу отпадает при выключении агрегата. При ощутимых преимуществах такой инструмент имеет несколько минусов:
- Сравнительно высокая стоимость.
- В паре с обратным молотком нужно использовать компрессор.
- Длинный шланг вызывает некоторые неудобства в работе.
Обратный молоток с присоскойПомимо вакуумного держателя можно применять резиновые накладки разной величины, фиксация которых производится с помощью универсального клея. После застывания состава молоток обратный для кузовных работ прикручивается к насадке и осуществляется рихтовка. Для снятия резинку требуется прогреть феном. Остатки клеящего вещества удаляют с легкостью специальным растворителем, который не разъедает краску кузова. Минусы инструмента с клеевыми присосками – раствор плохо пристает в мороз, поэтому зимой ремонтные работы нужно производить в теплых боксах.Плюсы у обратных молотков с клеевой присоской ощутимые:
- Краску не повреждает.
- Не требуется компрессор.
- Недорогая стоимость.
Обратный молоток со сварочной фиксациейВ сложных случаях для крепления инструмента вначале приваривают гайку к кузову. Затем инструмент с помощью крючка цепляется за нее и осуществляется вытяжка. При небольших дефектах до 10-ти см подходит сварочный обратный молоток под названием споттер. Его насадка напрямую деликатно приваривается к металлу. После вытягивания шов обламывается, и адаптер переставляется дальше с интервалом 5-8 мм.Плюсы сварочного оборудования для рихтовки:
- Крепкое соединение.
- Контактная сварка работает при любой температуре.
- При использовании споттера не образуется больших швов и отверстий.
Сварочный обратный молоток обладает следующими недостатками:
- Всегда повреждается лакокрасочное покрытие.
- Электрический обратный молоток нужно применять в паре со сварочным аппаратом.
- Требуются навыки работы со сваркой.
Механический обратный молотокВ качестве насадок здесь применяются преимущественно крючки или зажимы. Прикрепить держатель можно к краю кузова или завести его в прорезь. Последующую рихтовку осуществляют по аналогии с другими моделями. Механический обратный молоток – это хорошее приспособление для снятия подшипников. Применяют его в паре со специальными зажимами, оснащенными тремя подвижными лапками, помогающими зафиксировать обойму сразу в нескольких точках.Плюсы механического приспособления:
- Подходит в качестве съемника.
- Недорогая стоимость.
- Универсальность.
- Простота в использовании.
- Не требуется дополнительное оборудование.
Преимущества и недостаткиМолоток обратного действия имеет множество преимуществ над инструментами аналогичного характера. Он позволяет быстро выполнить рихтовку без значительных конструктивных изменений автомобиля. Работу с помощью этого инструмента можно выполнять в тех местах, которые недоступны для работы обычным инструментом. Также стоимость такого инструмента относительно небольшая, практически любой автолюбитель может приобрести такой инструмент в свой гараж. Также в большинстве случаев, можно обойтись без разрушения заводской покраски.К недостаткам этого инструмента можно отнести только то, что сложные повреждения не всегда получится исправить. Также, в некоторых случаях, человек без опыта может принести только больше вреда кузову автомобиля.В общем, это отличный инструмент, который лучше иметь в наборе своих инструментов, так как с его помощью можно быстро исправить ошибки водителя или окружающих.Как пользоваться обратным молотком?Приведение в действие ударного механизма во всех моделях инструмента практически везде одинаковое. Все основные отличия заключаются в способе крепления держателя к поверхности. В одном случае используется точечная сварка, в другом – холодный клей или крючки. Зависит многое от конфигурации запрессованной детали или формы вмятины. Рассмотрим краткую инструкцию, как удалять дефекты с помощью обратного молотка:
- Очистить и обезжирить металлическую поверхность.
- Зафиксировать адаптер на металле, используя подходящий способ в зависимости от модели инструмента (приклеить, приварить, применить вакуумную присоску).
- Накрутить штырь молотка на адаптер.
- Левой рукой удерживать приспособление за рукоятку, а правой рукой крепко захватить гирю.
- Резко передвинуть гирю от адаптера к верхнему упору.
- В момент удара гири об упор возникает вытягивающее воздействие на держатель.
- В самых сложных случаях приходится применять несколько насадок или чередовать механический обратный рихтовочный молоток с электрическим споттером.
Комплекты инструментов PDRИнструменты для беспокрасочного ремонта вмятин можно покупать как отдельно, так и в комплектах. Размеры комплектов варьируются от простых стартовых до сложных профессиональных. Перед покупкой лучше изучить разные инструменты, чтобы иметь представление, что Вам предлагают.
Лучше покупать инструменты не комплектами, а по отдельности. В комплекте могут быть не ходовые крючки, но может не быть нужных Вам инструментов. В любом случае, перед покупкой нужно изучать ассортимент.Как сделать обратный молоток своими руками?Благодаря простейшей конструкции можно производить сборку этого приспособления даже в гаражных условиях. В самом примитивном случае легко обойтись покупной шпилькой в качестве штыря, а вместо сплошной гири использовать набор шайб подходящего размера и веса. Предлагаем изучить удачный пример, как смастерить обратный молоток своими руками:
- Нужно заготовить пару металлических прутов диаметром 12 и 16 мм.
- Из прута 12 мм отрезать заготовку длиной 50 см.
- Из прута 16 мм нарезать 5 заготовок длиной 15 см.
- Нужно выточить или купить несколько длинных гаек с резьбой 12 мм.
- Гайки будут служить адаптерами, их длины должно хватать для соединения крючков с осью обратного молотка.
- Для изготовления упоров требуются шайбы с отверстием 12 мм.
- Перед сварочными работами для изоляции и получения зазора предварительно обмотать будущую ось молотка скотчем.
- Груз сварить из нескольких отрезков прутка 16 мм, предварительно зафиксировав их вокруг тонкого прута 12 мм изолентой или скотчем.
- Со стороны держателя ограничителем перемещения груза служит закрученная гайка.
- На конце штыря требуется нарезать резьбу, длины которой хватит для установки гайки и адаптера.
- Отступив немного места для будущей ручки, с обратной стороны прута приварить второй упор.
- Из остатков прута сделать наконечники в виде крючков.
- С длинной стороны крючка нужно нарезать резьбу и накрутить длинные гайки.
- Ручку изготовить из отрезка резинового шланга.
- Для фиксации рукоятки на конце прута нужно приварить или накрутить гайку с шайбой.
Освещение PDRОсвещение и отражение является одним из важнейших компонентов PDR ремонта. Лампы PDR используются внутри помещения и позволяют специалисту более детально разглядеть вмятины на панелях кузовов автомобилей. В настоящее время используются два типа освещения: флуоресцентное и светодиодное. С внедрением светодиодного освещения всё определенно изменилось. Светодиоды позволяют иметь более компактные, лёгкие и очень прочные светильники. Светодиодные панели могут менять интенсивность освещения, и даже цвет. Это нужно для автомобилей разных цветов. К примеру, светлые панели может быть трудно ремонтировать без покраски при использовании стандартной лампы PDR с белым светом.
Лампы для PDR ремонта могут содержать специальный рассеиватель света. Обычно, это параллельные линии или, так называемый туманный экран (fog board). Цвет и рисунок, используемые на лицевой стороне лампы является личным предпочтением мастера. Подобные рассеиватели или экраны можно приобрести отдельно и поставить на лампу или заменить имеющийся рассеиватель. Они помогают добиться высокой детализации дефектов.Отражательные экраны (рефлекторные экраны/панели) представляют собой панель с определённым рисунком (обычно с параллельными линиями). Они, в отличие от специальной лампы с линиями, не дают собственного света, а отражают имеющийся свет (к примеру, солнечный) и отбрасывают линии на ремонтируемую панель, помогая лучше видеть повреждение.Таким образом, назначение света PDR (или отражающего экрана) состоит в том, чтобы мастер видел структуру повреждения, что происходит внутри вмятины. Читая тени и искажённое отражение, специалист может определить, где возвышенность металла, а где — углубление. Также мастер использует отражение, чтобы направить наконечник инструмента точно туда, где он должен быть. Далее отражение помогает следить за процессом ремонта, повзоляет развивать точное усилие и вовремя прекратить давить. После манипуляций с инструментами PDR, как только искажённые линии станут параллельными в отражении панели, то вмятина будет успешно выправлена.Лампы PDR бывают разных размеров и вариаций. В целом их можно разделить на стационарные лампы для мастерских и на портативные.
- Стационарные лампы крепятся на разборных штативах, позволяют работать с большими объёмами повреждений. Они могут вращаться и устанавливаются под любым углом. Такие лампы удобны при ремонте градовых повреждений и могут целиком осветить крышу или другие панели.
- Портативные лампы PDR обычно имеют длину от 25 см до 50 см. Они легко перемещаются и обычно устанавливаются на автомобиль с помощью присоски. Мобильные лампы предназначены для работы, как в стационарных условиях, так и на выезде. Они позволяют работать с мелкими повреждениями и повреждениями средней сложности.
При выборе лампы PDR стоит учитывать следующие факторы:
- Размер
- Удобство крепления и настройки
- Персонализация (можно ли менять интенсивность света, цвет)
- Время работы аккумулятора (в случае с портативной лампой)
- Долговечность
Насадки для обратного молотка
Конструкция держателя зависит от назначения и способа крепления к кузову, подшипнику, ступице или другой запрессованной детали механизма. Одна, пусть и самая удобная с виду насадка, не способна выручить слесаря, постоянно занимающегося рихтовкой и ремонтом. В небольшой мастерской желательно иметь универсальный инструмент с набором из нескольких удобных фиксаторов разного типа.