Сохраняется ли гарантия на машину после ДТП
В большинстве случаев ремонт гарантийного автомобиля после ДТП производится за счет владельца или страховой компании (по ОСАГО или КАСКО). Причина в том, что дилеры сразу отказывают в дальнейшем сервисном обслуживании при попадании машины в аварию. Это относится ко всем случаям, когда виновником является сам автовладелец или другой участник движения.
На практике в вопросе, сохраняется ли после ДТП гарантия на автомобиль, не все так однозначно. Здесь многое зависит от ситуации и того, готов ли автовладелец защищать свои права. Для начала необходимо информировать автосалон о сложившейся ситуации. Если представители дилера отказывают в гарантии на авто после ДТП, необходимо оформить претензию. В ней важно указать данные салона, информацию о себе и автомобиле и требования.
В случае отказа на претензию можно обратиться в судебный орган. И здесь у владельца очень большие шансы на выигрыш. Если машина на гарантии и попала в ДТП, необходимо доказать, что авария не является причиной дефекта.
Рассмотрим один реальные пример. Владелец авто попал в аварию. Машина перевернулась, кузов сильно деформировался. Страховщики признали, что транспорт не подлежит восстановлению. Несмотря на это, его удалось «вернуть к жизни» и сделать кузовной ремонт, после чего получилось продать.
Новый собственник продолжил обслуживать машину по гарантии, регулярно появлялся у дилера. Через некоторое время двигатель отказал, и новый владелец обратился для бесплатного ремонта. Но ему сказали, что автомобиль на гарантии ранее попал в ДТП и теперь бесплатно не обслуживается.
Дальнейшие шаги владельца были следующими:
- Обращение в лабораторию для проведения экспертизы.
- Получение заключения, что причина неисправности имеет гарантийный характер.
- Направление претензии дилеру о необходимости ремонта.
- Восстановление машины на стороннем сертифицированном СТО.
- Подача искового заявления в судебный орган.
- Требование 0,5 млн за ремонт, а также дополнительно за эвакуацию, экспертизу и моральный ущерб.
Для анализа ситуации по поводу гарантии на машину после ДТП суд назначил новую экспертизу. Она подтвердила, что отказ мотора имел производственный характер. При этом виновником оказался дилерский центр, который не обеспечил качественное обслуживание транспортного средства. При этом в пользу покупателя играл тот факт, что после покупки машины он регулярно приезжал и обслуживал транспорт, который был до него в ДТП, у официалов по гарантии. При этом сервисный центр не упоминал о проблеме до появления дефекта.
Дилер не согласился с предварительным решением и подал иск в Верховный суд. После анализа ситуации последний оставил прошлое решение в силе.
Так что ответ на вопрос, слетает ли машина с гарантии после ДТП, неоднозначный. Официально дилеры почти всегда отказывают в бесплатном обслуживании при выявлении дефекта, но по факту законодательство находится на стороне автовладельца. Но для этого нужно собирать пакет документов, подавать сначала претензию, а потом заполнять исковое заявление и идти в суд.
Порядок действий после ДТП
Теперь рассмотрим подробнее, как поступить в случае ДТП, если машина на гарантии, и что делать в первую очередь. Здесь инструкция должна быть такой же, как и в обычной ситуации для получения страховки ОСАГО или КАСКО. Общий алгоритм действий при аварии имеет следующий вид:
- Информирование страховой компании о ДТП машины, находящейся на гарантии. Виновник аварии должен передать водителю номер полиса и сказать название компании.
- В течение 15 суток с момента наступления страхового случая собственник авто должен обратиться к страховщику для получения компенсации.
Потерпевшая сторона должна оформить заявление и вместе с ним передать ряд документов:
- извещение об аварии;
- копия удостоверения личности;
- справка из ГИБДД о ДТП с указанием повреждений машины и участников аварии;
- данные для перевода денег за ремонт;
- чек-постановление;
- протокол о нарушении правил.
Кроме того, транспортное средство нужно передать для осмотра представителям страховой компании или предъявить выводы экспертной компании. Второй вариант более предпочтительный для машины на гарантии, ведь повышается вероятность вернуть право на бесплатный ремонт при выявлении дефекта.
Владелец машины после подачи заявки страховой компании должен дождаться принятия решения. На рассмотрение вопроса чаще всего уходит не больше месяца. В этот же период должны поступить и средства, необходимые для ремонта авто.
Заявка страховщику передается в течение пяти дней с момента попадания в ДТП машины на гарантии. В случае просрочки можно остаться без страховых выплат. Кроме того, важно учесть ряд моментов:
- После аварии укажите, что авто на гарантии и приложите сервисную книжку в качестве подтверждения.
- Уточните, где именно будет выполняться ремонт автомобиля. Важно, чтобы работа проводилась только на СТО официального дилера. В ином случае будет дополнительный повод отказаться от гарантии.
Теперь вы знаете, что делать в случае ДТП машины на гарантии, можно ли защитить свои права, и в каких случаях закон становится на сторону владельца. Сохранение своих прав вполне реально, если авария не стала причиной дефекта, и этот факт подтвержден независимой экспертизой. Но здесь может потребоваться обращение в суд и привлечение адвоката.
В комментариях расскажите, какая информация была вам полезна, приходилось ли сталкиваться с подобной ситуацией, и какие шаги позволили решить вопрос с автосалоном.
Ремонт на СТОА Страховщика
Куда отправят на ремонт по КАСКО — этот вопрос беспокоит большинство потенциальных клиентов страховых компаний. В большинстве случаев ответ будет «на СТОА».
СТОА или калькуляция?
При наступлении страхового случая по полису добровольного страхования основным способом урегулирования убытка является направление поврежденного автомобиля на СТОА. Еще несколько лет назад страховые компании практиковали выплаты «по калькуляции» — проще говоря выплачивали клиенту деньги и он ремонтировался где захочет. Однако при таком способе возмещения ущерба закономерно возникают споры и разногласия между клиентом и страховщиком. Вот некоторые из этих случаев:
- Расчет калькуляции производится по «среднерыночным ценам», а клиент решил отремонтировать автомобиль у дилера и денег на ремонт не хватило
- После такого ремонта клиент должен предъявить автомобиль без повреждений на повторный осмотр, но в промежуток между ремонтом и осмотром происходит новый страховой случай. И страховщик отказывается платить.
Таким образом в последнее время условие «выплата по калькуляции» практически не применяется в договорах КАСКО.
Преимущества ремонта по КАСКО на СТОА.
Несомненным плюсом в направлении на СТОА является то, что все взаиморасчеты происходят без участия клиента. Страховая компании оплачивает счета за ремонт напрямую автосервису. Страхователь записывается на ремонт, привозит автомобиль и спустя некоторое время забирает его уже с устраненными повреждениями. Зачастую страхователь даже не знает, какова сумма ремонта.
Скрытые повреждения
При первичном осмотре страховая компания указывает в акте только наличие видимых повреждений. В случае серьезного повреждения транспортного средства часто имеются скрытые повреждения, которые невозможно увидеть, не разобрав автомобиль. В случае направления на СТОА автосервис урегулирует все вопросы со страховой самостоятельно. При оплате «по калькуляции» для согласования скрытых повреждений необходим повторный осмотр экспертом страховой компании, что затягивает сроки ремонта.
Качество ремонта
Автосервисы очень дорожат взаимоотношениями со страховщиками. Страховые компании обеспечивают стабильный поток клиентов, и конкуренция за право работать по убыткам очень большая: страховых компаний мало, а автосервисов много. Если от клиентов поступают жалобы на качество ремонта — страховщик скорее всего расторгнет договор со СТОА и станция потеряет значительную часть прибыли.
Основным минусом ремонта на СТОА по выбору страховщика является то, что не всегда есть возможность предложить станцию рядом с местом проживания клиента. Особенно это актуально для жителей крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург.
Список СТОА, с которыми работает страховая компания
Многие клиенты перед покупкой полиса КАСКО просят у страхового агента список СТОА, с которыми заключены договора у страховой компании. Данные списки есть и не являются секретом. Если ваш дилер или СТОА, на которой вы обслуживаете автомобиль есть в этом списке — гарантии того, что вы попадете на ремонт именно туда нет. За время действия полиса страховщик может расторгнуть договор с одним дилером и заключить с другим. Таким образом единственной гарантией попадания на определенную станцию является «Ремонт по КАСКО на СТОА страхователя», но страховой полис с таким условием дороже на 20-30%.
Дилер или не дилер?
Владельцев гарантийных автомобилей больше всего волнует вопрос: попадут ли они на ремонт к официальному дилеру в случае ДТП ил иного повреждения авто? В подавляющем большинстве случаев страховая компания отправляет на ремонт именно на дилера, если иное не оговорено договором страхования. Однако, если срок вашей гарантии закончится в период действия полиса — это условие перестает действовать.
Удаленное урегулирование убытка у дилера.
Большинство дилеров не только продают автомобили и обслуживают их, но также принимают на своей территории заявления о страховых случаях. Это позволяет клиенту не тратить время на посещение страховой компании, а заявить убыток непосредственно у своего дилера и сразу записаться и поставить автомобиль в ремонт. Перед тем, как купить КАСКО, уточните, с какими страховыми компаниями ваш дилер имеет договора на удаленное урегулирование и выбирайте одну из этих компаний.
Узнать, сколько стоит полис с выбором ремонта на СТОА страховщика вы можете в нашем калькуляторе КАСКО.
Как получить подменный автомобиль
Подменный автомобиль — это машина, которую дилер может предоставить клиенту на время ремонта. Может и не предоставить: это зависит от состояния вашего автомобиля и от наличия свободных машин на замену. На автопорталах иногда пишут, что подменный автомобиль дают только владельцам машин премиум-класса.
Мне дилер подмену не предложил. Я знал, что подменный автомобиль предлагают в случае обычного ремонта, и решил выяснить, дают ли его по отзывной кампании. На сайте дилера и в госте об отзыве товаров ничего об этом не нашел. По телефону сервисного центра меня долго переключали на разных сотрудников, а потом сказали, что подмена возможна, но пока свободных машин в дилерском центре нет. Я настаивал и узнал, что завтра один подменный автомобиль все-таки освободится. Сотрудники центра пообещали сообщить по факту.
На следующий день мне никто не позвонил. Я поехал к дилеру, но на месте меня заставляли ждать, говорили, что свободных авто нет, и предлагали арендовать машину за деньги. Прокат стоил бы мне 1750 Р в сутки, если брать на 4—7 дней. Я не сдался и потребовал директора — после этого мне все-таки выдали бесплатный автомобиль.
Вместо моей Киа Сид мне дали Киа Рио 2016 года выпуска с пробегом 30 тысяч километров. В комплекте с ключами я получил СТС, страховку и договор аренды.
На сайте «Киа» пишут, что готовы предоставить подменный автомобиль, если срок ремонта превысит три дня и если свободные машины есть в наличии
Когда вы получаете подменный автомобиль, возникают риски. По договору вы отвечаете за любую порчу автомобиля. Поэтому при получении авто нужно максимально внимательно осмотреть и письменно отразить все недочеты. Иначе потом скажут, что машину испортили вы, и оштрафуют.
У меня на осмотр машины и подписание документов ушло полтора часа. Я нашел царапины на потолке внутри салона и на крышке бензобака. Если бы не нашел, их могли повесить на меня.
Ездить на подменной машине тоже было страшно: опасался, что угонят. Договор требовал от меня оставлять машину только на платных стоянках или в гараже.
Еще договор запрещает заливать в подменный автомобиль сложные технические жидкости типа масла, можно только бензин и омывайку. Ну и, разумеется, нельзя вмешиваться в конструкцию автомобиля или как-то его ремонтировать — во всех сложных ситуациях надо обращаться к дилеру. Нельзя использовать машину для буксировки или для обучения вождению. Курить в салоне тоже строго запрещено — когда я возвращал машину, ее тщательно осмотрели и обнюхали салон.
На подменном автомобиле я ездил неделю, и это было неудобно и непривычно. Я не слышал поворотники и контролировал включение и выключение огней зрительно. Климат-контроль дул с завываниями либо не дул вообще. На заднем сиденье болталась нижняя защелка ремня безопасности — это мешало крепить детское кресло. Единственное, что мне понравилось, — запускать машину через кнопку, а не с ключа.
На подменном автомобиле со всех сторон наклейки с рекламой бренда, а сзади — адрес дилера
Вернуть машину надо было через неделю с тем же количеством бензина, с которым ее получил. Смотрят по приборам — показаниям стрелки уровня топлива в баке и данным по запасу хода
А что с личным автомобилем?
Через неделю мою машину починили.
Слесари только сорвали резьбу на блоке АБС, но заменили блок на новый. Мне показали документы, что деталь официальная. Старый блок АБС мастер попросил оставить в сервисе: он пригодится для обучения слесарей, поскольку таких поломок в рамках отзывной кампании в истории мастерской еще не было.
Через две недели я опять поехал в сервис: при замене АБС плохо сделали тормоза, но не обратили на это внимания. Ход педали стал в два раза глубже обычного — управлять автомобилем стало опасно. Я показал мастеру заказ-наряд на прошлый ремонт, и ошибку исправили бесплатно.
В итоге за отзывную кампанию я съездил к дилеру пять раз вместо одного. Из-за ремонта у меня чуть не сорвалась запланированная поездка, и я несколько раз жалел, что поехал на отзывную. Все продолжалось три недели, но в целом закончилось хорошо.
Я посмотрел в интернет-магазинах автозапчастей и на форумах цены на детали и стоимость работ. Всего стоимость деталей, которые мне заменили по отзывной кампании, составляет 9350 Р. Новый блок АБС, который мне тоже поставили бесплатно, стоит 86—93 тысячи рублей. Оплату работы мастера сервис берет по нормочасам. Норматив на замену этих деталей — два с половиной часа. Стоимость нормочаса в среднем у дилеров — 1700 рублей, то есть работа, которую сделали для меня, стоит 4250 Р. Если бы я делал аналогичный ремонт полностью за свой счет, отдал бы около 100 тысяч рублей.
Это не совсем экономия, ведь я не стал бы ничего делать, если бы не отзывная. Теперь я никогда не узнаю, что из этого когда-нибудь пришлось бы делать за деньги.
Мою машину из сервиса мне отдали мытой, хотя мойку я не заказывал и не платил за нее
Запомнить
- Типичные дефекты автомобиля можно бесплатно устранить по отзывной кампании.
- Проверьте, не проходит ли отзывная кампания для вашего автомобиля, через сайт производителя или Росстандарта.
- Лучше не сдавать автомобиль в сервис накануне запланированных поездок.
- Важно взять все документы, которые предлагает сервис-центр. Заказ-наряд на замену АБС помог мне сэкономить деньги на прокачивании тормозной системы.
- Если понадобился подменный автомобиль, будьте настойчивы. Узнавайте, когда освободится подменное авто, приезжайте лично, добивайтесь встречи с руководством. Так шанс получить машину выше.
Как произошло ДТП
Авария случилась утром в будний день, когда все торопились на работу. Поток машин был большой, со двора на проезжую часть резко вырулил таксист: видимо, решил проскочить. И ведь проскочил, но создал помеху — водителям на главной дороге пришлось резко жать на тормоза.
Первым затормозил ВАЗ-2114, потом мы на Хонде Цивике. Водитель на третьем авто — Тойоте Филдере — не успел среагировать и врезался в заднюю часть нашей Хонды. От удара мы резко двинулись вперед и задели задний бампер ВАЗа.
Таксист никак на все это не отреагировал и просто уехал.
Этот снимок сделал из проезжающей мимо машины. Фото попало в городские автопаблики
Если сталкиваются два автомобиля и урон незначительный, ДТП можно оформить упрощенно, по европротоколу. Но это был не наш случай: в аварию попали три машины, у двух были серьезные повреждения. Кроме того, пострадал пассажир.
Кто-то набрал 112. Меньше чем через 10 минут приехали сотрудники ГАИ, аварийный комиссар, пожарные и скорая.
Помощь пожарных в итоге не понадобилась: огня не было. А вот медикам было чем заняться: парень, который ехал на заднем сиденье Тойоты, ударился головой и рассек лоб, потому что не был пристегнут. Насколько нам известно, какое-то время он лежал в больнице. Остальные отделались легким испугом и осматривали свои разбитые машины.
У Тойоты сильно пострадала передняя часть — бампер, капот, крылья и фары. Это только то, что на виду. Было ясно, что придется ремонтировать не только фары и детали кузова: из радиатора вытекла охлаждающая жидкость. Ехать на Тойоте было нельзя, ее увезли на эвакуаторе.
У нашей Хонды была разбита задняя часть: бампер, левая фара и крышка багажника. А оттого что нас кинуло вперед, на ВАЗ, замялся передний бампер, треснула левая фара. Но технически все было в порядке, машина была на ходу.
Меньше всех пострадал ВАЗ, который затормозил первым. Как ни странно, на его заднем бампере осталась лишь пара царапин. В итоге хозяин не стал предъявлять претензий.
На месте аварии мы простояли больше двух часов. В это время сотрудники ГИБДД проверили водителей на состояние алкогольного опьянения — все были трезвыми. Аварийный комиссар посмотрел видео с нашего видеорегистратора — на нем хорошо было видно таксиста, который подрезал ВАЗ. Документы заполняли долго: мы пристально следили, чтобы сотрудники ГИБДД указали все повреждения авто.
В итоге виновным в аварии признали водителя Тойоты. Пояснили просто: водители ВАЗа и Хонды соблюдали скоростной режим и дистанцию, так что успели затормозить. Водитель Тойоты двигался агрессивно и не соблюдал дистанцию, поэтому не успел вовремя нажать на тормоза. Он пытался спорить, но безрезультатно.
После этого все поехали в ГИБДД, там уже на бумаге каждый описывал подробности аварии: хорошая ли была видимость и покрытие дороги, что стало причиной аварии, какие повреждения получили автомобили. Потом нам сказали ждать постановление и справку о ДТП и отпустили.
Кто платит за ремонт
У водителя Тойоты, к счастью, был полис ОСАГО. Это означало, что ремонт нашей машины оплатит его страховая компания. В противном случае нам пришлось бы добиваться возмещения ущерба через суд.
Если в аварии пострадали только машины и у всех участников ДТП есть ОСАГО, за возмещением пострадавший должен идти в свою страховую компанию. Но нам пришлось обращаться в страховую виновника. Вот в каких случаях следует так поступать:
- в ДТП столкнулось больше двух машин;
- был причинен вред жизни или здоровью;
- был причинен ущерб имуществу, отличному от транспортных средств. Например, виновник врезался в чужой забор и сломал его;
- у пострадавшего нет полиса ОСАГО, так что он не может обратиться в свою страховую.
Мы позвонили на горячую линию страховой компании виновника ДТП. Объяснили, что в ближайшее время не сможем собрать необходимый пакет документов на возмещение ущерба — дальше в статье я объясню почему. Консультант рассказал, что, согласно гражданскому кодексу, это можно сделать в течение трех лет с момента аварии. Зарегистрировать ДТП можно либо сразу, либо когда все документы будут на руках, для этого нужно позвонить страховщику. Мы сделали это, когда собрали все бумаги, то есть почти пять месяцев спустя.
Как мы собирали пакет документов для возмещения ущерба
На сайте страховой мы нашли список документов, необходимых для возмещения ущерба. Думали, что быстро соберем все необходимое, но эпопея затянулась почти на полгода. Все уперлось в постановление о ДТП. В нем дознаватель указывает, кто виноват в аварии. Еще пишет, кто из водителей нарушил тот или иной пункт ПДД и что ему за это будет. Эта бумага входит в перечень обязательных документов для перечисления страховой выплаты. Чтобы получить ее, мы начали звонить в ГИБДД почти сразу. Нас осадили — сказали, что в нашем случае получить эту бумагу быстро не получится. Объясню так, как поняла эту схему сама.
Сначала должен выздороветь пострадавший, который находился в машине виновника. Потом он должен пройти судебно-медицинскую экспертизу. Когда заключение экспертизы поступит в ГИБДД, данные внесут в постановление. И только тогда мы сможем его получить.
По телефону сотрудник ГИБДД добавил, что обычно на это уходит полтора месяца. Но тогда было начало лета — время отпусков и коронавируса. Постановление пришло по почте лишь спустя три с половиной месяца после аварии, в начале сентября.
Пройдет ли техосмотр разбитая машина?
Все это время Хонда была исправна, пострадали лишь кузовные элементы. Мы показывали ее знакомому автомеханику, он не нашел внутренних повреждений.
Мы понимали, что правильно было бы поставить машину в гараж и не ездить на ней, пока специалисты страховой не оценят ущерб. Но страховая отказалась делать оценку без полного пакета документов. Еще страховщики добавили, что не примут результаты экспертизы сторонних оценщиков. Позже юрист подтвердил эти слова: мы бы только потеряли время и деньги.
Мы не представляли даже примерно, когда сможем собрать полный пакет документов. Поэтому иногда все же садились за руль — на свой страх и риск.
В июне, через месяц после аварии, у нас истек срок действия полиса ОСАГО. Стало тревожно за техосмотр и ОСАГО. Мы накопили скидку в 20% за безаварийную езду и не хотели ее терять.
Я позвонила в пункт техосмотра и объяснила ситуацию: машина разбита, но на ходу. Ремонтировать нельзя, так как ущерб еще не оценили. Но мы на ней ездим, поэтому хотелось бы себя обезопасить. Парень на том конце провода объяснил, что главное — чтобы машина была технически исправна. С этим проблем не было, мы прошли техосмотр и оформили электронный полис ОСАГО.
Радость от получения постановления была недолгой: в ГИБДД сказали, что водитель не признает себя виновным и подал в суд на их сотрудников. Нам предстояло дождаться решения суда. А если бы виновник не согласился и обжаловал его в Верховном суде — нам пришлось бы ждать до последнего.
На горячей линии страховой компании все это подтвердили: без решения суда у нас не примут пакет документов на возмещение ущерба. Так мы потеряли еще два месяца. В итоге суд поддержал сотрудников ГИБДД и признал водителя Тойоты виновным в совершении ДТП.
Мы связались с водителем Тойоты и уточнили, будет ли он обжаловать решение. Тот не собирался этого делать. Только тогда мы смогли забрать в суде решение — и пару дней спустя заехали в ГИБДД за справкой о ДТП.
Какие документы нужны страховой
В офисе страховой нам объяснили, куда приехать на экспертизу и какие документы нужны, чтобы подать заявление о возмещении причиненного ущерба.
Мы собрали вот такой пакет документов:
- Паспорт. Он удостоверяет личность получателя страхового возмещения.
- Свидетельство о регистрации, СТС, или паспорт автомобиля, ПТС. Необходимы, чтобы подтвердить право собственности потерпевшего на поврежденное имущество.
- Копия протокола о ДТП. В нем ГИБДД указывает предварительное решение. Нам ее выдали на месте ДТП.
- Справка о ДТП. Ее еще называют справкой № 154. Я читала, что ее выдают на месте аварии, но нам выдали уже в ГИБДД. Для этого мы заранее узнали, в какие дни и часы нужно приехать.
- Постановление о ДТП. Это уже окончательное решение ГИБДД. То самое, что мы ждали три с половиной месяца.
- Копия полиса виновника. Мы попросили водителя Тойоты скинуть фото в «Вотсап» и просто распечатали. Страховой этого было достаточно.
- Решение суда, в котором водителя Тойоты признали виновником аварии.
- Банковские реквизиты получателя выплаты.
- Заявление о страховой выплате. Мы написали его в офисе страховой компании.
В списке документов было еще извещение. Но оно, насколько мне известно, по федеральному закону № 40-ФЗ об ОСАГО не входит в список обязательных документов для подачи в страховую компанию при наличии документов из ГИБДД. От нас его не потребовали.
Что нужно знать перед экспертизой
Страховая компания при наступлении страхового случая возмещает:
- не более 400 000 одному потерпевшему;
- не более 500 000 в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего.
Если ущерб превышает лимит, недостающее можно потребовать с виновника ДТП.
При расчете суммы, необходимой для ремонта автомобиля, эксперт страховой опирается на единую методику определения ущерба, разработанную РСА. Используются фиксированные цены на запчасти и ремонтные работы. Суммы берут из справочника РСА, в котором указана стоимость конкретных деталей и работ. И здесь, по идее, нет места для маневра.
Но нас тревожила предстоящая экспертиза. В интернете я прочитала много историй о том, что страховые, несмотря на закон, сильно занижают суммы выплат пострадавшим в ДТП. Доказывать свою правоту приходится уже в суде.
Юрист подтвердил наши опасения — и добавил вот что:
- Если в итоге назовут сумму, которая нас не устроит, придется направлять претензию в адрес страховщика. Следующая ступень — финансовый омбудсмен. Это служба, учрежденная Банком России, которая решает денежные споры между гражданами и финансовыми организациями до суда. По закону страховые компании обязаны исполнять решения финомбудсмена точно , как решения суда. Если и здесь постигнет неудача — придется идти в суд.
- Страховая компания должна провести не оценку ущерба, а именно экспертизу — так должно быть написано в документе.
Как эксперты оценили ущерб
Мы были готовы к тому, что специалист-техник попытается составить максимально короткий перечень повреждений. Но эксперт подошел к оценке основательно: снимал разбитые бамперы и отдирал обшивку багажника, чтобы увидеть состояние железа под ним. И посчитал все — вплоть до креплений и резинок. Приплюсовал даже крыло, которое было деформировано в предыдущей аварии. Мы честно сказали об этом эксперту, но он все равно внес его в список. В итоге насчитал больше 20 элементов, которые требовалось заменить.
Перед экспертизой мы уже знали цены на детали, объездили несколько СТО. Поэтому примерно понимали, сколько денег нам понадобится на ремонт. Решили, что если страховая насчитает меньше 200 тысяч рублей — будем делать независимую экспертизу и подавать в суд.
Согласно ч. 21 ст. 12 ФЗ об ОСАГО — «Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда» — страховая должна перечислить деньги в течение 20 дней с момента получения заявления. Нам вся сумма поступила на счет примерно через неделю.
Как мы покупали запчасти
Мы закупили все необходимое через автомагазины. Связываться с частниками через объявления не хотели: боялись, что придет не то или запчасть повредят во время транспортировки.
Запчасти, которые мы купили и передали в мастерскую для ремонта, — 55 500 Р
Крышка багажника14 000 Р
Передний бампер12 000 Р
Левая передняя фара8000 Р
Задний бампер7000 Р
Левое переднее крыло5000 Р
Левый задний фонарь3000 Р
Обшивка багажника2100 Р
Брызговики, 4 штуки2000 Р
Левая часть ящика для инструментов в багажник1600 Р
Левая клипса бампера800 Р
Запчасти сняли с точно таких же Хонд, на них не было повреждений. Заказывать новые оригиналы было слишком дорого, а корейских и китайских подделок мы всегда остерегались: с такими запчастями сложно выставлять зазоры. Все купили на разборках, которые оформлены как фирмы и предоставляют официальные документы о покупке.
Часть запчастей для ремонта
Из-за сильного удара сзади замялись и несъемные части: например, заднее крыло, задний левый лонжерон и так называемая ванна багажника — автолюбители еще называют ее «тазик». Выправить это было слишком сложно. Единственный вариант — отпилить этот кусок от другой Хонды и приварить к нашей.
Загвоздка была в том, что заказывать эту часть откуда-то было рискованно: в идеале мастер, который будет заниматься нашим автомобилем, должен сам показать, по каким линиям резать. Нам повезло: на местной разборке удалось найти аж два Цивика, силовые элементы которых были в отличном состоянии.
От Хонды, которую мы нашли на разборке, нам отпилили фактически всю заднюю часть. Мы купили ее за 20 000 Р. Мастер, который приваривал кусок задней части, сам приезжал на разборку и показывал, как отрезать. Но приварили в итоге лишь часть лонжерона и заднюю стенку ванны багажника. Остальное удалось выправить.
Как мы выбирали СТО
Мы рассчитывали, что загоним автомобиль на ремонт, как только страховая перечислит деньги. Но в итоге это случилось только спустя два месяца.
Мы быстро нашли подходящего мастера. Он вел страницу в «Инстаграме» со снимками «до» и «после» — и они нас впечатлили. К нему загоняли преимущественно дорогие автомобили после серьезных аварий: например, когда у машины переднюю часть как будто отрезали. После ремонта она выглядела так, словно только что сошла с конвейера. В комментариях многие шутили: «Потом на „Дроме“ хозяин напишет, что не бита и не крашена».
Муж два раза ездил к этому мастеру. Работу он оценил в 120 000 Р, нас это устраивало. В итоге не сложилось: сначала мы ждали очереди, потом помощник сломал руку, потом мастер стал «кормить завтраками», так что мы решили ремонтировать машину в другом месте.
Объездили с десяток самых разных мастерских — от грязных боксов в промзоне до очень презентабельных центров. В самом захудалом сервисе работу оценили в 80 000 Р, в самом дорогом — в 200 000 Р. Вот на какие вещи мы обращали внимание:
- сервис договор с клиентом — самый обычный, на бумаге. Удивительно, но многие этим пренебрегают и обходятся лишь устными договоренностями. Для нас это было неприемлемо.
- В каком помещении ремонтируют автомобили. Плохо, если там бардак. Возможно, здесь работают не слишком щепетильные специалисты, которые легкомысленно относятся и к своему делу.
- на СТО покрасочная камера с инфракрасной сушилкой. Если таковой не было, мы искали другое место. Потому что понимали: на нашем авто придется красить много деталей. И сделано это должно быть настолько хорошо, насколько возможно.
- Штат мастеров. Если работают два человека, возможно, ремонт сильно затянется. Нам этого не хотелось.
- Очередь к конкретному специалисту — это, скорее всего, показатель качества его работы. Если запись на месяцы вперед, то с высокой долей вероятности люди его знают и рассказывают о нем знакомым.
- Манера общения мастера.
Первый мастер, к которому мы хотели попасть, явно был профессионалом, но не умел общаться с людьми. Он два раза оценивал ремонт нашего автомобиля, так как нигде не записал, что насчитал в первый раз. Всегда опаздывал минимум на час. В итоге переносил начало ремонта аж три раза, пропадал, не брал трубку. Со временем мы поняли, что не сработаемся.
Сервис, на котором мы в результате остановились, устроил по всем параметрам:
- Большое помещение, в котором одновременно ремонтировали несколько машин.
- Покрасочная камера.
- Очередь на две недели, но мы были готовы подождать.
- Адекватный мастер, который принимал автомобиль в работу.
- Подкупило и то, что у мастера была точно Хонда Цивик, как у нас. Он тепло отзывался об этой марке, знал ее вдоль и поперек и в принципе производил хорошее впечатление. Все теплые слова о машине мастер сказал, пока опирался рукой на свою Хонду.
Красить нужно было слишком много, поэтому нам предложили покрасить Хонду «вкруг» — то есть все, кроме крыши, чтобы переходы от крашеных деталей к некрашеным были незаметны. Мы уже красили так другой автомобиль и в этот раз решили сделать так же.
Ремонт оценили в 130 000 Р. За эти деньги мастера должны были:
- Демонтировать поврежденные элементы.
- Вырезать задний лонжерон, стенку и часть ванны багажника.
- Все вышеуказанное взять с задней части, которую мы забрали с разборки, и приварить на подготовленные места.
- Закупить краску, подобрать цвет.
- Покрасить автомобиль.
- Установить все обратно, в том числе фары.
Обещали уложиться в три недели. Мы сказали, что торопиться не нужно: лучше дольше, но качественно.
В таком состоянии мы передали машину мастеру
Он обещал все отремонтировать за три недели
Мы подписали заказ-наряд — документ, который автосервис оформляет в случае ремонта или обслуживания автомобиля. Фактически это тот же договор между автосервисом и владельцем автомобиля. В нем минимум информации, учтено главное.
11 января 2021 года мы передали машину на ремонт.
Документ содержал информацию об исполнителе, заказчике, модели автомобиля, список работ и цену
Как мы принимали отремонтированную машину
Мастер позвонил ровно через три недели, 1 февраля: работа выполнена, машину можно забирать.
Мы беспокоились насчет покраски, но все было идеально. Единственный недочет мы нашли только через месяц — и то потому, что самостоятельно мыли машину: на торце задней двери был небольшой подтек, который чувствовался на ощупь. Его практически не видно, тем более когда дверь закрыта: он оказывается как бы внутри.
В мастерской не установили спойлер, который был на багажнике: мы не оговорили этот момент заранее. Нам предложили поездить без него — вдруг понравится. Если нет, то спойлер обещали покрасить и установить бесплатно.
Мы слегка возмутились, но потом успокоились и быстро привыкли к классическому варианту без спойлера. Да и жалко было сверлить крышку багажника. Спойлер потом продали на «Авито» за 5000 Р.
Так машина выглядела до аварии
А так — после, без спойлера
Через пару дней одна из дверных ручек начала выскакивать из креплений, если за нее сильно дернуть. Мастера устранили этот недочет без разговоров и бесплатно.
Мы сами немного оплошали с задними фарами. Всего сзади четыре фонаря: два на крышке багажника и еще два на крыльях. После ремонта у нас остался всего один «родной» фонарь. Оказалось, что все новые — с темной окантовкой внутри, а «родной» — со светлой. Не исключено, что три новых фонаря сняли с праворульной Хонды.
Внутри левого фонаря — темная круглая окантовка, внутри правого — светлая. Правый фонарь пришлось поменять
Если не присматриваться, этого вообще можно не увидеть, но мы знали — и не смогли с этим смириться. В итоге заказали еще и задний правый фонарь. Потратили 3000 Р, а тот, что сняли, выставили на «Авито» и «Дром».
Что касается гарантий на покраску, то на словах мастер заверил: если что-то будет не так — переделает. Мы не сомневаемся в его словах, но не думаем, что что-то случится с краской: ни на одном элементе нет шпатлевки, которая могла бы просесть и повлиять на состояние лакокрасочного покрытия. Кроме того, все запчасти были оригинальными и без повреждений.
За ремонт мы отдали 130 000 Р — ровно столько, на сколько договаривались. Никаких дополнительных расходов не было. На машине мы ездим уже три месяца. Несколько раз мыли — и вручную, и на мойке. Все ровное, целое, ни одного скола. Словом, полет нормальный.
Как действует гарантия
Гарантия на автомобиль — это обязательство завода-изготовителя отремонтировать его в течение определенного срока.
Обычно на новый автомобиль дают гарантию 3—7 лет или 100 000—200 000 км пробега — в зависимости от того, что наступит быстрее.
Гарантию дает не официальный дилер, а завод-изготовитель. Поэтому дилер не может официально снять автомобиль с гарантии. Он вправе лишь отказать в гарантийном ремонте в каком-то конкретном случае. Для этого дилер проводит проверку качества автомобиля. Это не экспертиза, но автосалон по ее результатам может не согласиться на гарантийный ремонт и обвинить в поломке собственника. В этом случае владельцу нужно настаивать на проведении независимой экспертизы.
Экспертизу проводит организация, которой платит дилер. Дилеру еще нужно доказать причинно-следственную связь между действиями владельца машины и поломкой. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с результатами оспорить ее заключение в судебном порядке.
Если эксперты решат, что в поломке виноват владелец, придется компенсировать дилеру расходы на процедуру или оспаривать ее в суде. Для этого нужно будет провести повторную экспертизу в другой организации — за свой счет. Если владелец выиграет суд, то все расходы ему компенсирует автосалон.
Экспертизу дилера нельзя назвать независимой, так что важно присутствовать на ней лично. Были случаи, когда недобросовестные работники умышленно оставляли на запчастях и комплектующих механические повреждения. После этого они обвиняли владельца в нарушении правил эксплуатации и отказывали в гарантийном ремонте.
Например, владелец ни разу не менял масло в двигателе, чиповал его для увеличения мощности, устанавливал несертифицированные запчасти. Если двигатель сломается, дилер при экспертизе докажет, что к поломке привели нарушения условий эксплуатации. Но если владелец того же авто обратится к дилеру с претензией к работе подвески — это не будет поводом для отказа. Дилер не сможет доказать, что к поломке привели именно эти нарушения.
Гарантию на автомобиль дает не только автопроизводитель, но и закон. Если гарантийные сроки не установлены, то покупатель вправе предъявить требования в течение двух лет с момента покупки.
Как техническое обслуживание влияет на гарантию
Есть три подхода к техобслуживанию гарантийного автомобиля. Сторонники первого подхода обслуживают новую машину у официального дилера в лучшем случае в первый год после покупки. А дальше — самостоятельно или в других сервисах. Они покупают неоригинальные запасные части и не собирают документы о техобслуживании. Тем не менее на их автомобиль тоже распространяется гарантия. Но если совсем не проводить техобслуживание, это может привести к поломке по вине владельца.
Есть и те, кто думает иначе: весь гарантийный срок нужно обслуживаться у официального дилера, чтобы не ремонтировать автомобиль за свой счет в случае поломки из-за производственных дефектов. Такой подход продвигают автопроизводители и дилеры, которым это выгодно: дилер привязывает владельца к своему сервису и весь гарантийный срок зарабатывает на техобслуживании.
Рекомендованный автопроизводителем межсервисный интервал замены масла — например каждые 15 000 км — слишком большой, поэтому возникает третий, компромиссный вариант техобслуживания. Владелец проходит плановые ТО у дилера и дополнительно меняет масло каждые 7500 км. Межсервисное техобслуживание не обязательно делать у официального дилера. Масло можно поменять самостоятельно или в обычном автосервисе.
На расходных материалах можно сэкономить, если приехать к дилеру на техобслуживание со своими запчастями. Владелец при этом получает отметку в сервисной книжке. Но иногда дилер прописывает в документах, что клиент приехал на ТО со своими расходными материалами, или даже повышает цены на работы. Такие записи не влияют на гарантийное обслуживание автомобиля.
Если владелец обслуживает автомобиль не у официального дилера, желательно получать документы после каждого ТО. Например, заказ-наряды, чеки на запчасти и работы, акты выдачи автомобиля, сертификаты соответствия на расходные материалы. Если дилер откажется ремонтировать автомобиль по гарантии, эти документы пригодятся в суде.
Кроме того, советую покупать оригинальные запасные части и расходные материалы, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Приобретать все это лучше в проверенных магазинах или специализированных автосервисах, которые могут выдать чек и сертификат соответствия на товар.
Какие законы регулируют гарантию
Гарантию на автомобиль регулирует закон «О защите прав потребителей». С точки зрения закона автомобиль — такой же товар, как, например, стиральная машина. Поэтому правила торговли и права потребителя в этом случае те же.
Закон позволяет вернуть автомобиль и получить назад деньги в течение 14 дней после покупки, если за это время проявится заводской брак. Для более долгого срока эксплуатации действует гарантия автопроизводителя — по ней в машине можно что-то заменить или отремонтировать. Есть условия, при которых покупатель может расторгнуть договор купли-продажи, потребовать замены автомобиля или снизить его цену соразмерно ремонту. Вот когда это возможно:
- дилер превысил максимальный срок ремонта — 45 дней;
- автомобиль ремонтировали неоднократно в течение одного гарантийного года и машину этого нельзя нельзя было использовать более 30 дней.
Доказать в суде, что эти сроки нарушены, и собрать заказ-наряды всех ремонтов может быть непросто. Недобросовестные дилеры умышленно занижают сроки ремонта в документах или не выдают их владельцу на руки. Еще они обещают, что вся информация о ремонте отразится в электронной сервисной книжке. Фактически сведения могут не внести сознательно.
Поэтому, когда вы забираете отремонтированную машину, важно получить от дилера акт выполненных работ и использованных материалов. Убедитесь, что в документе правильные даты. Первая — день, когда дилер принимает машину на ремонт по гарантии, вторая — когда вы получаете акт и забираете ее. Подробнее об этом акте мы напишем в отдельной главе.
Кроме закона о защите прав потребителей гарантию на авто регулирует специальное положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники. Положение определяет права и обязанности производителей, официальных дилеров и владельцев автомобилей во время действия гарантии.
Важно понимать, что дилер защищает себя от дополнительных расходов на гарантийный ремонт. Когда машину чинят по гарантии, дилер фактически оказывает услуги и продает запчасти автопроизводителю — и почти ничего на этом не зарабатывает. Цены гораздо ниже, чем для заказчика с улицы. Часто ремонт по гарантии невыгоден и самому автопроизводителю, и тогда уже он может вынудить дилера действовать недобросовестно.
Дилер заставляет владельца подписывать различные внутренние документы, которые могут противоречить закону. А после этого ссылается на них — и в каком-то конкретном случае может попытаться отказать в гарантии. Но это не освобождает дилера от обязательств и ответственности по гарантийному ремонту. Федеральные законы по юридической силе выше документов автопроизводителя и дилера, поэтому суд может признать внутренние документы недействительными.
На что распространяется гарантия
Когда автопроизводитель дает пять или семь лет гарантии, не стоит думать, что это касается абсолютно всех частей автомобиля. Гарантию прописывают на узлы и агрегаты по отдельности. Эту информацию можно найти в сервисной книжке.
Дольше всего действует гарантия на лакокрасочное покрытие кузова, двигатель и коробку передач. Этот срок маркетологи иногда используют для рекламы, выдавая его за общую гарантию на автомобиль, хотя это не так. На некоторые детали гарантия сокращена по пробегу и времени. Например, заявлено, что гарантия на автомобиль Хендай Крета — пять лет или 150 000 км пробега. Но есть ряд комплектующих, для которых гарантия действует первый год или 20 000 км пробега:
- Тормозные диски и барабаны.
- Ксеноновые лампы.
- Аккумуляторная батарея.
- Заправка кондиционера хладагентом.
- Приводные ремни.
- Прокладки различных типов.
- Втулки стабилизаторов передней и задней подвески.
Гарантия вообще не распространяется на большинство расходных материалов. Поэтому дилер откажет в бесплатной замене всех фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, ламп накаливания, предохранителей, технических жидкостей, колесных дисков и шин.
Еще автопроизводитель может изменить условия гарантии на одну и ту же модель в зависимости от года выпуска. Например, компания «Хендай» с 2020 года больше не дает гарантию на каталитический нейтрализатор в пять лет или 150 000 км пробега. Для новых моделей ее сократили до 36 месяцев или 100 000 км пробега.
Для рестайлинговых моделей 2020 года автопроизводитель сократил гарантию на часть комплектующих. Например, появились пункты 1. 3 и 1. 4, а пункт 1. 2 расширили: добавили в него каталитический нейтрализатор
Страница сервисной книжки Креты 2016 года. Гарантия распространялась на большее количество запасных частей и комплектующих
Как доставить автомобиль к месту ремонта в случае поломки
В договоре купли-продажи автомобиля указывают адреса официальных дилерских центров или сервисных центров, куда можно обратиться в случае поломки. Не обязательно ремонтировать машину именно в том дилерском центре, где ее обслуживают.
Иногда автомобиль не может добраться до места диагностики или ремонта своим ходом. В этом случае самое правильное решение — вызвать эвакуатор, так как буксировка автомобиля доступна не для всех водителей, моделей автомобилей и типов коробки передач. Но услуги эвакуатора стоят недешево — из-за этого возникает вопрос, кто должен их оплачивать. Закон обязывает продавца доставлять автомобиль для ремонта своими силами или возмещать покупателю расходы, связанные с доставкой.
Дилер обязан сделать это в течение 10 дней или заплатить неустойку. Если дело дойдет до суда, в качестве доказательства подойдут телефонные переговоры с дилером. Лучше записать их или привлечь свидетеля.
Какие документы оформляют в случае гарантийного ремонта
Претензию о гарантийном ремонте пишет владелец машины. Ее составляют в свободной форме в двух экземплярах: один для дилерского центра, другой для владельца машины. Этот документ могут называть заявлением или требованием. Можно написать претензию дома или на стойке у дилера, а можно попросить сделать это юриста. Вот что должно быть в претензии:
- Название и юридический адрес дилера.
- Данные собственника и автомобиля.
- Подробное описание проблемы и требования собственника.
Обычно на гарантийный ремонт записывают по телефону. В назначенный день дилер обязан поставить отметку с датой принятия на экземпляре претензии, который остается у владельца машины. Вместе с претензией дилеру предъявляют техпаспорт автомобиля и сервисную книжку. Если по какой-то причине автосалон уклоняется от получения претензии, ее можно направить по почте.
Иногда одного описания неисправности в претензии бывает недостаточно. В вопросе диагностики и определения причины поломки не стоит полагаться только на дилера. Например, проблема может проявляться только на непрогретой машине или при езде по неровной дороге. Чтобы зафиксировать посторонние звуки и согласовать ремонт с автопроизводителем, может потребоваться видеосъемка процесса диагностики и работы неисправных узлов.
Дилерский центр при приеме автомобиля должен выписать заказ-наряд или аналогичный документ в двух экземплярах, один из которых остается у владельца автомобиля. На практике автовладельцу часто не отдают его экземпляр или оформляют документы с ошибками. Например, не ставят даты. Если дело дойдет до суда, такой документ не примут в качестве доказательства. В заказ-наряде должны быть указаны те же проблемы и недостатки автомобиля, что и в претензии о гарантийном ремонте.
Как только вы вручили претензию, подписали заказ-наряд и сдали автомобиль дилеру, начинается отсчет срока гарантийного ремонта. Дилер проводит проверку качества автомобиля. После диагностики инженер по гарантии звонит владельцу и сообщает о причинах поломки, возможности отремонтировать автомобиль по гарантии и сроках ремонта. Он может попросить забрать автомобиль, пока не придут запчасти. Если на рынке все стабильно и цены на автомобили не растут, лучше отказаться и оставить машину у дилера.
Автомобиль обязаны отремонтировать максимально быстро. Когда дилер понимает, что превышает установленные законом 45 дней, отведенные для ремонта, он может попросить подписать новый заказ-наряд. Обычно дилеры ссылаются при этом на отсутствие запчастей. Не стоит подписывать новый документ, так как в этом случае владелец не получит неустойку.
Как быть со сроками ремонта летом 2022 года и есть ли смысл требовать у дилера деньги за автомобиль ненадлежащего качества
Мы не зря оговорились про время, когда цены на машины более-менее стабильны. В кризис у дилера другая логика: ему может быть выгодно, чтобы машина стояла на ремонте долго, и выгодно возвращать за нее деньги.
Представьте Ленд Крузер Прадо, который купили новым в 2020 году, до пандемии, за 3,8 млн рублей. В июне 2022 года сломался электропривод кресла водителя, собственник обратился по гарантии. Сделал все как обычно: оставил машину у дилера, ждал запчастей, но не дождался. Даже если дилер нашел, где их купить, они будут идти очень долго.
Если бы на рынке все было в порядке, пришлось бы судиться и выбивать из дилера деньги. Но в условиях кризиса тот сам будет рад выплатить все, что от него требуется по закону, в досудебном порядке. Ведь можно отремонтировать кресло запчастями с разборки, а потом продать Прадо минимум за 5 млн. Поэтому в 2022 году часто выгоднее забрать машину от дилера, дождаться запчастей и открыть новый заказ-наряд.
Когда автомобиль будет готов, дилер сообщит об этом. Оформят акт выполненных работ. Перед тем как подписывать акт, обязательно осмотрите автомобиль и убедитесь, что все неисправности устранили. Если что-то по-прежнему не работает, пишите об этом в акте.
В акте должны указать:
- Дату обращения и дату окончания ремонта.
- Неисправность, которую устранили по гарантии.
- Список работ, использованных запчастей и материалов.
Плательщиком и заказчиком работ должен быть импортер, а не владелец машины. Иначе получится, что автомобиль ремонтировали не по гарантии, а по обращению владельца. Не забирайте машину, пока не получите на руки свой экземпляр правильно оформленного акта. Если вам выдают документ, но в нем что-то не так, требуйте его переделать.
Владелец Пежо 3008 обратился за ремонтом сломанного подлокотника по гарантии, выдали вот такой акт. Есть грубые ошибки. В роли заказчика — владелец автомобиля, а должен быть импортер. А еще нет описания неисправности. С юридической точки зрения все выглядит так, будто хозяин машины пришел поменять подлокотник за деньги. Странно, но даже эту бумагу собственник получил с большим трудом
Какую ответственность несет дилер, если нарушит сроки гарантийного обслуживания
За нарушение сроков гарантийного ремонта дилер обязан выплатить 1% от стоимости автомобиля за каждый день просрочки. Кроме того, если дело дойдет до суда, можно взыскать с автодилера стоимость услуг юриста и аренды другого автомобиля на период просрочки, расходы на проведение экспертизы, штраф в размере 50% всех взысканных с продавца денег и компенсацию морального вреда. Это возможно, если у владельца будут все подтверждающие документы: заказ-наряды, акты дефектовки и акты приема-передачи автомобиля.
При нарушении срока ремонта автовладелец пишет претензию дилеру. Вот что в ней нужно указать:
- Данные автовладельца и автомобиля.
- Сведения о гарантийном ремонте, его условия.
- Дату и место передачи автомобиля на ремонт.
- Требование завершить ремонт и выплатить неустойку.
- Банковские реквизиты.
- Перечень подтверждающих документов, приложенных к претензии.
Дополнительная гарантия на автомобиль
После окончания заводской гарантии некоторые автопроизводители предлагают продлить гарантию на определенный срок и пробег за дополнительную плату. Еще такие программы могут предлагать сами дилерские центры. Это может называться расширенной гарантией, постгарантийной поддержкой или как-то еще. Но сейчас большинство автопроизводителей ушли с рынка и таких программ стало меньше. Дополнительный год гарантии можно купить на Ладу: при покупке новой машины — за 9000 Р, для автомобиля с пробегом — за 11 000 Р.
Такие программы работают как страховка на случай поломки автомобиля после окончания гарантийного срока. Дополнительная гарантия всегда платная и выгодная для дилера и автопроизводителя. Поэтому в продлении гарантии на автомобиль старше семи лет или с пробегом более 200 000 км могут отказать.
Дополнительная гарантия по условиям отличается от заводской. Обычно она подразумевает, что автомобиль должен обслуживаться только у официального дилера и только с оригинальными расходными материалами, которые куплены у него. Если владелец приедет со своими расходниками или заменит масло в другом сервисе, то в дополнительной гарантии откажут.
Еще дополнительная гарантия распространяется не на все детали и компоненты автомобиля. Обычно она покрывает самые крупные и дорогостоящие узлы: двигатель, коробку передач, систему полного привода. Проблемные детали конкретной модели, которые чаще всего выходят из строя после окончания гарантии, в расширенную гарантию не попадают. Поэтому владельцу нужно знать слабые места своего автомобиля, внимательно изучать условия дополнительной гарантии и только после этого принимать решение.
Продление может быть выгодно автомобилистам, у которых годовой пробег в два или три раза превышает средний — и заводская гарантия может закончиться уже через год или два после покупки. Еще советую продлевать гарантию на автомобили с проблемными и дорогими узлами.
Дополнительная гарантия этого автопроизводителя распространяется почти на все компоненты автомобилей возрастом до пяти лет и на семь основных компонентов для автомобилей возрастом лет
Что делать, если отказывают в гарантийном обслуживании
Как написать претензию. Если официальный дилер отказывает в гарантийном ремонте, нужно написать ему новую претензию. В основном в ней должны быть те же данные, что и в первой претензии на гарантийный ремонт. Некоторые автовладельцы сдаются в борьбе с автодилером еще на этом этапе. Но претензия — это все еще досудебный порядок разрешения спора. Поэтому не стоит игнорировать ее. Возможно, автодилер пересмотрит свою позицию и дело не дойдет до суда.
Вот что необходимо указать в претензии:
- Данные владельца.
- Данные автомобиля.
- Причину обращения по гарантии.
- Дату заявления.
- Содержание отказа в гарантийном ремонте.
- Повторное требование устранить недостатки.
- Перечень документов, которые необходимо приложить к претензии.
Претензию составляют в двух экземплярах, один из которых остается у автовладельца с отметкой о вручении. Еще претензию можно направить заказным письмом с описью вложения. Сохраните квитанцию об отправке.
Претензию могут рассматривать в течение месяца. Такой срок обычно определен для получения письменного ответа. После можно обращаться в суд с исковым заявлением.