Кто должен платить за ремонт авто

Кто оплачивает транспортные расходы при гарантийном ремонте? Этот вопрос может оказаться спорным для покупателя и продавца. В нашей статье рассмотрим, когда доставку обязан оплатить покупатель, а когда продавец.

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Транспортные расходы при гарантийном ремонте

В силу п. 7 ст. 18 закона о ЗПП при гарантийном ремонте доставка товара от покупателя к продавцу и обратно производится за счет продавца, при условии крупногабаритности товара или если его вес более 5 кг. Условия, при которых товар считается крупногабаритным, в законе не описаны, поэтому в первую очередь учитывается его вес.

Если по результатам проверки или экспертизы вышедшего из строя товара продавец соглашается осуществить гарантийный ремонт, то все сопутствующие расходы для обеспечения возможности этого ремонта (стоимость экспертизы, доставка и т. д.) ложатся на него же. Однако возможна ситуация, когда покупатель направляет непригодный к использованию товар продавцу, соблюдая гарантийный срок, но проверка показывает, что поломка произошла по вине покупателя вследствие неправильной эксплуатации. В этом случае покупатель не имеет права требовать возмещения транспортных расходов, более того, стоимость экспертизы он должен также возместить продавцу, и конечно, бесплатный ремонт он не получит.

В случае с юридическими лицами во избежание споров и судебных разбирательств не следует пренебрегать подробным изложением гарантийных условий в договоре, прописывая обязанность продавца оплатить доставку товара от покупателя при наступлении гарантийного случая.

Гарантийный ремонт освобождается от обложения НДС. Но для этого необходимо соблюдение определенных требований. Каких? Об этом расскажет Готовое решение от КонсультантПлюс. Для просмотра материала получите бесплатный пробный доступ к системе.

Состав затрат, относящихся к гарантийному ремонту, в нормативных актах отсутствует. Однако из ст. 475 и ст. 476 ГК РФ следует, что продавец должен оплатить все расходы, связанные с устранением недостатков товара, в том числе и транспортные расходы.

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

Читайте также:  Ремонт автоэлектрики старый оскол

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

Понятие гарантии

Ст. 470 ГК РФ содержит понятие гарантии качества товара, которое означает, что в течение гарантийного срока товар должен функционировать надлежащим образом и сохранять свои качественные характеристики. Гарантийный срок прописывается в договоре купли-продажи. Датой начала обязательства продавца обеспечивать качество товара в течение гарантийного срока является день передачи товара покупателю или выполнения работ (ст. 471 ГК РФ). Гарантийный срок может быть продлен, если покупатель не мог пользоваться товаром по вине продавца или из-за поломки товара.

Читайте также:  Тех заявка на ремонт авто

Кроме того, понятие гарантии закреплено в законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (пп. 6–8 ст. 5). Этот закон действует для отношений покупатель-продавец, когда первый из них является физлицом. Для юридических лиц действуют нормы ГК РФ, указанные выше.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили статью по вопросам осуществления гарантийного ремонта: кто производит такой ремонт и в какие сроки, с какого момента начинается отсчет срока гарантии, нужен ли гарантийный талон для сдачи на гарантию. Для получения ответов на на все перечисленные и другие не менее интересные вопросы оформите демо-доступ к системе. Это бесплатно.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Кто должен платить за ремонт машины?

машина оформлена на меня. страховка управление лицами без ограничений, страхователь, человек который на ней ездил. машину отдал человек на ремонт в сто, забрал, но не заплат. деньги требуют с меня. кто должен платить

26 марта 2016, 05:10, татьяна, г. Омск

Татьяна, в принципе, платить за ремонт должен тот, кто заключал договор на ремонт (если на было договора в виде отдельного документа, то принимаются во внимание иные документы с подписью заказчика: акт приема-передачи ТС, предварительный заказ-наряд или смета и т.п.). Но, может быть, у Вас имеются какие-то особые обстоятельства? Какое отношение к Вашему ремонту имеет страховка? Страховая компания выдавала направление на ремонт?

Читайте также:  Возмещение ремонта авто страховой компанией

26 марта 2016, 06:13

Здравствуйте, сломалась стиральная машина Приехал мастер, забрал модуль на диагностику, отдал 500р налом

Вчера в 15:56, вопрос №3720985, Дмитрий, г. Москва

Я разбил мою машину и телефон, обязан ли я купить ей новый телефон?

Здравствуйте! Меня зовут Александр! Мне 19 лет! Я работаю диспетчером в пожарной охране, тоесть принимаю звонки от граждан, выясняю обстояьельтсва как произошла эта ситуация, и отправляю на выезд пожарные расчеты, и моя з/п в месяц 40 тысяч рублей! Я сегодня закончил смену и на 3 дня выходной! Сегодня я возращался с пожарной части на машине домой, и мне позвонил телефон, мне позвонила девушка ей 14 лет! Я взял трубку и отвлекся от управления транспортным средством, и сбил пешехода на пешеходном переходе, и вдруг связь прервалась! Я понял что сбил человека, и оказалось я сбил свою девушку, и у нее при дтп разбился телефон и вытекла жидкость! Я помог ей встать она не пострадала, только я ей разбил телефон! Завтра у меня будет з/п! Мы с ездили в ремонт и я узнал сколько он стоит, он ремонту не подлежит! Обязан ли я девушки купить новый телефон ?

27 мая, 20:49, вопрос №3720399, Александр, г. Тольятти

Скажите, пожалуйста, при разводе с мужем, кредит, что он брал на машину платить ему или могут повесить на меня?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, при разводе с мужем, кредит, что он брал на машину платить ему или могут повесить на меня? Или можно поделить ее пополам (продажа).

26 мая, 20:58, вопрос №3719551, Юлия, г. Сыктывкар

Кто должен оплатить ремонт авто или сделать этот ремонт?

Добрый день! Сдал авто на реализацию в салон, авто не продаётся, решил забрать! Пришёл в салон за авто, он не заводится( уже неделю как и мне об этом никто не сообщает, и ничего не предпринимает). Кто должен оплатить ремонт авто или сделать этот ремонт? Авто я сдавал полностью рабочим! Спасибо!

20 января 2022, 07:54, Айдар, г. Москва

Добрый день, Айдар.

В тот момент, когда Вы сдавали автомобиль в салон на реализацию, Вы должны были подписывать акт приема-передачи транспортного средства. В этом акте указывается техническое состояние автотранспортного средства, его дефекты и недостатки. Если в этом акте приема-передачи не указано, что автомобиль не заводится, а указано, что он на ходу, то ответственность за все возникшие в период нахождения автомобиля дефекты в салоне возлагается на автомобильный салон.

Рекомендую Вам написать претензию автосалону, сославшись на акт приема-передачи транспортного средства.

20 января 2022, 08:00

Хотим сдавать квартиру, владелец мама, но она всем этим заниматься не может, это буду делать я, как я понимаю она должна написать на меня доверенность

Вчера в 17:14, вопрос №3721041, Ольга, г. Пермь

Или если нет договора, то бесполезно?

Здравствуйте!

В нашем посёлке происходит ремонт школы,компания,которая производит ремонт наняла нас, чтобы помыть школу(окна,пол,стены) после ремонта.

Договор не составляли,после выполненных работ,мы назвали сумму и работодатель выплатил только часть суммы и остаток выплачивать отказался.

Можно ли куда-нибудь обратиться,чтоб нам выплатили остаток?

Или если нет договора,то бесполезно?

27 мая, 16:32, вопрос №3720224, Ольга, г. Санкт-Петербург

Итоги

Таким образом, если экспертиза установила, что потеря качества товара не возникла из-за неправильной эксплуатации или хранения покупателем и что товар подлежит гарантийному ремонту, транспортные расходы по доставке товара от покупателя к продавцу и обратно должен нести продавец, за исключением случая, когда товар легче 5 кг и не является крупногабаритным.

Расходы на гарантийный ремонт могут учитываться в бухучете с помощью резерва. О правилах создания резерва читайте в статье «Проводка Дт 96 и Кт 96 (нюансы)».

При приемке товара на гарантийный ремонт продавец отражает этот факт на забалансовом счете 002 в бухучете. О том, как это делается, читайте в статье «Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *