Ежедневно на форумах и в соцсетях появляются сотни жалоб и тысячи гневных комментариев в адрес мастерских по ремонту бытовой техники и гаджетов. Мошенники пользуются доверчивостью граждан и забирают деньги, не оказывая услуг (а иногда и не возвращая сами устройства). «Известия» разбирались в схемах облапошивания клиентов на рынке ремонта бытовой техники и откровенно поговорили с бывшими сотрудниками таких мастерских.
В последние недели участились попытки обмана автовладельцев, сдавших свои машины в ремонт, зафиксировали в Союзе автосервисов России. Мошенники обманом узнают номера телефонов клиентов и убеждают их внести доплату на непредвиденные расходы. Злоумышленники пользуются общей тревожностью граждан по поводу проблем с поставками деталей и удорожанием ремонта машин, считают эксперты. Пока сохраняется дефицит запчастей, попытки делать деньги на этой проблеме не прекратятся, прогнозируют специалисты. Автосервисы уже разрабатывают механизмы для защиты персональных данных клиентов.
Текст размещён с согласия автора. Пост может быть полезен владельцам автосервисов и их снабженцам. Поехали.
Здравствуйте дорогие читатели! В этой статье, я расскажу Вам, как можно обмануть работодателя, если вы – менеджер по запасным частям, а владельцы СТО, могут задуматься и проверить своих работников. Конечно, пишу статью со своего опыта, не говоря, кем я был – первым или вторым. Итак, рассмотрим основные виды обмана.
Способ первый. Заговор с поставщиками
Каждый менеджер по запасным частям ищет, где дешевле купить детали. При этом он не всегда упоминает, какая на самом деле реальная стоимость для СТО. Это считается самый простой способ обмана, который только можно придумать. Я не говорю, что все работники данной сферы делают так, но большинство, так уж точно.Менеджер по запасным частям вступает в заговор с поставщиком. Схема простая. Поставщик отпускает запасные части по немного высшей цене, чем она на самом деле есть, а вырученные деньги сверхприбыли, стороны делят пополам.
Как выявить такую махинацию? Очень просто. Когда запасные части куплены, владелец посылает к поставщику совсем другого человека, который покупает запасные части для другой фирмы. Продавец пишет ему цены на детали, которые уже куплены. Если цена совпадает, то менеджер не в сговоре, а если ниже, то смело можно увольнять без выходного пособия, поскольку, скорее всего обман длиться довольно давно.
Способ второй. Махинации с запасными частями и участие склада
Этот способ предусматривает участие складских работников, которые вместе с менеджером по запасным частям получают дополнительную прибыль с владельца автосервиса. И здесь, схема проста.
На автомобиль, который в ремонте списываются запасные части в большем количестве, чем есть на самом деле. При этом, эти детали выносятся со склада и продаются или поставщикам от частного лица, или на автомобильном рынке запасных частей.
Схема раскрытия проста. Отслеживать акты выполненных работ и список реально использованных запасных частей. Так, значит, склад, и менеджер по запасным частям находятся в сговоре, и увольнять придется всех.
Способ третий. Кража и списание запасных частей
Данный случай больше относиться к работникам списания. В одном случае, это работники склада, в другом – менеджеры по запасным частям. Здесь, уже схема тяжелее и опаснее, поскольку неверно оформленные документы, могут привести к раскрытию. Этой схемой начинают пользоваться только умные и профессиональные работники.
Запасные части списываются на автомобили в увеличенном количестве или по браку. Конечно, доказать владельцу брак легко, поскольку профессионалы своего дела могут придумать массу причин непригодности детали, что послужит поводом для ее списания.
Способ выявления. Довольно сложно, если не разбираешься и углубленно не знаешь каждую деталь ремонта. Особенно хорошо под списания идут смазочные материалы (масла и расходники), а также лакокрасочные (краска, лак, шпаклевка, грунтовка). Разоблачение может стать случайным, или владельцу автосервиса придется, изрядно потрудится, и прочитать массу литературы, сколько на что уходит. Но, эти знания помогут сохранить деньги и уверенность в том, что не обманывают работники.
Способ четвертый. Наценка в карман менеджеру
Еще один способ, который я Вам расскажу, является сверхнаценка. Этот способ прекрасно работает, когда расчеты ведутся наличным путем. Клиенты, почти никогда не требуют документов, и это позволяет менеджеру по запасным частям наценивать столько, сколько он хочет. Таким образом, получать дополнительную прибыль и портить репутацию автосервиса, на котором сам работает.
Раскрытие, может стать только случайным, когда возмущенный клиент пойдет к начальству работника и владелец начнет разбираться, в чем дело. Или же менеджер попадет на знакомого директора, который расскажет начальству, почем купил запасные части. В остальных случаях схема работает идеально.
Способ пятый. Обман на гарантийном ремонте
В моей практике был случай, когда менеджер по запасным частям открыл точку продаж на рынке, где документы были оформлены на супругу. При этом, все детали, которые списывались на складе попадали туда и расходились довольно быстро. Попался он очень даже просто. При списании, директор пометил деталь, и здесь не поверите, он привез ее еще раз и продал повторно СТО. Конечно, его уволили, но директор, не стал передавать дело правоохранительным органам, чем просто спас парня от суда.
Я навел основные способы обмана, но разум нашего человека может придумать новые и новые способы заработать больше, а точнее – украсть у человека, на которого работает. Наверное, менталитет такой. Хотя, еще раз подчеркну, что не все такие. В моей практике, были и принципиальные, которые работали честно, за что их не любил коллектив, но поощряло начальство.
Стоит помнить, что каждый из способов ведет к криминальной ответственности. А теперь стоит задуматься: а нужны ли те 100 долларов, за которые можно получить срок и проблемы с правоохранительными органами? Конечно же, нет.
Если менеджер по запасным частям считает, что мало зарабатывает, есть выходы с ситуации – найти новую работу, или же, если работа сдельно-премиальная, то найти больше клиентов, которые увеличат доход компании, а соответственно и ваш. Многие скажут, что это нереально, но я со своего опыта скажу, что можно придумать как. Например, провидения акций или скидочные дни, на которые обязательно клюнет потребитель. При этом не стоит забывать, что нужно предупредить и обговорить этот вопрос с начальством, аргументируя это тем, что это рекламный ход по привлечению клиентов.
Сервис сервису рознь и то, о чем я пишу в своих постах может отличаться от того, что происходит в других сервисах. Однако, слесари кочуют из сервиса в сервис, да и в принципе слухи и новости разносятся довольно быстро. Поэтому ниже я хочу описать популярные и не очень способы развода клиента в автосервисах и подсказать как можно от них защититься.
Опять же, я — не истина в последней инстанции, все что написано ниже — только мое мнение и если у вас есть проверенный сервис, не надо внезапно коситься как Филипп Джей Фрай.
Для начала, хотел бы поговорить вообще о том, как можно избегать сервисы, в которых могут развести. Признаки того, что не стоит ехать в сервис:
— Подозрительно низкие цены. Например, вы позвонили в 3 сервиса и поинтересовались ценой на замену переднего рычага. В двух вам сказали ~1500 рублей за рычаг, а в третьем ~900 рублей. А потом получаете акт с позициями о замене на 900 рублей и слесарными работами на 1000. Условно.
— В соседних сервисах работа кипит, а в этом — одна машина и та труп. Конечно, есть понятие сезон/ не сезон и т.д., но все же стоит обратить внимание.
— Вам называют цены на работу/запчасть не поинтересовавшись тем, какая у вас машина.
Если мы говорим о стандартном ТО (масло и 3 фильтра), то тут все понятно. Но допустим те же свечи поменять — где то просто, а где то надо снимать коллектор. Поменять втулки стабилизатора где то просто, а где то с опусканием подрамника. И т.д.
— Постарайтесь узнать как давно тут находится этот сервис. С плохой репутацией долго не просидишь.
— Внешнее состояние ремзоны (в говне работать — себя и других не уважать).
— Кроме того лично я бы старался избегать сервисов при больших авторынках.
Ну, а теперь непосредственно Каха о разводах
Первый и самый популярный способ — отработка на двигатель.
Клиент заезжает в бокс, пока он в машине слесарь просит открыть капот и быстренько выливает немного отработанного масла на движок. Ну а дальше клиент подходит к слесарю и узнает что у него течет клапанная крышка, сальник коленвала и т.д., смотря куда слесарь попал)
Во-первых, ХОТЯ-БЫ раз в неделю заглядывайте под капот, проверяйте уровень и состояние рабочих жидкостей, делайте визуальный осмотр. Это не только защитит вас от подобных разводов (утром смотрел — чисто, а сейчас вдруг набежало), но и предупредит многие проблемы.
Во-вторых, если вы давненько не заглядывали под капот или еще из-за чего то не уверены на 100% развод это или реальная течь, попросите сделать техническую мойку. Конечно же стоит присутствовать при выполняемых работах если вы подозреваете что вас разводят.
№2, доп работы.
«Ой, а у вас не откручивалось/сломалось, вот мы и купили еще запчасть и поставили, будьте добры заплатить». Очень популярная тема и встречается очень часто. Причины могут быть две:1) Намеренно, как я писал выше, когда цена основной работы занижается и компенсируется «слесарочкой»
2)По причине раздолбайства мастера. Хороший мастер знает при каких работах вылезают допы, где может шпилька обломаться и т.д. и предупреждает клиента заранее. Например так: «замена сайлентблоков по 1800 рублей за рычаг, но если болт закиснет — надо будет ставить новый, может еще слесарные работы добавятся» Т.е. вы уже понимаете чего ожидать.
Платить за то, о чем договаривались. При замене колодок выяснилось что нужна еще и переборка суппорта? Уже перебрали и поставили новый поршень и ремкомплект? А согласовали? Вдруг у меня свои запчасти были? Или может я вообще машину завтра продаю и мне пофиг на её состояние? Условно говоря опять же. Старайтесь прийти к соглашению, например доп. скидка или запчасти пополам и т.д.
№3 невыполненные работы.
Развод от совсем отбитых, как мне кажется. Суть проста — вы оставляете машину для каких-либо работ и забираете в том же состоянии, заплатив при этом за ремонт.
Во-первых, потому что на любом сервисе этих запчастей — как говна. А если у самих нет, так можно у соседей взять.
Во-вторых, какой в этом смысл? Если вы не такой спец, что можете отличить тормозные колодки от рено логан и тойота прадо, то зачем вам эти железки? Подсунут любую и все. Да и запчасти у машин пересекаются. Те же задние тормозные колодки на, наверное, 50-80% ниссанах одинаковые. А если вы спец, то старые з/ч вам тем более не нужны. В итоге вы усложняете жизнь себе и мастерам.
Есть несколько способов защиты:
1) Если это возможно — посмотрите на установленную запчасть. Я думаю вы сможете отличить новое от старого, даже просто по принципу чисто/грязно.
2) Присутствуйте при проведении работ или смотрите по камерам.
3) Если сервис не дает гарантию на работы и з/ч, зачем туда ездить? При приеме машины из ремонта сразу проверьте, ушла ли неисправность.
№4 дешевые запчасти.
Тоже очень популярный развод, особенно из-за того, что его иногда сложно проверить.
Суть проста — деньги взяли как за оригинал или хороший аналог, а поставили днище белорусское (без обид, белорусы и любители fenox).
1) Покупать запчасти самому. Но только если вы разбираетесь в фирмах-производителях, готовы курить форумы на предмет отзывов и быть готовым возвращать запчасть или выставлять её на авито.
2) Просить написать название производителя в акте выполненных работ. Если будет написано что ставили стойки стабилизатора Lemforder за 1300, а по факту там стоит Zekkert за 600 — вопросов ни у кого не будет.
3) Дождаться когда запчасти принесут к машине и начнут устанавливать. Особенно касается масла! (об этом ниже)
Масло — это вечно больная тема. И даже не из-за того, что кто то намеренно разводит людей, а потому что многие работники сервисов даже не знают что куда лить! Че? Автомат? Ну это, красное давай. Че? В дифференциал? Ну это, 75w90 залей и все. А то, что этого «красного» масла вариаций уйма — пофиг. То, что у тойоты есть красное вариаторное масло — тоже. То, что есть дифференциалы с самоблоком, в которые надо заливать масло с допуском не ниже GL-5 и надписью LSD. Простите, больная тема.
Ну и приколы типа посливать остатки разных масел в одну канистру и залить клиенту (а че, синтетика же смешивается ебана!)
В общем, способы защиты:
1) Покупать масло самому, но с той же поправкой как и с запчастями
2) Убедиться, что вам принесли новую, запечатанную канистру масла
3) Проверять, то ли вам принесли (не поленитесь открыть книжку или залезть в интернет)
4) Как и с з/ч — просить написать полностью название залитых масел.
И помните, от тупости и косяков не защищен никто.
Прошу простить за ошибки.
Пишите о чем делать следующий пост: истории, мнение о фирмах (сугубо личное), ваш вариант
Как обманывают в автосервисах?
«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!»
В данной ситуации уже нужно насторожиться, ведь после окончания работ, недобросовестная СТО снова поднимет ценник, и на этот раз — существенно. Впрочем, иногда такое изменение стоимости оправдано, ведь в ходе осмотра машины мастер-приёмщик мог выявить дополнительные неисправности и скрытые дефекты, которые не были озвучены клиентом в телефонном звонке. Чтобы избежать мошенничества, следует обязательно согласовать окончательную цену ремонта автомобиля до начала работ. При этом, стоит акцентировать внимание на том, что это окончательная сумма и потом не будет добавлена цена расходных материалов и вспомогательных работ.
Мнимые работы, которые фактически не выполнялись
Склонностью к припискам ложных работ обычно грешат автомеханики, ведь их труд состоит из множества операций за которыми достаточно трудно уследить. Обманывают в данном случае они не только клиента, но и работодателя, ведь их труд оплачивается сдельно.
Автосервис, клиент смотрит счёт:«А что это за пункт «прокатило» — 10 000 руб.?»
Мастер:«Не прокатило. Вычёркиваем.»
Владелец солидного автотехцентра борется с приписками путем установки видеокамер и строгого нормирования всех процессов. А клиент, в свою очередь, может лично контролировать ход ремонта и уточнять у автомеханика что и зачем он делает.
Предлагают заменить исправную деталь
Мошенники часто «впаривают» замену полностью рабочих деталей, ресурс которых ещё не выработан, наживаясь как на цене запчасти, так и на стоимости работ. Часто такая махинация встречается при замене тормозных колодок или тормозных дисков, ремонте подвески. Например, износилась копеечная прокладка, а слесарь начнёт врать, что менять надо тяги и шарниры. В общем будут навязывать перебрать пол машины за весьма кругленькую сумму.
Методов борьбы с таким разводом несколько. Во-первых, можно попросить мастера показать снятые детали, а коробки от новых запчастей положить в багажник. Во-вторых лично контролировать ход ремонтных работ. В-третьих, выслушать мнение о поломке в нескольких автомастерских.
Подмена оригинальных запчастей аналогами или б/у
Как следует из предыдущего способа, аферисты часто меняют вполне рабочие агрегаты и, естественно, ничего не выкидывают. Поэтому шанс стать обладателем б/у деталей от прошлых незадачливых автовладельцев в таких мастерских возрастает. Этим способом развода часто грешат мастера в гараже, СТО неподалёку от рынков запчастей, хотя бывают и исключения. Секреты как этого избежать следующие: отдавайте предпочтение автосервисам с собственным складом запчастей и просите положить в багажник коробки от новых деталей.
Умышленная порча деталей автомобиля
Сюда включают преднамеренную порчу деталей с предложением починить сейчас, так и причинение вреда с отложенным дефектом, который вызовет необходимость в повторном ремонте в ближайшее время. Это крайняя степень махинаций, на которые не пойдут даже СТО средней руки, не говоря уже о солидных автотехцентрах. Поэтому рекомендуем: тщательно выбирать автосервис, читать отзывы, внимательно осматривать автомобиль как до, так и после обслуживания.
Преувеличение затрат на ремонтные работы
Очень часто автосервисы обманывают клиента, сильно преувеличивая объём выполненных работ или стоимость заменяемых деталей. Рассчитывают они либо на некомпетентность автовладельца при изучении сметы, либо что он её вообще не будет смотреть. Поэтому аферисты Вам сразу и тормозную колодку поменяют, и тормозной башмак заменят, и механизм торможения починят и ремонт тормозной системы в придачу выполнят. Успевай только плати!
Чтобы этого избежать, нужно попросить автомастера детально рассказать суть операций, сколько времени займёт работа, а также сравнить стоимость предлагаемой детали с ценой в магазине.
Включение в смету расходных материалов
Ложь заключается в том, что в смету добавляют вспомогательные работы и расходные материалы на авторемонт (перчатки, спецодежда, WD-40, «Михалыч помогал держать» и т.п.). Следует всегда помнить: расходники включены в стоимость нормо-часа автосервиса.
Умалчивание лучшего варианта решения проблемы
Альтернатив устранения поломки авто, как правило, существует немало. Автомеханик часто лукавит, предлагая лишь один, самый прибыльный для СТО вариант. Наверняка есть возможность добиться того-же результата проще, быстрее и дешевле, только вот сотруднику мастерской невыгодно о нём рассказывать. Чтобы обезопасить себя от подобного обмана, нужно спросить автомастера какие варианты решения проблемы существуют? Абсолютно нормально, когда слесарь предлагает несколько вариантов, а если это не так — посетите альтернативный автосервис.
Идут на поводу у клиента, скрывая истину
Приезжает клиент и жалуется, что у него что-то стучит. Требует ремонтировать трансмиссию, потому что: ему дядя Коля в гараже так сказал. Недобросовестный мастер скрывает, что у авто просто свечи поменять нужно и послушно «чинит» исправный дорогостоящий агрегат. Главный совет — делать диагностику в профессиональном сервисе, а лучше в нескольких, для сравнения.
Машину в сервисе могут поцарапать или помять
Подобные форс-мажорные обстоятельства могут произойти в любом техцентре, а обман заключается в том, что недобросовестная СТО будет сваливать вину на владельца, мол так и было. Чтобы не стать жертвой подобного вранья, нужно тщательно составлять опись при сдаче автомобиля в ремонт. Следует обращать внимание на все сколы, вмятины и даже мелкие царапины. И ещё, если требуется краткосрочное техническое обслуживание, лучше не покидать ремонтный цех, чтобы попить кофе или пройтись по ближайшим магазинам.
У автомобилистов есть два подхода к обслуживанию машины. Одни обожают, точно как деды когда-то, ковыряться в движках и моторах самостоятельно, а другие предпочитают не забивать себе голову техническими вопросами и думать только о сумме счета за ремонт. Выбор автосервиса – тоже сложный вопрос. Кто-то выбирает специализированные брендовые, кто-то – поближе к дому, а кто-то по знакомству и рекомендациям. Однако неприятные сюрпризы могут ждать где угодно.
Страдания за веру в людей
Автосервис, где обслуживал три семейных автомобиля московский айтишник Антон Н., был необычным: он позиционировался как чуть ли не единственное предприятие такого рода, созданное женщиной и дружественное к женщинам. И на протяжении нескольких лет Антон не мог нарадоваться — пока в прошлом году не пошло кувырком буквально все, что могло пойти.
– Для меня этот выбор сервиса был не только прагматическим, но во многом идеологичным, — рассказывает собеседник «МК». – Это жест поддержки феминистическому сообществу, посильный вклад в социальный прогресс. По мере общения мы сдружились с хозяйкой сервиса, хорошо общались — и характерно, что неприятности у меня начались ровно тогда, когда она вынужденно отошла от дел.
Выяснилась такая оказия в самый неподходящий момент: на загородной трассе у супруги Антона «умерли» тормоза. По счастью, аварии не произошло, но забирать автомобиль пришлось эвакуатором, а обследование в другом сервисе показало: феминистический сервис, оставшись на руках мужа хозяйки, самым патриархальным образом «гнал липу». Стали разбираться — и ахнули: черные свечи (менялись по бумагам), почти нет масла (ТО «проведено» в начале декабря), воздушный фильтр в хлопьях пыли.
«Деньги нужны не только вам»
Подъехав на площадку лично, Василий обнаружил там закрытый офис и нескольких своих коллег по несчастью; слово за слово, выяснилось, что деньги были нужны не только продавцам, но и хозяину салона. «Он, оказывается, распродал почти все машины по очень дешевым ценам, собрал все деньги и исчез в неизвестном направлении», — рассказывает собеседник «МК». Всего в Новосибирске и Томске своих авто (точнее, вырученных за них денег) лишились около 30 человек.
– Некоторые машины, как мы узнали, по несколько раз уже перепроданы, — говорит Василий. — При этом с момента нашего обращения в полицию прошло уже четыре дня, но информации пока нет. Кажется, они не торопятся возбуждать уголовное дело — а автомобили тем временем переходят из рук в руки. Так, один из пострадавших владельцев нашел свою новую «Ладу-Весту».
Продать автомобили быстро аферисту удалось, как говорит собеседник «МК», простейшим способом: низкие цены привлекли внимание перекупщиков, и машины мгновенно разошлись по другим салонам, причем некоторые из Новосибирска уехали в Кемерово.
– Договор купли-продажи, который я подписывал, был совершенно нормальный, — говорит Василий. — Но, похоже, фиктивный: автомобиль до сих пор «висит» на мне, он не перерегистрировался в ГИБДД, юридически машина моя. Только фактически ее нет.
Один из вполне вероятных вариантов развития событий в таком случае — увы, печальный, говорят опрошенные «МК» специалисты по подбору подержанных авто. Спрос на машины без документов есть, и вполне ощутимый — среди хозяев полу- и совсем криминальных «разборок», то есть складов подержанных запчастей.
Старые песни о главном
Это может показаться невероятным, но на юге Москвы — особенно на автомагистралях М2 и М4, ведущих на юг, в ближайших окрестностях столицы — до сих пор действует мошенническая схема, которая зародилась в уже легендарные девяностые. Как говорится, почувствуй себя пассажиром (точнее, водителем) машины времени.
Чтобы стать «попаданцем», нужно вначале столкнуться с неприятностью на дороге, заставляющей остановиться. «Из-за неудачной запчасти на «Ниве» оторвался задний кардан, еле добрались до обочины, — вспоминает инженер Алексей случай, произошедший с ним год назад. — Стоим. У меня в машине жена с маленьким ребенком, я понимаю, что езда кончилась, вызываю такси, чтобы эвакуировать семью на нем. И тут тормозит эвакуатор: ай, дорогой, что случилось? Тебе куда нужно? А если что, тут недалеко есть знакомый сервис, все быстро сделаем, поехали! Поскольку мы с ними дружим, довезем за полцены!
Искомый сервис обнаружился около знаменитой «шайбы» вазовского Спецавтоцентра в конце Варшавского шоссе. Новенького клиента сразу отправили за новыми запчастями в близлежащие магазины, а когда он вернулся — огорошили. «Нам не понравилось, как мотор у тебя стучит, — вспоминает ключевую реплику мастера Алексей. — Мы «голову» скинули, там такие задиры! В общем, нужна полная капиталка».
Учитывая, что «Ниве» от роду был всего год, а за уровнем масла владелец следил, версия выглядела фантастической. И действительно, в Сети обнаружилось множество описаний этого же трюка, причем часто в исполнении тех же самых людей. Для Алексея это приключение едва не кончилось потерей машины. Забрав ее с разобранным двигателем (без «капиталки» собирать его сервис отказался), владелец хотел от огорчения ее и вовсе продать — но тут наступил 2022 год с галопирующими ценами на машины, и «Нива» получила-таки капитальный ремонт двигателя заодно с трансмиссией. «Урок» обошелся почти в 100 тысяч рублей.
Фото как необходимость
Ситуация, когда владелец вынужден оставить транспортное средство на попечение автосервиса или салона б/у машин, всегда рискованна. Какие бы документы ни были подписаны, реальность — бессердечная штука: ты оставляешь автомобиль вместе с ключами под честное слово контрагента и уходишь, «каждый раз навек прощаясь». Тем не менее, кое-что для подстраховки все-таки можно сделать, считает юрист Алексей Голубев.
– В первую очередь, не подписывайте лишних документов, позволяющих распоряжаться вашей собственностью с полным правом, — напоминает эксперт. — Например, в ситуации продажи автомобиля намного лучше прямой договор купли-продажи с немедленной передачей денег, чем генеральная доверенность с обещанием, пусть даже в виде граждански-правового договора, перечислить деньги потом. Иными словами, выкуп всегда предпочтительнее комиссии. Чтобы застраховаться от описанного случая «дилер дешево продал все автомобили, забрал деньги и скрылся», на комиссию соглашаться вовсе не стоит: или выкуп сразу, или до свиданья.
Что касается автосервисов, единственный способ застраховаться от убытков с ними — выбирать надежную фирму. Как это ни скучно звучит, подчеркивает юрист, крупный дилерский центр, который стоит на этом месте двадцать лет — самый надежный вариант, хотя его тарифы и не самые приятные. На втором месте по надежности — «клубные» сервисы, специализирующиеся на тех или иных марках авто. Здесь, впрочем, надо смотреть отзывы клиентов, в том числе на профильных форумах и чатах.
«Ну он же сделал какую-то работу»
Пенсионерку Татьяну, обратившуюся в редакцию со своей историей, в сервисный центр по ремонту мобильных телефонов без опознавательных знаков (расположен в торговом центре у станции метро «Проспект Вернадского») направили прямиком из салона сотовой связи. Женщина обратилась по поводу замены сим-карты (ее не определял смартфон), но после замены проблема осталась, и менеджер посоветовал «проверенное место» по соседству.
— Симпатичный высокий парень, очень вежливый и спокойный, взял телефон на диагностику. Зовут Антон. Я не сообразила, что нужно попросить хоть какую-то бумагу, привыкла людям доверять, — рассказала «Известиям» москвичка. Женщина сразу отдала 500 рублей за диагностику и устранение проблемы. Но, как это часто бывает, проблема в устах Антона обрела более серьезный масштаб. Диагнозом специалиста, за который и заплатила Татьяна, стала якобы проблема с прошивкой.
Договорились на 1500 рублей за замену прошивки. Неделя тишины, звонки, отсрочки, обещания вроде «вот-вот завершу», «я близок к решению проблемы». Спустя месяц во время очередного звонка Антон признался, что установка прошивки не решила проблемы с сим-картой. И что можно прийти и забрать телефон и деньги. Полностью разряженный телефон вернули, а вот с деньгами вышла накладка. Антон говорил, что начальник вот-вот даст отмашку вернуть деньги. Но шла неделя, другая, Антон обещал и обещал.
«В течение часа поступят на счет», заверил он клиента во время последней беседы. Но нет. Во время очередного визита Антона на месте не оказалось, он съехал с точки. Соседи по площадке намекнули, что сами были недовольны соседством с мастером, его манера ведения бизнеса бросала тень и на них.
Ситуацию неофициально прокомментировал столичный участковый, который не первый раз сталкивается с подобного рода жалобами граждан.
— В таких случаях, как правило, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мы можем лишь установить обстоятельства сделки, личность мастера. Уточнить, например, была ли сделка совершена в устной или письменной форме. Кстати, если уговор был на словах, это вовсе не значит, что клиент не сможет добиться справедливости. Однако подобные споры решаются в гражданско-правовом порядке, то есть через суд. Есть случаи, когда в действиях сервис-мастера содержится состав преступления, мошенничество (ст. 159 УК РФ), но если специалист хоть что-то сделал с телефоном, считается, что это уже не преступление, а некачественная услуга. Нечестные ремонтники пользуются этим, хотя по сути такие действия — придуманный способ обмана потребителя. Просто доказать это можно разве что чистосердечным признанием мастера, — говорит полицейский.
Его коллега из уголовного розыска считает, что такого рода бизнес может содержать в себе не просто мошенничество.
— Если бы существовала эффективная методика документирования такого рода манипуляций, то можно было бы говорить о совершении преступлений в составе организованных групп. То есть граждане, объединенные общим умыслом на хищение средств клиента путем обмана, распределяют роли. Одни завлекают клиента, другие делают видимость работы и берут деньги, фактически не оказав услугу. А прибыль делится между участниками. Впрочем, на практике таких громких процессов не было, сложно доказать умысел. Но рано или поздно мы к этому придем. Еще недавно считалось сложным привлечь организаторов липовых медцентров к ответственности — их бизнес схож с аферами в сфере ремонта. Но такие процессы уже начались в нескольких регионах страны. Хотя, конечно, суммы ущерба там другие, — поделился оперативник одного из подразделений столичной полиции по борьбе с мошенничеством.
Бюро медвежьих услуг
Любой из нас рано или поздно сталкивается с проблемой поломки электроники. На собственном опыте оценили сферу услуг и корреспонденты «Известий».
Мастерская Quickly Service расположилась вблизи станции метро «Речной вокзал» в подвале жилого дома в Москве.
— Вы диваны ремонтируете? — интересуется пожилая москвичка у стойки мастера в очереди перед автором этих строк.
— Бабушка, вы чего? Здесь ремонт электроники и бытовой техники.
— А написано «починим всё»!
Старушка недовольно пробурчала что-то под нос и ушла восвояси. Китайский смартфон, верой и правдой служивший корреспонденту «Известий» три года, этим летом заметно сдал, разряжаясь буквально за два часа. Еще в июле в мастерской охотно приняли аппарат в ремонт. Предупредили, что диагностика обойдется в 300 рублей, простой ремонт — 650, а сложный — 950. Обещали выдать починенный телефон на следующий день.
На деле мастерская оказалась далеко не quickly (англ. «быстро») — на следующий день мобильный не починили. На второй тоже. На третий внезапно выяснилось, что необходимо заменить батарею, но ее нет в наличии. Ее, дескать уже заказали, и теперь нужно ждать, пока привезут. Менеджер велел периодически звонить в мастерскую и интересоваться о починке. Так прошло две недели. К телефону сотрудники подходили редко и ограничивались сообщением, что «батарея еще в пути». Батарея за 1100 рублей, плюс сложный ремонт и диагностика обошлись в 2350 рублей. При всем том работать без подзарядки дольше аппарат не стал. Но сил и времени возвращать его обратно уже не осталось.
Игра на нервах
За первую неделю после январских праздников представители Союза автосервисов России зафиксировали уже четыре подобные попытки украсть у клиентов деньги.
— Один владелец машины вовремя спохватился и не поддался на ухищрения мошенника. Еще две попытки мы лично смогли предотвратить, — отметил представитель организации.
Злоумышленник звонит в автосервис, сообщает, что оставил свою машину для ремонта, обтекаемо называя распространенную поломку — например, «что-то с тормозными колодками». На вопрос оператора, какая модель авто, мошенник выбирает самую популярную, уточнили в союзе.
«Известия» направили запрос в МВД с просьбой уточнить, поступали ли заявления о подобных случаях.
Такой вид мошенничества — это сравнительно новая история, считает член правления Союза автосервисов России Илья Плисов.
— Связано это с возросшей популярностью онлайн-платежей, — отметил в разговоре с «Известиями» эксперт. — Сейчас клиенты настолько привыкли пару раз нажать в телефоне и отправить куда-то предоплату, что потеряли бдительность. Конечно, в этой ситуации сотрудник сервиса тоже не прав, что передал неизвестному лицу контакт клиента.
Уход зарубежных производителей автомобилей привел к повышению цен и нехватке комплектующих для многих машин, поэтому ремонт «железного коня» стал дольше и в целом вызывает много сложностей и тревог у потребителей. Рост преступности на фоне дефицита тех или иных товаров — это закономерность, считает майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. Пока проблема сохраняется, мошенники будут пытаться на этом делать деньги, уверен он.
— Ситуация, на самом деле, неоднозначная. С одной стороны — клиент всегда прав и сотрудник автосервиса хотел помочь человеку. С другой — это халатное обращение с личными данными гражданина России, — подчеркнул эксперт.
Он отметил, что в настоящее время не только автосервисам, но и любым предприятиям необходимо усилить бдительность в сфере защиты данных своих клиентов.
Подобный вид обмана людей попадает под ст. 159 УК РФ «Мошенничество», злоумышленнику может грозить до 10 лет лишения свободы, рассказал «Известиям» адвокат Алексей Гавришев.
— Это классическая ситуация, когда, пользуясь полученной информацией, злоумышленники легко вводят в заблуждение людей с целью завладения чужими денежными средствами, — отметил юрист.
Он полагает, что подобный вид мошенничества вряд ли станет массовым, так как, несмотря на поддельные телефонные номера, которыми пользуются злоумышленники, правоохранительные органы достаточно легко устанавливают местоположение преступников.
Знание — защита
Адвокат Виктория Данильченко рассказала «Известиям» общий алгоритм защиты своих прав в случае некачественного ремонта или жульничества при сервисном обслуживании.
— Для начала необходимо написать жалобу на имя руководителя сервисного центра. Если ответной реакции не поступает либо она не удовлетворяет потребителя, то на следующем этапе жалобу нужно отправить в Роспотребнадзор. Для того чтобы жалоба была принята во внимание, она должна содержать в себе причину претензии. Это может быть нарушение правил эксплуатации техники во время ремонта, появление новых повреждений после него, задержка по срокам выдачи устройства, а также отказ по каким-либо причинам в возврате гаджета. Если и обращение в Роспотребнадзор не позволяет решить проблему, то можно подавать иск в суд, — говорит Данильченко.
Адвокат подчеркнула, что в таком случае нужно быть готовым представить суду четкие факты и доказательства нарушения потребительских прав. С этим обычно возникают основные трудности.
— Доказать, что телефон был поврежден именно в процессе ремонта, очень сложно. Одним из вариантов может стать проведение независимой экспертизы, которая должна выявить поломку, определить причину ее появления. К сожалению, даже экспертиза не всегда может установить, в какой момент наступила поломка, — говорит Данильченко.
По ее словам, при сдаче телефона в ремонт в центре должен быть выдан документ с описанием характеристик принимаемого устройства, в том числе с описанием поломки и дополнительных сведений об имеющихся повреждениях.
Но многие пострадавшие сталкиваются с тем, что не могут узнать реквизиты сервисного центра.
— Свидетельство о регистрации предприятия, ИНН и прочие данные должны быть представлены на видном месте, на доске объявлений. Если это индивидуальное предприятие, то также должны быть данные о том, кто возглавляет его, телефоны, адреса. Кроме того, предприятие обязано иметь книгу отзывов и предложений, а также экземпляр закона «О защите прав потребителей». В противном случае это грубые нарушения правил торговли, за которые они будут привлечены к ответственности органами Роспотребнадзора, — объяснила Татьяна Суетова.
Завалили деталями
Сергей Петров уже пять лет владеет Kia Rio. Всем хорош автомобиль, но последний месяц стал частенько ломаться: то двигатель коптит, то фильтры ломаются. На фоне проблем с поставками комплектующих отдавать машину в ремонт было страшновато, но выбора не осталось, поделился он с «Известиями».
— В середине января я привез автомобиль на ближайшую станцию техосмотра. Там сразу сказали, что в случае выявления каких-либо неполадок или поломок придется подождать — не все детали есть в наличии. Я оформил документы, указал номер телефона и спокойно поехал домой, — рассказал потерпевший.
Вскоре Сергею позвонили из сервиса, сообщили, в чем была проблема и проинформировали, что ремонт займет две недели или чуть меньше — если необходимые детали придут раньше. Озвучили и стоимость ремонта — 25 тыс. рублей.
— А через несколько дней мне позвонили с неизвестного номера. Мужчина представился механиком того автосервиса, где я оставил машину, — поделился подробностями Сергей Петров.
Доброжелательный голос сообщил клиенту автосервиса, что для ремонта потребуется чуть больше времени, так как придется заказать дополнительные детали. Кроме того, необходимо внести предоплату.
— Сначала меня это смутило, потому что изначально мы договорились на оплату ремонта по факту. Но «механик» стал буквально заваливать меня названиями разных деталей, которых я в жизни не слышал. Звучало убедительно, и я переслал ему на карту 25 тыс. рублей, — рассказал Сергей.
Этот эпизод всё же не давал покоя владельцу автомобиля. И не зря — когда через несколько дней он обратился в сервис, в недоумении были все — и Сергей, и сотрудники организации. Оказалось, что никакой предоплаты операторы станции не запрашивали и вообще не связывались с клиентом. А вот звонок от него был, заверили в мастерской.
Мужчина, представившись клиентом, назвал сданный в ремонт автомобиль и сообщил, что сменил контактный номер. При этом поинтересовался, какой был указан в документах ранее. Сотрудник сервиса, не учуяв подвоха, продиктовал мобильный реального владельца машины. Таким образом злоумышленник получил необходимую информацию.
В ближайшее время автосервис вместе с пострадавшим планирует подать заявление в полицию. Кроме того, компания уже ввела у себя механизм идентификации клиентов по кодовому слову при смене контактов в программе.
Схема с диагностикой
По словам бывшего сотрудника одного из подобных сервисов, схема с диагностикой сама по себе не отличается чистоплотностью.
— Диагностика — это «железные» 300–500 рублей, которые кладет себе в карман ремонтник, — объясняет пожелавший сохранить анонимность мужчина. — Даже если там проблема, которую сложно диагностировать, мастер может не глядя списать всё на прошивку, а в телефоне толком и не копаться.
По его словам, в сфере мошеннического ремонта действительно наблюдается распределение ролей между участниками.
— Продвижением услуг занимаются одни люди, а ремонтом — другие. Звонит человек и просит заменить разбитое стекло, называет модель, ему говорят стоимость стекла и работы, допустим, полторы тысячи рублей, и называют адрес, куда подойти. Человек приходит, и ему говорят, что менять нужно не стекло, а дисплейный модуль целиком. Это 4,5 тыс. рублей. Часто это сопоставимо со стоимостью самого смартфона или 50–70% от стоимости нового аппарата. Хотя проблема действительно лишь в стекле, — рассказывает бывший мастер.
Откровенное пренебрежение интересами клиента и мошеннические действия могут поджидать не только в сфере ремонта мобильных телефонов. При этом причиной нередко бывает не злонамеренность мастера, а «продвинутые» маркетинговые технологии.
Владимир (фамилия известна редакции) лишь три месяца проработал в компании по ремонту стиральных машин. Он прекрасно разбирается в устройстве этих приборов, но его средний счет оказался гораздо ниже, чем у коллег.
— Приезжаю, вижу неисправность, могу починить на месте и быстро. Я как думал: всем хорошо — и заказчику, и мне, и конторе. Но руководство ждет от меня по 5–7 тыс. от каждого выезда. Они толкают сотрудников на обман, заставляют меня навязывать лишние детали человеку. Специальное обучение маркетинговое проходили. Там в пример приводили паренька, который гофрированный шланг за 12 тыс. поменял какой-то москвичке. По сути, мы продаем комплектующие по существенно завышенным ценам, а не ремонтом занимаемся. На одном из выездов старушка встретила, у нее муж неходячий. У меня язык не повернулся озвучить ей рекомендованную в таких случаях начальством сумму. Сделал всё, считай, даром — комплектующих-то бэушных полный багажник. Написал в отчете, что только диагностику сделал. Так они перезвонили, перепроверили. Было разбирательство. Подозрений в том, что я себе что-то взял, у них не было, потому что многие мужики так же поступают. Сказали: «Мы тут благотворительностью не занимаемся. Мы за клиента, которого вам поручили, больше 1000 рублей рекламщикам отдали». Была еще пара попыток, я не мог людям в глаза врать. И многие не могут. В этом, кстати, их большая кадровая проблема — те, кто соображают, врать не могут, а авантюристы не знают, с какой стороны к машинке подойти, — рассказывает мужчина.
О схеме с заказами «Известиям» рассказала руководитель Экспертной службы МОО «Общество потребителей СПБ и ЛО» Татьяна Суетова.
Как сделать рынок честным
Но как защитить себя от горе-ремонтников? Можно ли как-то отличить солидную фирму от сомнительной конторы?
Способы не столь уж сложны и достаточно очевидны.
— Не пожалейте времени, поищите реальные отзывы в интернете. В конце концов, спросите совета у системного администратора в вашей компании, такие люди обычно хорошо знают все надежные сервисные центры своего города, — говорит Александр Камчатов, представитель компании «Сервисный центр Мастер».
Не стоит, по мнению специалиста, обращаться к выездным мастерам, часто рекламирующим свои услуги в интернете и просто на стенах подъездов жилых домов.
— Обычно это люди, не зарегистрированные в качестве юридического лица, ИП или самозанятого. Они не имеют постоянного офиса для обслуживания клиентов и не дают гарантию на свои услуги. К тому же большинство современных электронных устройств невозможно починить с помощью одной отвертки в руках домашнего мастера, — говорит Камчатов.
По мнению Татьяны Суетовой, проблема сегодня в низкой квалификации мастеров и отсутствии контроля за допуском к такой работе дилетантов, что делает нецелесообразным само существование этой сферы услуг.
— Смартфон состоит буквально из трех-четырех частей, которые подлежат замене. Так что в западных странах никто ничего не ремонтирует в нашем понимании этого процесса, — говорит Суетова. Она рекомендует обращаться в крупные компании и обходить стороной небольшие мастерские в закутках или подвальных помещениях.
Опрошенные «Известиями» эксперты сошлись во мнении, что нарушения на рынке ремонтных услуг носят полукриминальный характер. Однако свою лепту в процветание такого бизнеса вносит и нежелание граждан защищать законным путем свои права.
— Закон «О защите прав потребителей» — это на редкость удачный социальный закон у нас в стране. Закон для людей. Он дает много прав потребителю и должен быть настольной книгой каждого, — поделилась с «Известиями» своим мнением Татьяна Суетова.
Подведём итоги. Выбирая солидный и честный автосервис, Вы во многом уже страхуете себя от обмана. Солидная фирма всегда переживает о своей репутации и дорожит клиентами, поэтому сама не использует мошеннических схем и активно пресекает любую ложь со стороны своих мастеров.
Как правило аферисты являются неплохими психологами, поэтому решатся обманывать далеко не каждого клиента. Показывайте свою осведомлённость, внимательность, требовательность, возьмите с собой знающего человека — и Вы не станете жертвой «развода».
Проходите техническое обслуживание в одном, проверенном техцентре, пользуйтесь советами знакомых людей, сами советуйте — это включит «красный свет» для мошенников!