Нормы расходов материалов при ремонте авто

Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ЦЕНТР ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
(ЦЕНТРОРГТРУДАВТОТРАНС)

Нормы расходов материалов при ремонте авто

НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие положения

Настоящие нормы расхода запасных
частей и ремонтно-эксплуатацнонных материалов разработаны
Центроргтрудавтотрансом соглано отраслевой методики, утвержденной Министерством
транспорта Российской Федерации.

Нормы расхода установлены в
натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технического воздействия. (ЕО , TO-1, TО -2, ТР ).

В основу расчета норы расхода
заложены:

— действующие нормативы
трудоемкости на ТО и ремонт, предусмотренные «Положением о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава»;

— действующие отраслевые нормы затрат на запасные
части и ремонтно-эксплуатационные материалы для автомобилей;

— данные о фактических затратах
на ТО и ТР автомобилей.

При расчете норм расхода запасных
частей и агрегатов они сгруппированы в следующие системы.

I ДВС — масляный насос, масляный
радиатор, бензонасос, карбюратор, топливный насос высокого давления, топливные
фильтры, масляный фильтр грубой очистки, указатель давления масла, глушитель,
водяной насос, указатель температуры охлаждающей жидкости, радиатор,
вентилятор, термостат, патрубки водяные.

II КПП — ведомый и нажимной диски,
подшипник включения сцепления, крышка коробки передач с механизмом
переключения, передний фрикцион, двойной фрикцион, реактор в сборе,
центробежный регулятор, микропереключатель, большой и малый масляные насосы,
клапан перефврийный в сборе, редукционный клапан, главный золотник.

III Передний мост и рулевое управление —
поперечная и продольная рулевые тяги, насос гидроусилителя, клапан управления,
ступица передняя, подшипники поворотного кулака (внутренний и наружный).

IV Задний мост — редуктор заднего моста,
колесный редуктор.

V Карданная передача — промежуточная
опора с подшипником в сборе.

Нормы расхода материалов
разработаны в соответствии с номенклатурой, применяемой на автотранспортных
предприятиях. В нормах не учитывается потребность в материалах и инструментах
для ремонта оборудования, зданий и сооружений, изготовления приспособлений и
т.д.

Нормы расхода
воды на мойку установлены на отечественное оборудование для уборочно-моечных
работ в следующих размерах:

Потребное
количество запасных частей или материалов следует определять делением
запланированного пробега автомобилей данной марки на 10 тыс. км и умножением
получаемого результата на соответствующие нормы расхода.

1. Корректировать нормы расхода в
соответствии с коэффициентами, предусмотренными «Положением о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

2. Для автомобилей и автобусов
отечественного производства, не указанных в нормах, применять нормы расхода,
установленные для автомобилей соответствующей грузоподъемности или
пассажировместимости.

3. Для автомобилей зарубежного
производства, не указанных в нормах, применять коэффициент 2,23 к нормам,
установленным для отечественных автомобилей соответствующей грузоподъемности.

4. Корректировать нормы расхода
инструментов коэффициентом 11751 (средний коэффициент увеличения стоимости к
1984 г.).

5. Для автомобилей, имеющих
пробег с начала эксплуатации менее 50% от нормы пробега до 1 капремонта, нормы
расхода на текущий ремонт снижать на 50%.

Нормы затрат на ТО и ремонт подвижного состава на
1000 км пробега

Hop мы
затрат ва оборотные агрегаты установлены: в числителе — для а/м, имеющих пробег
с начала эксплуатации не более 75% от нормы пробега до КР;
в знаменателе — для а/м, имеющих пробег с начала эксплуатации более 75% от
установленной нормы.

НОВЫЕ
НОРМЫ РАСХОДА
ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

В справочнике приведены значения базовых норм расхода топлив для
автомобильного подвижного состава, норм расхода топлив на работу специального
оборудования, установленного на автомобилях, и порядок (методика) их
применения, а также нормативы по расходу смазочных материалов.

Нормативные материалы
предназначены для бухгалтеров, экономистов, работников автотранспортных
предприятий и других организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на
территории Российской Федерации, в целях организации планирования поставки и
контроля расхода топлив и масел.

Данный
нормативно-методический материал введен в действие взамен «Норм расхода топлив
и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Р 3112194-0366-97 от
29.04.97.

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ
И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

В данном Руководящем нормативно-методическом документе приведены
значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава
общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей,
порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при
эксплуатации, справочные нормативы по расходу смазочных материалов, значения
зимних надбавок и др.

Руководящий документ
предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и
др., независимо от формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и
специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской
Федерации.

Предлагаемые нормативы могут
быть использованы в качестве основы для расчета ведомственных норм, при
эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Данный Руководящий документ
введен в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г. взамен «Норм расхода
топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Р 3112194-0366-97 от
29.04.97.

Норма расхода топлива (или
смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает
установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной
модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив (смазочных
материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого
значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности,
определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ,
планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами,
осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима
экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с
пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода
топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для
каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы
(по действующей методике определения базовых норм расхода топлива), и расчетное
нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную
работу и условия эксплуатации автомобиля.

Потребление топлив и
смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники производится в
соответствии с установленными нормами.

Нормы расхода топлив,
приведенные в утвержденном Руководящем документе, имеют статус постоянных норм.
Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как
временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при
дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны.

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЩЕГО
НАЗНАЧЕНИЯ

Нормы расхода топлива
устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых
автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных
транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают
расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход
топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не
связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и
грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.

Читайте также:  Ремонт авто сам владелец

Для автомобилей общего
назначения установлены следующие виды норм:

базовая норма в литрах на
100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном
состоянии;

транспортная норма в литрах
на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:

автобуса, где учитывается
снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;

самосвала, где учитывается
снаряженная масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;

транспортная норма в литрах
на 100 тонно-километров (л/100 ткм) транспортной работы грузового автомобиля
учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля
с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с
использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза,
прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей,
соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием
более точных расчетов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике
для каждой конкретной марки и типа АТС.

Базовая норма расхода
топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и
назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и
т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние
автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу
включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой
загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий
эксплуатации АТС.

Нормы расхода топлива на 100
км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

для бензиновых и дизельных
автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;

для автомобилей, работающих
на сжиженном нефтяном газе (снг), — в литрах снг (из расчета 1 л бензина
соответствует 1,32 л снг);

для автомобилей, работающих
на сжатом природном газе (спг), — в нормальных метрах кубических спг (из
расчета 1л бензина соответствует 1 куб. м спг);

для газодизельных
автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом
указывается норма расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется
производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных,
климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью
поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или
снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями
руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных
администраций).

Нормы расхода топлива
повышаются при следующих условиях:

Работа автотранспорта в
зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5 % до 20
%. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в
Приложении 2.

Работа автотранспорта на
дорогах общего пользования ( I , II и III категорий) в горных
местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при
высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 метров — до 5
% (нижнегорье);

от 801 до 2000 метров — до
10 % (среднегорье);

от 2001 до 3000 метров — до
15 % (высокогорье);

и свыше 3000 метров — до 20
% (высокогорье).

Работа автотранспорта на
дорогах общего пользования ( I , II и III категорий) со сложным
планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути
имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути не
менее 500 поворотов) — до 10 %.

Работа автотранспорта в
городах с населением свыше 3,0 миллионов человек — до 25 %;

в городах с населением от
1,0 до 3,0 миллионов человек — до 20 %;

в городах с населением от
250 тысяч до 1,0 миллиона человек — до 15 %;

в городах с населением от
100 до 250 тысяч человек — до 10 %;

в городах и поселках
городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с
населением до 100 тысяч человек — до 5 %.

Перевозка нестандартных
крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д.,
движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженными
скоростями движения автомобилей до 20 — 30 км/час — до 15 %, при пониженных
скоростях до 10 км/час — до 35 %.

При пробеге первой тысячи
километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из
капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей
своим ходом в одиночном состоянии — до 10 %, при перегоне автомобилей в
спаренном — до 15 %, в строенном состоянии — до 20 %.

Для автомобилей, находящихся
в эксплуатации более 5 лет, — до 5 %, более 8 лет — до 10 %.

При работе специальных
автомобилей (киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.),
выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях,
при частых остановках и движении задним ходом — до 20 %.

При работе в карьерах,
движении по полю, при вывозке леса и т.п. на участках горизонтальных дорог IV и V
категории вне основной дороги общего пользования: для АТС в снаряженном
состоянии без груза — до 20 %, для АТС с полной или частичной загрузкой в
зависимости от полной массы автомобиля — до 40 %.

При работе в чрезвычайных
климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных
или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других
стихийных бедствиях для дорог I , II и III категорий — до 35 %, для
дорог IV и V категорий — до 50 %.

При учебной езде — до 20 %.

При использовании
кондиционера или установки «климат-контроль» на стоянке (независимо от времени
года) нормативный расход топлива устанавливается из расчета один час простоя с
работающим двигателем соответствует 10 км пробега.

В зимнее или холодное (при
среднесуточной температуре ниже +5 °С) время года при простоях и прогреве автомобилей
и автобусов (при отсутствии независимых отопителей), а также при простоях с
работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и
т.п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя
соответствует 10 км пробега автомобиля.

Читайте также:  Кузовной ремонт. Восстановление кузова автомобиля

Допускается на основании
распоряжения местной администрации или приказа руководителя предприятия:

На внутригаражные разъезды и
технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры,
регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов
автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1,0
процента от общего количества потребляемого топлива данным предприятием (с
учетом относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых
работах).

Для марок и модификаций
автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий от базовой модели
(одинаковый двигатель, коробка передач, главная передача, шины, колесная
формула, кузов) и не отличающихся от базовой модели собственной массой,
устанавливать норму расхода топлива в тех же размерах, что и для базовой
модели.

Для марок и модификаций
автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой
модели собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов,
дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), норма расхода топлива может
определяться:

или на каждую тонну
увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля — увеличением
(уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3
л/100 км — с дизельными двигателями, до 2,64 1/100 км по автомобилям,
работающим на сжиженном газе, до 2,0 м3/100 км по автомобилям,
работающим на сжатом природном газе, при газодизельном процессе двигателя
ориентировочно до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л/100 км
дизельного топлива;

Норма расхода топлива может
снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной
зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м)
на дорогах I , II и III категорий — до 15 %.

В том случае, когда
автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города,
поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения
одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом
суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к
нормированному расходу газа допускается расходование бензина и дизтоплива для
газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

для заезда в ремонтную зону
и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л на один
газобаллонный автомобиль;

для запуска двигателя
газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже
0 °С) — до 10 л в месяц на один автомобиль;

на маршрутах, протяженность
которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25 % от общего расхода
топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях
нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей
осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых
автомобилей.

Принимая во внимание
возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники,
изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности
перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости
возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам
расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов
страны, министерств и ведомств — при соответствующем обосновании и по
согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).

Для новых моделей, марок и
модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены
базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе),
руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в
действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы,
действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или
дополнении данного Руководящего документа.

Легковые
автомобили

Для легковых автомобилей
нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

QH = 0,01 × HS × S × (1 + 0,01 × D),                                                       (1)

где: QH — нормативный расход топлива,
литры;

HS × — базовая норма расхода
топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S —
пробег автомобиля, км;

D —
поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме
в процентах.

Легковые
автомобили отечественные и стран СНГ

1 Курсивом обозначены старые (до 1997
г.) расчеты норм.

2
Обозначение основных параметров двигателя и коробки передач (по данным
изготовителей):

ВАЗ-2103 —
марка двигателя;

4 L — число и расположение
цилиндров, L-рядное, V-образное, оппозитное;

1,45 —
рабочий объем двигателя, л;

71 — мощность
двигателя, л.с.;

5М —
количество передач, М — механическая, А — автоматическая.

Б — бензин;

снг —
сжиженный нефтяной газ;

спг — сжатый
природный газ.

Легковые
автомобили зарубежные

Для автобусов нормируемое
значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

QH = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + H от × T                                             (2)

где: QH — нормативный расход
топлива, литры;

Hs —
транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км с учетом
нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S —
пробег автобуса, км;

Нот — норма
расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя
(отопителей), л/час;

Т — время работы автомобиля
с включенным отопителем, час;

D — поправочный коэффициент
(суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Автобусы
отечественные и стран СНГ

Для грузовых бортовых
автомобилей и автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается
по следующему соотношению:

Q н = 0,01 × ( Нзап × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D)                                          (3)

S
— пробег
автомобиля или автопоезда, км;

Нзап — норма
расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без
груза:

Нзап = Hs + Hg × G пр , л/100 км,

где Hs — базовая норма расхода
топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Нзап × = Hs , л/100 км, для одиночного
автомобиля, тягача);

Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или
полуприцепа, л/100 т км;

G пр — собственная масса прицепа
или полуприцепа, т;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т км;

W — объем
транспортной работы, т км:

W = G гр × S гр .

где G — масса груза, т;

Srp — пробег с грузом, км;

Читайте также:  Ремонт автомобилей автоэлектрика спб

Для грузовых бортовых
автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах,
дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета
в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида
используемого топлива в следующих размерах:

для бензина — до 2 л;
дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) — до 2,64 л;
сжатого природного газа (спг) — до 2 м3; при газодизельном питании
ориентировочно — до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного
топлива.

При работе грузовых бортовых
автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма
расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается из расчета в
литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости
от вида топлива в следующих размерах: бензина — до 2 л; дизельного топлива — до
1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа до 2 м3; при
газодизельном питании двигателя ориентировочно — до 1,2 м3 природного
газа и до 0,25 л дизельного топлива.

Грузовые
бортовые автомобили отечественные и стран СНГ

Для седельных тягачей нормируемое
значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым
автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по соотношению (3).

Тягачи
отечественные и стран СНГ

Для автомобилей-самосвалов и
самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по
следующему соотношению:

QH = 0,01 × (Hsanc × S +
Hw × W) × (1 + 0,01 × D) + Hz × Z,                                 (4)

S —
пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального
автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw × ( G пр + 0,5 × q ), л/100 км,

где Hs — базовая норма расхода
топлива автомобиля-самосвала в снаряженном состоянии без груза или транспортная
норма с учетом транспортной работы с коэффициентом загрузки 0,5 л/100 км;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала
(если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и
на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;

G пр — собственная масса
самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q
— грузоподъемность
прицепа, полуприцепа (0,5 × q — с
коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом
автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z —
количество ездок с грузом за смену;

D
— поправочный
коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в
процентах.

При работе
автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для
автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача) норма
расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа,
полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки
0,5):

дизельного топлива — до 1,3
л; сжиженного газа — до 2,64 л;

природного газа — до 2 м3.

Для автомобилей-самосвалов и
автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива ( Hz ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и
разгрузки:

до 0,25 л жидкого топлива
(до 0,66 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м3 природного газа) на
единицу самосвального подвижного состава;

до 0,2 м3
природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном
питании двигателя.

Для большегрузных
автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного
топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1,0 л.

В случаях работы
автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается
нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей (соотношение 3).

Самосвалы
отечественные и стран СНГ

Для автомобилей-фургонов
нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым
автомобилям (по соотношению 3). Для фургонов, работающих без учета массы
перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом
повышающего поправочного коэффициента — до 10 % к базовой норме.

Фургоны
отечественные и стран СНГ

1 ГЗСА — Горьковский завод
специализированных автомобилей.

2
КМЗ — Каспийский машиностроительный завод.

3
КозМЗ — Козельский машиностроительный завод.

4
НЗАС — Нефтекамский завод автосамосвалов.

Фургоны
зарубежные

Специальные и
специализированные автомобили с установленным на них оборудованием
подразделяются на две группы:

автомобили, выполняющие
работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные,
бурильные установки и т.п.);

автомобили, выполняющие
ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки,
кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлива
для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется
следующим образом:

QH = 0,01 × (Hsc × S +
H т × T) × (1 +
0,01 × D), литры                                            (5)

где: Hsc — индивидуальная норма
расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль
предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с
учетом выполнения транспортной работы:

H ¢ sc = Hsc + HW × W);

S —
пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

HT — норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или
литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);

Т — время работы
оборудования, час. или количество выполненных операций;

D —
суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе
оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных
местностях).

Нормативный расход топлива
для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения,
определяется следующим образом:

QH = 0,01 × (Hsc × S ¢ + H ¢ ¢ т × T) × (1 +
0,01 × D), литры                                         (6)

где: Hsc — индивидуальная норма расхода
топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S ¢ — пробег спецавтомобиля к
месту работы и обратно, км;

H » s — норма
расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время
передвижения, л/100 км;

S »
— пробег
автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км.

Для автомобилей, на которых
установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на
передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для
базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлива для
спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства,
определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России,
Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.

Величины норм расхода
топлива для спецавтомобилей приведены ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *