Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Одним из документов, которые требуются при получении выплат по страховке, является справка из ГИБДД. Но, по разным причинам, она может быть не выдана: например, сотрудник Госавтоинспекции поспешил на срочный вызов, или автомобилист сам не захотел тратить свое время после небольшого ДТП. В любом случае перед автовладельцем встает вопрос о том, можно ли получить выплаты по КАСКО без справки.

Система автострахования по КАСКО при дорожно-транспортном происшествии создана для того, чтобы водители могли получить компенсацию в случае наступления непредвиденных обстоятельств. Но необходимо строго соблюдать существующие правила, иначе результата добиться не удастся. В некоторых случаях клиенты допускают нарушения, которые дают законный повод для того, чтобы страховая компания вообще отказалась от выплат по КАСКО в случае ДТП.

Что такое КАСКО?

КАСКО – обозначение для одной из добровольных форм страховки. Её оформляют владельцы транспортных средств. Многие считают, что это аббревиатура. На самом деле, никакой расшифровки для заглавных букв не существует. На разных языках это обозначение будет звучать по-разному.

Понятие КАСКО давно стало юридическим термином. Который обозначает систему страхования для деталей автомобилей. Набор опций бывает разный, в зависимости от него охватываются либо все возможные неблагоприятные события, либо только их часть.

К возможным событиям, от которых даётся защита, относят:

  • Кража деталей.
  • Угон.
  • Ущерб после действий, совершённых хулиганами.
  • Природные катаклизмы.
  • ДТП.

Почему не получится скрыть факт ДТП

Факт ДТП скрыть сейчас почти невозможно, особенно если оно существенное. Перед тем, как смотреть авто, покупатели проверяют его через разные онлайн-сервисы. Avtocod. ru показывает не только ДТП, но и другие проблемы авто. Так, если авария оформлялась по европротоколу, в расчетах ремонтов появится список выполненных работ. Понять по нему, какое именно было ДТП, что повредилось и насколько серьезно, не составит труда.

Вот пример. Свежий BMW X5 продается с пробегом далеко за сотню.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Продавец признается, что брал авто через лизинговую фирму. Из косяков по кузову – царапина на правой двери. Сейчас она закрашена и не видна. О ДТП ни слова.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Пробиваем Х5 через avtocod. ru и видим, что он битый.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Схема ДТП показывает, что в аварии пострадала правая передняя часть и вся правая боковина Х5.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Расчет ремонтных работ проводился дважды.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Меняли накладки колесных арок, наружное зеркало, крепеж, облицовку бампера и многое другое по мелочи, после чего машину действительно красили. Степень удара неизвестна, но геометрия кузова уже нарушена.

Окончательное «нет» хочется сказать из-за залога и кучи неоплаченных штрафов:

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Их у BMW X5 20, почти на 15 тыс. рублей. Чтобы продать такое проблемное авто, надо оплатить штрафы, снять залог вместе с покупателем и сделать большую скидку.

В результате ДТП 9 июня 2018 года машина Игоря Манукова* получила повреждения. Он сначала ее отремонтировал и лишь затем обратился в АО «СОГАЗ» за страховым возмещением. Заявление Мануков подал 19 июня 2018 года. В этот же день его направили на независимую экспертизу. Эксперт составил акт осмотра и насчитал стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа в размере 1,4 млн руб.

Но страховая в выплате отказала — поскольку «не подтвержден факт выполнения требований, предъявляемых к участнику ДТП, и право урегулировать заявленное событие в рамках прямого возмещения убытков».

ИСТЕЦ: Игорь Мануков*ОТВЕТЧИК: АО «СОГАЗ»СУТЬ СПОРА: О выплате страхового возмещенияРЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Тогда пострадавший обратился в суд. Там по ходатайству истца провели судебную автотехническую экспертизу, которая оценила стоимость восстановительного ремонта авто с учетом износа в 1,4 млн руб. Но суд пришел к выводу, что такое исследование является недопустимым доказательством. Оно не может отражать действительную стоимость ущерба, поскольку поврежденная машина фактически не осматривалась. Поэтому Анапский районный суд Краснодарского края отказал в иске, Краснодарский краевой суд с ним согласился. Если машину отремонтировали до экспертизы, значит, нельзя подтвердить страховой случай и размер убытков, решили суды  (п. 20 ст. 12 Федерального закона об ОСАГО).

Мануков подал жалобу в Верховный суд. Тот напомнил: у страховой нет права отказать в выплате возмещения только на том основании, что авто предоставили на осмотр уже в отремонтированном виде. По мнению ВС, суды должны были найти другие возможности установить размер убытков. Экспертизу правомерно проводить на основе ранее составленного акта осмотра и других материалов дела, если осмотреть машину нет возможности ввиду ее продажи, ремонта и т. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции (№ 18-КГ20-9).

Пока еще оно не рассмотрено. По словам управляющего партнера Варшавский и партнеры Владислава Варшавского, подобные выводы ВС уже делал (№ 37-КГ19-6). Учитывая это, можно с высокой степенью вероятности ожидать отмены решения суда первой инстанции, предполагает эксперт.

* — имя и фамилия изменены редактором.

10 самых популярных вопросов об ОСАГО

Каско — это не аббревиатура

Каско спасает не во всех случаях

При покупке каско можно сэкономить

По каско можно застраховать только новый (или почти новый) автомобиль

Если вы возьмете автокредит, придется покупать и каско

В автосалоне каско стоит дороже

Каско будет дешевле при наличии спутниковой сигнализации

Полис с франшизой стоит меньше

Цены на каско могут различаться

За безаварийную езду можно получить скидку

Средний размер выплаты по каско — чуть больше 80 тысяч рублей

Если страховщик уйдет с рынка, каско «сгорит»

В 2017 году в России было заключено почти 4 миллиона договоров каско. При этом эксперты утверждают: общая сумма страховых выплат за последнее время снизилась, а вот размер возмещения ущерба каждому конкретному страхователю, наоборот, существенно увеличился. Рассказываем, что еще нужно знать о полисе каско, если вы собираетесь застраховать свой автомобиль.

Оговоримся сразу: каско не аббревиатура, а термин, принятый во всем мире. И в отличие от ОСАГО, писать это слово, используя заглавные буквы, — грубая ошибка.

Каско не покроет убытки в случае, если повреждения были нанесены умышленно, автомобиль был угнан, а им управлял пьяный водитель или человек без прав, а также, если ДТП произошло за пределами России. Зато каско выручит вас после аварии, даже если виновником признают вас. А вот второй пострадавший автомобиль восстановить при помощи каско не выйдет — здесь вам понадобится полис ОСАГО.

Вы сэкономите, если приобретете усеченный полис каско — правда, в этом случае страховая покроет убытки только в отдельных случаях, прописанных в договоре. Например, автомобиль можно застраховать только от угона или серьезных повреждений. При этом полис обойдется вам дешевле приблизительно на 20%.

Страховые компании устанавливают возрастные ограничения на покупку каско. Конечно, речь идет о возрасте авто. Так, большинство страховщиков не продадут вам полис, если машина выпущена более 10 лет назад, а в некоторых компаниях оформить страховку нельзя на автомобиль старше семи лет.

Покупка полиса каско — одно из основных условий банков для выдачи кредита на машину. А если вам согласились оформить автокредит без каско, не спешите радоваться — скорее всего, вам предложили повышенную процентную ставку.

Покупка каско в салоне, несомненно, имеет огромное преимущество, — застраховать авто у вас получится максимально быстро. Однако сотрудники автосалона, как правило, заинтересованы в том, чтобы продать вам определенную страховку, и обычно она обходится существенно дороже, чем в страховой.

Если вы поставите спутниковую сигнализацию, то по риску «угон» вам сделают хорошую скидку. Эксперты утверждают, что сэкономить таким образом можно от 20 до 60%.

Франшиза — часть страховой выплаты, от которой вы добровольно отказываетесь при наступлении страхового случая, — помогает ощутимо сэкономить при покупке каско. Но не стоит забывать, что если вы покупаете полис с франшизой в 20 тысяч рублей и получаете ущерб в 100 тысяч, в качестве возмещения ущерба вам предложат всего 80 тысяч рублей.

Прежде чем оформить каско, изучите рынок страхования, потому что цены в разных страховых компаниях могут отличаться друг от друга в разы. Например, стоимость полиса на один и тот же автомобиль может варьироваться от 35 до 85 тысяч рублей, то есть почти в 2,5 раза!

Если вы не попадали в ДТП в течение года, то на следующий полис каско вам могут сделать скидку. Обычно она составляет порядка 10%, но все зависит от страховщика.

Средняя выплата по каско в прошлом году составила 80,6 тысяч рублей. При этом средняя страховая премия год назад равнялась 41,7 тысячам рублей.

10 неожиданных способов сэкономить на бензине

Российский союз автостраховщиков не гарантирует страхователям выплаты по каско — ведь в отличие от ОСАГО, это дело добровольное. Таким образом, если страховую лишат лицензии или она объявит себя банкротом, выплачивать вам компенсацию будет некому.

Ранее ИА «В городе N» рассказывало читателям о 10 новинках авторынка, которые заслуживают внимания.

По материалам sravni.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Иллюстрация: Право. ru/Петр Козлов

Иногда на дороге происходят нетипичные аварии. Например, у потерпевшего нет страховки ОСАГО, а виновник аварии не вписан в страховку. Или случилось бесконтактное ДТП, когда виновник «подрезал» другого и спровоцировал врезаться, например, в столб или ограждение. Во всех этих случаях получить компенсацию можно. А иногда внештатная ситуация случается после ДТП. К примеру, поврежденную машину утилизировали и ее нельзя передать на осмотр страховой компании. Но это не повод отказывать в компенсации, если установлен факт страхового случая или размер ущерба.

Потерпевший без страховкиЕсли у потерпевшего в аварии нет страховки, это не повод отказать ему в выплате по ОСАГО, напомнил Верховный суд. Этот человек может обратиться в страховую компанию, где оформлен полис виновника ДТП. ДТП Вождение без страховки: получить компенсацию за ДТППотерпевший получит деньги, даже если виновник аварии не вписан в страховку (определение ВС от 30. 2021 по делу № 18-КГ21-9-К4). Например, если муж вел машину жены. Как указано в ст. 14 закона «Об ОСАГО», страховщик может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, но сначала страховая компания должна выплатить компенсацию потерпевшему.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Случилось бесконтактное ДТППолучить страховое возмещение можно и в случае бесконтактного ДТП. Например, если водитель «подрезал» другого и создал опасную ситуацию, а потерпевший, маневрируя, врезался в столб. Хотя в законе нет понятия бесконтактного ДТП, его можно определить как «экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект», считает юрист

Федеральный рейтинг. Евгений Иванов. ДТП Бесконтактное ДТП: кто возместит ущербЧтобы получить выплату по ОСАГО в случае бесконтактной аварии, надо доказать, что ДТП случилось по вине другого водителя, а между повреждениями машины и его действиями есть причинно-следственная связь. Как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года, подавать документы надо к страховщику виновника, который не может отказать в ремонте или выплате компенсации.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Вместо денег дают направление на ремонтКак указано в п. 1 ст. 12 закона «Об ОСАГО», страховое возмещение бывает в денежной форме или в виде ремонта. Часто страховые компании выбирают более выгодный для себя вариант, рассказывает управляющий партнер юрфирмы

Региональный рейтинг. группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)

группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

Читайте также:  Какое устройство идеально подходит для ремонта автомобилей?

Семен Кирьяк. Например, если машина клиента новая, то ее ремонтируют, а если старая и ставить новые детали дорого — выплачивают деньги. КАСКО и ОСАГО ВС указал, когда страховщик оплатит новые детали для автоВ последние годы Верховный суд стал бороться с подобной практикой. В своем решении по делу № 18-КГ21-7-К4 ВС указал, что страховщики не должны искать для себя выгоду. Если по закону автовладельцу положена выплата, навязывать ремонт нельзя. Согласно п. 1 ст. 12 закона «Об ОСАГО», владелец авто может потребовать деньги вместо направления на ремонт, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший умер в результате ДТП;
  • потерпевший сильно пострадал в аварии и просит выплатить деньги;
  • цена ремонта превышает максимальный размер страхового возмещения (400 000 руб.);
  • страховщик и потерпевший заранее договорились на такой расчет.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Близкий человек умер в ДТПСогласно п. 6 ст. 12 закона «Об ОСАГО», право на компенсацию за смерть близкого в ДТП имеют:

  • те, для кого погибший был кормильцем по ст. 1088 ГК (нетрудоспособные иждивенцы или те, кто получал содержание от погибшего);
  • если таковых нет, то супруга, его родители и дети, а еще те, у кого умерший находился на иждивении.

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

По международной страховке Если ДТП случилось за границей, а машина виновника аварии застрахована в России по полису «Зеленая карта», то платить за ущерб будет российский страховщик. Такое решение Верховный суд вынес летом 2021 года по делу № 305-ЭС21-3003. ВС отметил, что потерпевший самостоятельно выбирает ответственное лицо. Он может обратиться как к страховщику, так и к причинителю ущерба. Если платит причинитель вреда, то он, как страхователь, в свою очередь, может требовать от страховой компании возмещения в свою пользу. КАСКО и ОСАГО Международное ОСАГО: кто компенсирует ущерб в заграничном ДТПЭто новая позиция для российской практики. Раньше возмещение вреда производилось по закону той страны, где произошло ДТП. Например, АС Московского округа в деле № А40-92769/2013 указал: требование о компенсации надо предъявлять в белорусское национальное бюро, а не к российскому страховщику.

У Бориса Петрова* была BMW X3. Летом 2018-го он оформил на нее КАСКО в «АльфаСтраховании». Повреждение или хищение авто были застрахованы на 3 млн руб. , а несчастные случаи на 1 млн. руб. В день заключения соглашения Петров выплатил страховщику 115 000 руб. 26 марта 2019 -го, когда договор со страховой еще действовал, владелец иномарки обнаружил царапины и сколы по всему кузову своей машины: повреждения краски были на капоте, багажнике и на всех дверях. Откуда они взялись, владелец не знал. Поэтому обратился в полицию, но после осмотра машины в возбуждении уголовного дела ему отказали.

КАСКО и ОСАГО Два миллиона за ДТП: пять крупных исков к страховой

Спустя почти две недели Петров сообщил «АльфаСтрахованию», что у него наступил страховой случай. Через месяц страховщик осмотрел машину. Перечень поврежденных деталей был меньше, чем зафиксировано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому, получив от страховой направление на ремонт, Петров не поехал на СТО.

Деньги или ремонт

Чтобы понять, какой объем ремонта необходим, страхователь обратился к независимому оценщику. Эксперт решил, что повреждены 37 деталей машины. Ремонт составит 781 000 руб. , а еще в 162 000 руб. он оценил утрату товарной стоимости машины. Это заключение вместе с претензией владелец авто направил страховой. Он просил вместо направления на ремонт выплатить ему страховку деньгами (943 000 руб. Сумму он рассчитал исходя из независимой оценки повреждений (сложил сумму ремонта и утрату товарной стоимости). Его письмо «АльфаСтрахование» получило, но ничего не ответило. Тогда Петров обратился в суд.

КАСКО и ОСАГО Когда нельзя навязать ремонт вместо денег по ОСАГО: позиция ВС

Собственник BMW просил взыскать с ответчика страховое возмещение (943 000 руб. ), неустойку (115 000 руб. ), моральный вред (20 000 руб. ), штраф (540 000 руб. ), расходы на независимую экспертизу (7000 руб. ) и расходы на представителя и составление доверенности (42 000 руб. В суде интересы Петрова представлял Артур Саакян. Первая инстанция назначила по делу судебную экспертизу, которая оценила сумму ремонта в 702 000 руб. , а утрату товарной стоимости в 150 000 руб. После этого истец уменьшил требования, учтя результаты судебной экспертизы. В итоге он просил взыскать в общей сложности 1,5 млн руб.

«АльфаСтрахование» возражало против удовлетворения иска. Страховая считала, что она выполнила свои обязательства по договору. Она сослалась на один из пунктов соглашения, где прописано, что в качестве способа оплаты страхового возмещения стороны выбрали организацию и оплату ремонту. «АльфаСтрахование» готово было оплатить ремонт машины. Но сам Петров не пригнал ее в сервис.

Суд решил, что хоть стороны и выбрали способом страхового возмещения ремонт, но страховая компания не организовала его должным образом – «АльфаСтрахование» «занизило» объем повреждений.

Поэтому истец вправе требовать выплатить страховку деньгами, решила первая инстанция. В итоге суд взыскал со страховой стоимость почти 1 млн руб. , в том числе сумму ремонта, неустойку (ее он снизил больше, чем в два раза), штраф, компенсацию морального вреда и судрасходы (с 42 000 руб. снизил их до 16 000 руб. В остальной части иска первая инстанция отказала (не взыскала расходы на независимую экспертизу, утрату товарной стоимости).

«АльфаСтрахование» решило обжаловать решение. На заседание в Краснодарский краевой суд от Петрова пришел Саакян, который представлял его интересы в первой инстанции. При себе у него не было диплома об образовании, поэтому суд его не допустил к участию в процессе. В итоге апелляция обратилась к условиям договора, где было четко указано, что случае повреждения авто страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт. Это «АльфаСтрахование» сделало, а вот сам истец не пригнал машину в сервис. Поэтому оснований для выплаты ему возмещения в денежном выражении нет. Так решила апелляция и отказала в иске. Решение «засилила» кассация, поэтому Петров пожаловался в Верховный суд.

Что учесть при замене обязательства

Дело № 18-КГ21-10-К4 рассмотрела тройка судей под председательством Сергея Асташова. Сначала коллегия обратила внимание на то, что представителя Петрова не допустили к участию в заседании краевого суда. ВС подчеркнул, что Саакян был представителем истца в первой инстанции, поэтому сохранил предоставленные ему полномочия вне зависимости от наличия у него диплома. «Тройка» решила, что этим суд нарушил конституционное право Петрова на юридическую помощь.

Далее ВС оценил позиции нижестоящих инстанций по существу спора. Коллегия сослалась на постановление Пленума ВС от 27 июня 2013 года № 20. В п. 42 сказано, что если договором страхования предусмотрен именно ремонт за счет страховщика, то в случае неисполнения обязательства страховой компанией, владелец может отремонтировать машину в другом месте и потребовать возместить расходы.

КАСКО и ОСАГО Получить страховое возмещение без проблем: инструкция от Право

Коллегия отметила, что в договоре между Петровым и «АльфаСтрахованием» было прописано: в случае повреждений страховая организовывает и оплачивает ремонт машины. Компания действительно отправила своему клиенту направление в сервис. Но иномарку так и не отремонтировали из-за несогласия собственника с объемом восстановительных работ. Как указала тройка судей, для того чтобы разрешить спор, следовало более подробно изучить условия соглашения и законодательства и выяснить:

  • какие обязанности у сторон возникли в связи с наступлением страхового случая;
  • если страхователь не согласен с объемом ремонта, то какие действия должна предпринять каждая из сторон;
  • предусмотрена законом или договором возможность замены направления на ремонт денежной выплатой.

ВС отменил акты апелляции и кассации, а дело вернул в Краснодарский краевой суд. Заново спор пока не рассмотрели.

Мнение экспертов

Одного отказа в участии представителя, ранее допущенного в процесс, могло быть достаточно для отмены состоявшихся решений, поскольку право на судебную защиту истца в данном случае нарушено, уверена Любовь Шебанова, адвокат

Федеральный рейтинг.

Эксперт считает, что определение ВС по делу Петрова будет полезно не только автоюристам, многие юристы могут на него ссылаться. В том числе для того, чтобы определить обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по правоотношениям в рамках договоров обязательного страхования.

По мнению Шебановой,  прогнозировать, что при новом рассмотрении апелляция сохранит в силе решение первой инстанции сложно. Важные для дела обстоятельства, на которые указывает и ВС, фактически не анализировал и не устанавливал городской суд. Поэтому от апелляции можно ожидать как принятия нового решения, так и возвращение материалов на новое рассмотрение в первую инстанцию, считает Шебанова.

* Имена и фамилии участников спора изменены редакцией.

Когда ДТП при КАСКО будет считаться страховым случаем?

Перечень страховых случаев по КАСКО указывается в документах каждой страховой компании, отдельно. Но есть общие принципы признания ситуации страховым случаем, которые используются всеми:

  • На автомобиль совершено разбойное нападение. Либо его украли, угнали или разобрали.
  • Сторонние лица совершили незаконные действия, в результате которых транспортное средство и пострадало.
  • Воздействие стихийных бедствий, которые ни от кого не зависят.
  • Падения в пропасти и овраги.
  • Значительные повреждения, которые нанесены после ДТП.
  • Автотранспорт стал полностью непригоден к дальнейшей эксплуатации.

Есть некоторые нюансы, требующие учёта. В случае с КАСКО компенсация на ремонт поступает, даже если водитель был виновен в происшествии. Но на деле страховщики часто отклоняют заявки водителей. И пытаются сделать так, чтобы платила страховая компания виновной стороны. Важно заранее изучить условия соглашения. Например, пункты по срокам подачи заявления на выплаты по КАСКО при дорожно-транспортном происшествии вместе с продолжительностью.

https://youtube.com/watch?v=IG5HV5CLl0U%3Ffeature%3Doembed

Действия водителя при дорожно-транспортном происшествии

Очерёдность действий в случае ДТП с оформленным полисом КАСКО будет выглядеть следующим образом:

  • Сначала машина полностью останавливается. На ней должны быть включены аварийные сигналы.
  • Потом рядом с транспортным средством выставляются аварийные сигналы.
  • После этого идёт обращение к сотрудникам ГИБДД.
  • Обязательно надо сообщить страховщикам о том, что произошло.
  • Если состояние позволяет, то участник ДТП может собрать фотодоказательства вместе с показаниями свидетелей.

При этом пострадавший сам может выбрать в случае с КАСКО, получать страховую выплату по полису виновника, или же по своему собственному.

Как оформить ДТП по КАСКО?

Прежде всего, при оформлении ДТП по КАСКО, надо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы именно они составили схему происшествия. Этот документ потом позволит найти ответ на все интересующие вопросы. Любые разговоры с пострадавшими и другими сторонами лучше осуществлять при участии адвоката. Либо проконсультировавшись с другим юристом, работающим в данной сфере.

Протокол по аварии надо тщательно изучить. Обязательно наличие постановления о наложении штрафа на виновных. Особой формы заявления о выплатах по ДТП в случае с КАСКО не предусмотрено. Текст обращения составляется в произвольной форме. Лишь в некоторых случаях используется упрощённый порядок, когда составляется извещение. Лицевая его часть заполняется на месте аварии.

Как оформляется Европротокол?

Европротокол при дорожно-транспортном происшествии заполняется сразу обоими участниками. Для этого допустимо использовать обычные шариковые ручки. При этом информация на оборотной стороне владельцем КАСКО вписывается самостоятельно. Лучше использовать бланки от самой страховой компании.

В случае наличия исправлений соответствующие записи заверяются подписями обоих водителей.

Что именно должно присутствовать в протоколе при ДТП если у водителя КАСКО?

После этого идёт извещение, заполняемое самостоятельно самим водителем. В этом заявлении тоже описываются обстоятельства, связанные с аварией. Приводятся возможные доказательства в пользу точки зрения того или иного водителя. Для непосредственного получения выплат понадобится СТС или ПТС, удостоверения водителя, полис КАСКО вместе с самим Европротоколом. Кроме того, в случае с КАСКО водители должны дать согласие с лимитом выплат.

Читайте также:  Договор аренды ремонтного бокса для ремонта авто

Обращение в страховую по КАСКО после дорожно-транспортного происшествия

Обратиться в страховую компанию по КАСКО надо  при первой же возможности сразу после ДТП. Хорошо, если останется возможность предоставить сам автомобиль для проведения исследований.

Возмещение убытка по КАСКО начисляется сразу после того, как сторонам удалось прийти к соглашению. Иначе велика вероятность того, что придётся организовать независимую экспертизу.

Главное – опираться на условия договора, когда определяются сроки обращения. Иначе в компании могут отказать, ссылаясь на просрочку выполнения обязательств. Желательно уведомлять о произошедшем максимум через 1-3 дня.

Если в условиях договора прописывается направление на ремонт, то подобный вид помощи будет так же законным.

Какие документы понадобятся?

Лучше заранее запомнить, какие именно бумаги понадобятся. Есть стандартный перечень документов для КАСКО при ДТП, в котором присутствуют следующие позиции:

  • Талон после прохождения техосмотра.
  • Регистрационное свидетельство авто.
  • Страховой полис.
  • Водительское удостоверение.
  • Паспорт от клиента.
  • Решение суда по соответствующему делу.
  • Копия протокола в связи с административным правонарушением.
  • Справка из ГИБДД.

Медицинские заключения или копии свидетельства смерти обязательны при наличии в ДТП пострадавших. Здесь требования мало чем отличаются от происшествия с участием тех, кто оформил только ОСАГО.

Как оформить КАСКО без справок о ДТП?

Иногда случается так, что есть авария, но участник у неё только один. В ситуации оформления КАСКО без справки о ДТП не обойтись без тщательно проработанной схемы. В этом документе надо описать всё, связанное с происшествием. Включая следующие сведения:

  • Направление, в котором владелец машины двигался до того, как случилось ДТП.
  • Сведения о машине, регистрационного и технического характера.
  • Персональные данные относительно водителей. Или тех, кто стал свидетелем.
  • Обязательно нужна информация хотя бы по двум свидетелям.
  • Схема проездных путей, с основными характеристиками вроде разметки.
  • Длина пройденного тормозного пути.
  • Расположение автомобиля по отношению к другим объектам, которые находятся на дороге.

Справки из автодорожной полиции обязательно понадобятся тем, кто получил достаточно серьёзные повреждения в результате происшествия. Можно обратиться за помощью к независимым экспертам, которые оформят официальное заключение по тому или иному случаю.

В данном случае размер возмещения по КАСКО зависит от условий договора и характера повреждений. Обращения без справок вообще рассматриваются только в исключительных случаях:

  • Повреждённые зеркала или фары, стёкла.
  • Малый ущерб в одной детали, либо в нескольких смежных.

Но справка из ГИБДД обязательна всегда, иначе велика вероятность получить отказ.

Как выплачивается страховка?

Специалисты страховой компании определяются с двумя главными вопросами перед тем, как принять решение относительно самой возможности перечислить выплату по КАСКО при дорожной аварии.

В договоре с КАСКО есть несколько пунктов, в которых точно описывается, какие ситуации можно считать страховыми случаями, а какие – нет. Документы от правоохранительных органов, официальные протоколы – вот что послужит основанием.

Полученные после этого анализа данные будут влиять на сроки страховых выплат после ДТП.

Встречается две разновидности возмещений именно по КАСКО.

  • Направление автомобиля на станцию техобслуживания за счёт страховой компании.
  • Денежная компенсация.

Только оформление КАСКО согласно всем правилам при ДТП позволит рассчитывать на максимальную компенсацию.

Учет износа по КАСКО в случае ДТП

Есть специальное Положение Правительства, в котором указывается методика, используемая при расчётах. По КАСКО учитываются обычно только те детали, которые реально требуют замены после ДТП. При восстановлении уже ничего в расчёт не берётся. Расчёт износа проводится не на дату фактической оценки, а на время самой аварии.

Есть несколько факторов, от которых зависит сам показатель износа по КАСКО в случае дорожно-транспортного происшествия:

  • Срок эксплуатации шин. Спустя три года после активного использования износ у них начинает увеличиваться.
  • Минимально допустимая по законодательству высота рисунка на протекторе. И то, какой она является, на самом деле.
  • Общий пробег ТС к моменту, когда наступил страховой случай.
  • Срок эксплуатации конкретных механизмов и деталей, требующих износа.

Проще всего для расчётов воспользоваться специализированными сайтами, поскольку используемая формула достаточно сложна в освоении для обычного человека.

Информация о сроках выплат

В правилах, либо в договоре со страховой компанией по КАСКО должен обговариваться подробно и вопрос ос сроках выплат в случае ДТП. Отсчёт сроков начинается с того момента, как в страховую поданы все документы, необходимые для оформления компенсации. На практике сроки находятся в пределах 15-30 дней. Если и спустя месяц никаких выплат не поступило, то у клиента есть законное право обратиться в судебную инстанцию. Дополнительно можно требовать оплаты неустоек, возникших в связи с разбирательством.

Если страховщик крупный, то затраты по КАСКО он компенсирует максимум за две недели. Организации меньшего размера могут заниматься этим месяц. Соглашение принять направление на ремонт ускоряет процесс.

Водитель не был вписан в полис КАСКО при ДТП

По этому вопросу было выпущено официальное разъяснение Верховного суда. В нём говорится, что компенсация КАСКО после аварии выплачивается в любом случае. Не важно, кто именно находится за рулём к этому моменту, вписан ли водитель в полис КАСКО при ДТП или нет. Данное положение стало законным ещё в 2014 году. Любые возмещения выплачиваются тому, кто официально числится в качестве владельца ТС.

Суд считает, что при заключении договора страхуется сам автомобиль, а не сам человек, который им владеет или управляет.

Но в случае с КАСКО чаще всего сразу отказывают в компенсации, если обнаружится, что водитель при ДТП не был вписан в страховые документы. Для доказательства разбирательства в деле, и учитывая индивидуальность случаев, лучше проконсультироваться с юристом.

Дорожно-транспортное происшествие со скрывшимся виновником

Даже ДТП со скрывшимся виновником не влияет на возможность получения денежных средств по КАСКО, как говорится в законе. Сокрытие с места дорожно-транспортного происшествия играет важную роль только для тех, кто оформил полис по системе ОСАГО. Но розыскные мероприятия в любом случае проводиться будут, с большой вероятностью.

При заключении договора по КАСКО компенсации платят в любом случае. Не важно, скрылся водитель с места происшествия, или нет.

Информация о коэффициентах в системе КАСКО

КАСКО относится к консервативным методам страхования, этому способу уже многие десятки лет. Потому и основные коэффициенты сформировались достаточно давно. В настоящее время практически все страховщики в РФ пользуются идентичными инструментами в своей работе. Можно выделить лишь несколько позиций, которые оказывают больше всего влияния на результаты экспертиз и любых оценочных процедур:

  • Наличие банковского залога на машину.
  • Безаварийное вождение.
  • Наличие правого руля.
  • Количество водителей. Важен не только стаж, но пол и возраст.
  • Мощность, измеряемая в лошадиных силах.
  • Фактический возраст авто.
  • Марка транспортного средства вместе с описанием модели.
  • Место, где собственник прописан.

Коэффициент КАСКО после ДТП

Стоимость полиса КАСКО существенно увеличивается после ДТП. Цена, в первую очередь, зависит от суммы компенсации, которую пришлось выплатить в том или ином случае. Марка и год выпуска тоже становятся важными факторами. Цена договора может вырасти в два раза, если компенсация превысила по размерам первоначальную договорённость.

При заключении первого договора КАСКО новички-водители получают класс 3 с коэффициентом первым в страховых компаниях. Если за первый год ДТП не произошло, на следующий предоставляется скидка до 5 процентов от основной суммы.

Особенности

Часто встречаются ситуации, когда менеджеры страховых компаний ищут любой повод для того, чтобы отказать в выплате, либо снизить её размер до минимума. При таком подходе часто возникают споры со страховщиками, несостыковки при решении вопросов. Лучше всего заранее нанять адвоката, это избавит от лишних хлопот.

При заключении договора на КАСКО главное – внимательно изучить список страховых случаев, подлежащих оплате. Тогда будет больше шансов избежать неприятностей, связанных с переводом компенсаций. Правоохранительные органы становятся незаменимыми помощниками при определении нанесённого ущерба. Рекомендуется обращаться именно к ним сразу после происшествия на дороге. Стоит задуматься и о том, как исключить появление повышающих коэффициентов.

Для чего нужна справка ГИБДД

Справка из ГИБДД по форме Ф-154 нужна для того, чтобы страховая компания могла начать рассмотрение обращения водителя по КАСКО. В этой бумаге указывается основная информация о ДТП: обстоятельства происшествия, участники и т.

Справка оформляется непосредственно на месте аварии сотрудником ГИБДД (его данные тоже фиксируются). Выдать он ее должен в обязательном порядке (существуют исключения, но об этом позже). Впоследствии бумага передается участником ДТП в страховую компанию вместе с основным пакетом документов.

После получения справки, водитель должен убедиться, что она содержит только достоверную информацию об аварии. Даже если присутствуют лишь небольшие искажения – желательно уточнить их у представителя ГАИ.

Оформление справки для КАСКО

Итак, в бланке указывается ключевая информация об аварии, данные ее участников, причиненный ущерб, а также звание, имя и телефон инспектора. Он же должен будет поставить свою подпись.

Отказать в выдаче справки из ГИБДД для КАСКО представитель ГАИ может только в трех случаях.

  • ТС необходимо было эвакуировать в кратчайшие сроки.
  • Сотрудник ГИБДД должен был ехать на место другого происшествия и не успел окончить заполнение.
  • ТС потребовалось для того, чтобы оказать помощь пострадавшим.

Во всех вышеприведенных ситуациях, бумага должна быть выдана в течение 24 часов после аварии. Поэтому необходимо заранее уточнить, в каком именно отделении будет осуществлена выдача.

Если инспектор увиливает, ссылается на отсутствие бланков и т. – его действия неправомерны. В этом случае можно обратиться с жалобой к его начальству.

Выплаты по КАСКО без справки из ГИБДД

Если по какой-либо причине получить справку из ГИБДД все же не удалось, необходимо действовать следующим образом.

  • Первое, что нужно сделать – это проверить свой страховой договор КАСКО. Довольно часто в нем указываются возможные ситуации, когда для получения компенсации бумага из ГИБДД не требуется.
  • Далее требуется удостовериться, что последствия ДТП действительно подпадают под условия договора. Если это так, то можно переходить к следующему пункту.
  • Необходимо обратиться в офис СК с пакетом нужных документов и уточнить, действительно ли получение компенсации возможно.
  • Компания проведет экспертизу, и ее представители смогут с точностью сказать, будут ли сделаны выплаты.

Если же справка была попросту утеряна водителем, то можно взять ее ксерокопию в отделении ГИБДД. Документ оформляется в двух экземплярах, поэтому проблем с этим возникнуть не должно. Для выдачи, нужно взять с собой паспорт. Срок действия справки из ГИБДД для выплат по КАСКО не ограничен, так что об этом беспокоиться не стоит.

Как уже упоминалось, иногда, договор со страховщиком допускает предоставление выплат без справки из ГИБДД. Однако зачастую такая возможность ограничивается максимальным размером ущерба. Также может быть выделен список конкретных повреждений. Чаще всего в него входят:

  • Порча стеклянных элементов (люк на крыше сюда, обычно, не относится).
  • Повреждение лишь одного элемента кузова или двух смежных деталей (бампер может сюда не относиться).
  • Повреждение лакокрасочного покрытия.

Иногда страховые компании указывают дополнительное условие о том, что компенсация без справки по КАСКО может быть проведена только один раз за определенный промежуток времени (чаще всего – раз в год). Это тоже нужно учитывать.

Читайте также:  Каковы цели авторемонта, где он выполняется и как он выполняется. РД 37.009.106-92

Ремонт автомобиля

В любом случае, проверять все условия нужно непосредственно в договоре с оформившей КАСКО страховой компанией. Здесь будет указана основная информация. Проверить документ надо еще и для того, чтобы, в случае отказа страховщика, удостовериться в его правомерности.

Итак, водитель должен узнать, какие именно повреждения могут быть покрыты страховкой без справки из ГИБДД. Обычно, СК дают положительный ответ, если размер компенсации не превышает 3-5% от общего размера страховки. Иногда может быть ограничена и сама сумма (например, в 15000 рублей).

Договоренность может иметь и дополнительные условия. Страховые компании отказывают в компенсации по КАСКО, когда в аварию попало два авто, и водитель по собственной воле отказался от вызова ГИБДД.

Обжалование отказа страховой по КАСКО

Страховая компания вполне может отказать водителю в осуществлении выплат по КАСКО без справки из ГИБДД. Если автомобилист внимательно изучил условия договора и считает, что отказ неправомерен – необходимо обратиться в вышестоящие инстанции.

Для начала, нужно обратиться в РСА и/или Центробанк (надо будет подготовить те же документы, что и для получения страховых выплат). Эти организации внимательно следят за деятельностью страховых компаний. Если обнаружатся нарушения в деятельности страховщика – у него может быть отозвана лицензия. Поэтому, если компанию обяжут провести ремонт, проблема решится в кратчайшие сроки.

Если обращения не помогли, а водитель по-прежнему считает, что он прав – самое время обжаловать решение через суд (хотя, обычно, до этой инстанции дело не доходит). В этом случае подготовить нужно письменный отказ СК в выплатах по КАСКО, описание аварии с подписями участников, документы на автомобиль, полис и паспорт. Если в суде будет установлена правота автомобилиста, то страховщик должен будет оплатить ремонт, а также возместить неустойку.

https://youtube.com/watch?v=IG5HV5CLl0U%3Ffeature%3Doembed

Возможные нюансы

Существуют некоторые, на первый взгляд, малозначительные детали, на которые мало кто обращает внимание. Однако именно из-за таких нюансов автомобилист может остаться без страховых выплат. Вот основные «подводные камни» получения выплат по КАСКО:

  • В случае если в ДТП участвовало два автомобиля, то справку из ГИБДД обязательно придется получить. Такая авария оформляется в стандартном порядке, поэтому предстоит вызвать ГИБДД и собрать полный пакет документов. Возмещение ущерба ложится на СК виновника. Если у виновного имеется КАСКО, то ущерб его автомобилю тоже может быть возмещен (за исключением случаев, предусмотренных договором).
  • Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если повреждение было нанесено третьими лицами, а владелец ТС не пожелал вызывать полицию.
  • Возможно, в договоре есть ограничение на максимальную сумму компенсации по КАСКО без справки из ГИБДД. Обычно, оно составляет 3-5% от стоимости автомобиля. То есть, если он оценивается, например, в 400 000 рублей, то водитель сможет получить не более 12000-20000 рублей.
  • Повреждения некоторых элементов могут не включаться страховщиками в договор. Об этом тоже следует помнить.
  • Иногда, после аварии водителю может быть трудно с точностью оценить размеры ущерба. Однако если сумма превысит установленный лимит, то в выплате компенсации будет отказано. При наличии сомнений, желательно все же получить справку.
  • Зачастую, СК ограничивают максимальное количество случаев, когда может быть выдана компенсация без справки из ГИБДД за период действия договора. К этому моменту тоже следует отнестись со вниманием.
  • Существует ряд ситуаций, когда получение выплат по КАСКО вообще невозможно. Например, ремонт придется проводить за свой счет, если авария произошла вне региона действия страховки, водитель не был внесен в полис или находился в состоянии опьянения, были серьезно нарушены правила дорожного движения, ущерб был причинен умышленно и т.д.

Автомобилисту необходимо во всех подробностях узнать условия страховки еще при ее оформлении. Также перечитать договор нужно сразу же после ДТП, чтобы удостовериться, что случай подпадает под его действие.

Страховые компании с оформлением КАСКО без справок

Для того чтобы лучше ориентироваться в условиях договоров с различными страховыми компаниями, далее приведена сравнительная таблица работы основных компаний.

Страховая компанияОбращение по поводу повреждения стеклянных элементовОбращение по поводу повреждения деталей кузоваСогласиеЛюбые элементы, за исключением люка и стеклянной крыши. Количество обращений – не ограничено. Не более двух обращений по КАСКО за период действия полиса. ИНГОССТРАХЛюбые элементы без ограничения по количеству обращений. Только при повреждении лакокрасочного покрытия. МСКЛюбые элементы без ограничения по количеству обращений. Только в том случае, если сумма ущерба не превышает 30 000 рублей. Но не более 5% от размера страховки. ВСКЛюбые элементы без ограничения по количеству обращений. Количество обращений не ограничено. Но не более 5% от размера страховки. АльфаСтрахованиеЛюбые элементы. Количество обращений – не более двух раз за период действия полиса. Количество обращений – не более двух раз за период действия полиса. Если были повреждены несколько элементов – решение принимается на усмотрение страховщика. РЕСО-ГарантияЛюбые элементы без ограничения по количеству обращений. Только в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 000 рублей. Количество обращений – одно за период действия полиса.

Для всех страховых компаний существует одно общее правило: автомобиль не должен участвовать в ДТП с другими ТС. Если повреждение получил и другой транспорт – вызов сотрудников ГИБДД, получение справки и сбор необходимых документов обязательны. Вне зависимости от суммы ущерба, без справки компенсация произведена не будет

Итак, если встает вопрос о том, стоит ли доплачивать за возможность получения страховых выплат без справки из ГИБДД – то ответ, однозначно, будет положительным (если, конечно, позволяет бюджет). Однако всегда нужно помнить, что размер допустимых повреждений ограничен. Также СК может включать в опцию дополнительные условия на свое усмотрение. Поэтому в обязательном порядке следует внимательно изучить договор. Проявив излишнюю самонадеянность, водитель может в итоге вообще остаться без компенсации.

Когда нужно продать битое авто

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Кузов автомобиля состоит из силового каркаса и его элементов и «оперения»: крыльев, декоративных накладок и молдингов, не несущих силовой нагрузки при ДТП и не являющихся элементами безопасности. К кузову снаружи крепится оптика, зеркала заднего вида, а изнутри – электропроводка и элементы шумоизоляции.

В небольших авариях страдают внешние элементы, которые можно относительно недорого заменить на новые или с разборки. Если кузов серьезно не пострадал, а двигатель и коробка передач целые, можно отделаться «легким испугом» при ремонте.

В сильных ДТП силовой каркас неизбежно деформируется, спасая седоков, но сминаясь и деформируясь. Выправить мятую силовую структуру кузова в заводские характеристики в условиях сервиса практически невозможно.

Но даже если получится, силовые элементы уже не будут обладать таким запасом прочности, как заложено заводом-изготовителем. Сделанный кое-как безопасный Volvo, например, может на практике оказаться опаснее ВАЗа. А «вытянутый» на китайском стапеле Mercedes-Benz S-класса может криво ехать, потому что геометрию кузова восстановить невозможно. Использование высокопрочных сталей при изготовлении кузовов современных машин еще более усложняет ремонт.

Если в ДТП пострадал силовой каркас кузова (лонжероны, стойки, крыша), ремонтировать авто нецелесообразно. Проще продать его целиком или по запчастям.

Кузовной ремонт очень дорог. Например, несложный ремонт повреждений двух дверей и крыла одной стороны автомобиля легко «перешагнет» сумму 100 тыс. рублей. Если повреждена передняя часть машины, где располагается двигатель, да еще подушки безопасности сработали, сходу готовьте несколько сотен тысяч рублей. И готовьтесь к нескольким месяцам ожидания.

Если вы не готовы к таким финансовым затратам и ожиданию, битый автомобиль лучше продать.

Когда битое авто можно отремонтировать и ездить дальше

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Если повреждения незначительные

Если вы попали в ДТП, прежде всего, необходимо понять характер повреждений автомобиля.

Если вы не являетесь специалистом в области кузовного ремонта и его стоимости, лучше привлечь независимого эксперта-оценщика. Средняя стоимость на вызов такого специалиста варьируется в пределах 2000-5000 рублей. Это позволит сэкономить на кузовном ремонте гораздо больше.

Так, видимые небольшие повреждения бампера могут по факту вылиться в большое (и дорогое) количество скрытых повреждений, видимых только профессионалу или при дефектовке машины перед ремонтом.

Если повреждения незначительные, то и стоимость ремонта должна быть небольшой. Но так бывает не всегда.

Стоимость деталей напрямую зависит от марки и класса автомобиля, года выпуска, степени распространенности в вашем регионе. Важен и бренд производителя запчастей. Стоимость ремонта может зависеть также и от того, для себя вы ремонтируете машину или на продажу.

Например, при повреждении только переднего крыла на Skoda Octavia А7 2016 года выпуска замена может составить небольшую (по меркам кузовного ремонта) сумму: 6 000 рублей за оригинальное крыло, а также порядка 10 тыс. рублей за работы по снятию/установке и покраске.

Ремонт аналогичных повреждений на Volvo S80 2011 года выпуска выльется с заменой в 23 тыс. рублей за само крыло (оригинал), плюс также около 10 тыс. рублей за работы.

Конечно, если использовать неоригинальные запчасти китайских или тайваньских производителей или купить их с разборки, сэкономить на материалах (грунтовке, краске) и сделать ремонт в гаражном сервисе, стоимость будет ниже. Но и качество ремонта будет невысоким.

Если можно воспользоваться страховкой

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

После ДТП автовладельца может сильно выручить страховка. Если машина застрахована по КАСКО, ремонт можно осуществить по направлению страховой в специализированном кузовном центре. Этот вариант для тех, кто решил оставить авто себе. Ремонт, как правило, делается оригинальными запчастями и хорошими материалами на хорошем оборудовании.

Стоимость восстановительных работ обычно определяется страховыми компаниями в процентах от остаточной стоимости автомобиля.

Пример: Ford Focus 3 2015 года выпуска с пробегом под 100 тыс. км имеет рыночную стоимость порядка 550 тыс. рублей. Если стоимость ремонта после ДТП составит 70% или 385 тыс. рублей, ремонтировать его экономически невыгодно.

В таких случаях страховые компании используют термин «тотал» или «полная гибель транспортного средства» и выплачивают владельцу стоимость авто.

Пример: Hyundai Creta 2019 года выпуска с пробегом 23 тыс. км имеет рыночную стоимость порядка 1,1 млн рублей. Если стоимость ремонта составит 150 тыс. рублей (или 13,64% от стоимости), то машину есть смысл восстановить и ездить дальше.

Можно выбрать денежное возмещение ДТП. Но в этом случае страховые стараются занижать размер выплаты. Можно выбрать «деньги», а получив их, осуществить ремонт неоригинальными или неновыми запчастями, немало на этом сэкономив.

Если уцелели элементы безопасности

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Главной причиной того, чтобы оставить себе авто и ездить дальше, должна являться функциональность автомобиля после ДТП и стоимость ремонта. Если элементы безопасности целые, подушки не «выстрелили», а ремонт обойдется в посильную сумму, ремонтируйте и ездите дальше.

Если повреждения критические, геометрия кузова нарушена, подушки безопасности требуют замены, даже после ремонта использовать автомобиль небезопасно. «Вытянуть» кузов в заводские показатели практически невозможно, и, даже если и получится, жесткость кузова будет уже не та.

Так продать или отремонтировать битое авто

Пошаговая инструкция проведения, сроки, обжалование, ответственность страховой компании и нюансы

Смотреть надо от ситуации.

Если ДТП было несильное, без повреждений элементов пассивной безопасности, а ремонт стоит приемлемых денег, автомобиль можно отремонтировать и ездить дальше. Если ездить в битой машине психологически сложно, лучше выставить ее на продажу.

Если повреждения серьезные и ремонт финансово не оправдан, от автомобиля лучше избавиться. Машину можно продать перекупам или компаниям, выкупающим битые авто, либо разобрать самому и продать по частям.

Как вы поступили с автомобилем после ДТП? Расскажите в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *