Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

С 11 сентября 2022 года действует обновленная методика определения расходов на ремонт транспортного средства.

Ее требования обязательны для страховых компаний, когда им необходимо подсчитать стоимость восстановительного ремонта и размера страховых выплат по ОСАГО. Расскажу, как это будет работать.

Что за методика определения расходов

Порядок выплат остается прежним, максимальный размер — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает, только если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди, автомобили или иное имущество.

Как было

Страховые компании для определения размера ущерба обязаны были составлять перечень оригинальных запасных частей с указанием их стоимости. Если перечень состоял из двух наименований, для оценки ремонта брали самую дешевую запчасть. Если в списке было три варианта, учитывали стоимость предпоследней оригинальной запчасти: как написано у ЦБ, «второй снизу».

Параллельно со списком «оригиналов» страховая составляла перечень сертифицированных запчастей от альтернативных производителей. Однако тут было дополнительное ограничение: не учитывались запчасти заведомо низкого качества — стоимостью меньше второй снизу оригинальной детали.

Региональные коэффициенты, повышающие или понижающие стоимость ремонта, для редких и существующих в регионе в единственном экземпляре автомобилей рассчитывались на  условиях, что и для любой другой модели.

Что изменилось

Страховая компания может не составлять перечень оригинальных запчастей, о стоимости которых нет информации. Раньше это было обязательно, но не всегда возможно: например, если автомобиль редкий и запчастей нет в продаже, их уже не выпускают, не ввозят в РФ, а остатки на складах закончились. В этом случае цену ремонта рассчитают по стоимости аналогов — сертифицированных деталей от альтернативных производителей.

Изменился критерий запчасти заведомо низкого качества. Теперь таковой считается деталь с ценой ниже, чем у второй снизу оригинальной запчасти в перечне, — при условии, что он сформирован.

Поменяли методику расчета средней стоимости запчастей для ремонта. Правда, коснется она марок автомобилей, на которые редко заключают договоры ОСАГО или запчасти к которым в конкретный регион никто не возит. Если у вас единственная «Тесла» на всю область — региональный коэффициент к ней могут рассчитать как среднее арифметическое коэффициентов других марок, запчасти к которым в вашем регионе продают официально.

Что это значит для водителей

Как это повлияет на рынок страхования — пока непонятно. Страховые компании фактически и раньше могли не учитывать цены на запчасти, которых нет на рынке, — в силу того, что их физически не существовало. Отмена обязанности составлять список — формальность.

А вот новая методика определения цен на запчасти низкого качества в некоторых случаях может повлиять на размер выплат. Есть шанс, что заплатят больше, поскольку будут учитывать более дорогие неоригинальные запчасти. Могут выиграть и те, кто получает компенсацию деньгами.

В проигрыше, вероятно, окажутся владельцы эксклюзивных и редких автомобилей, запчасти к которым официально не продаются или не поставляются. А также владельцы машин, запчасти к которым стали менее доступными после ухода автопроизводителей. Для них региональный коэффициент могут рассчитать с учетом более распространенных марок автомобилей. Реальная стоимость ремонта таких машин вполне может превысить размер выплаты.

Автовладельцев интересует, что полагается в 2022 г. при ремонте по ОСАГО: запчасти оригинал или аналог. Отвечает на этот вопрос последнее указание ЦБ. Ремонтировать авто необходимо оригинальными запчастями, но в отдельных случаях, например, при ремонте непопулярных марок.

В статье рассматривается информация об отредактированном законодательстве по обязательному автострахованию: возможно ли использование старых автозапчастей, имеется ли у страхового предприятия право отремонтировать автомобиль неоригинальными деталями, какие есть исключения и способы заставить страховое предприятие задействовать оригинальные запасные части.

Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО

Согласно сообщению Центробанка, с 11.09.2022 г. берут в расчет расценки аналоговых автозапчастей в ценовых справочниках для определения стоимостного показателя авторемонта по ОСАГО, если оригинальной детали нет на рынке. Это применимо к маркам ТС, вне зависимости от государства их производства для обеспечения равных условий для автовладельцев.

До 11.09.2022 г., если оригинальной запчасти нет на рынке, сведения о ее цене не попадали в справочник. Из-за этого возникают осложнения при возмещении вреда по ОСАГО. Новый необходимый подход позволяет рассчитывать платежи по аналоговой стоимости, при этом отсеяв плохие автозапчасти.

Подход ЦБ, по словам страховщиков, позволяет определить цену авторемонта по расценкам на автозапчасти, имеющихся на рынке, и если в сегменте есть «не оригинал», то учитывают его цену. Тогда авторемонт по ОСАГО обеспечивается хорошими автозапчастями, присутствующими на рынке, которые встречаются по приемлемой цене и есть возможность дешевле отремонтировать поврежденную машину. Это подстрахует рынок от необъективного ценового роста на автозапчасти и позволит предотвратить возрастание расценок автостраховок.

Можно ли использовать запчасти, бывшие в употреблении

В 2022 г. установить старую деталь напрямую запрещено действующим законодательством только при замене автозапчастей. Если же речь идет о восстановлении узловой части или обоюдном согласовании этого вопроса, то применение старых запчастей допустимо. Соответственно, все зависит от экспертного заключения и наличия согласия застрахованного на процедуру использования старых деталей..

В 2022 г. неоднократно обсуждали вопрос о полном снятии законодательного запрета на использование в авторемонте по ОСАГО старых автозапчастей. В начале марта эксперты рассматривали этот момент, к примеру, для авторемонта не самых популярных марок авто. Для некоторых машин это единственная возможность их отремонтировать.
Встречаются две отличающиеся позиции насчет возможности использования в авторемонте по ОСАГО старых запчастей. Первая (позиция ЦБ) — риск, что на автодорогах возрастет число ДТП. Вторая — страховых предприятий, которым нужно ремонтировать авто.
По версии Российского Союза Автостраховщиков, этот вопрос надлежит проработать с учетом обеспечения безопасности эксплуатации отремонтированного таким способом ТС. Это разрешило бы проблему доступности авторемонта ТС, не представленных официально в РФ — в дальневосточных, уральских, сибирских населенных пунктах эксплуатируются подобные машины (еще до санкций и ухода зарубежных автопроизводителей с отечественного рынка в 2022 г.).

Есть ли у страховщика право ремонтировать авто неоригинальными деталями

Ремонт по ОСАГО неоригинальными запчастями допускается. Есть лишь условие вернуть транспорт в техническое состояние, в котором он был до аварии. Общая расчетная методика использует заниженные расценки на новые автозапчасти для многих ТС. Проверить лично стоимость автодеталей можно на портале РСА по кодировке автозапчасти и сравнить их с реальной ценой оригинальной и неоригинальной детали. Зачастую ставка по единой расчетной методике близка к аналогу, но встречаются и исключения.

Существующие исключения

Ранее было упомянуто, что не оригинал допустимо использовать при авторемонте в большинстве случаев: использовать вавторемонте по ОСАГО оригинальные запчасти или нет — решает по факту страховщик. Но есть и меньшинство: автомобили, возрастом до 2 лет. ФЗ №40-ФЗ регламентирует, что транспорт не старше 2 лет направляется на авторемонт к официальным дилерам. Последние не используют неоригинальные детали при авторемонте. Иначе в ряде случаев они нарушат договоренность с автопроизводителем, марку которых они уполномочены официально ремонтировать.

Способы заставить страховую ставить оригинал

Такой вариант сопряжен с большими сложностями:

  • сделать это возможно после авторемонта с установкой аналоговых запчастей;
  • авторемонт однозначно некачественный.

Рассматриваемый метод заключается в том, что авто в итоге должно быть приведено в исходное состояние. А поскольку страховщик вправе отремонтировать ТС аналоговыми деталями, то итог авторемонта оценивают уже после его реализации. И желательно, если это сделает эксперт.

Следующие недостатки аналогов:

  • Такие кузовные элементы не сходятся со смежными, имеют видимые зазоры и неровную посадку.
  • Кузовные несущие части, крепящиеся на болтах и другие могут не совпадать крепежными отверстиями, из-за чего работникам СТО приходится высверливать новые, что несет потерю качества автозапчастей.
  • При окраске часто не удается попасть в базовый кузовной цвет, поэтому крашеные элементы различаются.

Цель застрахованного — обнаружить и не принимать ТС, отремонтированный недолжным образом, зафиксировать это в выданных актах СТО. Если он заберет таким образом отремонтированный авто, даже указав это в сопроводительной документации, то позже претензии не принимаются.

  • В 2022 г. изменена расчетная методика касательно авторемонта в рамках ОСАГО: с 11 сентября в ценовые справочники будет включаться стоимость аналогов, если оригиналы сложно найти на рынке.
  • Бывшие в употреблении детали прямо запрещено использовать лишь при замене запчастей, когда на это нет согласия страхователя.
  • Аналоговые автозапчасти разрешено применять в авторемонте в рамках ОСАГО в большинстве случаев.

По статистике, около 80 % российских водителей пользуются Интернетом. С 2015 г. страховые компании начали продавать ОСАГО удаленно. А в 2017-м Правительство РФ обязало страховщиков организовать на своих сайтах онлайн-торговлю полисами. Данные об автовладельце веб-сервисы берут в базе АИС РСА (Автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков). То есть сведения РСА использует калькулятор ОСАГО. Благодаря этому пользователь может рассчитать цену полиса максимально точно, с применением главного коэффициента КБМ.

С 19.10.2020 г. вступили поправки в закон «Об ОСАГО» (№ 40-ФЗ). Теперь право на продажу электронных ОСАГО получили финансовые платформы-агрегаторы (маркетплейсы). Соответствующие законы подписал В. В. Путин (№ 211-ФЗ и № 212-ФЗ от 20.07.2020 г.).

Принцип работы калькулятора ОСАГО

Алгоритм действия калькулятора — оценка и умножение коэффициентов. Все множители и тарифы для онлайн-расчета утверждены Центробанком. За основу веб-сервис берет базовую ставку. А затем перемножает ее на 6 главных коэффициентов (мощность ТС, стаж и возраст водителя, безаварийность эксплуатации, регион регистрации собственника и другое). Поэтому цена полиса для разных водителей будет различаться.

С 05.09.2020 г. вступили в силу новые тарифы ОСАГО. (Указание Центробанка № 5515-У.)

Формула для расчета стоимости ОСАГО

В онлайн-калькулятор интегрирована специальная формула. Благодаря ей страховые компании могут безошибочно рассчитать цену ОСАГО онлайн в автоматическом режиме. Выглядит эта формула так: БТ (базовый тариф) × КМ × КТ × КС × КВС × КБМ × КО. Каждый коэффициент имеет расшифровку и определенный диапазон величины.

Инструкция по использованию калькулятора

Работать с онлайн-калькулятором очень просто. Сначала вы можете сделать предварительный расчет, а затем полный. Это позволяет вам сориентироваться в цене страховки и не тратить лишнее время.

  • Выберите город эксплуатации.
  • Укажите мощность мотора.

Веб-сервис сразу отобразит предварительную стоимость. И предложит 17 страховых компаний, напротив каждой из которых будет стоять цена полиса.

Но вы можете сделать расширенный расчет. Для этого кликните предложение «Рассчитать с учетом скидки». Откроется анкета. Впишите здесь дополнительные сведения.

  • Выберите количество водителей.
  • Укажите минимальный возраст.
  • Выберите минимальный стаж.
  • Укажите свой КБМ.
Читайте также:  Как определить, что компрессор не работает?

Для покупки найдите интересное для вас предложение по цене и кликните по логотипу страховой компании. Появится блок «Оформить полис».

Страховые коэффициенты

Окончательная сумма полиса ОСАГО зависит от умножения базовой ставки на 6 коэффициентов. Все они утверждены Банком России. Периодически регулятор меняет их величину. Последняя реформа тарифов состоялась 5 сентября 2020 г. Здесь регулятор изменил коридор базовых ставок. А также немного подкорректировал территориальный и возрастной коэффициенты. Все множители интегрированы в РСА калькулятор ОСАГО.

Таблица 1. Коэффициенты ОСАГО с 05.09.2020 г.

Эксперты автомобильной отрасли объясняют изменение ценообразования базовых тарифов ОСАГО с 05.09.2020 г. предельно сжато — столицы подешевели, а регионы подорожали.

Что такое КБМ

Для поощрения и порицания водителей страховщики используют коэффициент бонус-малус (КБМ). Он переводится как хороший-плохой. Это накопительный рейтинг, который присваивается каждому водителю индивидуально. Минимальное значение 0,50. Максимальное 2,45. За безаварийное вождение рейтинг понижается. А за совершение ДТП — повышается. Калькулятор РСА рассчитывает цену полиса для каждого пользователя индивидуально, на основании текущей величины коэффициента бонус-малус. Он обновляется ежегодно 1 апреля, по результатам вашего аварийного/безаварийного вождения.

Аккуратные автовладельцы могут покупать ОСАГО со скидкой до 50 % (кбм 0,50). А для злостных нарушителей предусмотрена наценка до 145 % (кбм 2,45).

Как узнать свой КБМ

Заполните форму: ФИО, дату рождения, серию и номер в/у. А потом жмите «Проверить КБМ». Веб-сервис моментально откроет информацию, которую предоставит база АИС РСА.

Как восстановить КБМ

Если вы обнаружили несоответствие действующего коэффициента бонус-малус, то сразу пишите претензию в свою страховую компанию. Вашу заявку рассмотрят. Сделают перерасчет и вернут разницу уплаченной страховой премии. Если СК отказала, то обращайтесь в РСА. Срок рассмотрения 30–60 дней.

В иных случаях восстановить КБМ можно через форму выше. Рейтинг аварийности можно снизить до минимума — 0,50. Процесс выглядит так:

  • Заполните ФИО, дату рождения, серию и номер в/у. Затем жмите «Проверить КБМ».
  • Появится отчет. Вместе с ним появится предложение «Восстановить КБМ». Нажмите его. Откроется раздел «Заполнить заявку».

В течение 1–3–7 суток вы получите СМС-оповещение о результате. Если сервис не сможет понизить КБМ, то сразу вернет деньги.

Как купить ОСАГО при помощи калькулятора

Сделайте расчет. Выберите страховую компанию с самым интересным предложением по цене. Жмите «Оформить полис». На заполнение вам потребуется не более 5–7 минут. Заранее приготовьте документы:

  • гражданский паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • диагностическую карту (для авто старше 4 лет).

Теперь просто заполняйте данные, которых нет в базе РСА. Веб-сервис подскажет, что надо вписать. А что-то он заполнит автоматически. После окончания жмите «Купить». Калькулятор сгенерирует счет. После оплаты договор е-ОСАГО поступит на адрес электронной почты, указанный при оформлении.

Если техосмотр еще действует, но уже истекает, вы можете использовать его для оформления ОСАГО. Но после окончания срока действия документа срочно получите новую Диагностическую карту. Ведь в случае аварии без ТО страховщик откажет покрывать ущерб.

Почему выгодно пользоваться онлайн-калькулятором ОСАГО РСА

Это автоматизированный многофункциональный онлайн-сервис. Он сравнивает цены лучших страховых компаний России. А затем предлагает вам выбрать наиболее интересное предложение. Никуда ходить не надо, всю процедуру можно сделать из дома.

Являются ли купленные полисы подлинными

Продажа е-ОСАГО закреплена законодательством п. 7.2, ст. 15 № 40-ФЗ «Об ОСАГО». Электронные полисы аналогичны по юридической силе с договорами на бумажном носителе. Если вы скептически относитесь к электронному документообороту, то можете проверить полис на подлинность. Согласно п. 7 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО», страховщик обязан внести данные о заключенном договоре в систему АИС РСА не позднее одного рабочего дня с момента его заключения. Следовательно, вы можете найти информацию о своем полисе в банке данных Союза автостраховщиков. Для этого:

  • Воспользуйтесь формой проверки РСА «Проверка полисов».
  • В поисковой форме впишите серию и номер договора. Пройдите капча-код. Нажмите «Поиск».
  • Спустя 1–2 секунды веб-сервис отобразит информацию в виде таблицы.

Здесь вы увидите название страховой компании, дату оформления и срок действия ОСАГО, ФИО страхователя, информацию о ТС и другое.

Чтобы не переходить на веб-ресурс РСА, проверьте полис ОСАГО по серии и номеру прямо здесь. Впишите данные договора и нажмите «Найти». Наш сервис запросит данные в базе Союза автостраховщиков и моментально отобразит на экране.

Онлайн-калькулятор ОСАГО — это автоматизированная многофункциональная система. Платформа оценивает параметры пользователя (водителя) и сравнивает цены у самых авторитетных страховых компаний РФ. Вам остается только выбрать СК, оформить договор и оплатить его стоимость. Удаленная сделка защищена законом и осуществляется под надзором РСА.

У автовладельца должен быть оформлен полис ОСАГО. По нему можно получить денежную компенсацию в случае, если пострадали в ДТП. Для того чтобы оценить приблизительный размер выплат, можно посмотреть стоимость запчастей на сайте РСА (Российский союз автостраховщиков). В справочнике содержится информация по среднерыночной цене деталей, нормо-часов и материалов.

Что такое единый справочник запчастей РСА

Единый справочник запчастей РСА был запущен в 2014 г. С помощью этого сервиса водители могут рассчитать стоимость комплектующих. Справочник состоит из трех каталогов, в которых представлена информация по:

  • запчастям;
  • нормо-часам;
  • материалам.

Пользоваться сервисом могут автовладельцы и страховые компании для уточнения средней стоимости запасных частей.

Для чего рассчитывается стоимость деталей

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Автовладельцу нужно обязательно самостоятельно узнать стоимость запчастей по РСА, рассчитать количество часов, потраченных на их ремонт или замену. При наличии этих вычислений гражданин сможет проверить, насколько верно страховая оценила ущерб в результате ДТП. Ведь часто возникают ситуации, когда по полису ОСАГО насчитывают компенсацию значительно меньше реальных затрат на восстановление транспорта. Если водитель сможет подтвердить правоту данными с РСА, то можно все урегулировать без обращения в суд.

Важно! При отказе страховой компании в выплате суммы, которая получилась при использовании данных из каталога РСА, автовладелец может обратиться в суд. Если госорган подтвердит правоту гражданина, то автостраховщику придется выплатить недостающую часть компенсации.

В большинстве случаев страховые компании принимают к сведению полученную информацию и увеличивают сумму выплат. Нормальной считается практика по проведению нескольких экспертиз для оценки ущерба. Если результаты процедур значительно различаются, страховщик выберет вариант с наименьшими затратами и использует его при расчете величины компенсации. Практически всегда размер выплат меньше, чем цены в РСА.

Как работать со справочником РСА

Необходимо зайти на сайт сервиса и создать новый запрос по определению средней цены компонента. Далее необходимо заполнить все поля формы. В РСА стоимость запчастей обновляется каждый день. В один запрос можно поместить не более 3 номеров деталей.

Если информацию по компонентам найти не удастся, значит, номер указан неверно или перечисленных автодеталей нет в базе. В этом случае появится уведомление «По заданным параметрам поиска данные отсутствуют». Если деталь найти удалось, пользователь увидит таблицу с номером, наименованием и среднерыночной стоимостью автозапчасти.

Как определяется стоимость запасных частей

Цена автозапчастей определяется, исходя из результатов проведенной технической экспертизы:

  • Базовая стоимость устанавливается, исходя из экономической ситуации в конкретном регионе. В некоторых случаях используют цену оригинальных деталей.
  • Базовая цена компонента меняется с учетом износа, производителя, сложности выполнения работ. Параметры, повышающие или снижающие стоимость автозапчасти, обязательно указываются в экспертном заключении.
  • При отсутствии необходимого компонента в базе данных РСА для расчетов эксперты используют среднерыночную цену по региону.

Как узнать номер запасной части для РСА

Необходимо открыть сайт с каталогом комплектующих от производителя автомобиля. Чтобы узнать номер запасной части, нужно вбить VIN транспортного средства. В некоторых каталогах есть поиск по марке и модели автомобиля, но нужно учитывать такой нюанс, как разные модификации и комплектации ТС. Найденный в каталоге номер следует внести в справочник РСА.

Учитывается ли износ деталей

Этот показатель учитывают при расчете стоимости комплектующих. Параметры, использующиеся при определении износа автозапчасти:

  • срок эксплуатации конкретной детали;
  • пробег транспортного средства;
  • технические параметры детали (коррозия, повреждения);
  • дата выпуска автомобиля.

Расчет износа деталей производится при оценке запчастей по ОСАГО РСА экспертом. Расчет выполняется по представленным ЦБ РФ формулам. Они отличаются для разных моделей ТС и разных комплектующих.

На какие детали износ не начисляется

На некоторые компоненты износ не начисляют, т. к. по закону их дальнейшая эксплуатация после повреждения запрещена. К таким комплектующим относят:

  • подушки безопасности;
  • ремни безопасности вместе с креплениями;
  • детали сцепления;
  • воздухораспределители, манометры;
  • тормозные фильтры;
  • суппорты;
  • аккумуляторы давления руля и т. д.

Полный перечень компонентов представлен в приказе Минтранса РФ № 20 от 25.01.2011. При расчете цены таких комплектующих износ равен 0.

Как сделать расчет стоимости деталей самостоятельно

Справочник РСА о стоимости запчастей позволяет произвести все вычисления онлайн без использования сложных формул. Для проведения расчета гражданину необходимо указать:

  • физическое или юридическое лицо будет проводить расчет;
  • тип страховки;
  • стаж, возраст водителя;
  • мощность двигателя (л. с.);
  • срок использования автомобиля;
  • срок завершения действия полиса.

Для того чтобы точно в каталоге запчастей РСА по ОСАГО найти стоимость компонента, потребуется указать ДТП, экономический район, марку автомобиля, номер запасной части. Если необходимо узнать стоимость материалов, применяемых для восстановления запчастей, указывается производитель и тип искомой продукции.

Расчет стоимости нормо-часов — еще один важный пункт при определении полной стоимости ремонта. Эта характеристика показывает, сколько нужно заплатить мастеру за замену или восстановление комплектующей. Нормо-часы определяются автопроизводителями с учетом особенностей конструкции конкретной машины. Эту информацию можно найти в базах данных авторизованных СТО, дилерских станций. Часть данных есть в базах РСА.

Пример расчета

В ДТП пострадал легковой автомобиль. Владелец проверил стоимость запчастей по РСА и выяснил, что для восстановления ТС понадобится:

  • Заменить заднюю дверь. Стоимость двери — 7000 руб., а работ — 3760 руб. Общие расходы по этому пункту: 10 760 руб.
  • Покрасить переднюю дверь. Расходы на подготовительные работы составят 1700 руб., а количество нормо-часов — 2,5. Итого: 1700 × 2,5= 4250 руб.
  • Устранить царапины с переднего бампера. Подготовка к окраске составит 420 руб., а количество нормо-часов — 1,2. Итого: 540 руб. Стоимость материалов для ликвидации царапин — 680 руб., а количество нормо-часов — 0,95. Итого: 648 руб.
Читайте также:  Ремонт автомобилей на дому в Москве; стоимость ремонта с адресным выездом

Расходы на ремонт подсчитываются суммированием всех получившихся значений. Итого: 10 760 + 4250 + 540 + 648 = 16 196 руб.

Может ли такой расчет заменить экспертную оценку

Нет, не может. Расчет стоимости запчастей по РСА всегда проводится экспертом. Расчеты, проводимые автовладельцем, нужны для решения спорных моментов, если сумма компенсации была сильно занижена. Водителю следует помнить, что средняя стоимость запчастей РСА не всегда совпадает с рыночной. Если модель ТС давно снята с производства, то реальная цена комплектующих будет намного выше рекомендованной.

С 2014 г. страховщики обязаны рассчитывать сумму выплат по ОСАГО с помощью Единой методики (№ 432-П). Инициатором внедрения общего регламента стал Центробанк. А разработчиком выступил Российский союз автостраховщиков (РСА). До 2014 г. суммы возмещений за одно и то же повреждение ТС могли сильно различаться. А благодаря общей инструкции удалось выровнять размеры компенсаций среди всех игроков страхового рынка. Расчет выплаты по ОСАГО можно сделать на калькуляторе РСА онлайн. Поисковик интегрирован в сайт Союза страховщиков. Доступ к сервису абсолютно свободен как для страховых экспертов, так и для автомобилистов.

Единая методика расчета возмещения ущерба

Закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ начал работать в 2003 г. С того времени эксперты-техники СК использовали различные методики вычисления сумм для возмещения по автостраховке. Поэтому размер компенсаций за равнозначный ущерб на одинаковых автомобилях мог существенно отличаться. Расхождения зависели от политики страховых компаний или квалификации экспертов.

Чтобы навести порядок в ценообразовании, Банк России поручил ассоциации РСА разработать Единую методику расчета выплат по ОСАГО. В 2014 г. общий регламент приняла Госдума. В законодательной базе норма проиндексирована как № 432-П от 19.09.2014 г. Для удобства использования Единой методики был разработан поисковик, более известный, как онлайн-калькулятор запчастей. Его интегрировали в сайт Союза страховщиков.

Теперь расчет стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО на базе РСА обязаны делать все эксперты. Однако не все ТС здесь можно отыскать. Например, мотоциклов вообще нет. Также в поисковой системе вы не найдете информации по элитным авто. Например, Bugatti, Maserati, McLaren и другим. Но для распространенных моделей машин классов A, B, C, D, E, F, M и J — сведения есть.

Данные о ценах на запчасти собраны с 13 макрорегионов РФ (включая Крым). База обновляется 2 раза в год. Кроме информации по з/ч, Единая методика предписывает учитывать износ ТС. А также принимать во внимание среднюю стоимость нормо-часа квалифицированных СТОА по каждой марке авто.

Формула расчета ущерба

Общая сумма возмещения рассчитывается по регламенту, утвержденному Гл. 3 Положения Банка РФ № 432-П. Здесь указано, что необходимо установить наиболее вероятные причины для восстановительного ремонта автомобиля. Для этого в пунктах 3, 4 размещена формула расчета выплат по ОСАГО, разработанная РСА. Квалифицированные специалисты сделали ее очень понятной для страховщиков и автовладельцев:

Свр = Рр + Рм + Рзч, где

  • Свр — стоимость восстановительного ремонта (величина общей выплаты);
  • Рр — расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;
  • Рм — расходы на материалы (шпатлевка, наждачная бумага, грунты, эмали и другое);
  • Рзч — расходы на запасные части, требующие установки взамен помятых, разбитых и прочее.

После расчета полученная сумма округляется до сотен рублей. (Правила Единой методики.)

Вместе с этим, существует еще одна формула, которая предписывает высчитывать износ деталей узлов и агрегатов. Регламент ее применения описан в Гл. 4, № 432-П. Она более сложная. Поэтому пользоваться ею простым автовладельцам сложно. Но сразу скажем, что износ ТС не может превышать 50 % (ранее — 80 %).

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Номенклатура деталей, узлов и агрегатов, для которых установлено нулевое значение износа, утверждена Приложением 7 № 432-П. Сюда вошли более 100 позиций. Среди них: подушки AirBag, ремни безопасности, датчики, прицепное оборудование, рулевые рейки, тяги и другое.

Калькулятор расчета ущерба

Чтобы рассчитать выплаты по ОСАГО на калькуляторе РСА онлайн, необходимо перейти в раздел «Средняя стоимость запчастей ТС». После перехода вам откроется поисковый сервис. Здесь размещены 3 основных раздела: запчасти, работа и материалы. С каждым из них следует работать отдельно.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Средняя стоимость запасных частей

Российский рынок насыщен оригинальными и аналоговыми з/ч. У одной детали может быть несколько десятков номеров по кросс-коду. Чтобы избежать путаницы, для работы с онлайн-калькулятором РСА необходимо использовать только оригинальные номера. Найти код запчасти можно по VIN в электронных каталогах производителя. Затем в форме калькулятора выбираете дату и регион проживания. Вписываете номер запчасти и марку автомобиля. Нажимаете «Отправить запрос». Программа отобразит среднюю стоимость детали. Возможно, ее цена покажется вам относительно низкой, так как веб-сервис ищет з/ч средней ценовой категории.

Например, оригинальное переднее крыло 8K0821105A от Audi A4 (2010) по базе РСА стоит 5980 руб. Хотя его цена на Exist немногим более 19 000 руб. То есть вместо оригинала нам предлагают аналог. Скорее всего, это производитель Blic (Польша). Но иногда для восстановительного ремонта по ОСАГО программа находит совсем дешевые детали. Как правило, это китайский BodyParts или тайваньский TYG. Некоторые автовладельцы не хотят ставить китайские запчасти на относительно свежую машину. Поэтому пишут страховщику претензию.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Из-за расхождения между реальными ценами на запчасти и выплатами ОСАГО, судами разбирается много дел. Как правило, суд назначает независимую экспертизу и встает на сторону автовладельца.

Средняя стоимость нормо-часа работ

В этом поисковике вы сможете узнать сумму работ по окраске того же переднего крыла от Audi A4. Заполняете в форме: регион проживания, дату, марку и вид ТС. Калькулятор отобразит стоимость 1 часа работ по кузовной детали марки Audi: 1000 руб. Но остается неизвестным, сколько времени потребуется мастеру на подготовку и покраску. Здесь эксперты руководствуются прайсами СТОА (партнеров страховой компании). В среднем на крыло требуется 2 часа. Значит, стоимость работы составит 2000 руб.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Средняя стоимость материалов

Расчет полной стоимости ремонта нельзя завершить без материалов, а они достаточно дорогие. Выберите в поисковике дату, производителя эмали, грунта или наждачной бумаги. Введите название. Например, 3М, P80 (наждачная бумага). Или название краски: MOBIHEL, 665 Космос. Сервис отображает стоимость за шт., л или кг. Чтобы высчитать пропорции материалов на 1 деталь, эксперты используют специальные справочники. Ведь на тот же капот, бампер или крыло необходимо разное количество шпатлевки, наждачки, грунта и краски.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Не любой код краски здесь проходит. Сервис не нашел для нашей Audi эмаль по номеру LY7H и названию Akoya Silver Metallic Clearcoat.

  • Калькулятор запчастей РСА неточный. Он не отображает коды и стоимость аналоговых деталей. Поэтому узнать можно только приблизительную цену неизвестной запчасти.
  • Веб-сервис находит точную стоимость нормо-часа для отдельных марок автомобилей. Однако он не показывает, сколько времени потребуется на ремонт одной детали кузова.
  • Очень скудная база по материалам. Информация о стоимости предоставляется за упаковку или шт. Для одной детали этого может быть много, или наоборот — мало. Приходится пользоваться специализированными справочниками пропорций, чтобы более точно посчитать сумму выплаты по ОСАГО.

В 2014 г. на официальном сайте Российского союза автостраховщиков заработал новый сервис — поисковый справочник средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа для восстановления ТС после ДТП. Его появление обусловлено тем, что все выплаты по ОСАГО производятся на фундаменте Единой методики расчета (приложение к № 432-П). Если вы попали в аварию, то можете зайти на сайт РСА и узнать стоимость запчастей, которую страховщик включит в натуральное возмещение. Каждые 6 месяцев веб-ресурс обновляет базу, так как цена «корзины часто бьющихся деталей» меняется (как правило, растет на 7–10 %). Однако следует быть внимательным. Иногда цены разительно отличаются от реальности в меньшую сторону. Например, крыло от Volvo XC-70 за 300–500 руб. вы точно нигде не купите. А веб-сервис его находит.

С 01.12.2014 г. восстановительный ремонт ТС по ОСАГО рассчитывается по единому регламенту, предложенному Российским союзом автостраховщиков (РСА). Инициативу поддержал Центробанк (№ 432-П). Информационную базу собирали со всех 13 макрорегионов (включая Крымский). В качестве поискового сервиса был разработан справочник РСА. Он работает на базе официального сайта Союза автостраховщиков. Здесь указана средняя стоимость:

  • Запасных частей.
  • Нормо-часов работ.
  • Материалов.

С 2014 г. эксперты обязаны руководствоваться Единой методикой при проведении оценки. С тех пор они не могут произвольно установить рыночную стоимость на запчасти. За нарушение регламента Центробанка оценщика могут исключить из реестра экспертов-техников.

На практике расчеты страхового и независимого экспертов часто расходятся. За 6 лет сложилась судебная практика по оспариванию стоимости запчастей из онлайн-справочников РСА.

Единый справочник РСА о стоимости запчастей применяется страховщиками для расчета выплат по ОСАГО. Здесь эксперты находят сведения о расценках на детали, которые потребуются для ремонта конкретных марок и моделей ТС. А также ориентируются на цену нормо-часа и других материалов, используемых для кузовного ремонта.

Чтобы проверить стоимость запчастей или материалов по РСА, необходимо зайти на официальный сайт Союза страховщиков autoins.ru. На главной странице найдите раздел «Средняя стоимость запасных частей, нормо-часа работ и материалов». Далее выберите интересующий поисковый блок:

  • Запасные части.
  • Нормо-часы.
  • Материалы.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Укажите дату на момент запроса. Выберите экономический регион и марку ТС. Затем впишите оригинальный номер искомой детали. (Например, 664003U000 — капот для KIA SPORTAGE 2014 г. в.)

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Пройдите капча-код и нажмите «Отправить запрос». Через 1–2 секунды вы сможете узнать стоимость запчастей по РСА. Цена искомого капота 8800 руб. на дату запроса. Расчет стоимости нормо-часов и материалов происходит в аналогичной последовательности.

Реальная цена оригинального капота с номером 664003U000 на ресурсе Емех 34 500 руб. А вот его аналоги предлагаются намного дешевле, по следующей стоимости:

  • Yih Sheng (KI5301A): 6890 руб.
  • TYG (KA20030A): 8480 руб.
  • NTP (KI154011): 11 620 руб.

То есть, расчет стоимости запчастей по РСА осуществляется из числа аналоговых деталей. О чем сервис нас честно предупреждает. Посмотрите рис. 2, нижняя строка под результатом поиска «*Средняя стоимость данной запасной части сформирована с учетом цены на взаимозаменяемую («неоригинальную») запасную часть». Правда, многим автовладельцам такой вариант оценки запчастей по ОСАГО от РСА не подходит. Собственники хотят ставить оригинал, а не «Китай». В таком случае предстоит заказывать независимую экспертизу и добиваться желаемого результата в суде.

Читайте также:  Ремонт дыр в кузове авто своими руками

Перепроверяйте стоимость запчастей на известных финансовых онлайн-площадках, таких как: Autopiter, Autodoc, Emex, Exist и других.

Найти каталожный код детали можно в оригинальной программе поиска запчастей для вашего ТС. Здесь вам понадобится VIN-код. Ведь многие модели ТС различаются по комплектации, и в процессе производства неоднократно проходят этапы модернизации (рестайлинг). Например, Mitsubishi Outlander 3-го поколения с 2012 г. несколько раз менял внешность передней и задней оптики, а также решетки радиатора и бамперов.

Да, ресурс службы учитывается. Но только для деталей, которые возможно заменить. Например, капот, крыло, бампер, стекло. Положение Центробанка № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС». Здесь в Гл. 4, п. 4.1 указана формула для расчета износа з/ч.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Ветхость деталей прогрессирует с увеличением срока службы и при неоднократном ремонте. При расчете допускается максимальный процент изношенности ТС в 50 %. Минимальный износ, который характерен для всех ТС: 1–10 %.

В Положении Центробанка № 432-П, Гл. 3, п. 3,4 указано, что расчет величины расходов на восстановительный ремонт ТС производится по формуле:

  • Свр — стоимость восстановительного ремонта (полные затраты);
  • Рр — расходы на работы по ремонту ТС;
  • Рм — расходы на материалы;
  • Рзч — расходы на запчасти.

У нас есть капот на капот для KIA SPORTAGE 2014 с оригинальным номером 664003U000. Его средняя стоимость по базе запчастей РСА: 8800 руб. Теперь нам необходимо узнать стоимость материалов и нормо-часов. Заполняем поисковый сервис. В результате:

  • Ср. стоимость нормо-часа для KIA: 850 руб.
  • Ср. цена краски DX-606 BC/BS 00 (цвет Млечный путь): 1408 руб./л.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

Таблица 1. Результат примерного расчета

Примерно столько вам заплатит страховая компания при условии замены капота. Для такого расчета одного каталога запчастей РСА по ОСАГО недостаточно. Экспертам приходится искать расценки кузовных автосервисов в округе, чтобы отправить автомобиль на восстановление. Если в районе вашего проживания квалифицированных СТОА нет, то страховщик перечислит деньги на банковскую карту.

Подобные вычисления не смогут полноценно заменить оценку эксперта. Однако благодаря использованию каталога РСА вы сможете максимально близко рассчитать примерную сумму страховых выплат. И в случае несогласия со специалистом вправе предъявить аргументированную претензию. Если ваши доводы окажутся убедительными, то страховая компания пересчитает размер компенсации. Сутяжничать по заведомо проигрышному делу СК не любят.

Единый справочник РСА для поиска стоимости запчастей помогает страховым компаниям установить размер компенсаций по ОСАГО. Цена деталей средняя по рынку, из числа аналогов. Оригинальные з/ч сервис не ищет. Вместе с этим эксперты-техники руководствуются расценками квалифицированных автосервисов, которые восстанавливают аварийные ТС по договорным условиям со страховщиками.

Водителей, пострадавших в ДТП, ждут изменения. Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт по полису ОСАГО. Изменения коснутся всех водителей, попавших в ДТП после 20 сентября 2021 года.

Расскажем, как это будет работать, что означает для водителей и страховых компаний и кому это будет выгодно.

Что произошло

Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».

Условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России. Он принял новое положение, утвердившее единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Порядок выплат с вступлением в силу новой методики не меняется, максимальный размер выплат — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество.

Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • 500 000 , если ущерб причинен жизни или здоровью;
  • 400 000 , если ущерб причинен имуществу.

А вот что изменилось.

Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ

Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.

Справочники формировались по экономическим регионам. В один экономический регион могло входить сразу несколько субъектов РФ. Например, в Западно-Сибирский экономический регион входили Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Предполагалось, что средняя стоимость запчастей в этих регионах будет одинаковой.

Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.

Изменения в справочники будут вносить чаще

Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.

Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.

В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане

Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.

Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.

Что с утратой товарной стоимости

После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.

В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного от 26.12.2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.

В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.

Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.

В случае ДТП один из самых важных вопросов — каким будет размер денежной компенсации. Расчет выплаты по ОСАГО можно сделать в онлайн-калькуляторе РСА. Сервис предоставляет информацию о среднерыночной стоимости запчастей, материалов и работы СТО. Итоговые затраты на восстановление автомобиля могут быть больше или меньше полученной суммы.

Расчет стоимости ремонта транспортных средств по ОСАГО с 1 декабря 2014 г. осуществляется по единому стандарту. Внедрение единой методики — это необходимая мера. До конца 2014 г. этим занимались специально нанятые эксперты, но итоги расчетов часто были неточными. Это приводило к многочисленным судебным разбирательствам.

19 сентября 2014 г. ЦБ РФ выпустил положение № 432-П, которое содержало единую методику расчетов возмещения ущерба. Пользоваться разработанной Центральным банком системой обязаны все страховые компании и их представители. Кроме формул, которые нужно использовать для вычисления размера компенсации, положение содержит несколько приложений с величиной коэффициентов.

Размер страховой выплаты определяется с учетом износа деталей и узлов изделия. Чем выше износ, тем меньше страховая компания заплатит пострадавшему. Для расчета выплаты по ОСАГО через РСА используется простая формула:

  • С — стоимость восстановительных работ;
  • РТ — расходы на работу специалистов, занимающихся ремонтом автомобиля;
  • РМ — стоимость материалов;
  • РА — цена запасных деталей и узлов, которые будут установлены вместо поврежденных.

Но, кроме этого, производятся вычисления амортизации узлов и деталей автомобиля. Износ компонентов рассчитывается по формуле:

  • ∆Т — возрастной коэффициент транспортного средства;
  • ТКИ — возраст детали;
  • ∆L — коэффициент пробега автомобиля;
  • LКИ — пробег ТС с подлежащей замене деталью.

Чтобы узнать цену комплектующих, необходимо ввести дату ДТП, выбрать район, где это произошло, указать марку транспортного средства и номера деталей. Стоимость запчастей указывается для каждого региона и регулярно обновляется. Если случайно выбрать не тот регион, данные получатся завышенными или заниженными.

Расчет стоимости ремонта авто по осаго рса

У автовладельцев часто возникают проблемы с поиском номера вышедших из строя узлов или компонентов. Узнать эту информацию можно в каталоге производителя по VIN-коду.

Важно понимать, что у иномарок стоимость запчастей будет в 70 % случаев выше, чем получившаяся в результате расчетов. Это связано с инфляцией и колебаниями курса. Аналогичная ситуация наблюдается, если в ДТП пострадал отечественный автомобиль, выпуск которого давно прекращен. Подходящих запчастей на рынке будет мало, что увеличит затраты на ремонт.

Нормо-часы — это количество времени, которое потратят специалисты на восстановление транспортного средства. Информация в этот раздел поступает от СТО, дилерских центров и производителей автомобилей. В основном РСА запрашивает данные по нормо-часам на самые популярные модели ТС по стране и в определенных регионах.

В этом разделе отображаются затраты на краску, шпатлевку и другие расходники, которые потребуются для восстановления транспортного средства. Цены формируются на базе данных из крупных авторизованных центров по продаже расходников и материалов для автомобилей, информации от производителей. В небольших городах данные собирают с СТО.

Зачем самостоятельно рассчитывать ущерб

Страховая компания после ДТП производит оценку повреждений и устанавливает стоимость работ. На основании этой информации она рассчитывает общую величину компенсации. Автовладелец, рассчитав самостоятельно цену запчастей, материалов, расход нормо-часов, сможет определить, насколько верно страховая оценила ущерб.

Если величина выплат намного меньше, чем полученная в результате расчетов на РСА, необходимо обратиться к автостраховщику. Если компания откажется выплачивать остаток суммы, вместе с данными запроса в РСА нужно идти в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *