Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
Поговорим о замене задних арок автомобиля. Задние арки у некоторых моделей автомобилей являются слабым местом, легко подвергающимся коррозии. Бывают варианты, когда можно «вылечить» ржавчину не меняя арки, но, обычно, хозяева автомобилей тянут до последнего, когда нужны уже кардинальные меры. Необходимость замены задних арок возникает, как правило, вследствие их сквозной коррозии. В таких случаях остаётся только срезать весь ржавый металл и вварить на место него новый, не ржавый сегмент. Как же это сделать, и какие тонкости при этом нужно учесть. Давайте рассмотрим всё подробно.
Сначала нам нужно определить границы области, подвергшейся коррозии. Для этого нужно счистить старое лакокрасочное покрытие в месте, где видна ржавчина. Вскрытие, как говорится, покажет, что там под краской. Зачищать нужно, с запасом отступая от зоны с коррозией к зоне с нормальным металлом. Обычно вскрытие показывает, что ржавчины гораздо больше, чем казалось на первый взгляд.
Далее нам нужно отрезать весь металл, подвергшийся коррозии. Используем «болгарку», срезаем всё до чистого металла. После того, как срезали ржавый сегмент, нужно насколько это возможно проверить обратную сторону оставшегося целого металла. Зачем нам это нужно? Бывает так, что лицевая часть детали не содержит коррозии, а с обратной стороны всё гораздо печальнее. Обычно приходится просто немного увеличить срезаемую область, чтобы ремонтный сегмент приваривать к хорошему с обеих сторон металлу.
Вырезанный сегмент заднего крыла
Арка, самостоятельно сделанная из листового металла
Дальше нам нужно где-то взять ремонтную вставку для приварки и восстановления арки. Здесь можно выбрать такие варианты:
- Взять нужный сегмент с заднего крыла донора.
- Взять нужную часть от новой ремонтной панели для заднего крыла (если есть такая в продаже для ремонтируемой модели авто).
- Вырезать нужный сегмент из листового металла (обычно из ненужной панели кузова). Всё зависит от того, какой формы Вам нужен сегмент. Если была срезана большая часть арки со сложными формами, кантами, то конечно лучше взять и вырезать подобную часть с крыла донора. Опять же зависит от стоимости заднего крыла конкретного авто. Несмотря на сложность форм, также можно выгнуть нужный сегмент из, например, ненужного капота. Если сложная форма не получается, то можно составить сегмент из нескольких более простых, сварив их между собой.
- Есть ещё один вариант – взять нужный сегмент из нового или б/у‑шного переднего крыла. В большинстве моделей автомобилей передние и задние крылья похожи по форме. Переднее крыло обычно дешевле и найти его проще, чем заднее. Таким образом, берём нужный «кусок» с переднего крыла и приспосабливаем к заднему.
Переднее крыло имеет похожие формы с аркой заднего крыла
Как вырезать заплатку нужной формы из листового металла?
Можно применить такой метод. Взять картон, прислонить к вырезанной области и на нём отпечатаются границы срезанной области. Теперь по этим границам Вы можете вырезать из картона штамп, а по этому штампу вырезать нужную заплатку из металла. Лучше немного увеличить границы на вырезаемом металле, так как приваривать нужно будет внахлёст.
Приваривание ремонтной вставки
Следующим этапом привариваем ремонтную вставку. Приваривая, нужно не перегревать металл. Лучше приваривать точками, начиная с одного конца заплаты, потом привариваете точкой с другой стороны и через интервал, далее уменьшаете интервал. Смысл в том, чтобы металл сильно не повело.
После приварки нужно зачистить шов от окислов и отшлифовать сварочный шов.
Далее нужно защитить шов от коррозии. Один из вариантов – это эпоксидный антикоррозионный грунт. После полного высыхания грунта нужно его зашлифовать, не протирая до металла, далее можно наносить шпаклёвку.
Обратную сторону сварочного шва также важно защитить. Для этого можно использовать антикоррозионные грунты в аэрозольных баллончиках. Самое главное подобраться к обратной стороне. Если доступа нет, то можно использовать баллончик с с длинной трубочкой и форсункой на ней. Один из таких вариантов «мовиль». Очень удобная конструкция. Можно подлезть в скрытую полость, просунув трубочку в маленькое отверстие. «Мовиль» не самый лучший вариант защиты от коррозии, но трубочку с форсункой можно приспособить к любому другому средству защиты в аэрозольном баллончике.
Дальше можно переходить к финишному выведению шпаклёвки, грунтованию акриловым грунтом, подготовке к покраске и собственно к окрашиванию.
В процессе эксплуатации автомобиля приходится сталкиваться с результатами негативного влияния агрессивных факторов среды или механических воздействий на лакокрасочное покрытие кузова. Так, щебенка и мелкие камешки, выскакивающие из-под колес, могут оставить на корпусе сколы и царапины, а песок и химические реагенты, которыми изобилуют дороги в зимнее время, разъедают лакокрасочное покрытие. В равной степени это касается и крыла авто. Многие автовладельцы затягивают с ремонтом таких повреждений, и в итоге маленькие царапины превращаются в большие с отслаивающейся краской, а небольшие сколы – в пятна ржавчины. Реставрация и локальная покраска, проведенные вовремя и в полном соответствии с технологией, помогут избежать более серьезного повреждения лакокрасочного покрытия и металла крыла, а значит, и избавят вас от существенных затрат на капитальный ремонт этого элемента кузова автомобиля.
В отличие от других видов кузовных ремонтных работ, локальная покраска отдельных деталей авто вполне может проводиться своими силами в собственном гараже. Этот процесс потребует от вас минимальных навыков и базового набора инструментов, который наверняка найдется у каждого автовладельца.
Как провести локальный ремонт крыла автомобиля методом «ретуширования»?
Если требуется покрасить только часть крыла и повреждение не слишком серьезное, то в большинстве случаев прибегают к методу «ретуширования», или точечной покраске. Покраска-ретушь не требует специальной подготовки поверхности и узкопрофильных инструментов. Вам понадобятся лишь безворсовая ветошь, обезжириватель и краска в специальном флакончике с крышкой-кисточкой. Чтобы точно подобрать цвет такой однокомпонентной краски, ориентируйтесь на номер цвета заводского покрытия вашего автомобиля.
Итак, локальная покраска авто по технологии «ретуширования» проводится следующим образом:
- дефектный участок обезжиривается и вытирается насухо безворсовой тряпкой;
- при помощи вмонтированной в крышку флакончика кисточки на нужную часть крыла наносится краска. Всего потребуется 2-3 слоя. Каждый слой необходимо просушивать.
Но стоит понимать, что такой простой способ является наименее эффективным. Как правило, его используют затем, чтобы дефект не разрастался до того, как будет проведен полноценный ремонт. Ведь если наносить краску из флакона на необработанную соответствующим образом поверхность – надолго такого «ремонта» не хватит. С точки зрения эстетики все тоже не так гладко. Следы от подобного подкраска незаметны, только если взглянуть на деталь вскользь. Если же хоть немного присмотреться – место ремонта сразу станет видно, ведь следы от кисточки никуда не деть.
Как устранить более серьезные дефекты с отдельных участков крыла автомобиля?
Как покрасить часть крыла, если на поверхности этой детали кузова автомобиля имеются более серьезные и глубокие повреждения? В этом случае одним лишь ретушированием дефектов не обойтись. Вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- абразивная шкурка разной зернистости (с индексом от 80 до 2 500) ;
- орбитальная шлифовальная машинка;
- краскопульт и компрессор;
- шпатели;
- безворсовая ткань;
- обезжириватель;
- технический растворитель;
- переходной растворитель;
- рубанок или доска для зачистки;
- шпатлевка;
- грунт;
- краска;
- лак;
- полироль.
Зачистка поверхности крыла
Если повреждение крыла очень серьезное, то зачистке предшествует рихтовка. Это сложный процесс, требующий наличия специальных инструментов, знаний и навыков. Следовательно, дефектное крыло лучше отдать специалисту, который займется правкой. Кроме этого, часто приходится покупать новую деталь, так как выровнять старую либо просто невозможно, либо результат не будет стоить затраченных усилий.
Шлифуем крыло шлифовальной машинкой.
Самостоятельно рихтовкой заниматься не стоит, чтобы не растянуть металл и не образовались «хлопуны». Далее дефектный участок ошкуривают вручную или при помощи машинки с кругом зернистостью Р400 – Р500. Допускается зачистка до металла – в этом случае рекомендуется использование наждака с индексом Р80-120, а образовавшиеся царапины сглаживаются бумагой с абразивом Р220-360. К поверхностям, где будет осуществляться переход от новых ЛКМ к старым, следует быть особенно внимательными: их матируют шкуркой Р1000 – Р1200 или серым скотч-брайтом (например, 740-ым от фирмы «3М»).
Этап второй
Количество слоев шпатлевки зависит от степени неровности участка крыла, подлежащего покраске. Общая толщина всех слоев должна быть в пределах 1.5 – 2 мм, иначе в процессе эксплуатации покрытие может лопнуть уже под лаком (что особенно актуально для черных авто в жару и мороз). Для устранения локальных повреждений используют несколько видов шпатлевки:
- основную двухкомпонентную («soft»);
- финишную с двухкомпонентным составом – более мелкую и мягкую («finish»);
- доводочную однокомпонентную («nitro»).
Шпатлюют следующим образом: выравнивающую смесь наносят поперек повреждения, чтобы максимально заполнить углубление, а затем проводят шпателем вдоль царапины или трещины, делая поверхность ровной. Перед каждым «заходом» требуется сдувать пыль и обезжиривать поверхность. Каждый слой необходимо просушивать. При высыхании шпатлевка может давать усадку, поэтому оценить результат работы можно будет только по истечении 20-30 минут.
После полного затвердевания всех слоев шпатлевки участок шлифуют шкуркой Р240, надетой на плоский деревянный или резиновый брусок. Но лучше использовать наждачку Р80-100, которой оборачивается специальный рубанок для зачистки. Только так можно добиться ровной поверхности подшпаклеванного участка. Подобным образом зачищается каждый слой шпатлевки. Придется намазывать деталь 2-3 раза (как правило, 3 раза), каждый раз обезжиривая поверхность перед нанесением состава. После этого требуется сгладить царапины наждачкой с индексом 400-600. Чтобы не поцарапать неповрежденные участки кузова, рекомендуется оклеить площадь, не подлежащую шлифовке, бумажным малярным скотчем, наклеив в несколько слоев, чтобы не порвать его крупнозернистой шкуркой. В итоге зашпатлеванная поверхность должна находиться в одной плоскости с лакокрасочным покрытием крыла автомобиля. Данный момент можно проверить, просто поведя ладонью по детали.
Этап третий
Грунтуем крыло автомобиля.
Перед грунтованием поверхность крыла обезжиривают, а также протирают антистатической салфеткой, чтобы убрать ворсу и пыль. Грунтуют в 2-3 слоя и обрабатывают не только участки, на которые нанесен наполнитель, но и те места, где осуществлялась зачистка до металла. Для последних используют особый двухкомпонентный акриловый грунт.
Для достижения оптимальных результатов рекомендуется грунтовать краскопультом с соплом №0.8. За неимением такового можно проводить локальную грунтовку составом из баллончика.
Советуем подбирать цвет грунта в соответствии с цветом пигмента, то есть если краска светлая, то и грунт-подложка также должен быть светлым. Как правило, он продается белого, черного, серого или красного оттенков.
После полного застывания грунтовки поверхность шлифуют абразивом Р400 – Р500, а завершают шлифовку наждачной бумагой Р800-1000.
Собственно локальная покраска
Локальная покраска крыла.
Локальная покраска дефектных участков на крыле автомобиля ведется в 2-3 слоя с обязательной сушкой каждого в течение 3-7 минут (процесс сушки может занять и до 20 минут, что зависит от температуры в гараже). Каждый новый слой должен быть немного больше в диаметре, чем предыдущий. Это необходимо для того, чтобы граница между старым и новым ЛКП была максимально незаметной. Кроме этого, каждый слой после сушки протирается антистатической салфеткой, чтобы попавший на поверхность мусор не оказался в толще краски, так как сполировать его потом будет невозможно.
Полное высыхание краски длится 15-20 минут. В это время следует подготовиться к лакировке: помыть пистолет, приготовить лак, перемешав его с отвердителем и растворителем, или хорошо взболтать баллончик, если вы используете лак в виде аэрозоли.
Лакировка крыла
При нанесении лака рекомендуется также расширять границы каждого следующего слоя. Рабочее давление в воздушной головке краскопульта должно быть в пределах 1 – 1.5 атмосферы.
Для формирования базовых слоев лак разводят растворителем типа «быстрый» или «нормальный». Для лакировки переходных участков используют «размывочный» состав. Для нанесения финишного слоя лака к составу, оставшемуся в пистолете, добавляют еще столько же размывочного растворителя (т.е. разбавляют в соотношении 1 к 1). Этой смесью обрабатывают только зону перехода нового лака на старый.
https://youtube.com/watch?v=JwNVELNFWDo
Но это рискованный подход, ведь примешивая в лак растворитель можно сделать состав настолько жидким, что он попросту потечет (в 80% случаев так и происходит). Именно поэтому лучше закончить лакирование, после чего сполоснуть пульверизатор и по контуру перехода напылить переходной растворитель.
Сушка нового лакокрасочного покрытия занимает в среднем 2-3 дня. После этого в зависимости от результата крыло шлифуют и полируют или сразу обрабатывают полиролью.
Автомобиль Toyota Carina 2001 года выпуска слетел с дороги и попал задней левой частью в столб. При первом осмотре видно, что повреждено левое заднее крыло, крышка багажника деформирована, смещена и зажата крылом, немного деформирован и поцарапан бампер, разбилось заднее стекло. У данного автомобиля, кроме заднего крыла, были и другие второстепенные повреждения, но в этом описании процесса ремонта я кратко опишу лишь процесс восстановления крыла.
Более подробно структуру повреждения можно понять после открытия крышки багажника и снятия бампера, заднего левого колеса и обшивки багажного отсека.
Чтобы открыть крышку багажника, привариваем металлическую пластину к самой глубокой части, сверху заднего крыла. На пластину можно установить специальный захват, за который зацепляется крюк вытягивающего механизма (лебёдка, таль или гидравлическая стяжка). Тянуть в данном случае нужно прямо в противоположную удару сторону (не вверх и не вниз), поэтому вытягивающее воздействие должно осуществляться на высоте захвата. Так как вытягивающее устройство зацеплено за петлю в полу мастерской, то нужно изменить высоту вытягивающего усилия. Для этого используем простую доску нужной высоты, которую подкладываем под цепь вытягивающего механизма. Чтобы автомобиль не смещался во время вытягивания, его нужно закрепить на месте. Для этого используется стапель, либо должен быть установлен упор. В данном случае использовалась доска в качестве упора. Одна часть была упёрта в стену гаража, а другая в кузов внутри арки колеса. Для упора нужно выбирать жёсткое место на кузове, которое не деформируется во время вытягивания. Для того чтобы распределить нагрузку на большую площадь, можно дополнительно под упор подложить часть доски плашмя.
После открытия крышки багажника и снятия обшивки багажного отсека, мы получаем доступ к обратной стороне повреждения.
При данном повреждении была нарушена «геометрия» заднего крыла, изменены края крыла и рёбра жёсткости, сильно растянут металл. При такой деформации нужно менять эту панель кузова. Хозяин автомобиля, узнав, что такое повреждение можно отремонтировать, решил восстанавливать крыло. Была куплена только крышка багажника и заднее стекло.
Первым делом нужно восстановить «геометрию» крыла, чтобы крыло приняло свою форму, после чего уже рихтовать вмятины и осаживать растянутый металл. Дополнительно к вытягиванию захватом, воздействуем гидравлической растяжкой на верхнюю часть крыла со стороны проёма. Под основание растяжки нужно обязательно подложить доску, чтобы распределить усилие на большую площадь и не замять кузов.
Далее, через деревянный брусок, надавливаем растяжкой на обратную сторону деформации, которая находится на стыке видимой части крыла и та, которая закрывается бампером.
Потом воздействуем растяжкой в место на крыле, где вогнуто ребро жёсткости. Используем резиновую насадку, чтобы дополнительно не растянуть металл.
После снятия бампера можно увидеть, что деформирована нижняя часть крыла, которая стыкуется с аркой, а также сместилась самая нижняя часть крыла (нижний стык крыла и багажного отсека). Вытягиваем нижнюю часть, зацепив за отбортовку захват.
К части, которая стыкуется с аркой, привариваем металлическую пластину и также цепляем захват, одновременно нужно воздействовать со стороны арки.
На данном этапе становится очевидным, что крыло необходимо растянуть в длину. Для этого привариваем к верхней части петлю и постепенно создаём вытягивающее усилие, параллельно рихтуя деформации.
Далее нужно отчистить заднее крыло от краски до металла, чтобы перейти к ремонту при помощи споттера.
Металл сильно растянут, и требует нагрева и усадки (см. статьи об усадке металла “как убрать хлопун” и “рихтовка своими руками” ). Для этого используется специальный угольный стержень для обширного воздействия на металл, а также точечное воздействие со специальной насадкой. Если нет споттера, то вполне можно обойтись сварочным полуавтоматом, нагревая растянутый металл точками и простукивая.
Нужно поставить прилегающие панели кузова, чтобы проверить правильность всех зазоров кузова. В данном примере это крышка багажника и бампер.
На этапе чистовой рихтовки нужно использовать гладилку с поддержкой (см. статью “рихтовка при помощи молотка, гладилки и поддержки”). Гладилка может быть сделана из напильника, что дополнительно будет способствовать усадке металла. Можно проверять плоскость крыла линейкой, прикладывая её ребром. Также можно применять профильную линейку или вырезать шаблоны из картона по целому крылу с другой стороны автомобиля.
Перед шпаклеванием нужно тщательно зачистить металл. Для лучшей адгезии шпаклёвки можно отшлифовать металл крупным абразивом шлифмашинкой или вручную. Для лучшей защиты от коррозии можно сначала покрыть металл эпоксидным грунтом. Обратную сторону панели нужно также защитить от коррозии.
Рассмотрим процедуру замены заднего крыла кузова.
Заднее крыло и задняя стойка кузова составляют единую панель. Они крепятся по периметру точечной контактной сваркой, а также крыло может иметь клеевое соединение арки с задним брызговиком.
Замена заднего крыла может потребовать снятия:
- заднего стекла
- бокового стекла (при его наличии)
- трубы заливной горловины
- проводов с обратной стороны (от радиоантенны)
- крышки багажника
- стопсигнала
- заднего бампера
Для демонтажа заднего крыла требуется высверливание точек контактной сварки в местах его крепления на фланцах, а также срезание панели в дверном проёме и на задней стойки кузова.
Замена заднего крыла требует применения контактной сварки и/или сварки полуавтоматом (/).
При сварке срезанных частей могут применяться следующие типы сварочных соединения:
- стыковый шов
- стыковый шов с подкладкой
- шов внахлёст
Соединение встык более предпочтительно, так как его проще защитить с обратной стороны от коррозии, и оно более эстетичное и требует меньше шпаклёвки для маскировки места соединения, чем «внахлёст».
Желательно следовать рекомендациям производителя для определения места среза и сваривания.
Перед демонтажем и сваркой заднего крыла нужно закрыть обивку салона негорючим материалом и стёкла от искр специальной плотной бумагой.
Чтобы демонтировать заднее крыло:
- Удостоверьтесь, что все соседние панели кузова установлены правильно, с ровными зазорами. При примерке нового крыла смежные панели помогут выставить его по месту.
- Определите расположение точек контактной сварки и, при необходимости, счистите какое-либо покрытие поверх точек.
- Определите место расположения среза.
- При срезе на задней стойке, делайте его чуть дальше. Новая панель должна в месте среза перекрывать оставшуюся часть на кузове на 25 мм. Это нужно при разметке и более точного среза. Процедуру разметки и среза мы рассмотрим ниже. Если верхнее соединение заднего крыла находится на фланце крыши, то нужно высверлить точечную сварку, не повредив соседние панели. Для этого прилегающие края соседних панелей можно заклеить малярной лентой.
- Высверлите все точки контактной сварки вдоль фланцев. При высверливании, в зависимости от используемого инструмента, бывает удобным предварительно керном сделать углубление в центре точки сварки, чтобы сверло не смещалось. Нужно быть осторожным, чтобы не просверлить сквозь нижнюю панель.
- В случае присутствия клеевых соединений (вдоль арки) может потребоваться нагрев феном. Можно также использовать инфракрасную лампу для этих целей.
- Демонтируйте заднее крыло.
Разметка и стыковка нового крыла
Чтобы соединение нового заднего крыла и остатков старой на кузове было ровным применяется два метода разметки.
Наиболее типичные места для среза при замене заднего крыла
Метод с разметкой и срезом стыкуемых панелей по отдельности:
- Сделайте измерения и срежьте по размеру часть заднего крыла на кузове и на новом крыле. Нужно, чтобы остаток металла на задней стойке кузова был немного длиннее и перекрывал край нового заднего крыла.
- Примерьте новое крыло к месту и закрепите его специальными зажимами. Если всё отмерено и срезано правильно, то остаток панели на кузове будет перекрывать линию стыковки с новым крылом.
- Начертите линию на остатках старой панели по краю нового крыла.
- Снимите крыло и сделайте срез.
- Таким образом, две части должны совпадать. При необходимости можно немного подогнать одну из стыкуемых частей при помощи шлифования «болгаркой».
Метод одновременного среза двух стыкуемых панелей на кузове:
- Сделайте измерения и срежьте старую панель и новую, так же как и при первом методе, остаток панели на кузове должен перекрывать край новой панели.
- Примерьте новое крыло и прикрепите его при помощи специальных зажимов.
- Сделайте срез по центру области, где одна панель перекрывает другую. Таким образом, будет одновременно срезаны обе панели, остаток старой и новая. В результате получится очень точный стык двух частей с размером зазора равному толщине диска, которым был произведён срез. Резать лучше тонким диском, чтобы зазор был минимальным.
Конструкция кузова, при которой крыша и боковая стойка с крылом составляют один элемент
При конструкции заднего крыла, совмещённого с крышей, на заводе используется соединение при помощи латуни или кремнистой бронзы. Лучше зачистить заднюю стойку кузова, чтобы определить место расположения этого шва. Можно конечно отсоединить заднее крыло по этому шву и для этого существует определённая процедура, но так никто, обычно, не делает, так как это требует дополнительных усилий. Лучше делать срез ниже заводского шва.
Для установки заднего крыла
При примерке заднего крыла проверьте все зазоры с соседними панелями
- Подготовьте фланцы на кузове к установке новой панели. Там где необходимо, нужно выпрямить их, убрать остатки от точечной сварки и обрывки старой панели.
- Очистите стыкуемые поверхности.
- На «голый» металл фланцев нужно нанести сварочный грунт. Для лучшего качества сварки лучше счистить грунт с мест, где будет осуществляться сваривание. Эти места нужно будет защитить от коррозии после сварки.
- Примерьте новое крыло к кузову и прикрепите при помощи специальных зажимов. Можно использовать саморезы, но оставшиеся отверстия от них нужно будет заварить. Зазоры с соседними панелями должны быть нормального размера и ровными по всей длине. Во время предварительной примерки заднего крыла учитывайте зазор с крышкой багажника и расположение крыла по высоте относительно крышки багажника. При проверке зазоров машина должна быть в транспортном состоянии (стоять на колёсах), без перекосов кузова.
- Приварите заднее крыло по местам отсверленных точек контактной сварки.
- Зачистите сварные соединения и обработайте антикоррозионной защитой.
Частичная замена
Часто задняя панель меняется частично. Это позволяет избежать дополнительных разборок, к примеру, демонтажа заднего стекла. При этом нужно помнить, что слишком длинный стыковочный шов не желателен. Лучше выбирать более узкое место для среза. Нужно учитывать, чтобы сварочный шов был незаметен с обратной стороны заднего крыла.
Сваривание в местах среза
Нужно выставить правильные настройки сварочного аппарата, чтобы получалось достаточное проникновение шва и, при этом, металл панелей не прожигался насквозь. Для тонкого листового металла лучше применять сварочную проволоку меньшего диаметра.
Зазор между стыкуемыми панелями должен быть ровным и минимальным
Как упоминалось ранее, между свариваемыми частями необходим небольшой зазор. Он нужен для хорошего проникновения расплавленного металла при сварке и уменьшения коробления, которое, также, ослабляет прочность шва. Так как металл расширяется при нагреве, то должно быть место для его движения. Достаточно зазора 1–2 мм (обычно он равен толщине свариваемого металла). Слишком большой зазор усложнит сварку.
При приваривании задней панели, формируйте герметичный шов, разбивая его на несколько сегментов. Варите стежками или точками. Начните с середины, чтобы обе части встали в одну плоскость, потом приварите поочерёдно оба края, после чего приваривайте через интервал оставшиеся места стыка двух свариваемых частей. Главное правило – давать остывать металлу. Это поможет избежать перегрева и деформации листового металла. В итоге должен получиться герметичный шов, без пропусков.
После сварки, шов зачищается так, чтобы поверхность получилась ровной. Нужно быть осторожным, чтобы не снять слишком много металла при шлифовании шва, так как это ослабит прочность соединения.
Читайте также по теме:
Небольшие жучки ржавчины на кузове старого автомобиля постепенно разрастаются в сквозную коррозию. По-хорошему нужно вырезать гнилое место и вварить заплатку, но услуги кузовщика не дешевые, а варить так качественно своими руками очень сложно. Однако есть способ позволяющий сделать косметический ремонт кузова надежно и красиво без сварки.
Материалы
- преобразователь ржавчины;
- обезжириватель;
- стекловолокно;
- полиэфирная смола;
- шпаклевка;
- малярный скотч;
- антикоррозийный эпоксидный грунт;
- обычная грунтовка;
- кузовной герметик;
- аэрозольный разбавитель для переходов лака;
- наждачная бумага Р80-Р1200.
Процесс ремонта сквозной коррозии своими руками
Поврежденное ржавчиной место на кузове нужно зачистить щеткой, содрав ее и подорванную краску.
Зачищенный участок продувается от пыли. Затем на него наносится преобразователь ржавчины.
Если это лицевая сторона, то перед преобразователем нужно пройтись шкуркой, чтобы убрать царапины от щетки на прилегающих чистых участках с краской.
Через 3 часа, или раньше, если используется более быстродействующий преобразователь ржавчины, поверхность обезжиривается.
На нее наносится размешанная с отвердителем полиэфирная смола, и сверху приклеиваются кусочки стекловолокна.
Их нужно промазывать смолой, чтобы волокно полностью пропиталось. Если приходится работать с краю, к примеру, капота, то с обратной стороны клеится малярная лента, так чтобы она выступала. Тогда смола не затечет и не застынет каплями снизу.
Нужно наклеить 4-6 слоев стекловолокна, а если большая ступенька на переходе не образовалась, то и больше. На сквозных отверстиях с доступом к обратной стороне его нужно клеить и изнутри. Так что гнилой капот, багажник или крыло лучше изначально снять. На вторую сторону можно начать поклейку уже через полчаса.
Примерно за 1 час смола затвердеет, и выступающие за пределы детали лоскуты стекловолокна можно срезать болгаркой. Выровнять сформированную линию можно наждачкой зернистостью Р80.
Поверхность созданного стеклопластика следует отшлифовать наждачкой Р180, чтобы убрать выступающие ворсинки. Затем наращенный участок протирается от пыли, и обезжиривается.
Далее нужно замешать шпаклевку и закрыть стеклопластик, чтобы сгладить шероховатости и переходы. Она наносится многократно тонкими слоями, что минимизирует усадку в будущем, и предотвратит впадины под краской на отремонтированном месте. Оптимально применять шпаклевку с алюминиевой пудрой, так как ее линейное расширение примерно равное стали.
Вероятность что она растрескается намного ниже.
Через 20 минут после каждого слоя шпаклевку можно шлифовать. Поначалу достаточно шкурки зернистостью Р150. Убрав грубые погрешности, последний слой шлифуется с постепенным понижением зерна наждачки до Р500.
На отшлифованную до идеала и обезжиренную шпаклевку наносится антикоррозийный эпоксидный грунт. Его можно использовать в баллончике. Достаточно 3 слоя грунта. Наносить его нужно только на реставрированное место, остальную поверхность можно прикрывать картонкой.
Поверхность изнутри стеклопластика можно не шпаклевать. Достаточно немного ее отшлифовать, чтобы убрать выступающие волокна и оставить риску на краске. Сверху наносится обычная дешевая грунтовка, и размазывается кузовной герметик.
Если ремонтируется капот, то его лучше красить и изнутри. Нужно подождать пока застынет герметик, и через пару часов нанести краску в несколько слоев прямо на него без использования грунта.
С лицевой стороны эпоксидный грунт нужно заматировать наждачкой Р500. Важно сделать гладкий переход на старую краску. Тогда новая ляжет равномерно по всем поверхностям, и ничего выделяться не будет.
Далее берется мягкая наждачная губка Р1200 и затирается старая краска на расстояние не меньше 20 см от линии восстановленного места. Затем все обезжиривается.
Теперь наносим краску строго на восстановленные поверхности с эпоксидным грунтом, делая небольшой захват старого ЛКП шириной в 5 см. Достаточно трех слоев с сушкой по инструкции.
После высыхания краски наносится лак в 2 слоя. Его уже можно накладывать с заходом на матовый старый слой ЛКП, но не дальше него.
В завершение на матовую линию и края свежего лака наносится разбавитель для переходов. Он растворит лак и сделает, чтобы он равномерно растекся. Это исключит необходимость полировки. Таким образом, если краска для подкраски выбрана в тон, то все будет просто идеально и без полировки.
В итоге без сварки и краскопульта, используя только стекловолокно, хорошую шпаклевку и краску с лаком из баллончика, можно очень качественно и красиво сделать косметический ремонт кузова. Восстановленные таким образом участки сквозной коррозии могут служить не один сезон, так что так можно смело готовить машину для себя и ездить потом многие годы.
Смотрите видео
В зависимости от характера повреждений ремонт и покраска крыла автомобиля могут проводиться по-разному. Данный фактор определяет и то, сколько стоит подобная работа. В среднем, чтобы покрасить крыло в автомастерской, необходимо иметь в распоряжении не менее сотни долларов. Предлагаем вам план-максимум, включающий такие этапы, как рихтовка, зачистка, шпатлевка, грунтовка, покраска и лакировка.
Подготавливаем гараж
Подготовка гаража: результат.
Даже при наличии самых качественных материалов и современных инструментов покраска крыла не будет по-настоящему качественной, если авто будет находиться в грязном гараже. Очистите пол, стены и потолок от пыли пылесосом и проведите влажную уборку.
Второе требование – хорошая вентиляция гаража. Однако сквозняков быть не должно: они крайне негативно влияют на свежее лакокрасочное покрытие. В идеале работы нужно проводить в помещении, оборудованном вытяжкой. А еще желательно, чтобы последняя находилась внизу – так она будет поднимать в воздух меньше пыли.
Третье требование – соответствующее освещение. Для этого рекомендуется использовать переносные прожекторы, которые могут служить еще и сушками. Еще лучше проявили себя в этом отношении лампы дневного света, но если ничего подобного нет – на худой конец можно обойтись и обычной лампочкой на переноске.
Все лишнее из гаража лучше вынести, чтобы освободить рабочее пространство и не испачкать посторонние предметы в процессе покраски.
Инструментарий
- инструмент для рихтовки (монтировки, молотки, большие отвертки, рессоры и т. п.);
- технический растворитель;
- переходной растворитель;
- наждачная бумага (индекс от Р80 до Р 2500);
- шпатлевка;
- рубанок для зачистки;
- антистатические салфетки;
- краска;
- лак;
- лейки;
- скотч;
- пленка и газеты;
- безворсовая ткань;
- антисиликон.
Первичная подготовка крыла
В каком объеме будет проводиться покраска крыла автомобиля, определяется в ходе визуального осмотра чисто вымытого и вытертого насухо кузова авто. Элементы, которые не будут перекрашиваться, закрываются газетами и малярной лентой. Сразу необходимо снять подкрылок и брызговик, так как с них будет лететь пыль и грязь во время малярных работ, да и вода, затекающая в зазоры между ними и крылом, становится проблемой и долго высыхает.
Рихтовка
Если предстоит покраска серьезно поврежденной части крыла, без предварительной рихтовки не обойтись. В большинстве случаев ее проводят без демонтажа крыла. Исключение составляют лишь очень сильные повреждения в виде заломов, которые необходимо вытягивать.Тем не менее, целесообразно демонтировать крыло (если оно переднее и фиксируется болтами) после того, как выгнаны все зазоры. Ведь это проще, а также сэкономит время и средства, так как не потребуется несколько раз оклеивать авто, чтоб на него не попала липкая пыль с грунта, краски или лака.
Для грубого выравнивания вмятин и заломов вам понадобится любой инструмент по размеру повреждения: отвертка, молоток, рессора и т.д. Под вмятину или залом следует подложить деревянный или резиновый брусок.
Главное – не допустить растягивания металла и образования «хлопунов» во время рихтовки серьезных повреждений (особенно часто они возникают на авто с большими плоскостями и тонким металлом, как на Chevrolet Aveo). Для этого требуется периодически простукивать края вмятины молотком, чтобы снять напряжение. Если же «хлопун» образовался, то в большинстве случаев приходится прогревать его сваркой, чтобы стянуть металл. После окончания рихтовочных работ следы сварки зачищаются «болгаркой» и шпатлюются.
Если вмятина небольшая и плавная, ее можно выправить руками.
Если вы работаете молотком, то осуществляйте аккуратные толкательные движения, пока основная часть дефекта не исчезнет. При необходимости можно подогнуть плоскогубцами кромку арки крыла. Если вдоль канта останется след, его следует проклепать каким-нибудь острым инструментом.
Окончательную рихтовку проводят следующим образом: находят на поверхности, которую в дальнейшем необходимо покрасить, самую большую вмятину и простукивают крыло сверху и снизу. Далее находят следующий по величине дефект и повторяют процедуру. В итоге крыло должно стать практически ровным.
Шлифовка и обезжиривание
После рихтовки необходимо зачистить крыло до металла вручную при помощи наждачки Р80 – Р150 или шлифовальной машинки. После зачистки поверхность матируют красным скотч-брайтом. Следует понимать, что отрихтованная поверхность неровная, так что обойтись одной лишь машинкой не удастся – придется тереть руками.
Чтобы окончательно очистить крыло от технологических загрязнений и шлифовочной пыли, проводят обезжиривание уайт-спиритом или другим подходящим растворителем.
Помните, что зачищенная и обезжиренная поверхность крайне уязвима к негативному воздействию коррозии, поэтому следует как можно быстрее укрыть крыло защитным слоем наполнителя.
Шпатлевка
При подготовке крыла к покраске используют разные виды шпатлевки:
- мягкую, если повреждения незначительные по глубине и размерам;
- твердую (на основе стекловолокна), если дефекты большие и глубокие;
- жидкую нитро-шпатлевку в качестве финишного слоя наполнителя, так как она способна выровнять мельчайшие углубления и поры.
Перед нанесением на металл крыла шпатлевку смешивают с отвердителем. Делают это в течение одной минуты, перекладывая смесь с одного шпателя на другой. Такая смесь будет пригодной к использованию в течение 5-7 минут, пока не начнется первичное схватывание. После этого никакие действия со шпатлевкой проводить нельзя.
При нанесении шпатлевки шпатель передвигают поперек трещины или царапины, а выравнивают поверхность вдоль повреждения.
Шпатлевка будет сохнуть около получаса при комнатной температуре. Если вы использовали стекловолоконный наполнитель, дальнейшие ремонтные работы необходимо отложить на сутки: этот вид шпатлевки при затвердевании может дать усадку. Но стоит помнить, что стекловолоконную шпатлевку придется укрывать еще и мягкой, так как это довольно грубый материал. Кроме этого, все сделать за 1 заход почти никогда не получается даже у мастеров, так что приготовьтесь к тому, что наносить состав придется 2-3 раза (а по неопытности, может и 4), каждый раз зачищая и обезжиривая поверхность.
Шлифование слоя шпатлевки проводят абразивом Р60 – Р180, если шпатлевка мягкая, или Р180 – Р320, если шпатлевка твердая. Использование абразива Р60 оправдано не всегда, так как он оставляет глубокие царапины, которые потом долго приходится сглаживать, так что в большинстве случаев шлифовка начинается с абразива Р80 с уменьшением его до Р600. Зачистка прошпаклеванных участков должна происходить с использованием специального рубанка, иначе поверхность выйдет неровной.
После шлифовки поверхность повторно обезжиривают.
Грунтование
Грунтование крыла автомобиля.
Чтобы покраска крыла автомобиля была качественной, должна быть организована хорошая адгезия краски с металлом. Эта задача решается при помощи нанесения на поверхность крыла обычного двухкомпонентного, эпоксидного или реактивного грунта.
Перед распылением на крыло грунт необходимо активировать: взболтать в заводской емкости, а затем в отдельном резервуаре развести с растворителем и отвердителем в пропорциях, указанных на упаковке из расчета 150 г грунтовки на одно крыло. Использовать полученную смесь следует в течение 1-2 часов. Перед распылением деталь необходимо протереть антистатической салфеткой.
Отфильтрованный раствор заливают в краскопульт с рабочим давлением в воздушной головке в пределах 3-4 атмосфер и факелом, имеющим форму овала, вытянутого в высоту. При распылении пистолет необходимо держать под прямым углом к обрабатываемой поверхности и передвигать вперед-назад. Каждый новый слой грунтовки должен наполовину перекрывать предыдущий. Если с первого раза не удалось сформировать однородное покрытие, грунтуют еще раз.
После полного высыхания загрунтованную поверхность шлифуют. Зернистость шкурки выбирают в зависимости от степени неровности грунта (от Р360 до 800). Шлифовка должна проходить с применение рубанка, которым сглаживаются неровности покрытия, после чего проводится финальная зачистка руками.
Покраска крыла авто.
Первый слой краски – проявочный. Его главная функция – показать, есть ли на поверхности неровности после шлифования. Если таковые имеются, шлифуют еще раз. Если налицо прошлифовка грунта до шпатлевки, проводят точечную грунтовку. Перед покраской поверхность обязательно обезжиривается и протирается антистатической салфеткой. Только не нужно заливать грунт антисиликоном, протирая деталь по нескольку раз. Это приведет к размягчению состава и грунт во время покраски начнет трескаться, после чего все придется переделывать.
Следующий слой краски – основной. Он наносится горизонтальными движениями. Краскопульт или баллончик с краской следует держать на расстоянии в 30 см от поверхности. Чрезмерное удаление инструмента от крыла приведет к увеличению затрат материала и ухудшению качества прокрашивания, а чрезмерное приближение – к образованию наплывов и подтеков.
Третий слой краски наносится вертикальными линиями, чтобы скрыть возможные шероховатости предыдущего.
https://youtube.com/watch?v=5vQnJPDvuNc
Каждый слой требует промежуточной сушки в течение 15-20 минут. После полного высыхания пигмента крыло протирают антистатиком и переходят к формированию финишного слоя покрытия – лакового.
Лакировка крыла автомобиля.
Технология лакировки зависит от выбора материала: мягкие лаки наносят в 2-3 слоя, твердые – в полтора. Непосредственно перед нанесением на крыло лак разводят с ускорителем и растворителем – добавками, определяющими степень вязкости рабочей смеси и скорость ее высыхания. Как и в случае с краской, каждый слой лака просушивают. Если при прикосновении к лаку он липнет к пальцам, но уже не смазывается, самое время переходить к нанесению следующего слоя.
После нанесения всех слоев лака крыло оставляют на сутки для полного высыхания покрытия. Если на крыле проявится «шагрень», ее шлифуют мелкозернистой шкуркой и полируют.
Стоимость ремонтных работ в автосервисах
Сколько стоит качественно покрасить крыло автомобиля в специализированной мастерской? Ответ на этот вопрос зависит от объема работ, выбора расходных материалов и технологии покраски. В среднем рихтовка крыла стоит $30-40, материалы — $30 ($40-50 в случае покраски в «металлик»), работа мастера — $30-40.
Владельцы старых автомобилей сталкиваются с проблемой появления сквозных ржавых дыр на порогах, арках и дверцах, что сильно портит внешний вид машины. По-хорошему такие места следует зачистить и заварить, но для этого нужно иметь электросварку или же лишние деньги, чтобы оплатить работу кузовщика. Если ничего из этого нет, а ездить на прогнившем автомобиле не хочется, тогда можно решить проблему своими руками очень дешево и быстро. Предлагаем простой, но временный способ косметического ремонта кузова.
- обезжириватель или растворитель;
- монтажная пена;
- малярный скотч;
- стартовая и финишная автомобильная шпаклевка;
- аэрозольные автомобильные грунт, краска и лак.
Процесс починки и покраски ржавых дыр в кузове автомобиля
Первым делом нужно полностью срезать гнилой металл и зачистить кузов в поврежденном месте.
Если это гнилой порог, то под него следует подложить картон снизу, создав ограничение, и запенить всю дыру монтажной пеной.
Важно задуть как можно больше пены, начиная сверху, чтобы обеспечить достаточную площадь контакта для надежного прилипания. Чтобы она уплотнилась, следует ее подпереть картоном и дать застыть.
Когда пена высохнет нужно ее обрезать острым ножом, придав форму плоскости недостающей части кузова. Затем требуется отшлифовать остальные рыжики, под которыми остался живой металл.
Небольшие полностью сквозные отверстия на дверцах так и оставляются, их нужно только зачистить до блеска.
После этого требуется отделить ремонтируемую часть кузова от нормальной полосой из приклеенного малярного скотча.
Затем поверхность обезжиривается и шпаклюется эпоксидной шпаклевкой, желательно со стекловолокном.
На месте сквозной дыры в дверцах шпаклевка накладывается с обеих сторон. Она быстро застывает, поэтому ее следует наносить быстро, можно грубо и с избытком.
Высохшая зашпаклеванная поверхность шлифуется. После обработки ее нужно еще раз отшпаклевать, но уже финишной шпаклевкой, а когда остынет и она, то отшлифовать нулевкой до идеальной гладкости.
Полностью восстановив поверхность кузова, следует закрыть малярным скотчем молдинг и прикрыть колесо возле ремонтируемого места плотной тканью или пленкой. Затем восстановленный участок обезжиривается и покрывается грунтом из баллончика.
Когда он высохнет, появившаяся шероховатость шлифуются наждачкой нулевкой. После этого тонким слоем наносится краска. Много краски за один раз лучше не напылять, чтобы не было подтеков. Когда она высохнет, если требуется, наносится слой лака.
Если лакокрасочные материалы были выбраны в тон, то заметить что кузов в этом месте ремонтировался очень сложно, даже если специально вглядываться. Этот способ крайне простой, но менее долговечный, чем ремонт сваркой, однако сезон или даже несколько машина будет смотреться целой и ухоженной.
Подготавливаем поверхность крыла автомобиля к ремонту
Мы видим, к чему может привести простое нанесение краски из баллончика на неправильно подготовленную поверхность. Такая покраска уже через некоторое время проявится во всех тонкостях. Вид автомобиля, в таком случае, будет далеко не ярким.
Обычно коррозия начинает проявляться в местах соприкосновения деталей. Вроде бы в нашем случае все было покрыто грунтом, но все равно коррозия проникла насквозь. Это подтверждает, что технология подготовки поверхности не была полностью соблюдена. В то же время, сразу видно разницу в тех местах, где они были покрыты эпоксидным грунтом, здесь нет ржавчины.
В тех местах, где есть дырки, например, как в нашем случае, на арках над колесами, нет смысла зачищать или делать попытки восстановить их. Такие детали просто нужно заменить. Если Вы захотите что-то переварить, то делать это нужно в месте, которое наименьше пострадало от коррозии.
Интересно будет рассмотреть коррозию в деталях. Вот так выглядит локальное место ее проявления на крыле. В центре возник дефект, который стал тем местом, с которого начался разрастаться этот сюрприз для каждого автомобилиста. Мы вскрыли такое место и попробуем разобраться, что там внутри. Можно увидеть много песка, соли и других веществ. Удивительно, как через такое маленькое отверстие, дефект, о котором мы говорили выше, внутрь попадает так много грязи.
Также попробуем в более высоком разрешении рассмотреть еще один дефект, которым в нашем случае стала царапина. Можно видеть, что под лаковое покрытие и под грунт уже начал попадать песок. На самом деле царапина выглядит маленькой, но мы видели, что в ней уже начала проявляться та самая коррозия.
Почему мы так детально рассматриваем причины возникновения и собственно сам дефект в виде коррозии? Это, на самом деле, достаточно интересный вопрос, потому что прежде чем приступить к работе, нужно понять, что из себя представляет коррозия и тогда нам будет лучше понятно, как с ним бороться. Главной причиной ее возникновения является соль и песок, которые попали внутрь этого очага и которые удерживают влагу.
Антикоррозийная обработка крыла автомобиля
Мы сняли крыло, которое поможет нам объяснить причины возникновения коррозии. На крыле мы видим, в месте соприкосновения с другой деталью, проявление коррозии. Часто ее распространение объясняется обычной ленью снять и обработать крыло. Второй вариант – крыло все-таки могут снять, обработать грунтом, покрыть краской, вроде работу выполнили.
Но уже через месяц или два коррозия начинает проявляться снова. В этом случае возникает предположение, что или подвели материалы, или работа была выполнена не качественно. Но на самом деле причина в другом: можно видеть, что коррозия начинает проступать наружу с внутренней части.
А теперь можно представить, если мы смотрели в увеличенном виде один маленький пузырек и видели, сколько в нем грязи, то в месте, где идет постоянный пескоструй от колес (даже можно увидеть, сколько песка было в крыле), сколько там может накопится грязи. Поэтому, перед тем, как начать обрабатывать лицевую часть крыла, всегда нужно в первую очередь обязательно обработать источник проявления коррозии.
Инструменты необходимые для антикоррозийной обработки крыла автомобиля
Вам будет интересно, чем пользоваться, выполняя такую работу. Лучший совет, это использовать в работе все инструмента понемногу, не стоит рассчитывать только на какой-то один из них. Также понадобятся пневмомашинки различной величины или электрические машинки, которые также великолепно подойдут для такой работы.
У каждой насадки есть свои плюсы и минусы. Например, мы попробовали обработать место возникновения коррозии довольно мягкой насадкой. После обработки оно выглядит так. На первый взгляд может показаться, что поверхность готова к нанесению грунта. На самом деле в нижней части картинки у нас можно увидеть металл, но в верхней части еще осталось много коррозии. Слой ржавчины нужно полностью удалить. В этом случае использовать нужно более жесткий инструмент и всегда необходимо удалять ржавчину до блеска металла.
Мы прошлись другой насадкой. Довели место, где раньше была коррозии, до того состояния, когда уже видно сам металл. Как мы уже говорили, также можно использовать электрическую машинку, но с толстым, жестким диском. Есть мягкие, «лепестковые» диски, но они не устраняют, а только полируют поверхность. После использования жесткого диска еще понадобится пройтись шкурками и машинками.
Подойдет наждачная бумага Р100, которой следует пройтись в основном, как в нашем случае, по кантику, не заходя слишком высоко на лицевую часть. Очень важно не пропускать мелочей, потому что потом с такого небольшого, не устраненного дефекта, снова может проявиться такая неприятность, как коррозия. Проще говоря, зачищать все нужно очень аккуратно и тщательно. Переход с металла, который мы зачищали, на старое лаковое покрытие должен быть чистым, без всяких «рыжыков».
Заключительный этап антикоррозийной обработки крыла автомобиля
Далее понадобится взять шкурку Р240 и по верхнему краю, который остался от шкурки Р100, хорошо пройтись и зачистить поверхность. После этого поверхность должна блистеть, то есть мы должны видеть металл перед тем, как начать наносить защитные средства. То есть после того, как будет устранена коррозия в месте ее изначального проявления; с нижней внешней стороны и на самой лицевой стороне, понадобится пройтись шкуркой Р240 и тогда можно переходить к обработке.
Для сравнения можно увидеть, с какого изначального состояния нам пришлось зачищать коррозию, чтобы проявился чистый металл. И только потом мелкие дефекты, которые нам не удалось устранить нашими щетками и машинками, мы обрабатываем деактиватором ржавчины. Обязательно нужно зачищать щели и кантики, чтобы убрать полностью всю коррозию, которая здесь была раньше. В следующем материале Вы узнаете, как выводить кантики и подготовить деталь к шпатлеванию.