Ремонт рулевых реек своими руками

8 признаков неисправной рулевой рейки

  1. В движении по неровностям и при повороте руля слышен стук в районе рулевой рейки.

  2. Ухудшилась управляемость, автомобиль «кидает», особенно остро это чувствуется на высокой скорости.

  3. Свободный ход руля (люфт) увеличен.

  4. Руль вращается тяжелее чем обычно или рывками.

  5. Руль не возвращается в исходное положение после поворота, приходится доворачивать руками.

  6. Шумит насос ГУР, звук усиливается при вращении руля.

  7. Падает уровень масла в бачке гидроусилителя.

  8. На рейке или рядом с ней видны подтеки масла.

Почти все признаки из списка выше не указывают прямо на износ рулевой рейки, поэтому перед ремонтом нужно убедиться, что проблема именно в ней.

Стучать могут элементы подвески — шаровые опоры, рулевые наконечники, сайлентблоки, втулки и стойки стабилизатора. Износ этих деталей приводит к плохой управляемости, увеличению люфта рулевого колеса. Подвеску нужно проверить, неисправные элементы — заменить.

Тяжелое вращение руля, невозврат или медленный возврат в исходное положение может быть следствием неправильной регулировки рейки или нарушением развал-схождения колес. Если вы недавно регулировали рейку, переделайте, но уже правильно, проверьте углы установки колес на СТО.

Для автомобилей с электроусилителем причиной «тяжелого» руля может быть отказ электродвигателя, обрыв или замыкание цепи, окисление контактов в разъемах, неисправность блока управления системы или сгоревшие предохранители.

Утечка жидкости из системы гидроусилителя и шум насоса ГУР связаны — масло вытекает через изношенные сальники и уплотнения. Через них же в систему попадает воздух, из-за которого шумит насос. Осмотрите корпус насоса, шланги и соединения, если нашли течь — устраните.

Как определить износ деталей внутри рейки?

На заглушенном авто покачайте руль вправо-влево с небольшой амплитудой. Если слышен стук — нужен ремонт. Если есть помощник, пусть он в это время  возьмется рукой за рулевую тягу, так можно точнее определить, где люфт.

Ремонтировать или менять?

Заменить неисправную рейку на новую проще, чем отремонтировать. Но дороже. Рассмотрим затраты на ремонт рейки автомобиля Ford Focus II 2009 года выпуска. Новая оригинальная рейка стоит 45 000 рублей. Заменители предлагают купить по цене от 20 000 рублей, но их ресурс, по отзывам автовладельцев, непредсказуем.

Ремкомплект для рейки Ford Focus II стоит 2 500 рублей, пыльники с хомутами —  600 рублей. Экономия очевидна, но на снятие, ремонт и установку узла придется потратить около 2-х дней. Для демонтажа и монтажа подойдет обычный комплект гаечных ключей, но чтобы разобрать и собрать рейку нужен специальный инструмент, который придется купить или изготовить самостоятельно.

Перед началом ремонта постарайтесь трезво оценить свои силы и возможности, сопоставить выгоду от самостоятельного ремонта и предстоящие трудозатраты.

Снятие рулевой рейки

Демонтаж рейки имеет свои особенности для каждого автомобиля, но в целом, порядок действий следующий:

  1. Установить переднюю часть авто на подпорки, снять колеса.

  2. Выпрессовать рулевые наконечники из цапф поворотного кулака (используйте специальный съемник).

  3. Снять теплозащитный экран рейки.

  4. Для автомобилей с гидроусилителем — открутить шланги подачи и обратки масла (под шланги подставьте емкость для слива жидкости), для автомобилей с электроусилителем — отключить разъем или снять датчик положения рулевого вала.

  5. Открутить болты крепления рулевой рейки к подрамнику или моторному щиту (в зависимости от марки и модели автомобиля).

  6. Ослабить стяжной болт карданного соединения рейки с рулевым валом.

  7. Потянуть рейку по направлению рулевого вала для высвобождения шлицевого соединения (если рейка не идет, допускается сбить ее легкими ударами молотка).

  8. Вытащить рейку через левую или правую арку колеса (зависит от компоновки подкапотного пространства).

Ремонт рулевых реек своими руками

Выпрессовка рулевого наконечника съемником

Совет: не в каждом автомобиле рейку можно достать просто так — может мешать подрамник. Снимать его полностью долго и сложно, попробуйте открутить только задние болты и опору двигателя, потом отвести подрамник вниз. Часто этого бывает достаточно и рейка высвобождается.

Ремонт рулевых реек своими руками

Для извлечения рейки в Peugeot 308 нужно открутить задние болты подрамника и отвести его вниз, это проще, чем снимать подрамник полностью.

После демонтажа рейку нужно очистить от грязи и вымыть.

Разборка рейки

Разбирать и собирать рулевую рейку лучше в чистоте, без песка и пыли. Если абразивные частицы попадут внутрь — поверхности и сальники быстро износятся, рейка потечет. Зафиксируйте рейку в слесарные тиски, если их нет, подложите на место разборки чистый картон или другой материал.

Важно: не зажимайте рейку в тисках слишком сильно — ее корпус из хрупкого сплава алюминия может лопнуть или деформироваться.

Порядок разборки рулевой рейки

  1. Снимите хомуты и стяните пыльники рулевых тяг.

  2. Надежно зафиксируйте корпус рейки и открутите рулевые тяги (на резьбовой муфте есть проточки для рожкового ключа).

  3. Открутите контргайку и гайку регулировочного механизма, достаньте из посадочного гнезда шайбы и прижимную втулку.

  4. Открутите корпус или гайку приводного вала (может понадобиться специальный ключ), достаньте вал из корпуса.

  5. Вытащите зубчатый шток рейки.

  6. Из корпуса рейки достаньте уплотнительные манжеты, втулки и фторопластовые кольца.

Ремонт рулевых реек своими руками

Расположение приводного вала и зубчатого штока в рулевой рейке

Совет: перед разборкой рейки сделайте метки положения зубчатого штока или замеряйте, насколько он выступает из корпуса с двух сторон, чтобы потом правильно собрать. Отмечайте положение регулировочной гайки и считайте витки при ее откручивании, чтобы после сборки установить  прижимную втулку в правильное положение.

Дефектовка деталей

Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.

Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа. Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки.

Ремонт рулевых реек своими руками

Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.

На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.

Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно.

Ремонт рулевых реек своими руками

Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена

Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.

Сборка рейки

Собирайте рейку в последовательности, обратной разборке. Детали смазывайте маслом для ГУР перед установкой, чтобы на втулках не образовалось задиров.

Фторопластовые кольца и втулки вставляйте в корпус рейки осторожно —  материал хрупкий и может лопнуть от ударов или большого усилия. Для аккуратной запрессовки можно использовать торцевую головку и удлинитель подходящего размера из набора ключей.

После установки зубчатого штока отцентрируйте его по меткам, сделанным перед разборкой, затем вставляйте и прикручивайте приводной вал.

Вставьте в гнездо прижимную втулку и шайбы, заверните регулировочную гайку на нужное количество оборотов и проверните механизм рукой несколько раз от упора до упора (вращать нужно за приводной вал). Если рейка собрана правильно, зубчатый шток должен ходить легко, без заеданий. Зажмите контргайку регулировочного механизма.

Закрутите рулевые тяги и установите пыльники, обожмите их специальными хомутами.

Важно: не ставьте вместо хомутов  пластиковые стяжки, они не обеспечивают надежный обжим пыльника, внутрь рейки будет попадать влага, шток заржавеет и повредит манжеты. Рейка потечет.

Установка рулевой рейки

Ставить рулевую рейку на автомобиль лучше с помощником — один заводит рейку со стороны подкапотного пространства, другой направляет карданный шарнир в шлицы вала из салона. Карданный шарнир можно поставить только в одном положении — в шлицевом соединении есть специальная отливка, которую надо совместить с пазом на ответной части. Не зажимайте сразу стяжной болт — карданное соединение займет правильное положение на шлицах после того, как будут окончательно прикручены рейка и подрамник.

Установите и зажмите болты крепления рулевой рейки и подрамника, после этого окончательно затяните стяжной болт карданного соединения рулевого вала.

Вставьте пальцы рулевых наконечников в цапфы и закрутите гайки. Присоедините трубки и шланги гидроусилителя (или разъемы проводов для системы с ЭУР). Залейте жидкость ГУР в бачок до отметки «максимум».

Установите колеса и не снимая автомобиль с подставок начните прокачку системы (для автомобилей с гидроусилителем).

Как прокачать систему ГУР

  1. Прокручивайте руль несколько раз от упора до упора с небольшой задержкой в крайних положениях.

  2. Снимите автомобиль с подставок, долейте жидкость в бачок ГУР, если уровень понизился.

  3. Прокрутите несколько раз руль от упора до упора, также с задержкой в крайних положениях.

  4. Убедитесь что насос ГУР не шумит, долейте жидкость в бачок, если уровень упал и осмотрите  соединения, шланги и трубки ГУР на подтекание.

Совет: не спешите устанавливать теплозащитный экран, с ним будет сложнее осматривать рейку во время контрольной поездки.

После прокачки проверьте еще раз затяжку всех резьбовых соединений и сделайте контрольную поездку. Ремонт рулевой рейки можно считать успешным, если:

  • Руль стал легче и «острее».

  • Стуки и шумы прекратились.

  • Уровень жидкости в бачке ГУР не падает.

  • Рейка не течет.

  • Автомобиль хорошо управляется, уверенно держит дорогу.

Если все в порядке, установите на место теплозащитный экран.

После ремонта рулевой рейки обязательно проверьте развал-схождение в автосервисе или самостоятельно.

Своими руками или на СТО?

Отремонтировать рулевую рейку самостоятельно в гараже выгодно, но не просто. Понадобится инструмент, время и терпение.

Специализированные автосервисы предлагают альтернативу ремонту в гараже или покупке новой детали — полную реставрацию рейки.

Специалисты сами снимут рейку, подберут нужный ремкомплект, восстановят проблемные элементы, которых нет в продаже. Если описанные в статье работы кажутся сложными — доверяйте ремонт рейки профессионалам.

Снятие и установка рулевой рейки

Регулировка положения руля после замены рейки

Модераторы: Janus, zack, Brontozaurus, maxusman79, zeddd, Oleg_klm, Sounding

Аватар пользователя

Vovchique

Завсегдатай
Сообщений: 2686
Зарегистрирован: 19 июн 2009 14:13
Откуда: Великий Новгород

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#16 Сообщение Vovchique » 12 июн 2012 23:49

кука
через отверстие в полу переставь. проблем на пару часов. или руль переставь. только аккумулятор отключить не забудь — мало ли что подушке придумается…

Citroen BX SportNissan Cedric ClassicAudi 80 B4


Alex xm

Любопытный
Сообщений: 474
Зарегистрирован: 12 дек 2008 20:55

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#17 Сообщение Alex xm » 13 июн 2012 00:11

Была такая проблема, после ремонта рейки, вернули машину с рулем вверх ногами, мастер отправил к электрику на спец сто, не понял как так выходит, но сам он ничего не мог сделать без компутера, боялся подушки. электрик, через комп отключил подушку, сняли руль, поставили нормально, на все ушло три попытки, т.к. нужно проехаться на машине. Лучше это сделать на ровном длинном участке. у меня место было мало, вроде угадал, но потом на прямой понял, что на один шлиц не довернул. Лучше обратись к спецам, вроде никто пока ничего толкового не посоветовал, не рискуй.


Аватар пользователя

balzam

Говорливый
Сообщений: 3252
Зарегистрирован: 27 фев 2008 16:55
Skype: Balzam1001
Откуда: москва сао-михалцы(болгария)

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#18 Сообщение balzam » 13 июн 2012 01:19

кукаА не судба обратится к тем кто рулевой менял?

Сухай сюда.
С зади рулевого колеса(руля,бараник,штурвала)2 отверстия.Туда торекс.Тока не помню какой.15 или 20.Откручиваеш.Таким способом ты снимиш подушку.Дальше разберёшся.

они нас не понимаютЗдесь прежде всего люди общаются, люди больные одной заразой, имя которой Ситроен.Пиздец нам братцы!!!сеат ибица 1999 года.тестя.CITROEN XM 2.5td 2000 год


Аватар пользователя

Alex305

Завсегдатай
Сообщений: 1087
Зарегистрирован: 16 дек 2008 22:56
Skype: ra1agg1
Откуда: Славянка(Пушкин-СПб)

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#19 Сообщение Alex305 » 13 июн 2012 09:09

Oleg_klm
Позвольте с вами не согласится….

Именно такой мастер у меня в Рамбове делал мне на ксантии так, на то есть рулевые тяги ,только немного пришлось с ним поспорить, что все надо делать на работающем моторе!

TLC P150 4.0


Oleg_klm

Говорливый
Сообщений: 12360
Зарегистрирован: 29 окт 2008 12:08
Контактная информация:

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#20 Сообщение Oleg_klm » 13 июн 2012 09:32

Т.е.:
1. Ставим рулевую рейку посередине (считаем обороты руля), фиксируем руль
2. тягами ставим колеса ровно, выставляем схождение (и развал, если есть возможность)
3. проверяем п.1
4. переставляем руль
5. прокатываемся, проверяем, переставляем…

Так?

«Патриотизм — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти» (C) Л.Н.Толстой

VF7X7RGXF72043765


Аватар пользователя

Богдан CX

Завсегдатай
Сообщений: 2078
Зарегистрирован: 01 фев 2007 00:40
Skype: citromon_cx
Откуда: Харьков

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#21 Сообщение Богдан CX » 13 июн 2012 12:30

обратиться к мастерам, кто ставил рейку. Когда ее поставили, то не уследили куда смотрел руль — и теперь центр рейки не совпадает с поворотом колес, скорее всего, в результате чего колеса влево или вправо могут выворачиваться больше чем в противоположную сторону. Так что итог тебе скажет только стенд ход/развала.

Читайте также:  Владимир чинит и диагностирует кондиционеры воздуха

CX 20 Athena (TRE) -> 25GTi `82-85 всё еще в процессе\\ СХ Prestige 25 Turbo `85-86 давим асфальт катками\\ BX 1.9D `86 вот-вот восстанет Феникс\\ ТАЗ 21114 by LYAZ `09 возит семью и собакуPeugeot 309 1.4GTi `90 готовится стать rallye car


кука

Новичок
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 июн 2012 23:24
Skype: sorrysorry@inbox.ru
Откуда: Полоцк

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#22 Сообщение кука » 13 июн 2012 20:17

Всем спасибо за дельные советы и не очень.Когда переставлю ,обязательно напишу,каким способом воспользовался.


Аватар пользователя

Alex305

Завсегдатай
Сообщений: 1087
Зарегистрирован: 16 дек 2008 22:56
Skype: ra1agg1
Откуда: Славянка(Пушкин-СПб)

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#23 Сообщение Alex305 » 13 июн 2012 21:14

кукаПо любому и без вариантов, надо делать развал сход, иначе резину жрать будет! А руль хоть как переставляй, дело хозяйское.

TLC P150 4.0


кука

Новичок
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 июн 2012 23:24
Skype: sorrysorry@inbox.ru
Откуда: Полоцк

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#24 Сообщение кука » 19 июн 2012 00:11

Из предложенных вариантов выбрал простейший:машину на подъёмник,снизу переставляем крестовину по шлицам(предварительно отсоеденив в салоне)По необходимости доводим на развале тягами. Ещё вопрос:рычаг переключения передач ходит вверх,вниз.Подскажите как он крепится и как к нему добраться?(привод-тягами)Спасибо!


Аватар пользователя

саша.asc

Завсегдатай
Сообщений: 1008
Зарегистрирован: 30 апр 2008 19:48
Откуда: Москва Тушино

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#25 Сообщение саша.asc » 21 июн 2012 00:48

кука писал(а):рычаг переключения передач ходит вверх,вниз.

крепления рычага смотрел? или нужен совет?

XM Y3 2.1 TD ГА-1 *92* (05845) 8-903-205-43-32 asc19@yandex.ru


Oleg_klm

Говорливый
Сообщений: 12360
Зарегистрирован: 29 окт 2008 12:08
Контактная информация:

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#26 Сообщение Oleg_klm » 21 июн 2012 09:34

platon, ровно нужно поставить не руль, а рейку. Уже по ней — всё остальное. Если делать иначе — имеешь шанс получишь 3 оборота в одну сторону и один в другую. Имел приятность наблюдать подобное, хорошо, не на своей машинке.

«Патриотизм — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти» (C) Л.Н.Толстой

VF7X7RGXF72043765


Аватар пользователя

tuningsa71

Ситроен ХМ 2.1 TD
Сообщений: 15243
Зарегистрирован: 18 июн 2009 22:58
Skype: tuningsa
Откуда: планета земля. Масква ВАО

Re: Регулировка положения руля после замены рейки

#27 Сообщение tuningsa71 » 22 июн 2012 10:23

platon писал(а):Oleg_klmВ общем, суть одна: руль должен стоять так, чтобы кол-во оборотов вправо и влево совпадало.

+ 100500

при снятии рейки ставим руль прямо и снимаем кардан, потом уже рейку.

продам з/ч б/у ХМ/КСзаправляю сферыдиагностика LEXIA8 916 659 56 6з Василий.Москва. ВАО.



Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей

Виды рулевых реек

  1. Механические рулевые рейки
  2. Механизм механических рулевых реек перемещается за счет усилия, передаваемого от руля. Из-за такой особенности конструкции автомобиль теряет в маневренности. Также при движении по плохой дороге вибрация от подвески передается на рулевое колесо. Это значит, что для управления машиной с механической рулевой рейкой человеку приходится тратить много сил.

    Виды рулевых реек

  3. Рулевые рейки с гидравлическим усилителем руля
  4. ГУР состоит из насоса, распределителя, рабочего цилиндра, масляного бака и соединительных шлангов.

    При запуске двигателя насос всасывает масло из бака, нагнетает его в золотниковый распределитель. За счет такой работы системы смазка дозированно подается в рабочий цилиндр слева либо справа от поршня, все зависит от того, в какую сторону происходит вращение руля.

    Давление масла перемещает поршень, в результате чего рейка начинает движение, и колеса поворачиваются. Водитель прилагает минимальные усилия для поворота рулевого колеса, даже если автомобиль припаркован.

    Чтобы не возникла необходимость в замене рулевой рейки с ГУР, не стоит оставлять машину с вывернутыми колесами. Также следует проверять уровень смазки в баке, если потребуется, то заливать новое масло.

  5. Рулевые рейки с электроусилителем руля
  6. Когда на машине стоит ЭУР, вы сможете без труда поворачивать рулевое колесо. Электроусилитель руля – небольшой механизм, это значит, что автомобиль будет потреблять меньше топлива. Особенно по сравнению с моделями авто, на которых установлен ГУР: на заведенной машине насос постоянно работает. ЭУР же функционирует лишь во время поворота.

    На автомобилях новых годов выпуска в основном установлены ЭУР, поскольку эксплуатационные характеристики данного механизма намного лучше, чем у гидроусилителя.

Признаки неисправности рулевой рейки

Без замены рулевой рейки не обойтись, если вы слышите посторонние звуки, постукивания, доносящиеся из передней части автомобиля. Причем если сначала стук будет легкий, то со временем звук станет намного сильнее, игнорировать его не получится.

Затем постукивания начнут отдавать в рулевое колесо. В таком случае вождение не будет безопасным. Особенно если вы движетесь по плохой дороге, поворачиваете. Дело в том, что подергивания руля будут сильно отражаться на траектории движения.

Обратите внимание! Симптомы того, что рулевая рейка вышла из строя, появляются в основном на небольших выбоинах. При этом через глубокие ямы машина будет проезжать легко, без посторонних стуков. Это значит, что необходимо обязательно произвести замену рулевой рейки, поскольку узел полностью непригоден для эксплуатации.

Как еще можно понять, что рулевая рейка вышла из строя? На это будет указывать тугая работа данного механизма. Вы заметите это, если будет тяжело крутить рулевое колесо в одну сторону.

Отъезжая с места стоянки, обратите внимание на область под машиной: вы можете увидеть масляные подтеки непосредственно на рулевой рейке либо асфальте, также появится гул в гидроусилителе.

При обнаружении данных признаков нужно как можно быстрее устранить поломку, иначе ездить на машине вы не сможете. Вождение станет небезопасным, произойдет авария. Подобная поломка чаще всего случается с ГУР. Замена рулевой рейки требуется потому, что неисправен шток и порвались уплотнители.

Также на поломку данного узла указывает люфт колеса. Чтобы выявить данный признак, необходимо руками подергать колесо в разные стороны. Важно, чтобы люфт был ярко выражен, вы сможете ощущать его руками. При этом рулевое колесо будет медленно двигаться влево и вправо. Если есть проблемы с рулевой рейкой, то острота и отклик при повороте руля исчезнет. В таком случае придется устанавливать новую рулевую рейку.

В большинстве случаев необходимость в замене рулевой рейки возникает потому, что автовладелец на большой скорости ездит по дорогам с выбоинами и ямами. Когда машина наезжает на препятствия, резко тормозит, при этом пыльники изношены, рулевая рейка может выйти из строя. Через потрескавшиеся пыльники внутрь попадает пыль и частички песка, грязь смешивается со смазкой. В результате рейка и опоры быстро выходят из строя.

Ездить на машине с такой поломкой опасно для жизни и здоровья. Дело в том, что машина может стать неуправляемой. Чтобы такого не произошло, нужно как можно скорее произвести замену рулевой рейки.

Признаки неисправности рулевой рейки

Ремонт рулевой рейки своими руками

Необходимо понимать, что не во всех случаях самостоятельный ремонт рулевой рейки поможет устранить поломку. Если механическая часть узла износилась, поможет только замена всей рейки либо рашпиля, червяка, корпуса. Причем ряд запчастей придется искать на авторазборках.

Заменить вышедший из строя пыльник сможет даже новичок. Для начала необходимо подготовить все необходимое. Потребуется ремкомплект, чтобы его найти, нужно знать:

  • VIN-номер машины;
  • технические характеристики автомобиля;
  • номер в каталоге.

Редко кто из автовладельцев знает каталожный номер. Важно понимать, что оригинальные ремкомплекты достаточно сложно купить. Автоконцерны обычно не производят такие наборы для отдельных узлов машин, которые они выпускают.

В такой ситуации придется найти ремкомплект в каталоге другого изготовителя или поставщика, к примеру, Lemfoerder, Emmetec, Yamato. Нужно узнать, с рейкой какого типа совместим выбранный ремкомплект.

Если у вас нет опыта проведения подобного вида работ, не стоит делать замену рулевой рейки без снятия. Лучше снять ее, так новичку будет удобнее выполнять все необходимые манипуляции. Опытный мастер может отремонтировать данный узел, не снимая его. Как демонтировать рулевую рейку? Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Выкручиваем болты подрамника и рулевой колонки, чтобы подобраться к рейке и снять ее.
  • Отсоединяем рулевые наконечники от рычагов поворотного кулака.
  • Выкручиваем крепежи трубок, которые идут от корпуса распределителя. Вы можете заранее откачать из расширительного бака жидкость гидроусилителя руля с помощью шприца.
  • Выкручиваем основные крепежи рулевой рейки.
  • Вытягиваем рейку, для этого ее нужно направить вниз под подрамник машины.

Ремонт рулевой рейки своими руками

Важно понимать, что нет необходимости полностью снимать подрамник, чтобы достать рейку. Можно просто выкрутить часть крепежей, а затем оттянуть его. После снятия следует закрепить рейку в тисках либо разместить ее на картоне в чистом гараже.

Нельзя допустить попадания пыли, песчинок и грязи внутрь механизма. Все, что нужно сделать, – разобрать рейку, почистить ее и заменить вышедшие из строя детали.

Во время ремонтной работы не забывайте про важные нюансы:

  • Промываем все разобранные элементы, чтобы убрать с них загрязнения.
  • Осматриваем втулку, ее поверхность должна быть гладкая, без трещин и царапин. При сильном износе данную деталь нужно заменить.
  • Проводим визуальный осмотр сальников и пыльников. Чаще всего из строя выходит верхний сальник, пыльник также может быть изношен.
  • Такие же манипуляции проводим со втулками. Выкручиваем их шестигранником, при необходимости – выбиваем.
  • Осматриваем сайлентблоки. Не нужно демонтировать их, вы сразу поймете, что детали изношены. Просто помещаем внутрь отвертку и отводим сайлентблок в сторону. Важно, чтобы он оставался неподвижным.
  • Проверяем рашпиль и червяк. Если зубцы износились, придется заменить элемент. Шлифуем вал, если на нем образовалась ржавчина. Когда коррозия глубокая, устанавливаем новую деталь. Полные ремкомплекты с рашпилем продаются не для всех моделей реек. Можно приобрести специальные ремкомплекты для ГУР. В них есть небольшие уплотнительные кольца, заменяющие старые уплотнители.

Чаще всего ремкомплект состоит из втулок, сальников, пыльников с хомутами, уплотнительных колец, стопора, крепежных элементов.

Кроме того, в комплекте могут быть подшипники, прижимная втулка с пружиной либо резиновым элементом, рашпиль, червяк.

Многие автовладельцы покупают стандартный ремкомплект, а дополнительные детали заказывают отдельно.

Важно! На новые уплотнители необходимо нанести силиконовую смазку, прежде чем собирать рейку. Так вы предотвратите их преждевременный износ. Кроме того, нужно использовать пластичную смазку для подшипников. Ее также забивают в посадочную область червяка и прижимной втулки.

Замена рулевой рейки

Чтобы правильно выполнить замену рулевой рейки, необходимо найти все инструменты и материалы, которые потребуются для этой работы. Кроме того, нужно подготовиться.

Какие инструменты и расходники понадобятся:

  • Непосредственно сама рулевая рейка.
  • Съемник наконечников.
  • Подпорки из древесины.
  • Ткань.
  • Жидкий ключ.
  • Тонкая отвертка.
  • Молоток.
  • Головки с трещоткой.
  • Набор гаечных и торцевых ключей.

Прежде чем начать замену рулевой рейки, припаркуйте автомобиль на ровной площадке, заблокируйте стояночный тормоз. Под задние колеса подложите кирпичи. После того как авто будет зафиксировано, можно приступать непосредственно к работам. Руль должен быть выставлен в нейтральное положение. Ослабляем колесные гайки.

  1. Когда подготовка будет завершена, поддомкрачиваем одну сторону машины, демонтируем колесо, опускаем автомобиль на опоры. Точно так же действуем с другой стороны. Так вы сможете обеспечить доступ к рулевым наконечникам, чтобы можно было легко снять рулевую рейку.
  2. Прежде чем откручивать рулевые наконечники, очищаем крепежные болты от загрязнений при помощи металлической щетки, наносим состав WD, это жидкий ключ.
  3. Данное средство разъест коррозию, тем временем подбираемся к рейке. Сигнализационная сирена, если она есть, адсорбер газов будут мешать демонтажу. Поэтому осторожно откручиваем клеммы и сдвигаем их в сторону.
  4. Замена рулевой рейки

  5. Когда необходимо снять не только рулевую рейку, но и наконечники, снимая старые детали, выбиваем их молотком. Также можно использовать съемник.
  6. Пассатижами достаем шпонку из крепежной гайки, откручиваем ее. Вставляем резиновый уплотнитель в вилкообразное крепление. Верхнюю часть пальца заводим на болт наконечника. Закручиваем гайку съемника до конца, ударяем молотком, чтобы выбить из крепления стойки наконечник.
  7. Ослабляем крепления крестовины. Это соединение находится в салоне под тормозной педалью. Вам ничего не должно мешать, поэтому следует убрать резиновый коврик и поднять обшивку. Внутреннее крепление сделано в виде хомута с небольшими шлицами. Поэтому вам придется открутить одну гайку.
  8. После этого возвращаемся под капот, откручиваем крепежные гайки хомутов рулевой рейки.
  9. Приступаем непосредственно к снятию рейки. Берем ее за корпус двумя руками, расшатываем, тянем на себя. Иногда шлицевое соединение прикипает, тогда снять механизм не получится. Придется взять молоток и постучать по соединению.
  10. Как только вы отсоедините все крепления, можно вытащить рейку через отверстие в арке колеса. Проворачиваем ее влево или вправо, шлицевой вал должен войти в выемку.
  11. Достаем рейку осторожно, чтобы не испортить топливный шланг и проводку. Идеальный вариант, когда вам помогает товарищ.
  12. Теперь удаляем загрязнения с посадочных мест. Для этого потребуются щетка и наждачка. Наносим на посадочные шпильки графитовую смазку или солидол.
  13. Прежде чем устанавливать новую рулевую рейку, открываем заглушки и укладываем в отверстия литол.
  14. Далее нужно завести рейку под капот. Действовать нужно в обратном порядке. Осторожно проворачиваем рейку вокруг своей оси, чтобы не повредить электропроводку.
  15. Одеваем рейку на шпильки, накидываем хомуты, насаживаем гайки.
  16. Закручиваем гайки шпилек.
  17. По завершении монтажа накидываем наконечники, закручиваем их и устанавливаем колеса.

Как убрать люфт в рулевой рейке автомобиля своими руками

Как убрать люфт в рулевой рейке автомобиля своими руками

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему появляется люфт в рулевой рейке
  • Каковы признаки люфта в рулевой рейке
  • Как убрать люфт в рулевой рейке своими руками

Система рулевого управления дает возможность изменять направление траектории движения автомобиля. Она состоит из большого количества элементов. Ее важнейшим звеном является рулевая рейка. Люфт этого механизма недопустим, его необходимо устранить как можно скорее. Как убрать люфт в рулевой рейке? Об этом вы узнаете, прочитав нашу статью.

Причина люфта в рулевой рейке

Причина люфта в рулевой рейке

Прежде всего проанализируем, по какому принципу функционирует рулевое управление современных авто. Руль соединяется через карданный шарнир с устройством, которое представляет собой полую трубу, обычно изготовленную из дюралюминия. Внутри данного механизма находится зубчатая рейка, движимая с помощью шестерни, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка связана через внутренние наконечники с тягами, которые соединяются через наружные шарниры с рычагами поворотов на передних стойках подвески. В результате, когда происходит любое перемещение рейки, колеса поворачиваются. Поэтому даже малейший люфт в системе рулевого управления транспортного средства необходимо убрать. Ведь он является серьезной проблемой, которая может привести к опасным последствиям, начиная от запаздывания реакции на движение и заканчивая полной потерей управления машиной.

Люфт в рулевой рейке может появиться по следующим причинам:

  • плохо затянуты гайки крепления руля;
  • износились шлицевые соединения;
  • износились карданные соединения промежуточного вала;
  • ослабли крепления рулевого механизма к кузову;
  • увеличился зазор между шестерней и зубчатой рейкой;
  • износились наконечники;
  • износились резинометаллические шарниры, которые крепят тяги к механизму, или ослабли их болты крепления;
  • ослабли затяжки регулировочных тяг.

Рассмотрим более подробно основные причины возникновения люфта.

  1. Ослабление затяжки гайки. Ослабление затяжки гайкиНаиболее легкоустранимая причина возникновения люфта – это ослабление крепления руля вследствие отворачивания гайки его крепежа. Чтобы убрать эту неисправность, снимите декоративную обшивку и с помощью торцового ключа нужного размера затяните гайку. В большинстве случаев современные автомашины оснащены подушками безопасности, модуль которых устанавливается в обшивке руля. Для обеспечения доступа к гайке крепления его необходимо демонтировать. Работа должна проводиться скрупулезно, клеммы от аккумулятора нужно отключить.

    Когда ослабляется затяжка гайки крепления руля, может произойти потеря управления автомобилем вследствие изнашивания шлицов в месте соединения из-за проворачивания рулевого колеса на оси. В этом случае, чтобы убрать люфт, требуется срочный ремонт. Он будет заключаться в обязательной замене деталей, которые были повреждены. Последствие изнашивания карданных шарниров на промежуточном валу – возникновение ««эффекта зубчатого колеса», заключающегося в периодическом затирании руля при вращении. Из-за этой неисправности ухудшается управляемость автомобилем, особенно при движении с высокой скоростью. Замена промежуточного вала – единственный способ убрать эту проблему.

  2. Люфт также вызывает ослабление крепления рулевого механизма к кузову или осадка резиновых прокладок между рулевым механизмом и кузовом. Чтобы его убрать, следует подтянуть гайки крепления или выполнить замену пришедших в негодность резиновых деталей. Увеличение зазора в шестернях рейки – не менее неприятная ситуация. Она возникает из-за износа поверхностей соприкосновения шестерни и зубчатой рейки. Кроме того, достаточно часто в данном механизме происходит увеличение зазоров между направляющими и рейкой. При этом процесс изнашивания протекает в несколько раз быстрее, если нарушена целостность защитных пыльников, поэтому дефект желательно убрать.
  3. Износ наконечников тяг.Особую опасность представляет люфт, возникающий вследствие изнашивания наружных наконечников тяг, которые являются слабым звеном системы рулевого управления автомобилем. Причина повышенной уязвимости этих деталей – функционирование в сложных условиях: они постоянно подвергаются разрушительному воздействию грязи, воды и т. д.

    Эту неисправность рекомендуется убрать как можно скорее. Опасность дефекта в том, что транспортное средство может потерять управление из-за разрушения наконечника, которое происходит вследствие существенного увеличения радиальных и осевых зазоров его шарового сочленения. Последствия подобного повреждения трудно переоценить, поэтому в подобной ситуации рекомендуется срочно убрать дефект – заменить наконечники в автосервисе.

    Внутренние концы тяг прикрепляются к рулевому механизму с помощью резинометаллических шарниров, запрессованных в их концы. Когда данные шарниры изнашиваются, появляется специфический металлический стук. Чтобы убрать дефект, необходимо запрессовать в тяги новые детали. Эту работу рекомендуется доверить специалистам, поскольку только в автомастерской присутствует необходимое прессовое оборудование. Также могут откручиваться болты, на которых тяги крепятся к механизму. Чтобы убрать люфт в данной ситуации, нужно лишь затянуть их моментом, установленным производителем.

  4. Ослабление затяжки регулировочных тяг. Следующий фактор, приводящий к появлению люфта в рулевом управлении – ослабление затяжки регулировочных тяг, регулирующих схождение колес транспортного средства. Неполадка возникает вследствие недостаточной затяжки болтов после регулирования угла схождения. Дефект может стать причиной выскакивания из наконечников регулировочной тяги, поэтому его необходимо убрать.

    Поворотные рычаги отдельных моделей современных авто не привариваются к стойкам подвески, соединяясь при помощи болтов. Когда болтовые сочленения ослабевают, появляется люфт. Чтобы проверить, по этой ли причине возникает данный дефект, поднимите переднюю часть машины, снимите колеса и проверьте затяжку болтов. Таким образом вы отрегулируете рулевое управление.

    Самостоятельное выявление причин люфта рулевой рейки не вызовет больших сложностей у любого владельца автомобиля, необходимо только иметь помощника для выполнения некоторых операций. Чтобы это сделать, поставьте транспортное средство на ровную поверхность. Затем откройте капот, установите колеса в прямое положение. Пока помощник будет резко поворачивать руль в обе стороны под небольшим углом, прощупайте все узлы, неисправность которых может стать причиной люфта. Рукам несложно будет найти дефектный узел, так как вы сразу почувствуете во время покачивания колеса специфический сдвиг.

Признаки люфта в рулевой рейке

Признаки люфта в рулевой рейке

Возникновение люфта не определяют «на глазок», что вызывает сложности при попытках убрать неисправность. Однако заметить первые признаки его появления может только хозяин автомобиля. В этом случае вы можете наблюдать следующие симптомы, сигнализирующие о возможной проблеме:

  • Хруст во время поворота колес.
  • Невозможность удержания заданного направления, когда отпущен руль.
  • Возникновение стука в рулевом приводе во время проезда по неровным поверхностям.
  • Щелчки в рулевом колесе, когда изменяется направление движения.
  • Совершение произвольных маневров, которые не зависят от положения руля.
  • Вибрации во время движения.

Как убрать люфт в рулевой рейке? Нужно вовремя выявить проблему. При проведении диагностики необходимо тщательно рассмотреть механизм полностью, выявив наиболее слабые узлы. Существует большое количество факторов появления люфта, однако их все можно отнести к единой причине – неисправному взаимодействию деталей привода управления.

Это может быть:

  • Излишне сильно протянутая рейка.
  • Изнашивание зацепа «червяка» и зубчатой планки.
  • Повреждение деталей ходовой части – ступичных подшипников, рулевых тяг, наконечников.
  • Изнашивание зубцов шестерни или зубчатой рейки.
  • Несвоевременность замены жидкости в гидравлике.

Для диагностирования может быть использован люфтомер – специальное устройство, с помощью которого возможно обнаружить зазор в рулевой рейке еще до проявления первых признаков неисправности. Когда показатели, показываемые прибором, выше нормы, проблему необходимо убрать. Вы сможете найти нормы люфта для транспортных средств в ПДД.

Зачастую дефект не удается выявить вовремя, что приводит к необходимости полной замены рулевого механизма. Если показатель люфта является чересчур низким, управлять авто становится менее комфортно. При наличии сильного зазора для управления автомобилем приходится «ловить» его, то есть постоянно крутить рулевое колесо. Самой грозной опасностью является риск потери контроля над машиной, поэтому убрать неисправность – задача повышенной важности.

Если люфтомер показывает небольшие отклонения от нормы, то с ними можно справиться самостоятельно. Однако конструкция отдельных моделей предполагает проведение ремонтных работ профессионалами в автомастерских.

Как убрать люфт в рулевой рейке своими руками

Как самостоятельно осуществить подтяжку рейки:

  1. Чтобы отрегулировать рейку и убрать люфт, подтяните регулировочный винт, который находится в торцевой крышке рулевого механизма.
  2. Используйте эстакаду яму в гараже. Если такие идеальные условия недоступны, для подтяжки рейки можно применить домкраты. Обязательно укрепите машину после подъема на упорных «козлах».
  3. Выставьте передние колеса прямо (ровно) перед подъемом кузова автомобиля с помощью домкратов.
  4. В соответствии с ГОСТом РФ люфт рулевого механизма не должен быть больше десяти градусов. Измерьте его люфтомером: существуют как современные электронные, так и примитивные приборы.
  5. Подтягивайте регулировочный винт медленно. В ходе процесса проверяйте ход руля, а также присутствие стука в колонке или люфта.
  6. Если вы считаете, что вам удалось убрать дефект, осуществите ходовое испытание. Ощутили тяжесть рулевого колеса при движении? Тогда немного ослабьте регулировочный винт.

Как убрать люфт в рулевой рейке своими руками

Вам удалось убрать проблему, если рулевое колесо беспрепятственно возвращается в центральное положение, а стук или люфт не обнаруживаются.

Как диагностировать люфт в рулевой рейке и устранить его

1. «Как определить люфт самостоятельно»

Я понял, что у меня люфтят тяги, во время замены в передних рычагах сайлентблоков. Предлагаю такой порядок действий:

  • Снимите колесо.
  • Отвинтите гайку от рулевого наконечника, с помощью которой тяга прикрепляется к поворотному кулаку. Выбейте или снимите съемником из поворотного кулака рулевую тягу.
  • Возьмитесь за тягу рукой и потихоньку двигайте ее туда-сюда вдоль оси. Мне удалось таким образом хорошо прочувствовать люфт. Слабые усилия, приложенные к тяге – гарантия того, что люфтит именно она, а не рейка.
  • Соберите все, как было.

Затем аналогично проверьте вторую тягу.

2. «Наличие люфта легко определить по свободному ходу, но надо понять, где он»

  • Для проверки наружных наконечников поставьте палец на пыльник, в то место, где наконечник входит в ступицу, затем подергайте колесо.
  • Чтобы проверить внутренний наконечник, нащупайте шарнир на удлиненном пыльнике и проделайте то же, что указано в первом пункте.
  • Люфт также может возникать из-за шаровой опоры, но когда она уже мертва, проверьте с помощью монтажки. Давите рывками, стараясь не повредить пыльник, соединение шаровой и ступицы.
  • Когда люфт дает рулевая рейка, двигаться будут оба колеса, слабина может возникать из-за выработки. Чтобы проверить, поставьте авто на яму и резко дергайте верх-вниз за рулевую тягу. Подтяните 5-10, если услышите стук справа. Руль не возвращается на рейку при движении? Тогда нужно ослабить. Учтите, регулируя, вы убираете стук, то есть зазор между верхушками зубцов червяка и рейки. Однако при этом убрать свободный ход не получится, поскольку зубцы изношены и не совпадает угол наклона. Поэтому стук возвратится спустя какое-то время.

Причина стука слева – разбитая опорная втулка, значит, нужно отремонтировать или заменить рейку.

Наличие люфта

3. «Проверка наличия люфта по принципу техосмотра»

Как убрать люфт рулевой рейки проще всего? Провести проверку как на техосмотре, когда один человек поворачивает руль в разные стороны при заглушенном моторе, а второй проверяет тяги и люфт в рейке на присутствие стуков. Люфт можно будет даже увидеть, если рулевые вконец убиты, и услышать. Чтобы его убрать, для подтяжки используйте регулировочную гайку (она, вроде бы, на 22) – контрите ее на 41. Я делал это таким образом: помощник полегоньку крутил в разные стороны руль, а я подтягивал потихоньку, как только исчезал стук – контрил. Потом заводил двигатель и немного проезжал, проверяя, как работает усилок, возвращается ли рулевое колесо самостоятельно после поворота. Это важно, ведь при перетяжке (что можно тут же услышать по работе усилителя) гидрач быстро сломается. Все это несложно, при желании не бойтесь заниматься регулированием самостоятельно, чтобы убрать дефект.

4. «Я регулировку сделал один на даче и с дачи ехал совсем на другой машине»

Убрал вентилятор и кожух, после этого смог увидеть регулировочный узел рулевой рейки. Сам сделал ключ, приварив к пластинке гайку на 27 (гайка с юбкой) и изогнув немного пластинку.

Не обтачивал ничего. Пометил краской, контргайку открутил с помощью зубила, которое перед этим нарастил, приварив часть круглой арматуры. Чтобы убрать люфт, установил ключ, затем повернул его вправо до упора, чуть-чуть отпустил и законтрил. Если судить по метке, я повернул регулировочную гайку примерно на 35-40 градусов.

Несколько дополнений по замене рулевой рейки

5. «Несколько дополнений по замене рулевой рейки»

Изучив посты на форуме о замене втулки рулевой рейки, решил действовать. Снял чехол со стороны втулки, увидел, что она в плохом состоянии и подлежит замене. Хочу посоветовать:

  • Начиная ремонт, чтобы убрать люфт, удостоверьтесь, что причина в самой втулке, а не в недостаточной подтяжке регулировочной гайки на ней.
  • Самый простой вариант – под подрамник поставить домкрат. Практически до конца выкрученных гаек было недостаточно для выхода рейки.
  • Метки на гайке не помогут убрать дефект, поскольку в любом случае выкрутить ее нужно будет до упора.
  • Мне не удалось вытащить вал, пока я не ослабил регулировочную гайку на рейке.
  • Износ вала был значительным там, где он ходит по втулке. К тому же я обнаружил на нем ржавчину, поэтому пришлось воспользоваться наждачной бумагой.
  • Чтобы убрать неисправность, гайку проще всего регулировать вдвоем и на собранном авто: один крутит рулевое колесо, другой закручивает, пока не исчезнет стук в рейке и не появится небольшое усилие на руле. Обратите внимание, стабилизатор нужно открутить от стоек.

  • Хотите убрать стук? Сразу же поменяйте резинки стабилизатора. Убедился в этом на собственном опыте: думал, все стуки из-за рейки, а оказалось, что стучат также и они.

Заменив втулки сбора рейки, покатался на авто. В результате понял: стуки убрать не удалось. Тогда принял решение подтянуть регулировочную гайку на рейке. Хочу заметить, что ранее сделал неправильно – гайку выставил в том же положении, в каком и скрутил. Подтянув регулировочную гайку, прокатился на авто. Убедился, что получилось убрать почти все стуки, кроме идущих от резинок стабилизатора.

Результатом доволен – рейка совершенно не стучит. В том, что стучат резинки стабилизатора при наезде под углом на лежачих полицейских, виноват сам. Нужно было поменять их заодно, когда проделывал предыдущие операции, чтобы убрать неисправность.

Ремонт рулевой рейки

Ремонт рулевой рейки: этапы и особенности

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Устройство рулевой рейки
  • Виды и принцип работы рулевых реек
  • Признаки и причины неисправности рулевой рейки
  • Этапы ремонта рулевой рейки
  • Мнение автовладельцев о ремонте рулевых реек

Ремонт рулевой рейки становится насущной необходимостью, когда легкие стуки при езде по неровностям превращаются в настоящую долбежку даже при наезде на маленький камешек, а управление ватным и непредсказуемым.

Конечно, можно просто купить новую рейку, но ремонт обходится намного дешевле, и хватает его надолго. Не стоит путать его с регулировкой, это разные процедуры. Из нашего материала вы узнаете, как выявить признаки неисправности детали и как осуществляется квалифицированный ремонт рулевой рейки.

Устройство рулевой рейки

Устройство рулевой рейки

Рулевая рейка включает в себя следующие элементы: механизм типа «шестерня-рейка», к которому подсоединены рулевые тяги, рулевая колонка, карданный вал и непосредственно руль. От него усилие передается валом рулевой колонки, а также карданным валом с муфтой на шестерню механизма, а затем на зубчатую рейку. Перемещение рейки через рулевые тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами передается на поворотные рычаги стоек передней подвески.

Из чего состоит рулевой механизм: рабочая пара шестерни и рейки с косозубым зацеплением, которая находится в трубообразном картере, подшипниковые опоры шестерни, поджимное устройство, грязезащитные чехлы.

Карданный вал включает в себя два карданных шарнира, также есть упругая муфта, чтобы не допустить передачу на руль ударов во время езды по плохой дороге. Карданные шарниры являются неразборными.

Когда происходит сборка, в подшипники крестовины шарниров закладывают смазочный материал, его не требуется добавлять со временем. Рулевая колонка представляет собой трубу, внутри нее на двух подшипниковых опорах находится рулевой вал. На его верхнем конце есть конус, шлицы и резьба, чтобы установить руль.

Рулевые тяги идентичны, единственное отличие – взаимная ориентация наконечников. Тяги имеют наружный и внутренний наконечник, которые соединены регулировочной муфтой. Чтобы можно было выбирать необходимую длину и менять сход колес, тяги делают регулируемыми.

Виды и принцип работы рулевых реек

1. Механические рулевые рейки

Механические рулевые рейки

Перемещение механизма механических рулевых реек осуществляется благодаря усилию, с которым человек поворачивает рулевое колесо. А это делает машину менее маневренной. Более того, во время езды происходит передача ударов от подвески на руль. Поэтому, чтобы управлять авто с механической рулевой рейкой, водитель прикладывает значительные усилия.

2. Рулевые рейки с ГУР

Гидравлический усилитель руля включает в себя насос, распределитель, рабочий цилиндр, масляный бак, а также соединительные шланги.

Когда мотор запущен, насос всасывает смазку из бака, нагнетает ее в золотниковый распределитель. Этот механизм позволяет дозированно подавать масло в рабочий цилиндр слева либо справа от поршня (зависит от того, куда крутится рулевое колесо). Благодаря масляному давлению поршень и рейка перемещаются, в результате колеса поворачиваются. Человеку, управляющему автомобилем, нужно приложить небольшие усилия, чтобы повернуть руль, даже когда машина не двигается.

Рулевые рейки с ГУР

Управляет распределителем торсион, это пружинистый железный стержень, установленный на рулевой вал и соединенный с золотниковым клапаном. Если рулевое колесо в нейтральном положении, золотник распределителя перекрывает подающие каналы, поэтому смазка утекает снова в бак. Если же руль вращается, происходит скручивание торсиона, он поворачивает внутреннюю часть золотникового клапана. Это приводит к открытию дозирующих каналов распределителя, и смазка попадает в рабочий цилиндр.

С увеличением угла поворота рулевого колеса происходит более сильное закручивание торсиона. В результате пропускная способность каналов распределителя увеличивается, так же как и усилие, прикладываемое к рулевой рейке.

Если руль повернут в крайнее левое или правое положение, происходит срабатывание предохранительных клапанов. С их помощью сбрасывается масляное давление, чтобы не допустить выхода из строя ГУР.

Помните о том, что, если у вас машина таким механизмом, чтобы не допустить поломку, не оставляйте вывернутыми колеса, регулярно проверяйте уровень масла в баке, при необходимости меняйте его.

3. Рулевые рейки с ЭУР

Если на вашем авто установлен электроусилитель руля, управлять машиной будет легко. Этот механизм компактный, поэтому потребление горючего уменьшится, особенно если сравнивать с гидроусилителем. В последнем случае насос непрерывно функционирует, если мотор запущен, электропривод включается, лишь когда водитель поворачивает.

Как функционирует рулевое управление с электроусилителем: во время совершения маневра торсион передает усилие от руля на рулевой механизм. Датчик крутящего момента сигнализирует о величине усилия в ЭБУ (электронный блок управления), сюда же поступают данные от датчиков коленвала, угла поворота руля и скорости (ABS). Как только информация будет обработана, создается управляющий сигнал, запускающий электродвигатель, расположенный на рулевой рейке.

Рулевые рейки с ЭУР

Управление автомобилем с электроусилителем руля имеет свои особенности:

  • когда маневр совершается на небольшой скорости, электродвигатель получает сигнал на создание наибольшего крутящего момента, поэтому водителю комфортно управлять машиной;
  • если же авто поворачивает на большой скорости, электродвигатель выдает небольшой крутящий момент, поэтому руль «наливается»;
  • как только авто перестроится, электронный блок управления подает команду, чтобы колеса вернулись в среднее положение;
  • при езде ЭБУ отслеживает, насколько колеса отклоняются от среднего положения из-за отличия давления в покрышках либо их неравномерного износа, бокового ветра и прочих факторов, а затем сигнализирует электродвигателю о том, какая траектория движения авто будет правильной;
  • так как одна шестерня вращается при поворотах рулевого колеса, даже если электропривод сломается, вы сможете ехать на машине.

На современных авто все чаще устанавливают электроусилитель руля, который по своим характеристикам намного превосходит ГУР.

Этапы ремонта рулевой рейки

Этапы ремонта рулевой рейки

Ремонт рулевых реек ГУР или ЭУР невозможно провести без специального оборудования. Кроме того, автомеханик должен быть опытным, так как восстановить механизм непросто. Чтобы починить рулевой рейку, требуется выполнить несколько шагов в такой последовательности:

  • Разбираем механизм, очищаем элементы, находим поломку.
  • Если часть деталей нельзя восстановить, устанавливаем новые.
  • Очищаем и осматриваем зубчатый вал.
  • Устанавливаем новые сальники, пыльники, кольца.

Важно проводить ремонтные работы в чистом помещении, где нет пыли. При попадании загрязнений в механизм сальники выйдут из строя раньше положенного срока, в результате начнутся протечки. Оптимальное решение – зафиксировать рейку в тисках, также можно положить ее на картонный лист.

Важно! Нельзя зажимать механизм в тисках с большим усилием, поскольку рейка сделана из хрупкого алюминия, может образоваться трещина либо произойдет деформация.

Как разбирать механизм, если вы решили сделать ремонт рулевой рейки своими руками

  • Убираем хомуты, стягиваем пыльники рулевых тяг.
  • Фиксируем рейку, откручиваем рулевые тяги с помощью рожкового ключа, для которого на резьбовой муфте сделаны проточки.
  • Откручиваем контргайку, а также гайку регулировочного механизма, убираем из посадочного гнезда шайбы, прижимную втулку.
  • Откручиваем корпус либо гайку приводного вала. Скорее всего, для выполнения этой работы потребуется специальный ключ. А затем вытаскиваем вал из корпуса.
  • Достаем зубчатый шток рейки.
  • Из корпуса механизма убираем уплотнительные манжеты, втулки, а также фторопластовые кольца.

Рекомендация: прежде чем разбирать рейку, важно сделать пометки того, как расположен зубчатый шток, также нужно измерить, насколько сильно он выступает из корпуса с обеих сторон. Если этого не сделать, при сборке механизма возникнут проблемы. Отметьте положение регулировочной гайки, а затем посчитайте витки, когда будете откручивать ее. Тогда вы сможете установить прижимную втулку правильно.

Большинство автомобилистов при возникновении поломки отправляются в сервисный центр. Дело в том, что даже просто демонтировать этот элемент своими руками бывает проблематично. Однако, если поломка несерьезная, можно попробовать устранить ее своими руками. Для этого действуйте следующим образом:

  • Выполните замену резинового пыльника, если он порвался. Если сразу же обнаружить данную поломку, можно сохранить реечный механизм в исправном состоянии. Главное сразу же установить новый кожух на эстакаде. Помните о том, что все элементы под пыльником следует очистить от загрязнений.
  • Устраняем течь гидравлической жидкости на патрубках: удалив из системы жидкость, устанавливаем новые шланги.
  • Заменяем наконечники рулевых тяг. Вы поймете, что шаровые пальцы изношены, если появится люфт и посторонние звуки.
  • Устанавливаем новую крестовину рулевого вала, если она разбита.
  • Выполняем подтяжку либо замену ремня, который вращает шкив гидронасоса. Если ременная передача будет проскальзывать, усилитель станет работать хуже, вы не сможете вращать рулевое колесо.

Благодаря конструктивным особенностям рейки можно отрегулировать зазоры в передаточном узле. Если шестерни не сильно изношенны, люфт получится устранить, если подтянуть регулировочные винты. Не рекомендуется производить эту работу своими силами, поскольку, если вы не оставите зазоров, случится мгновенный износ зубчатой передачи.

Если причина неисправности внутри корпуса реечного механизма, своими руками ликвидировать стук не получится, только если у вас есть опыт работы в автосервисе. Какие внутренние поломки встречаются чаще всего:

  • поломка зубьев на рейке или рулевом валу;
  • подшипники люфтят;
  • сальники разгерметизировались;
  • произошел кольцевой износ втулок и цилиндров;
  • вал или рейка деформировались из-за того, что машина наехала на выбоину, в результате чего механизм повредился.

Ряд неисправностей получится устранить с помощью ремонтных комплектов на СТО. Не рекомендуется выполнять отдельную замену вышедших из строя элементов зубчатой передачи. Оптимальное решение – заменить рейку.

Мнение автовладельцев о ремонте рулевых реек

  1. Ремонтировать дорого.

    «Цена ремонта рулевых реек высокая, конечно, можно и восстановить механизм, однако тогда придется заплатить крупную сумму. Но дешевле будет установить контрактный».

  2. Работаю на СТО – ремонт реек возможен.

    «Так как много лет тружусь автомехаником, с уверенностью могут утверждать, что есть неплохие шансы отремонтировать этот механизм. Главное обзавестись ремкомплектом и иметь опыт проведения таких работ.

    Не всегда достаточно просто подтянуть регулировочный ролик. У рейки имеется допустимый люфт, его пределы знает только механик, изучивший допуски. Во время замены деталей с использованием ремкомплекта может потребоваться установить новый вал, а его нет в продаже, поэтому придется покупать его в Японии под заказ.

    Если говорить про контрактные рейки, здесь никто не дает гарантии качества механизма. Вы можете приобрести рейку с теми же проблемами, что и у вас, и при этом не понятно, как она хранилась. Кроме того, можно купить «ребилд», то есть старую рейку, которую перебрали, установили новые элементы вместо изношенных. В итоге вам продают готовую рейку, кто сталкивался с таким, тот поймет. Также специалист должен правильно установить этот механизм. Чтобы не возникло проблем в дальнейшем, обращайтесь только к проверенным мастерам и покупайте качественные запчасти».

  3. Регулировать тоже нужно правильно.

    «Причина того, что рейка стучит в области рулевого колеса, заключается в том, что прижимная пружина, расположенная под регулировочной гайкой, ослабла. Чтобы устранить проблему, устанавливаем новую пружину либо подкладываем под старую шайбу, если у нее свободный ход. С помощью этих простых манипуляций устранили стук на Nissan и Honda. Чтобы проверить работу механизма, нужно с силой дернуть рулевую тягу вдоль движения авто.

    Неисправность не получится ликвидировать, просто затянув гайку. И потом, нужно знать момент, с которым затягивать, эти данные указаны в мануале. После затяжки нужно открутить на 30ᵒ. Важно, чтобы пружина не зажалась. Гайка зажимает рейку не через пружину. Я не доверяю ремонт своего авто неопытным механикам в автосервисах, которые не хотят делать свою работу правильно. У них всегда одно решение: установить контрактную запчасть, которая ничуть не лучше моей, вышедшей из строя».

Отзывы автовладельцев о замене рулевой рейки

  1. Что лучше: замена рулевой рейки или ремонт?
  2. «На моем «Киа» выгоднее заменить на качественную неоригинальную рейку, чем отремонтировать. Откатал уже 50 тысяч километров, никаких проблем».

  3. Стоит ли менять рейку?
  4. «Чтобы понять, получится ли отремонтировать рейку, необходимо осмотреть механизм. В ряде ситуаций нецелесообразно проводить ремонт. Лучше всего установить контрактую деталь, проточить и отполировать рейку, то есть, что внутри корпуса».

  5. Развал/схождение после замены.
  6. «Если меняли рейку, то наверняка снимали старые наконечники и устанавливали новые. Кроме того, рулевую рейку производят по простой технологии, без компьютера. Поэтому регулировка и физические параметры будут отличаться. В рейке много деталей, при производстве которых есть разные допуски по габаритам. Плюс качество сборки может быть не самое лучше. Чтобы избежать проблем, развал/схождение нужно сделать».

  7. Ремонт нецелесообразен.
  8. «Прежде всего устанавливаем причину поломки. Если обнаружили, что выработка есть на зубцах рейки в среднем положении руля, не имеет смысла подтягивать. Все равно будет «закусывать» в крайних, невыработанных, положениях. Максимум, что удастся сделать, – снизить люфт. Отремонтировать получится, только если нужно просто заменить сальники, карданный вал, убрать люфт в наконечниках».

  9. Нужна ли замена рулевой рейки, если появился стук?
  10. «Стук со стороны рулевого колеса появляется потому, что с течением времени ослабевает прижимная пружина, она находится под регулировочной гайкой.

    Чтобы устранить неисправность, придется заменить пружину либо подложить шайбу под нее, если ход свободный. По такой технологии удалось отремонтировать механизм на Nissan, Hond, стук исчез».

Выполнить замену рулевой рейки получится даже у новичка. Не нужно обладать большим опытом, чтобы справиться с этой работой. Главное придерживаться вышеописанного алгоритма действий, не нарушая последовательность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *