Ремонт зарядного устройства кедр 10 авто

ABC

Сообщения: 270
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 06:54
Откуда: Москва
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 3 раза

Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


28 ноя 2020, 21:53

Уважаемые коллеги, прошу содействия в ремонте зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.).

Аппарат имеет два режима зарядки :
— автоматический и
— цикл (десульфатация, заряд-разряд)
Сейчас аппарат штатно работает только в режиме «цикл», а в автоматическом режиме работать не хочет — не включается (для включения он к тому же должен быть обязательно подключен к заряжаемому аккумулятору , напряжение на котором не менее 10в.).
Все диоды, транзисторы и стабилитрон проверены без выпайки и на первый взгляд исправны.

Буду признателен, если кто из специалистов подскажет какая логическая цепь на прилагаемой схеме отвечает за работу устройства в автоматическом режиме. Или можно просто указать какую микросхему (ы) следует заменить, если это для специалиста очевидно (DD4 , наверное, первая под подозрением).

Изображение


Аватара пользователя

old_hippie

Сообщения: 19046
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 353 раза
Поблагодарили: 539 раз

Re: Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


28 ноя 2020, 22:54

Генератор на счётчике надо проверить (ноги 9, 11, 12) и окисленность потенциометров (особенно R19) — они пороги настраивают.

При нажатии на «автомат», на третьей ноге счётчика должен сняться ресет (третья нога, уйти в ноль) и он должен начать генерировать импульсы.

То, что меньше десяти не стартует — это нормально. Ибо меньше 10 считается трупом.

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко


Аватара пользователя

FAI4

Сообщения: 13599
Зарегистрирован: 07 сен 2014, 20:33
Откуда: Брянск
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 322 раза

Re: Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


28 ноя 2020, 23:27

может просто переключатель режимов не работает (ТМ2)
Проверить изменение напряжения на 1 и 2 выводах DD4.1 при нажатии кнопок SA1 / SA2.

Электролит здесь есть по питанию (должен быть параллельно VD6)?
Не высох ли он?

Не забывайте Закон Ома


Аватара пользователя

old_hippie

Сообщения: 19046
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 353 раза
Поблагодарили: 539 раз

Re: Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


28 ноя 2020, 23:34

FAI4 писал(а):может просто переключатель режимов не работает (ТМ2)
Проверить изменение напряжения на 1 и 2 выводах DD4.1 при нажатии кнопок SA1 / SA2.

Электролит здесь есть по питанию (должен быть параллельно VD6)?
Не высох ли он?

Логика высокопороговая, похоже, конденсаторов по питанию нет.

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко


ABC

Сообщения: 270
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 06:54
Откуда: Москва
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


28 ноя 2020, 23:59

электролитов в схеме нет.
кнопки режимов обрезиненные, как на пультах ТВ, вроде все нормально. надо было бы поменять их местами и проверить, но не догадался.
Подстроечники не трогал, чтобы не сбить настройки, но проверить надо, согласен.


Аватара пользователя

old_hippie

Сообщения: 19046
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 353 раза
Поблагодарили: 539 раз

Re: Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


29 ноя 2020, 00:18

ABC писал(а):электролитов в схеме нет.
кнопки режимов обрезиненные, как на пультах ТВ, вроде все нормально. надо было бы поменять их местами и проверить, но не догадался.

Триггер в обычном RS режиме.

При нажатии Цикл на первой ноге — единица, на второй — ноль.
При нажатии Автомат — на первой ноль, на второй — единица.

Когда на второй ноге ноль, со второго триггера снимается Ресет, и он начинает реагировать на импульсы на входе С (11 нога). Импульсы идут от схемы совпадения, которая берёт их со счётчика (который для этого должен генерить).

Подстроечники не трогал, чтобы не сбить настройки, но проверить надо, согласен.

Разумеется, проверить, а не крутить сразу. =)

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко


ABC

Сообщения: 270
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 06:54
Откуда: Москва
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


29 ноя 2020, 09:58

old_hippie , спасибо.

Правильно я понял, что в режиме «автомат» кроме DD4.2 остальная часть схемы является общей для обоих режимов и т.к. режим «цикл» работает, можно предположить, что она исправна? Или есть еще какой-то участок цепи (микросхема), обеспечивающий работу режима «автомат» и не участвующий в работе в режиме «цикл»?
И уточните пожалуйста, по номерам элементов на схеме:
«Импульсы идут от схемы совпадения (номера элементов на схеме?), которая берёт их со счётчика (DD3 ?)(который для этого должен генерить)»


Аватара пользователя

old_hippie

Сообщения: 19046
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 353 раза
Поблагодарили: 539 раз

Re: Ремонт Зарядного устройства «Кедр авто» (1993г.)


29 ноя 2020, 17:14

ABC писал(а):old_hippie , спасибо.

Правильно я понял, что в режиме «автомат» кроме DD4.2 остальная часть схемы является общей для обоих режимов и т.к. режим «цикл» работает, можно предположить, что она исправна?

Весьма вероятное предположение.
Навскидку, глядя на схему, так оно и есть.

И уточните пожалуйста, по номерам элементов на схеме:
«Импульсы идут от схемы совпадения (номера элементов на схеме?), которая берёт их со счётчика (DD3 ?)(который для этого должен генерить)»

На счётчике встроенный генератор на ногах 9, 11, 12. Он и его обвеска — под подозрением. Когда на выходах 4 и 5 счётчика одновременно получаются единицы, DD2.2 вырабатывает импульс в ноль, который дифференцируется С3 и перекидывает триггер DD4. (Триггер не будет перекидываться, если расстроен порог, задаваемый R19).

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко













Форум РадиоКот • Просмотр темы — Кедр Авто 10 1991г.в.






Ремонт зарядного устройства кедр 10 авто






Зарядное устройство является абсолютно необходимым прибором в хозяйстве любого автовладельца. Зарядники позволяют проводить обслуживание аккумулятора – от возобновления запаса энергии до проведения десульфатации АКБ (в зависимости от исполнения), а если есть пуско-зарядное устройство, то от него можно завести автомобиль. Как и любые электронные блоки, эти приборы иногда выходят из строя. При определенных условиях произвести ремонт неисправного ЗУ автомобильного аккумулятора можно самостоятельно.

Самые частые поломки и их диагностика

Наиболее очевидный признак поломки – при включении в сеть и подключении АКБ зарядник не подает признаков жизни:

  • не горят индикаторы;
  • стрелочные вольтметры (если имеются) не показывают уровень выходного напряжения;
  • устройство не реагирует на манипуляции органами управления (нажатие кнопок, щелканье тумблерами и т.п.).

Во многих случаях проблема кроется в сетевом шнуре или предохранителях. У многих зарядных устройств предохранители находятся внутри корпуса. Чтобы до них добраться, надо снять крышку. Иногда их может не быть вообще, несмотря на то, что на схеме они указаны.

Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Предохранители внутри прибора «Кедр» не обнаружены.

Если устройство реагирует на включение в сеть, но при подключении аккумулятора не индицируются ни напряжение, ни ток, есть основания предполагать выход из строя силовой части (хотя проблема может быть в схеме управления). Надо заметить, что первичная диагностика больше применима к ЗУ, построенным по линейной схеме. У импульсников одно и то же внешнее проявление проблемы может быть вызвано совершенно разными неисправностями, поэтому лучше сразу приступать к разборке и проверке схемы.

Советы по самостоятельному ремонту

Поиск неисправностей и ремонт ЗУ — процесс творческий, неисправность может крыться в чем угодно, поэтому пошаговую инструкцию по ремонту привести невозможно. Но можно разобрать общие принципы.

Чтобы продиагностировать и отремонтировать ЗУ, надо представлять его устройство. Зарядники строятся по двум схемам:

  • линейные;
  • импульсные.

У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.

Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Структура линейного ЗУ.

Зарядники линейного типа построены относительно просто:

  • 220 вольт поступает на силовой трансформатор, который снижает сетевое напряжение;
  • вторичное напряжение выпрямляется управляемым выпрямителем (обычно строится на тиристорах, но бывают и на мощных транзисторах);
  • схема управления задает режимы работы ЗУ (выполняется как на дискретных элементах, так и на микроконтроллерах;
  • измерительные приборы, индицирующие ток и напряжение (вольтметра может и не быть – ток важнее).

Выходного фильтра в линейных зарядниках, как правило, нет – для зарядки АКБ это не нужно.

Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Схема линейного зарядного устройства «Кедр-авто».

По подобному принципу построено зарядно-подзарядное устройство «Кедр-авто». При включении в сеть должен быть слышен негромкий низкочастотный рокот и ощущаться легкая вибрация. Если этого нет, надо проверить напряжение 220 VAC в точках 1 и 2. Если его нет, надо искать в сетевом шнуре и предохранителях. Если напряжение есть, высока вероятность выхода из строя силового трансформатора. Если все в порядке, проверяется наличие низкого переменного напряжения в точках 3 и 4. Если оно есть, то на этом диагностика силового трансформатора закончена.

Дальше проверяется силовая часть. Тиристор испытывается тестером в режиме прозвонки диодов. В обычном состоянии сопротивление в обе стороны должно быть большим – прибор заперт. Но если плюсовым щупом тестера коснуться одновременно анода и управляющего электрода, то тиристор откроется, и мультиметр покажет какое-то сопротивление. Это означает исправность вентиля.

Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Проверка исправности тиристора.

Если силовой трансформатор и ключевые элементы исправны, значит, вопрос в схеме управления. В разных моделях зарядников используются различное построение таких устройств, поэтому общие рекомендации дать невозможно. В каждом конкретном случае надо разбираться самостоятельно. Если схема собрана на дискретных элементах, шансы на успех есть. Если зарядник управляется микроконтроллером, починить ЗУ вряд ли удастся. Заменить микросхему несложно, а вот найти прошивку – тяжело.

Если не работает зарядное устройство, выполненное по импульсной схеме, то помимо приборов потребуется определенный уровень знаний и квалификация — такие устройства значительно сложнее.

Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Структура импульсного зарядника.

В таком приборе напряжение сети:

  • проходит через сетевой фильтр;
  • выпрямляется и фильтруется;
  • с помощью инвертора, управляемого от отдельной схемы, нарезаются импульсы амплитудой около 300 вольт и частотой несколько килогерц/десятков килогерц;
  • импульсы трансформируются понижающим трансформатором;
  • далее пониженное напряжение выпрямляется и фильтруется (фильтр служит здесь не только для сглаживания напряжения, но и для ликвидации части выбросов с высокой амплитудой – аккумулятор их не любит);
  • через цепи обратной связи и схему управления происходит задание режима работы (стабилизация тока, стабилизация напряжения, тренировочный цикл и т.п.).

Основные принципы поиска неисправности можно рассмотреть на примере зарядного устройства ЗУ-3000.

Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Схема импульсного зарядного устройства «АСТРО» ЗУ-3000.

В первую очередь надо проверить переменное напряжение на входе диодного моста (после резисторов R1 и R2). Там должно быть 220 VAC. Если нет – надо проверять последовательно:

  • исправность предохранителя;
  • сетевого шнура и вилки;
  • элементов входного фильтра (в первую очередь терморезистора).

Если все в порядке, то проверяется напряжение на выходе моста (на конденсаторах С2, С3, С4). там должно быть около 300 вольт DC. Если нет – проверяется исправность диодов моста VD1-VD4, потом конденсаторы С2, С3, С4. Если и там все ОК, осциллографом надо убедиться в наличии импульсов на выходе D сборки DA1. Если их нет, есть основания подозревать выход из строя силового трансформатора или контроллера ШИМ TOP225YN. Если и здесь все нормально, проверяются вторичные цепи – выпрямитель, фильтр, обратная связь. Если неисправен контроллер AtTiny-26, шансы успешно отремонтировать прибор невелики.

Тест на исправность

Выше упомянуто, что многие зарядники не включаются при отсутствии подключенного аккумулятора. Для тестирования ЗУ после ремонта, если нет полной уверенности в исправности прибора, желательно взять аккумулятор, который не жалко – потерявший емкость и т.п. Подключив такую батарею к заряднику, надо проверить уровень напряжения на клеммах ЗУ. Оно должно быть примерно 14-15 вольт. Если оно существенно больше или меньше, либо уровень нестабилен, зарядник неисправен.

Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Проверка ЗУ под нагрузкой.

При этом надо контролировать и силу тока (это можно сделать по штатному амперметру). Она должна быть в пределах 0,1 от емкости АКБ (если батарея не очень разряжена). Верность данных встроенного прибора можно проверить внешним амперметром (например, мультиметром).

Стоит ли самому чинить и где можно отремонтировать

Зарядное устройство является достаточно сложным прибором, и визуально обнаружить дефект удается далеко не всегда. К тому же, если даже обуглившийся элемент и найден, причина может быть в другом компоненте. Замена сгоревшей детали приведет лишь к повторению аварии. Поэтому для самостоятельного ремонта потребуются как минимум знания электроники и общие понятия о принципах построения зарядников. Также нужен минимальный приборный парк – мультиметр, а в некоторых случаях и осциллограф. Если какой-то из этих факторов отсутствует, за починку лучше не браться. Также нет особого смысла ремонтировать зарядники, где неисправность обнаружена в намоточных элементах (трансформаторах, дросселях), если нет прибора-донора. Перемотать их «на коленке» с заводским качеством не получится, особенно в устройствах импульсного типа.

Для наглядности рекомендуем тематических видеороликов.

Для ремонта можно обратиться к специалистам. И лучше всего, если есть возможность отнести или отправить неисправный зарядник в официальный сервисный центр. Если такой возможности нет, можно поискать специалиста в интернете – на досках объявлений или специализированных форумах. Также можно обратиться к знакомым или соседям по гаражу. Но если ЗУ попадет в руки самоучек, риск некачественного ремонта возрастает многократно.

самовар вне форума


Наладка зарядки «КЕДР-АВТО»

Нашёл на свалке зарядное устройство «КЕДР-АВТО», позарился на корпус, а потом смотрю: у него и трансформатор целый и плата на месте, только амперметр отсутствовал.
Предыдущие хозяева почему то отсоединили плату управления, поставили два диода и сделали примитивный выпрямитель. Я решил восстановить зарядку.
Всё подсоединил по схеме, подал напряжение (плата управления берёт напряжение с заряжаемого аккумулятора), но амперметр показывал ноль. Проверил все микросхемы и транзисторы, тиристоры — всё рабочее, но зарядка не работает. Начал понимать почему старые хозяева так упростили это устройство…
Пришлось полезть в справочники, что бы разобраться в логике цифровой части схемы.
После «разбора полётов» пришёл к поразительному для меня выводу — данная схема вообще не работоспособна. Недоумённо чесал затылок и думал — зачем люди продавали заведомо не работоспособное устройство? Хотя год выпуска был 1991 — времена лихие, всякое могло быть…
Суть неполадки в том, что на тиристоры подавался очень короткий открывающий импульс (из-за дифференцирующей цепочки С2 и R15+ параллельно входное сопротивление DD1.2 и DD4.1)и они были открыты только один полупериод. В режиме «цикл», импульсы длительностью несколько секунд исправно шли с выводов 4 и 5 счётчика DD2 176ИЕ5, суммировались DD3.2 и через инвертор DD4.3 подавались на С2, где превращались в очень короткий положительный всплеск. Следующий импульс приходил не раньше чем через десяток секунд. Разумеется, что это не давало необходимого зарядного тока. Увеличив ёмкость С2 до 100 мкФ я добился высокого потенциала на выводе 4 DD4.2 в течение всего времени управляющего импульса. Зарядный то пошёл…, но только в режиме «цикл». В режиме «авто», когда происходит автоматическая зарядка аккумулятора, счётчик DD2 на выводах 4 и 5 импульсы выдавать наотрез отказывался. Соответственно тиристоры вообще не открывались.
Причина была в том, что в этом режиме высокий уровень на выводе 2 DD1.2 и соответственно на выводе 3(R) DD2 запрещал работу счётчиков на выводах 4 и 5. При этом импульсы с частотой около 2 Гц с вывода 1 DD2 шли исправно. Что бы разрешить работу счётчиков, надо на вывод 3 DD2 подать «0», для этого я его отрезал от цепочки 2(DD1.2) — 9(DD3.3) и посадил на землю. Низкий уровень на выводе 1 DD1.2 и соответственно низкий уровень на выводе 10 (R) DD1.2 разрешал работу узла слежения за напряжением заряда на этой микросхеме. Величина напряжения заряда через делитель R8-R4,R5 подавалась на вывод 9 DD1.2 информация с которого считывалась при каждом положительном импульсе приходящем на тактовый вход 11 DD1.2. При превышении на выводе 9 уровня +4 вольта, триггер DD1.2 перебрасывался и на выводе 13 появлялся высокий уровень, а на выводе 12 — низкий. Низкий уровень на 12 выводе открывал диод VD2 и запрещал работу инвертора И-НЕ DD4.1 что приводило к отключению тиристоров. Высокий уровень на выводе 13 разрешал работу инвертора DD3.4 и он начинал выдавать импульсы с частотой 1-2 Гц приходящие на его вывод 12 с DD2. Эти импульсы приходили на DD3.3, работу которого разрешал высокий уровень на выводе 9 в режиме «автомат». Это, в свою очередь, приводило к периодическому открыванию и закрыванию VT1, что вызывало мигание HL1. Всё, на этом заряд аккумулятора прекращался.

Ремонт зарядного устройства кедр 10 авто












Форум РадиоКот • Просмотр темы — Настройка зарядного устройства Кедр Авто






Ремонт зарядного устройства кедр 10 авто






Читайте также:  Ремонт авто при наступлении страхового случая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *