Стоимость авто меньше стоимости ремонта

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

От добра добра не ищут. И очень яркая поговорка про обсуждаемую нами ситуацию. Пойдя однажды навстречу человеку, указав в договоре купли-продажи заниженную стоимость машины, можно поплатиться за это потерей денег из собственного кармана. Но не всё так печально, ведь речь идёт о справедливости закона 2023 года, и ниже мы выясним, чем может грозить для покупателя фиктивная неполная сумма сделки в ДКП, зачем её вообще занижать и, главное, что делать, если вы уже оформили документ с меньшей ценой автомобиля, и в данный момент времени вам требуется вернуть уплаченные деньги. Мы также приведём актуальную судебную практику по нашему вопросу.

Почему страховые занижают выплаты в 2023 году?

Вначале пару слов о ситуации на рынке страхования. Почему занижение страховых выплат по ОСАГО стало нормой в 2023 году? Виной тому сразу несколько факторов, которые влияют на итоговую сумму возмещения потерпевшим в ДТП.

Ниже перечислим эти факторы:

Также следует помнить, что современное ОСАГО – это, по сути, частичное страхование. Выплаты по полису не покрывают ущерба полностью, и всё дело в калькуляции с вычетом износа. Потерпевший получит от страховой лишь часть фактических расходов на восстановительный ремонт автомобиля. И в большинстве случаев потребуются дополнительные вложения: от самого потерпевшего или со стороны того, кто оказался виновником ДТП.

Стоимость авто меньше стоимости ремонта

В настоящем деле я представлял интересы ответчика, которому был заявлен иск о взыскании стоимости восстановительного ремонта после ДТП, произошедшему по его вине.

Размер ущерба превышал лимит ответственности страховой компании по договору ОСАГО — 120000 рублей. Таким образом, сумма ущерба сверх данного лимита должна быть взыскана с виновника аварии.

В соответствии с п.63 Правил ОСАГО размер страховой выплаты, в случае причинения вреда имуществу потерпевшего, определяется в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая.В данном случае мы посчитали, что цена иска существенно завышена, поэтому в суде было заявлено ходатайство о проведении дополнительной автотехнической экспертизы.

Перед экспертом были поставлены следующие вопросы: рассчитать стоимость восстановительного ремонта поврежденного авто; рассчитать среднерыночную стоимость автомобиля на момент ДТП; если дальнейшее восстановление автомобиля нецелесообразно и (или) превышает его фактическую стоимость, то произвести расчет стоимости годных остатков.

В результате экспертизы было установлено, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 207236 рублей, среднерыночная стоимость составляет 150900 рублей, стоимость годных остатков 23165 рублей.

Таким образом, с моего доверителя была взыскана стоимость материального ущерба 7735 рублей, расходы на проведение экспертизы 5000 рублей, судебные издержки 1279 рублей, (в общей сумме 14014 рублей. В остальной части иска было отказано.

В свою очередь мы взыскали с истца судебные расходы на проведение дополнительной экспертизы, расходы на юриста, оформление доверенности, пропорционально той части исковых требований, в которой истцу было отказано, в общей сумме 12279 рублей.

Решение суда по настоящему делу не обжаловалось и вступило в законную силу.

Ниже прилагаю документы по делу.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком «»

Что делать, если страховая выплатила мало по ОСАГО?

Закон отводит страховщику 20 дней на выплату страхового возмещения по ОСАГО. Столько же даётся и на выдачу направления на ремонт в СТОА.

Выплата вместо ремонта полагается при одном из условий пункта 16.1 ст. 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО. Например, если затраты на восстановление ТС превышают максимальный размер страхового возмещения. Или если в договоре ОСАГО изначально прописано условие возмещения вреда деньгами. Но страховая может сама предложить вам выплаты вместо ремонта – по соглашению.

Итак, у вас на руках ответ СК или вас не устраивает размер выплат по ОСАГО – и далее мы рассмотрим пошаговую инструкцию, что делать:

Шаг 1. Заявление на выдачу результатов осмотра или экспертизы

Первым делом нужно разобраться, почему вам перечислили такую маленькую сумму? Чтобы прояснить картину, нужно иметь перед глазами расчёты. Их у вас нет. Зато они есть у страховой – ведь как-то они насчитали эту, а не другую сумму.

Напишите заявление в адрес страховщика. Потребуйте его ознакомить вас с результатами осмотра и/или независимой экспертизы (оценки) повреждённого транспортного средства, ссылаясь на пункт 11 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. Также нужно просить страховую выдать копию акта о страховом случае.

После того, как документы окажутся у вас на руках, можно тщательно всё проверять. В частности, определить:

Для определения стоимости запасных частей автомобиля нужно сравнить цены на детали в отчёте страховщика с цифрами на запчасти из справочника РСА. Там представлены детали на все известные марки и модели автомобилей.

Но здесь на практике 2023 года можно столкнуться с определённой трудностью – закон, ссылка на который дана выше, не обязывает страховую компанию приводить полный расчёт по каждой отдельной детали и работе по восстановлению. Поэтому на руки вы можете получить только общую сумму с очень небольшой детализацией. Однако, ориентировочную рыночную стоимость ремонта вы можете посчитать и в автосервисе. Просто обратитесь в 2-3 СТО и попросите их посчитать стоимость ремонта. Так станет ясна общая картина, насколько занижена сумма расчёта выплаты.

Шаг 2. Подать заявление о разногласиях

На основе полученных от СК актов осмотра, калькуляции или заключений экспертов будет понятно, действительно ли сумма выплат такая незначительная. Или, быть может, страховая обманывает вас и решила недоплатить? Например, решив сэкономить на детали, подлежащей замене, а не ремонту.

Потерпевший получает законное право требовать недостающую сумму по ОСАГО. Следующим шагом будет подача заявления о разногласиях (досудебной претензии). На этом этапе вы вправе требовать от СК исполнения обязательств по страховому возмещению убытков. Имейте в виду, что подача заявления о разногласиях – обязательный досудебный этап в 2023 году.

Как направить претензию в адрес страховщика:

Эти сроки не могут быть нарушены страховой компанией. А если это случилось, вы не обязаны ждать ответа – можно сразу переходить к следующему шагу.

Шаг 3. Обратиться к финансовому уполномоченному

С 1 июня 2019 года финупов обязали рассматривать в том числе и споры потребителей финансовых услуг со страховщиками. Такими потребителями выступают как раз потерпевшие в ДТП, если они не согласны с начисленной страховщиком суммой компенсации.

Потерпевший обязан обратиться к финупу после того, как получил отказ в возмещении ущерба, либо ему выплатили маленькую сумму по ОСАГО (ст. 15 ФЗ Об уполномоченном). Не обращаться к омбудсмену в споре со страховой нельзя. В этом случае суд даже не станет рассматривать ваше исковое заявление.

Между тем, финансовый уполномоченный выступает неким «судом», принимая то ли иное решение. Омбудсмен может назначить независимую экспертизу, и по её итогам обязать страховщика доплатить недостающие суммы потерпевшему. Тогда и в суд идти не придётся. Достаточно будет взять исполнительный лист (удостоверение) и отдать его в банк или приставам – вскоре деньги окажутся на вашем счёте.

В нашей практике был случай, когда финансовый уполномоченный в максимально сжатые сроки рассмотрел заявление и обязал страховщика доплатить всю сумму, заявленную потерпевшим.

Чтобы обратиться к финупу при маленькой компенсации по ОСАГО, необходимо составить заявление и приложить к нему документы. Например, фото повреждений ТС или заключения независимых экспертов – если вы заказывали экспертизу самостоятельно.

Направить заявление омбудсмену можно:

Уполномоченный по финансовым спорам может воспользоваться вашими фото и заключениями, а может запросить их у страховщика. Также в компетенции омбудсмена назначить собственную независимую экспертизу. Если это случится, то на её проведение уйдет 10 рабочих дней.

Еще 15 дней финансовый уполномоченный будет рассматривать ваше заявление – если вы направили обращение лично (п. 8 ст. 20 ФЗ О Об уполномоченном). После этого через 10 дней решение омбудсмена вступает в законную силу. Итого на рассмотрение спора финупом максимально может уйти 35 дней. А дальше всё зависит от того, в чью пользу это решение. Если оно принято омбудсменом, но вы не согласны с его вердиктом, тогда остаётся заключительный шаг требования доплаты со страховой компании – через суд.

Шаг 4. Оспорить решение в суде

Обратите внимание на административные сроки подачи иска – они ограничены. После того, как финуп принял решение, и оно вступило в законную силу, у вас будет всего 30 дней на подачу искового заявления в суд. Если пропустить этот срок без уважительной причины, требовать доплаты со страховщика через суд уже нельзя. Для сравнения, страховщику на обжалование решения финупа даётся 10 дней.

При обращении в суд есть пара нюансов:

Суд проходит в спокойной обстановке. При этом представители страховщика могут вовсе не явиться на заседание. Вместо этого они могут направлять различные ходатайства к суду.

Суд рассмотрит заключения экспертов и примет итоговое решение. Если он посчитает, что решение омбудсмена неверное, то он его отменит своим постановлением. На основе постановления судьи издается исполнительный лист для дальнейшего предъявления в банк или в ССП. После этого со счёта страховой спишут недостающие по ОСАГО деньги и перечислят их на ваш банковский счёт.

Ах да! Если решение суда окажется в вашу пользу, то со страховщика взыщут, помимо невыплаченных сумм, еще и неустойку + штраф в размере 50% от суммы присужденных истцу выплат – в силу ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.

И еще – если вы заказывали независимую экспертизу повреждений ТС, и суд удовлетворил ваши исковые требования, то можно полностью компенсировать расходы на экспертизу. В данном случае её оплачивает ответчик (страховая). Если иск удовлетворён частично, расходы так же частично перекладываются на ответчика – в рамках удовлетворенных судом требований. Остальное суд вам не возместит.

Читайте также:  Ремонт газового оборудования на авто в казани

Рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля

Подборка наиболее важных документов по запросу Рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1082 «Способы возмещения вреда» ГК РФ»Разрешая спор, суды исходили из принципа полного возмещения причиненного вреда и положений статей 15, 1064, 1072, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа (581 100 руб.) превышает рыночную доаварийную стоимость автомобиля (244 700 руб.), истец от годных остатков не отказалась, автомобиль фактически не восстановлен, суды пришли к правомерному выводу, что восстановление автомобиля является экономически нецелесообразным, исчислили размер ущерба по формуле: доаварийная стоимость автомобиля минус стоимость годных остатков (38 200 руб.), и взыскали ущерб за вычетом страховой выплаты, произведенной П.К. страховщиком гражданской ответственности МБУ «ЦОДД» — ООО СК «СДС» в сумме 197 525,49 руб., что составляет 8974,51 руб.»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1082 «Способы возмещения вреда» ГК РФ»Разрешая спор в части возмещения К.Н. (сыну) имущественного ущерба, причиненного транспортному средству, суды исходили из принципа полного возмещения причиненного вреда и положений статей 15, 1064, 1072, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа (1 218 900 руб.) превышает рыночную доаварийную стоимость автомобиля (188 100 руб.), истец от годных остатков не отказался, автомобиль фактически не восстановлен, суды пришли к правомерному выводу, что восстановление автомобиля является экономически нецелесообразным, исчислили размер ущерба по формуле: доаварийная стоимость автомобиля минус стоимость годных остатков (21 600 руб.), и взыскали ущерб в размере 166 500 руб.»

Возможные ситуации из нашего вопроса спроецировать в примеры достаточно просто. Давайте рассмотрим несколько наиболее распространённых примеров.

Если владели более 3 лет

Иванов Иван 3 года назад приобрел автомобиль за 1 000 000 рублей, при этом, продавец попросил его занизить сумму за машину, указав 700 000 рублей. Далее Иванов решает продать его Петрову за 900 000 рублей в 2023 году. В этом случае риск уплаты налога для Иванова вообще не наступает – он владел машиной 3 года.

Если владели менее 3 лет

Второй пример: если Иванов продал с теми же суммами денег автомобиль, владея им менее 3 лет. Тогда ему придётся выбрать из 2 вариантов, будучи физическим лицом:

Как видим, первый вариант гораздо выгоднее. Но, если бы Иванов вообще указал реальную полную сумму в договоре ещё при покупке автомобиля, то вообще ничего бы не заплатил, так как по документам продал бы дешевле покупной цены.

Самый плохой вариант

Как нередко бывает, покупатель вообще соглашается оформить ДКП, написав в нём чисто символическую стоимость машины. Например, вы приобрели авто в прошлом году за 800 000 рублей, но по просьбе продавца оформили договор с заниженной суммой – 50 000 рублей. Далее в 2023 году вы продали транспортно средство за 750 тысяч.

В этом случае вы также можете воспользоваться налоговым вычетом, и варианты базы для оплаты налога на доход будут следующие:

То есть в этой ситуации вам проще заплатить, использовав налоговый вычет. Но очевидно, что даже при меньшей сумме сделки размер налога для уплаты получился существенно больше, чем в первом рассматриваемом нами примере. Ниже мы рассмотрим реальную похожую ситуацию в судебной практике.

Страховая выплатила мало, а ремонт обойдётся дороже – что делать?

Такие ситуации встречаются повсеместно. Получив направление на ремонт и пригнав машину в автомастерскую, потерпевшему в ДТП вдруг заявляют в сервисе, что насчитанных страховой денег не хватает на восстановление автомобиля.

С чем это связано? Об этом мы рассказали в самом начале статьи. При ремонте не учитывается износ машины, поэтому сервисы используют только новые детали. Но рыночные цены на новые запчасти и технологии сильно отличаются от тех, что прописаны в справочниках РСА – а страховые считают как раз по методикам. Из-за этого недостаточно денег на ремонт.

Один из вариантов доплатить, а затем взыскать указанную сумму с виновника аварии. О том, как это правильно сделать, мы рассказывали выше. Вначале досудебный этап, а если последует отказ – то в судебном порядке.

Могу ли я отказаться доплачивать?

Да, так тоже можно сделать.

На это, в частности, указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума № 58 от 26.12.17:

Таким образом, вы можете вполне законно отказаться от доплат за восстановительный ремонт автомобиля, если размер первоначальной доплаты в направлении страховщика был увеличен СТОА. А также, если стоимость ремонта превышает лимит ответственности СК или по европротоколу – 400 тысяч.

О том, что вам предлагали доплатить, нужно будет сообщить страховщику. Естественно, на словах он не поверит, что на СТОА с вас требовали внести дополнительную сумму. Поэтому следует запастись доказательствами:

Желательно приезжать в автомастерскую не одному, а со свидетелем. Лучше, чтобы он и записывал происходящее на телефон, камеру или диктофон. Съемка может быть как открытой, так и скрытой. Главное, чтобы у вас на руках оказались неопровержимые доказательства, где вам открытым текстом предлагают доплатить за ремонт, а вы отказываетесь.

После того, как доказательства собраны, их нужно предоставить в страховую компанию. Там либо сразу перечислят возмещение по ОСАГО в денежном эквиваленте, либо откажут. Но даже при отказе страховой у вас есть право обратиться за страховым возмещением к финупу, а затем и в суд.

Стоит ли заключать договор цессии со СТОА?

Нет, лучше избегать. Хотя на ремонтной станции вам могут вежливо предложить подписать такой договор.

Договор цессии – это некое соглашение между вами и СТОА о том, что вы уступаете право требования страхового возмещения к страховой компании автосервису. Подписав договор цессии, вы автоматически утратите право требовать возмещения убытков с автосервиса, страховой, а в ряде случаев и с виновника происшествия. Зато такое право появится у СТОА.

Более того, вы можете серьезно «прогореть» на ремонте автомобиля. Ведь с момента заключения договора цессии у сервиса будут развязаны руки. Мастера СТОА могут сделать вам некачественный ремонт, потребовать доплаты, установить б/у запчасти вместо новых – как вы понимаете, почти безнаказанно. Претензии предъявлять будет некому. Останется только судиться с сервисом, а это крайне тяжело.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

Страховая насчитала сумму без учета износа деталей – это нормально?

Для ответа на этот вопрос стоит заглянуть в нормативно-правовые акты. Таковым в нашем случае выступает Федеральный закон Об ОСАГО.

И вот о чем сообщает пункт 19 ст. 12 ФЗ-40:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Таким образом, в 2023 году закон изначально устанавливает расчет страхового возмещения по ОСАГО с учётом износа запчастей. Исключением является лишь направление на восстановительный ремонт на СТОА. Там должны устанавливаться новые детали автомобиля, без учёта износа.

Еще одним подтверждением в пользу расчёта выплаты по ОСАГО с износом служит положение пункта 59 ППВС № 58 от 26 декабря 2017 года. Ремонт без износа, а выплаты всегда с износом деталей и запчастей автомобиля.

Могу ли я взыскать износ со страховой?

Теоретически шансы есть. Но на практике это может не сработать.

Первое, о чем мы уже сказали: страховые выплаты по ОСАГО учитывают износ запчастей. Поэтому страховая никак не может заплатить вам как за новые запчасти – расчёт стоимости деталей, узлов и агрегатов ведётся по Единой методике. И если соблюдаются условия для страхового возмещения деньгами, то истребовать со СК недоплаченные деньги за износ не получится.

Читайте также:  Подать в суд за некачественный ремонт авто

«При чем здесь вообще условия для выплаты деньгами», – спросите вы. Очень даже причем. Дело в том, что в феврале 2021 года вышло интересное Определение под номером 86-КГ20-8-К2 – по следующему делу:

ПАО СК «Росгосстрах» не признала страховой случай и не выдала направление на ремонт. Однако впоследствии в судах было установлено, что часть повреждений соответствует ДТП – и со страховщика взыскали страховое возмещение. Однако, учитывая, что ранее направление на ремонт выдано не было, как не было и условий для замены ремонта деньгами, суды посчитали, что «Росгосстрах» должен возместить потерпевшему ремонт без учёта износа. Кассационная инстанция посчитала иначе. Но Верховный Суд сослался на п. 2 ст. 393 ГК РФ, отменил решение кассационного суда и направил дело на новое рассмотрение. Потерпевший не должен быть поставлен в худшее положение – в связи с этим стоимость ремонта должна быть выплачена без учёта износа.

Однако далеко не каждую ситуацию можно трактовать по вышеописанному предписанию ВС РФ. Нужно учитывать специфику отдельно взятого спора со СК.

Да и страховые могут заявить в ответ на вашу претензию о возмещении без учёта износа, что у них попросту нет станций, отвечающих требованиям пункта 15.2 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО. Например, удалённость от места ДТП или места проживания потерпевшего более 50 км. И в суде придётся доказывать обратное. В том числе привлекать автосервисы и разбираться, действительно ли они не могли отремонтировать машину или это уловки страховщика.

А с виновника ДТП?

Хорошая новость в том, что недостающую сумму за ремонт авто можно взыскать с виновника аварии. На это указывает Определение № 82-КГ20-8-К7 из Обзора Судебной практики ВС РФ № 2 от 30 июня 2021 года:

9. Потерпевший в дорожно-транспортном происшествии, получивший страховое возмещение в денежной форме на основании подп. «ж» п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО, вправе требовать возмещения ущерба с причинителя вреда в части, не покрытой страховым возмещением.

Вкратце, о чем дело. Страховая выплатила истцу 95 200 рублей с учётом износа, хотя без износа эта сумма составляла бы 312 000 рублей. Истец не согласился, но потребовал с виновника ДТП доплатить ему разницу между страховым и действительным размером ущерба. После судебный экспертизы и уточнения исковых требований сумма доплаты получилась 172 800 рублей. Верховный Суд поддержал истца, не найдя с его стороны никаких злоупотреблений. А также сослался на ст. 1072 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что при нехватке страховых выплат на восстановление имущества, потерпевший вправе взыскать остаток с причинителя вреда – в нашем случае с виновника ДТП.

Но если, например, у виновника аварии нет ОСАГО, то взыскивать стоимость ремонта ему предстоит полностью.

Если виновник не хочет возмещать разницу?

Не все виновники ДТП идут на контакт и горят желанием возместить разницу между страховым возмещением и реальным ущербом. Отказ объясняют тем, что автогражданская ответственность застрахована – мол, пусть платит страховая. Однако выше мы выяснили, что износ запчастей можно истребовать с виновника ДТП.

Если вы являетесь потерпевшим в аварии – вот инструкция по взысканию ущерба в 2023 году:

Исковое заявление подаётся либо в мировой, либо в районный суд по месту регистрации ответчика (причинителя вреда). Всегда смотрите на сумму исковых требований. Если стоимость спора менее 50 000 рублей – то в мировой судебный участок, если свыше 50 000 рублей – то в районный суд (ст. 23-24 ГПК РФ).

Судебная практика с неполной стоимостью

Давайте взглянем на пару судебных решений по занижению стоимости при оформлении ДКП.

Так, в судебной практике Томской области есть решение, где истец требовал расторгнуть договор из-за ареста автомобиля. При этом, в графе договора была прописана меньшая неполная сумма сделки. И тогда покупатель решил просто сделать независимую экспертизу по оценке рыночной стоимости машины, заплатив за неё 2 500 рублей.

По результату судебного заседания судья вообще не рассматривал эту стоимость, так как отказал истцу на основании того, что, несмотря на арест, у того была возможность якобы полноценно эксплуатировать транспортное средство. Хотя вопрос был в отказе регистрации авто на нового собственника.

Таким образом, прописанная заниженная стоимость машины вообще не имела значения, так как договор покупателю не расторгли.

Но есть и положительная судебная практика по возврату полной суммы за автомобиль, даже если в ДКП её занизили.

В Кемеровской области районный суд удовлетворил иск покупателя о расторжении договора купли-продажи на основании того, что авто являлся залоговым имуществом банка, и на него также наложили арест.

Но самое примечательное в этом деле то, что при полной стоимости машины 1 070 000 рублей, в ДКП стороны прописали символическую сумму 100 тысяч.

Однако, покупатель представил суду следующие доказательства, который принял во внимание и засчитал судья:

То есть здесь сумма всех финансовых операций была как раз близка к той сумме, за которую покупался автомобиль. В результате суд удовлетворил иск и обязал ответчика вернуть полную заплаченную сумму, а не указанную в договоре.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Но обратите внимание на обратную сторону такой судебной практики, поставив себя на место продавца. В 2023 году есть так называемые «судебные тролли» – они, используя лазейки в законодательстве, пытаются зарабатывать на этом.

Так вот, представьте ситуацию, когда вы честно продаёте машину за 300 тысяч, к примеру, прописав в ДКП полную сумму. Но покупатель фиксирует снятие наличных в размере 700 тысяч, да и машина по рыночной стоимости выглядит на все эти 700 тысяч. Далее покупатель подаёт в суд о расторжении договора и доказывает, что вы вдвоём решили прописать меньшую сумму, но на самом деле он заплатил 700 000 рублей. В результате выносится аналогичное вышеприведённому решение, и с вас взыскивают деньги более чем в 2 раза больше, чем вы реально взяли у покупателя.

«Но зачем продавать изначально машину значительно дешевле рынка?» – спросите вы. Хорошо, усложним пример! Вы продаёте битый автомобиль после ДТП, потому и дешевле. Покупатель её восстанавливает и подаёт на вас в суд – при этом, в обоснование доводов указывает, что купил у вас целую машину, но выяснил, что она была в аварии, её некачественно восстановили, да так, что пользоваться ей невозможно или небезопасно (например, покупатель не восстановил подушки безопасности). Уже более правдоподобно выглядящая ситуация для суда, не правда ли?!

Поэтому самый главный совет по итогам данной статьи – всегда при оформлении договора купли-продажи фиксируйте факт передачи полной суммы денег: видеозаписью, свидетелями, а также отдельной распиской в их получении, где будет указана сумма, за что получена и когда, с подписями обеих сторон сделки.

Если уже заключили ДКП с занижением цены – как оспорить?

Здесь всё зависит от нескольких факторов, которые в общем сводятся к тому, а надо ли оно вам вообще что-то предпринимать. Ответьте на нижеследующие вопросы, в частности.

Итак, если хотя бы один ответ на все перечисленные выше вопросы утвердительные, то читаем далее.

Выше мы писали, что графа со стоимостью машины в договоре очень важна. На самом деле, при судебном споре судья будет руководствоваться главным образом именно прописанной суммой в ДКП. Но шансы оспорить её у вас как покупателя всё же есть. Но вам необходимо доказать, что вы передавали реально полную сумму денег продавцу.

Вот список наиболее распространённых таких ситуация с доказательствами (но не исчерпывающий – на самом деле, любые фактические данные могут быть использованы для доказывания своей правоты) – перечисляем их от более весомых к тем, которые суд может с меньшей вероятностью учесть:

Последние пункты по финансовым операциям в банке или между физлицами необходимо подтвердить: вам необходимо запросить для суда заверенную банком выписку со счёта, предоставить кредитный договор, расписку в получении денег и любые другие документы, которые могут подтвердить это.

Но важная тонкость здесь в том, что суммы денег в выписках из банков или расписке должны быть близкими к полной цене автомобиля.

Например, если вы сняли наличные для покупки авто в размере 200 тысяч рублей, а 300 тысяч у вас были свои, то есть реальная стоимость машины была 500 000, но в ДКП указано 250 000, то факт снятия наличных в размере двухсот тысяч будет плохим доказательством.

Стоит ли заключать со страховой соглашение о выплате по ОСАГО?

Страховые компании стараются сэкономить на каждом страховом случае. Поэтому на этапе подачи заявления о возмещении ущерба по ОСАГО вам могут предложить заключить некое соглашение. Оно может называться по-разному.

Но суть его в том, что страховщик предлагает вам выплату деньгами и устанавливает конкретную сумму. Почти всегда ниже. Например, если ущерб оценивается в 70 тысяч рублей, вам предложат 50 тысяч, а то и в 2 раза ниже. Получив деньги по соглашению, вы не сможете требовать со страховой никаких доплат сверх этой суммы. Например, если ремонт вдруг окажется дороже (в 99% случаев так и происходит).

Подписывать это соглашение или лучше отказаться от него? Тут каждый решает сам для себя. Если вам срочно нужны деньги по ОСАГО – можно заключить соглашение. В иных случаях лучше дождаться оценки повреждений или направления на ремонт на СТОА.

Но что, если вы уже подписали такое соглашение. Можно ли его как-то оспорить? Оспорить можно, но для этого придётся соблюсти обязательный досудебный порядок. Вначале, конечно, подавать в страховую заявление о расторжении соглашения. Далее, в случае отказа страховой обращаться к финупу, и только потом идти в суд. Но при этом доказать, что сделка была совершена под влиянием заблуждения в 2023 году крайне трудно. Без этого ни омбудсмен, ни суд не встанут на вашу сторону в споре со СК.

Что означает сумма сделки в договоре купли-продажи?

Для общего понимания выясним, зачем вообще мы указываем стоимость машины в ДКП.

Читайте также:  Сахком авто ремонт

В нашей ситуации речь идёт о гражданско-правовых отношениях людей. И потому регулируются они, соответственно, Гражданским кодексом РФ. В частности, его статья 153 предусматривает возможность заключения сделок как таковых, а 161 указывает, что такие сделки, как купля-продажа автомобиля, должны быть заключены в письменной форме (если стоимость авто не превышает 10 тысяч рублей).

Таким образом, в нашем случае ДКП – это согласие сторон с определёнными условиями:

Всё очень просто. Условия договора – это и есть существенные факты, которые имеют отношение к сделке. Сумма договора в этом случае является основополагающим фактором, так как фактически устанавливает всю стоимость этого ДКП. Вот почему очень важно указывать полную стоимость машины!

Таким образом, ответ на вопрос, можно ли указывать меньшую сумму цены автомобиля в договоре купли-продажи в 2023 году, должен быть резко и безусловно отрицательным. Нет, нельзя! В противном случае можно остаться у разбитого корыта. Каким образом, мы и выясним ниже.

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Можно ли указать стоимость авто в ДКП меньше реальной?

Нет, нельзя! Но здесь следует различать виды ответственности на 2023 год:

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Стоимость восстановительного ремонта превышает рыночную стоимость

Подборка наиболее важных документов по запросу Стоимость восстановительного ремонта превышает рыночную стоимость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Подборка наиболее важных документов по запросу Стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Готовое решение: Как взыскать стоимость восстановительного ремонта(КонсультантПлюс, 2023)Если страховщик выплатил потерпевшему страховое возмещение в меньшем размере, чем следовало по договору обязательного страхования, с причинителя вреда взыскивается разница между фактическим размером ущерба (действительной стоимостью восстановительного ремонта, определяемой по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора) и надлежащим размером страхового возмещения. Если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает стоимость этого транспортного средства без учета повреждений на момент разрешения спора, с причинителя вреда может быть взыскана разница между стоимостью транспортного средства и надлежащим размером страхового возмещения с учетом стоимости годных остатков (п. 65 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31).

Нормативные акты

Фактически, предложения прописать неполную сумму договора поступают почти всегда от продавца, и ему это очень выгодно. На практике покупатель в этом случае просто проявляет акт доброй воли. Но бывают ситуации, когда за это новый владелец автомобиля получает небольшое уменьшение реальной цены автомобиля.

Но нас, в общем, интересует не как это бывает, а последствия. А для понимания того, чем грозит занижение стоимости машины в ДКП, нужно выяснить, зачем это делается.

Плюсы для продавца

Самое очевидное преимущество низкой стоимости автомобиля для бывшего продающего его хозяина является сокрытие налога на имущество. Мы уже писали ранее специальную статью о том, как он правильно рассчитывается, от чего зависит и как его платить с примерами расчётов.

Отметим здесь основные тонкости такого налога:

Таким образом, продавцу становится выгодно указать меньшую сумму в договоре в том случае, если он подпадает под уплату налога на доход: владел машиной менее 3 лет, продаёт его дороже, чем покупал, а вычета при указании полной суммы в ДКП не хватит для списания всей базы.

Но есть ещё один очевидный плюс, который заключается в хитром расчёте на возможный возврат средств. Дело в том, что мы не зря в первом же разделе данной статьи указали на значимость стоимости сделки в договоре купли-продажи и почему её нельзя указывать заниженной.

Так вот, в случае оспаривания договора и его расторжения в законодательном поле – в суде или по решению сторон – происходит по сути обратная сделка:

Но побороться с этим можно, и немного ниже мы ещё вернёмся к этому вопросу.

Риски для покупателя

Они аналогично противоположны преимуществам продавца. И, если ситуация с расторжением договора с заниженной суммой авто здесь вполне очевидна, то налоговые риски – не совсем.

Допустим, вы приобрели машину и в дальнейшем собираетесь продать её, не владея ей 3 лет. В этом случае вы обязаны будете заплатить подоходный налог от разницы между покупкой и продажей автомобиля. И, если вы при покупке фиктивно снизили стоимость транспортного средства, причём, существенно, то при продаже у вас тоже должна быть сумма либо не выше, либо стоимость машины должна быть не более 250 000 рублей.

Как видим, в этом случае с большой долей вероятности вам также придётся просить нового покупателя указать меньшую сумму в ДКП, чем реальная. Согласится ли на это претендент на покупку, вопрос большой. Так как по сути вы хотите переложить свою же ошибку на другого человека, чтобы тот с определённой долей вероятности продолжил эту цепочку и далее.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *