В спецпроекте «Реальные дела» мы рассказываем о том, как работают национальные проекты в Карелии и что они значат для местных жителей. Мы подготовим большие интервью с кураторами нацпроектов по четырем направлениям: здравоохранение, образование, инфраструктура и бизнес. Мы попросим каждого куратора назвать пять реальных дел нацпроектов, которые действительно изменили жизнь в регионе, сделали ее лучше, комфортнее и безопаснее.
Куратор национального проекта «Образование» Лариса Подсадник считает одним из самых важных результатов работы оснащение ссузов современным оборудованием. Поэтому новый репортаж «Реальных дел» — о том, как в автотранспортном техникуме используют модернизированные мастерские для будущих автомехаников и водителей дорожно-строительной техники.
В мастерской Петрозаводского автотранспортного техникума кипит работа: студенты в синих спецовках разбирают автомобильные двигатели, ищут неполадки в электропроводке легковушек. За каждым их шагом наблюдают мастера и делают пометки в оценочных листах. В самом разгаре демонстрационный экзамен по ремонту легковых автомобилей, который сдают выпускники кондопожского филиала лесотехникума.
Демонстрационный экзамен пришел в российские ссузы несколько лет назад. От классической итоговой аттестации он отличается ориентацией на практику: студенты не пишут квалификационных работ, не тянут билеты с теоретическими вопросами, а показывают профессиональные навыки — ремонтируют машины, готовят еду, демонстрируют правильный уход за пациентами.
Чтобы организовать такой экзамен, нужна подходящая площадка. И в автотранспортном техникуме она есть сразу для нескольких направлений: совсем недавно в учреждении отремонтировали и оснастили пять мастерских, в которых студентов учат обслуживать легковые и грузовые автомобили, управлять дорожно-строительной техникой. Деньги пришли по линии национального проекта «Образование».
2Экзамен по ремонту автотранспортных средств. docЗачет средства и технология диагностики. docx
Показать все связанные файлыМетодические указания. docxМетодические указания по лабораторной работе 1. docxпрактическая 1 теоретические и методические основы Кавинацкая. doМетодические указания ПензГУ Pascal. pdfМетодические указания по производственной практике. docxЭК Методические указания. docxметодические указания. pdfСборник нормативов по боевой и профессиональной служебной подготМетодические указания по выполнению аттестационной работы ПожарТеоретические и методические основы организации трудовой деятель
Пояснительная записка
– способностью к освоению особенностей обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования и транспортных коммуникаций;
– способностью использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
– технологии технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта агрегатов и узлов автомобилей;
– особенности технической эксплуатации в экстремальных природных условиях.
– выполнять операции по ТО и диагностированию основных узлов и систем автомобиля;
– принимать решения при технической эксплуатации автомобилей;
– выполнять календарное и оперативное планирование технической эксплуатации автомобилей;
– вести документооборот при ТЭА.
– методологией технической эксплуатации автомобильного транспорта.
Аттестация студентов по дисциплине «Техническое обслуживание автотранспортных средств» осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом в виде экзамена и является формой оценки качества освоения студентом образовательной программы, его уровня знаний, умений и навыков. Экзамен является заключительным этапом изучения всей дисциплины и преследуют цель проверить полученные студентом теоретические знания. Экзамен принимается преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, а в его отсутствие – преподавателем, назначенным письменным распоряжением заведующего отделением.
Экзамен принимается по билетам в устной или письменной форме, в том числе с применением технических средств.
Экзаменационные билеты утверждаются заведующим отделения. Результаты приема экзамена оцениваются: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Важным моментом является выработка и соблюдение единого подхода в организации и приеме экзамена.
Задания для экзаменационной работы
- Необходимо определить вариант, всего вариантов 30. Ответить письменно на вопросы, представленные в нем, используя соответствующую литературу из приложения.
- Работу оформить в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению зачетных работ.
Экзаменационные билеты
Проверка и регулирование уровня топлива в поплавковой камере карбюратора.
Надёжность автомобиля, её основные свойства и показатели.
Подбор деталей и сборка КШМ (поршень- шатун). БИЛЕТ №2
Характерные неисправности ГРМ, их внешние признаки.
Проверка и регулировка схождения колес.
Методы организации ТО автомобилей. БИЛЕТ №3
Свойства надёжности автомобиля и их показатели
Способы определения скрытых дефектов в деталях автомобиля.
Диагностирование технического состояния ГРМ.
Понятие исправного и неисправного состояния автомобиля.
Комплектование деталей : выполняемые работы , способы.
Понятие отказа. Виды отказов и причины их возникновения. БИЛЕТ №5
Сущность планово- предупредительной системы ТО и ремонта автомобилей.
Классификация способов восстановления деталей.
Притирка клапанов ГРМ, контроль качества притирки. БИЛЕТ №6
Порядок удаления воздуха из гидропривода тормозов.
Раскройте определения понятий «безотказность автомобиля» и «долговечность автомобиля».
Балансировка деталей после ремонта, виды балансировки. БИЛЕТ №7
Регулирование рабочего тормоза с пневматическим приводом.
Проверка и регулировка форсунок дизеля.
Перечислите методы организации технологического процесса ТР.
Виды работ, выполняемых при ТО-1, ТО-2 и СО.
Характерные неисправности системы охлаждения, их внешние признаки и способы устранения.
Основные понятия: техническое обслуживание, ремонт, работоспособное состояние, диагностирование.
Виды и периодичность ТО автомобилей, выполняемые работы.
Удаление воздуха из гидропривода.
Виды ремонта автомобилей, их назначение, место выполнения. БИЛЕТ №10
Характерные неисправности системы смазки, их внешние признаки и способы устранения.
Проверка и регулировка развала передних управляемых колес.
Назначение и структура СТО автомобилей. БИЛЕТ №11
Устранение характерных неисправностей системы охлаждения.
Перечислите характерные работы при текущем ремонте КШМ и ГРМ.
Приработка и испытание двигателя после ремонта. БИЛЕТ №12
Технологический процесс ТО автомобилей на СТО.
Техническое обслуживание системы смазки.
Назначение и содержание системы ТО и ТР автомобилей. БИЛЕТ №13
Определение и регулирование зазора в подшипниках червяка рулевого механизма.
Замена поршневых колец, порядок их подбора.
Неисправности коробки передач, признаки причины способы устранения. БИЛЕТ №14
Стационарные средства ТО автомобилей.
Характерные неисправности системы питания дизельных двигателей; признаки, причины.
Классификация технологического оборудования для ТО и ремонта. БИЛЕТ №15
Регулирование рабочего тормоза с гидравлическим приводом.
Сдача автомобиля после КР в эксплуатацию. БИЛЕТ №16
Определение расхода топлива при диагностировании.
Разборка и дефектация КШМ.
Неисправности сцепления, признаки, причины, способы устранения. БИЛЕТ №17
Назначение и виды постов ТО автомобилей.
Назначение, виды и организационные формы сборки.
Характерные неисправности системы питания карбюраторных двигателей способы определения. БИЛЕТ №18
Определение мощности двигателя при диагностировании.
Диагностирование КШМ при работающем и не работающем двигателе.
Ремонт приборов систем зажигания.
БИЛЕТ №19
Причины неисправности КШМ и способы их определения.
Ремонт генераторов, характерные неисправности.
БИЛЕТ №20
Техобслуживание газобаллонных установок двигателя.
Характерные неисправности и техобслуживание генераторов. БИЛЕТ №21
Назначение, планировка поста заправки автомашин топливом, состав оборудования.
Диагностирование ходовой части автомобиля.
Регулирование свободного хода педали тормоза с гидроприводом. БИЛЕТ №22
БИЛЕТ №23
Виды ремонта автомобилей, содержание и их назначение.
Балансировка, её виды и технология выполнения.
Сборка (поршень-палец-шатун). БИЛЕТ№24.
Притирка клапанов ГРМ, контроль качества притирки. БИЛЕТ №25
Назначение, устройство и принцип работы топливозаправочной колонки.
Ремонт и испытание рессор автомобиля.
Регулировочные работы по ходовой части.
Назначение, виды постов диагностирования автомобилей, их оборудование.
Регулировка зацепления в конических передачах.
Виды работ, выполняемых при СО. БИЛЕТ №28
Обкатка и испытание автомобилей после КР.
Технологическая последовательность сборки двигателя.
БИЛЕТ №29
Способы нанесения ЛКП.
Особенности установки гильз и коленвала при сборке двигателя. БИЛЕТ №30
Регулировочные работы по рулевому управлению.
Противокоррозионная защита кузова.
Особенности установки гильз в блок при сборке двигателя.
БаубекА. Техническое обслуживание и диагностика автомобилей. Алматы Фолиант. 2000г.
Как в настоящем автосервисе
Мастерские в автотранспортном техникуме были всегда, говорит замдиректора учреждения Ольга Лурье, но такой масштабной модернизации не было уже очень давно. Шутка ли: на ремонт и новое оборудование потратили 34,8 миллиона рублей. Это средства не только федерального бюджета: существенно помогли власти республики, а какую-то часть суммы выделил сам техникум.
В обновленных мастерских можно учить студентов, устраивать профориентационные занятия для школьников и курсы по переподготовке для взрослых. Ну и, конечно, проводить демонстрационные экзамены и готовить студентов к профессиональным конкурсам.
«Надо сказать, что демонстрационный экзамен проходит по всей стране по стандартам WorldSkills — международным стандартам профессионального мастерства, — отмечает Ольга Лурье, которая также является руководителем регионального координационного центра движения WorldSkills в Карелии. — Эти стандарты обновляются не реже одного раза в два года, поэтому мы должны идти в ногу с жизнью, обновлять и практики обучения, и оборудование».
Вот, например, экзамен по ремонту и обслуживанию легковых машин. Он состоит из трех модулей: в первом нужно найти и устранить неисправности электрооборудования автомобиля, во втором — найти неполадки в тормозной системе, а в третьем — полностью разобрать двигатель, отдефектовать его, заменить запчасти и собрать всё обратно. Перечень неисправностей составили, ориентируясь на прошлогодние оценочные листы мирового чемпионата WorldSkills. Каждый модуль оценивают по двум сотням пунктов: буквально за каждое действие студент получает — или не получает — баллы.
Для экзамена такого уровня в мастерской теперь есть всё, что нужно: машины, подъемники, качественные инструменты для диагностики и ремонта.
«Уровню материальной базы в техникуме могут даже позавидовать некоторые автосервисы: здесь есть достаточно серьезный инструмент, в этой лаборатории мы можем выполнить любой вид работ», — говорит Александр Малиновский, преподаватель автотранспортного техникума и главный эксперт демонстрационного экзамена.
Не хуже оснащены и другие мастерские учреждения. Так, в мастерской по обслуживанию грузовой техники появились действующий макет КамАЗа и отдельные агрегаты — два двигателя и две коробки передач. На них студенты учатся снимать и ставить колеса, проводить диагностику, разбирать и собирать агрегаты, менять запчасти.
«Качество обучения стало на порядок выше: ребята работают с абсолютно новым инструментом, точно таким же, который применяется на любом производстве, — рассказал Владимир Хохлов, старший мастер производственного обучения. — Здесь учащиеся могут применить теоретические знания, которые получают на лекциях. И когда они пойдут работать, они будут полностью готовы к выполнению своих обязанностей».
А в мастерской по управлению экскаватором поставили три симулятора, на которых студенты учатся управлять землеройными машинами. Такая тренировка готовит их к выходу на полигон и работе с настоящей техникой.
Планы
Стоит отметить, что за последние годы мастерские обновляли не только в автотранспортном техникуме: всего в 2019-2020 годах отремонтировали и оснастили двадцать площадок в ссузах, 15 из них — за счет республики.
Работа продолжится и в этом году: на модернизацию еще двенадцати мастерских из регионального и федерального бюджетов выделят больше 43 миллионов. Деньги поделят между сортавальским колледжем, а также педагогическим и медицинским колледжами в Петрозаводске.
Так, в Сортавале планируют создать специальный центр по эксплуатации сельхозмашин. Для колледжа купят учебные тренажеры: трактор МТЗ в разрезе, Forward KамАЗ, стенды, диагностическое оборудование, тракторы, автомобили.
Студенты-ветеринары получат оборудование для отработки навыков введения лекарств, аппарат для анализа крови. А мастерскую по агрономии дооснастят техников для занятий по селекции растений.
По словам вице-премьера Ларисы Подсадник, система среднего профессионального образования и подготовки рабочих кадров сегодня получает второе дыхание, новый мощный импульс к развитию. Это связано и с тем, что набор в ссузы Карелии увеличился.
«Отмечу, что в минувшем году число студентов в наших колледжах и техникумах увеличилось на 9%. Это очень хороший сигнал: значит, востребованность, престиж рабочих профессий среди молодежи растут», — говорит Подсадник.
К тому же на карельских предприятиях сейчас большая потребность в рабочих кадрах, вакансии есть, а квалифицированных соискателей не хватает.
Вот почему особенно важно приводить в порядок учебные корпуса и общежития, закупать для техникумов современное оборудование — от этого зависит качество подготовки кадров для самых востребованных отраслей.