Время ремонта авто по страховке

Роман Баталов* попал в аварию, повредив свою Lada Kalina. Чтобы возместить ущерб, он обратился в страховую компанию «Гелиос», где авто было застраховано. Водитель попросил организовать ремонт на любой СТО, но с использованием новых деталей без учета их износа. 

Страховая осмотрела машину и направила Баталову письмо с отказом выдать направление на ремонт. Компания сослалась на отсутствие договора со станцией техобслуживания, которая находится в 50 км от места ДТП или жительства клиента и успеет починить авто за 30 дней (абз. 2, 3, 4 п. 15.2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). Поэтому взамен фирма попросила у Баталова реквизиты банковского счета, чтобы перевести ему страховое возмещение деньгами. Но водитель эти сведения не представил. 

Вместо этого он обратился с жалобой к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, но безуспешно. Тогда водитель подал иск в суд.

Страховая действует по закону

В Новоселицком райсуде Ставропольского края Баталов просил обязать «Гелиос» выдать направление на ремонт и взыскивал с компании судебную неустойку (дело № 2-112/2021):  

  • 1000 руб. за первые пять дней с того момента, как страховая должна была направить авто Баталова на ремонт, но не сделала этого;
  • 3000 руб. за следующие три дня;
  • 5000 руб. за каждый следующий день до даты выдачи автомобиля из ремонта. 

Судья Лидия Хачирова отметила, что ответственность за некачественный ремонт авто несет не СТО, а страховая компания, которая выдала направление (абз. 9 п. 17 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). Поэтому «Гелиос» не может без согласия Баталова направить машину на станцию техобслуживания, которая находится далеко от места ДТП или жительства клиента и не успеет починить авто за 30 дней. А автовладелец не просил отправить его Lada Kalina в другую мастерскую. Поэтому «Гелиос» и предложил водителю перевести деньги (абз. 6 п. 15.2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).

Суд подчеркнул, что требование Баталова отремонтировать машину с использованием новых деталей без учета их износа тоже незаконно. В итоге истцу отказали. Заявитель обжаловал такое решение, но его подтвердили Ставропольский крайсуд и Пятый кассационный суд общей юрисдикции. Тогда истец написал жалобу в Верховный суд

Позиция ВС

Закон «Об ОСАГО» предусматривает конкретные случаи, когда страховая может выплатить водителю деньги вместо того, чтобы отправить машину на ремонт, отметила тройка судей под председательством Александра Киселева (дело № 19-КГ22-6-К5). 

Когда по ОСАГО можно вместо ремонта авто выплатить деньги
  • По инициативе потерпевшего (абз. 2 п. 15 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).
  • Если у страховщика нет договора с подходящей СТО, а страхователь согласен получить деньги (абз. 5 п. 15.2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).
  • Если у страховщика нет договора с подходящей СТО, а страхователь отказался ремонтировать машину на другой станции техобслуживания (абз. 5 п. 15.2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). 

А вот отсутствие договоров с СТО у страховщика нельзя считать безусловным основанием, чтобы менять форму возмещения ущерба на денежную. 

Нижестоящие инстанции не учли, что Баталов согласился на ремонт на любой СТО. Его главное условие — использовать новые детали. А вот согласия на получение выплаты истец не давал. Суды не выяснили, предложил ли «Гелиос» Баталову отремонтировать авто на СТО, которая не соответствует требованиям абз. 2, 3, 4 п. 15.2 ст. 12 закона «Об ОСАГО». А ведь по закону выплатить страховое возмещение можно, только если истец отказался от такого варианта (абз. 5 п. 15.2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). 

ВС отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Ставропольский краевой суд (дело № 33-3-6553/2022).  

Удивительно, что нижестоящие инстанции не увидели нарушения прав истца, считает руководитель департамента контроля качества



Федеральный рейтинг.


Нурида Ибрагимова. Ведь из дела четко следует, что ответчик не предлагал истцу направить авто на любую СТО. Нижестоящие инстанции возложили на истца обязанность по предложению вариантов СТО, хотя по закону это должен делать страховщик. 

Время ремонта авто по страховке

Определение ВС имеет весомое значение в формировании единообразной практики по подобным спорам. Для нижестоящих судов решение может стать примером и стандартом.

* Имя и фамилия изменены редакцией. 

28 августа 2018 года Ирина Ложкина* на своем «Ниссан Тиида» попала в ДТП, виновником аварии признали второго участника. Так как он застрахован в АО «ГСК «Югория», за возмещением пострадавшая обратилась в эту компанию, заявление она отправила 26 сентября. Спустя несколько дней ее автомобиль осмотрел эксперт «Югории», ремонт он оценил в  84 600 руб. Выплатить страховку компания должна была в течение 20 дней с момента обращения водителя, то есть до 16 октября 2018 года. За день до истечения срока «Югория» отправила по почте направление на ремонт машины. Адресат его не получил, поэтому его вернули из-за истечения срока хранения.

Читайте также:  Сфера авто на варшавке ремонт генераторов

С этого момента прошло около месяца и женщина обратилась к независимому эксперту, при этом уведомила страховую. 15 ноября автовладелица поучила заключение, что стоимость ремонта авто составляет 190 500 руб. Собственница машины направила акционерному обществу претензию, попросила выплатить ей эту сумму, а не направлять в сервис. Но ей отказали, так как по такому случаю перечисление денег не предусмотрено. В ответе на претензию страховая отметила, что уже отправляла женщине письмо с направлением на ремонт.

Страховая заплатит

Тогда Ложкина обратилась с иском в суд, ссылаясь на то, что страховая компания не выдала ей в срок направление на ремонт. Она просила взыскать сумму на восстановление иномарки, неустойку, компенсировать моральный вред и судебные расходы — всего почти 630 000 руб.

Чтобы оценить причиненные машине повреждения суд назначил автотехническую экспертизу. Согласно заключению восстановление машины обойдется в 184 300 рублей. Тогда истица уточнила свои требования и за ремонт попросила перечислить на 6 200 руб. меньше, как и «насчитал» судебный эксперт, но оплатить еще и экспертизу (25 000 руб.), то есть всего 648 000 руб.

Получить полис ОСАГО: инструкция

На это ответчик заявил, что направлял Ложкиной направление на ремонт. Копию документа страховая компания приобщила к материалам дела. Первая инстанция отметила, что представленное «Югорией» направление не подписано истцом. В бумаге нет информации о том, сколько продлится ремонт и в какую сумму его оценили. Суду компания не представила доказательств, что направление владельца пострадавшей машины действительно получала. 

Славянский городской суд Краснодарского края отметил, что «Югория» пропустила установленный срок на страховое возмещение. Согласно ч. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО («Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда») компания рассматривает заявления о выплате в течение 20 дней с даты получения. За это время она должна либо перечислить деньги на восстановление машины, либо направить ее на ремонт, либо отказать в выплате страховки. Фактически водитель письмо с направлением на ремонт не получила, следовательно ответчик не выполнил требование о его выдаче в 20-дневный срок. 

Первая инстанция обратилась к постановлению Пленума ВС №58 от 26 декабря 2017 года, которое разрешает потерпевшим взыскивать средства со страховой деньги через суд, если она нарушает свои обязательства по выдаче направления на ремонт. Суд удовлетворил иск Ложкиной частично, взыскал с акционерного общества в ее пользу почти 620 000 руб., уменьшив размер компенсации за моральный вред и сумму на представителя (дело № 2-351/2019).

Апелляция с такой позицией согласилась, но снизила сумму неустойку с 300 000 до 170 000 руб. Краснодарский краевой суд указал, что согласно ст. 333 ГК («Уменьшение неустойки») сумма должна быть соразмерна с последствиями нарушенного обязательства. Всего в пользу Ложкиной взыскали около 490 000 руб. (дело № 33-29545/19). Кассация решение оставила без изменений. Тогда «Югория» пожаловалась в Верховный суд.  А

Успел в «последний вагон»

Дело рассмотрела тройка под председательством Сергея Асташова. Коллегия указала, что нижестоящие инстанции не учли, что у страховой компании для выплаты или направления на ремонт было 20 дней — до 16 октября 2018 года (так как Ложкина обратилась с заявлением 26 сентября). И «Югория» направила по почте направление на ремонт машины до истечения этого срока, 15 октября. Из отчета об отслеживании следует, что оно было доставлено, но Ложкина его не получила, поэтому 19 ноября вернулось отправителю. ВС отметил, что сообщение считается доставленным, если оно поступило адресату, даже когда тот с ним не ознакомился по своим причинам. 

Отправка направления на ремонт по почте в 20-дневный срок со момента принятия заявления от потерпевшего, свидетельствует о надлежащем исполнении страховой компанией своей обязанности, решил ВС

Тем более, отметила тройка, согласно материалам дела компания предупредила Ложкину о подготовленном направлении на ремонт в ответе на претензию. 

Верховный суд не согласился и с позицией нижестоящих инстанций, что представленную копию направления на ремонт нельзя принять во внимание при разрешении спора. В ней, как указывает коллегия, указан сервис, который займется восстановлением машины и срок (не больше 30 дней), а так же сумма расходов на ремонт — 84 600 руб. Этих сведений, решила тройка, вполне достаточно. Поэтому коллегия по гражданским делам отменила решение нижестоящих инстанций и направила дело на пересмотр в апелляцию, там спор пока не рассмотрели (дело №18-КГ20-52-К4).

В деле Ложкиной ВС формально подошёл к вопросу, считает Александра Стирманова из АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании

Читайте также:  Оптимум Авто Каширский — автосалон, 6 отзывов — сельское поселение Совхоз им. Ленина, 26 км МКАД, внешняя сторона


. Отменяя решения нижестоящих судов коллегия пришла к выводу, что фактически со стороны страховой компании нарушений нет, поскольку закон не ограничивает форму передачи направления на ремонт путём личной передачи. Отправка по почте не противоречит закону.

Время ремонта авто по страховке

Фактически отправка письма практически в последний день срока, направлено на затягивание начала ремонта. После направления корреспонденции по почте страховая не заботилась, дошло ли оно до адресата.

Александра Стирманова, адвокат АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


Стирманова считает, что нужно законодательно урегулировать порядок направления в адрес потерпевшего направления на ремонт. Разрешить возможность почтового направления только, если не удалось направление на ремонт вручить лично потерпевшему, полагает эксперт.

*- имена и фамилии участников спора изменены редакцией.

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов; Getty Images Plus

Из-за санкций восстановительный ремонт стал значительно дороже: страховщики теперь считают цену запчастей по новым каталогам, потому выросла и стоимость самой страховки. В такой ситуации важно знать, когда страховая компания должна отремонтировать автомобиль потерпевшего, а когда может и возместить причиненный ущерб деньгами. Подробно, но без лишней информации рассказываем, как происходит возмещение по ОСАГО и какие трудности могут возникнуть при общении со страховой.
Ремонт по ОСАГО: что нового?

С 19 июня стоимость восстановительного ремонта автомобилей по договору обязательного автострахования (ОСАГО) рассчитывается по-новому. Вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей, которые используются для расчета выплат по страховке. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам деталей, выросла на 28,7% относительно предыдущей редакции.

Другие изменения находятся на стадии обсуждения и проработки. Так, еще в апреле Центробанк предложил новые правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО с учетом цен на аналоги оригинальных запчастей. Такое решение регулятор предложил как временную меру из-за «высокой неопределенности цен» оригинальных деталей и проблем с их доступностью. А в июне ЦБ выступил с инициативой изменить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев. Его хотят расширить на 26% вверх и вниз — так страховщики смогут точнее учитывать риски на фоне роста стоимости запчастей.

Права пострадавшего

За ремонтом авто по ОСАГО может обратиться только автовладелец, которого признали потерпевшим в ДТП. Виновник аварии должен ремонтировать машину самостоятельно, если у него нет договора добровольного автострахования (каско).

По закону «Об ОСАГО» максимальная сумма, которую страховая фирма вправе потратить на восстановительный ремонт авто, не должна превышать 400 000 руб. Если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, лимит достигает 500 000 руб.

В случае когда в ДТП виноваты оба водителя либо не виноват никто, оба получают по 50% стандартной компенсации. То есть не больше 50 000–200 000 руб. Но если в судебных разбирательствах выяснится, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение утвердят пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

Ремонт или деньги

П. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» предусматривает закрытый перечень оснований, когда страховщик может вместо организации ремонта выплатить потерпевшему возмещение в денежной форме:

✅ полное уничтожение попавшего в ДТП транспортного средства;
✅ смерть потерпевшего;
✅ при заключении письменного соглашения между страховой компании и потерпевшим;
✅ в заявлении о страховом возмещении потерпевший сам выбрал такую форму возмещения;
✅ в 50 км от места жительства клиента нет ни одного сервиса, который сможет восстановить машину;
✅ страховая не сотрудничает с СТО, способными произвести восстановительный ремонт;
✅ цена ремонта превышает лимиты по договору, когда ДТП оформляется по европротоколу.

Во всех других случаях страховая компания не может в одностороннем порядке изменить форму возмещения.

Что делать после ДТП

По итогам разбирательств на месте происшествия у водителя должен быть главный документ, необходимый для обращения в страховую компанию — извещение о ДТП. С ним и нужно идти к страховщику. Но не только с ним: еще понадобятся заявление на возмещение, права, паспорта заявителя и транспортного средства. Полный пакет документов, необходимый при обращении, может отличаться у конкретных страховых компаний и в зависимости от обстоятельств аварии, так что лучше уточнить этот вопрос через горячую линию или в мобильном приложении, если оно есть.

По закону «Об ОСАГО» страховая должна в течение пяти рабочих дней после получения заявления изучить повреждения пострадавшей в ДТП машины клиента. После этого у нее будет еще 15 дней на принятие решения по страховому случаю — отказать автовладельцу или оплатить ремонт.

Читайте также:  Ремонт и эксплуатация шевроле

Но такой порядок действий предусмотрен только для стандартных ситуаций, когда машина на ходу и может самостоятельно доехать до представителя страховщика. Если авто не передвигается, то страховая вправе прислать своего представителя или даже вызвать эвакуатор для доставки транспортного средства до места проведения оценки. Кроме того, автовладелец имеет право попросить перенести дату осмотра, тогда у страховой будет уже не 20, а 40 дней на принятие решение о возмещении.

Если же осмотр задерживается по вине страховой компании, за каждый день просрочки она выплатит своему клиенту неустойку в 1% от размера страховой выплаты.

Время ремонта авто по страховке

Европротокол: как влияет на выплаты

При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно выполняются несколько условий:

✅ в результате ДТП нанесен вред авто, но не жизни или здоровью граждан;
✅ столкнулись два авто (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
✅ обстоятельства произошедшего не вызывают разногласий у участников ДТП*.

Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда попавшее в аварию авто зарегистрировано за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Когда все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший получит страховую сумму до 400 000 руб. Если у страховщика нет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит возмещение, но его сумма не превысит 100 000 руб.

* Если есть разногласия, то водители должны передать информацию об аварии в экстренные службы через систему ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП. Европротокол».

Как считают ущерб

Подсчет страховых выплат производится в соответствии с единой методикой. Основные факторы, влияющие на стоимость возмещения, — регион, где произошло ДТП, и степень износа деталей авто с учетом его возраста, или амортизация. Максимальная амортизация составляет 50%, то есть при любом износе поврежденной детали возместят как минимум половину от ее стоимости.

Подсчет ущерба важен не только для случаев, когда возмещение выплачивают деньгами. Если страховая соглашается отправить авто на ремонт, это тоже важно, поскольку стоимость восстановления может не уложиться в пороговую сумму (400 000 руб.). При этом подсчет производится по нормам региона, где произошло ДТП, а ремонт производится по месту жительства автовладельца.

Где отремонтируют автомобиль

По правилам закона «Об ОСАГО» страховая должна разместить информацию о сервисных центрах, с которыми сотрудничает, на своем официальном сайте. Там должны быть указаны их адреса, марки обслуживаемых авто, примерные сроки проведения ремонта. Из предложенного перечня клиент выбирает понравившийся, чтобы направить свой автомобиль туда.

А еще в начале июня Центробанк выпустил информационное письмо, в котором запретил страховым компаниям направлять поврежденные авто клиентов в сервисные центры, не указанные на сайте страховой. Если среди партнеров компании нет сервиса, который сможет отремонтировать авто клиента, тот может сам выбрать СТО для ремонта и согласовать свой выбор со страховой. Тогда компания также оплатит ремонт.

Что делать, если отказали в ремонте

Для споров со страховыми компаниями уже несколько лет предусмотрен досудебный порядок. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который по общему правилу рассмотрит заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней. 

Обратиться к уполномоченному можно через форму на сайте финомбудсмена или по почте. Его решение обязательно для исполнения любой финансовой организацией, к которым относятся и страховые. 

Если одна из сторон спора не согласна с решением финомбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. При этом после прекращения рассмотрения спора в службе уполномоченного досудебный порядок считается соблюденным, поэтому претензию страховой направлять не нужно, — на это в 2021 году указывал Пленум Верховного суда.

Перед обращением в суд придется проводить еще одну экспертизу и оплачивать ее самостоятельно. Стоимость такого исследования всегда относится к судебным расходам, которые оплачивает проигравшая сторона.

Судебная практика: пять важных дел

Правила страхового возмещения по ОСАГО не только прописаны в законах. Верховный суд неоднократно делал важные разъяснения по этой теме.

✅ У страховой не было сервисов-партнеров, которые готовы были починить машину, а клиент отказался ждать или доплачивать из своего кармана. ВС подчеркнул, что в такой ситуации нельзя заменить ремонт на выплату денег.

✅ Страховая не вправе требовать вернуть возмещение, если она не получила свою копию европротокола.

✅ Разницу между денежным возмещением и стоимостью ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, а не с его страховой компании, указывает Верховный суд.

✅ Страховая не может навязывать клиенту ремонт авто дороже 400 000 руб., если он отказывается доплатить СТО за восстановление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *