Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Как можно законно ускорить процесс ремонта по ОСАГО?

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, по ОСАГО. Буду краток, ДТП, не виновен, Росгосстрах дало направление на ремонт, СТО не принимает авто (на словах, не письменный отказ), на том основании, что в смете от страховой указаны слишком низкие цены. В итоге уже скоро как месяц СТО согласовывает пересчет сметы с головным офисом РГС в Москве, мне не предоставили ни калькуляции (заявление писал), ни выплаты за эвакуатор и стоянку (заявление писал). Я читал, что в законе есть пробел и СТО может хоть полгода не принимать машину на ремонт под любым предлогом, оговаривается лишь срок направления на ремонт и срок самого ремонта. Не понимаю, что делать, как ускорить процесс. Если раньше я спокойно судился со страховой из-за низкой выплаты, то теперь поставлен в тупик и вынужден тратить деньги на такси, возя ребенка в детский сад. Сходил, написал заявление на выплату денег, но они, скорее всего, откажут. Спасибо большое за квалифицированный ответ!

24 сентября 2018, 22:40, сергей, г. Москва

Сергей, добрый день! Необходимо писать претензию в адрес страховщика, но Вам нужно доказать, какого числа Вы представили автомобиль на ремонт в СТО, дата должны быть в акте приема-передачи ТС.

Согласно абз. 2 п. 53 Постановления Пленума ВС РФ от 26. 2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

До установления факта нарушения его прав станцией технического обслуживания потерпевший не вправе изменить способ возмещения причиненного вреда. Так, например, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. Такие требования предъявляются потерпевшим с соблюдением правил, установленных статьей 16. 1 Закона об ОСАГО.

25 сентября 2018, 01:59

Юрист, г. Набережные Челны

Согласно пункту 4. 17 Правил об ОСАГО, такое направление на ремонтные работы в обязательном порядке должно содержать информацию:

о пострадавшем, который получил направление от страховщика; о договоре по ОСАГО, чтобы подтвердить цели и обстоятельства, разрешающие проводить ремонт автомобиля в СТО; о самом автотранспортном средстве, над которым будут проводить ремонтные работы; о станции технического обслуживания, которая уполномочена проводить ремонт ТС страхователя и которой страховая компания будет оплачивать стоимость произведенных для восстановления работ; о сроках выполнения ремонта;

Таки образом, если сервис не принимает ваш автомобиль то вам необходимо предъявить отказ в страховую компанию и запросить сумму ущерба в денежном выражении.

25 сентября 2018, 16:58

Могу ли я потребовать ускорить процесс замены, либо ремонта?

В магазине DNS куплен системный блок компьютера. При покупке, продавец отказал подключать его к монитору, только в розетку. В итоге, дома оказалось что нет сигнала на монитор. Принимать компьютер собираются только через экспертизу сервисного центра, в течение 20 рабочих дней. Как быть? Могу ли я потребовать ускорить процесс замены, либо ремонта?

10 ноября 2021, 22:07, вопрос №3131889, виктор, г. Нижний Новгород

Если нет, то каким образом можно ускорить процесс возмещения ущерба?

Здравствуйте. 19 октября попал в ДТП с тремя пострадавшими (у всех только ушибы). При оформлении ДТП на второго участника был составлен протокол о нарушении ПДД (проезд на запрещающий сигнал светофора). С моей стороны каких-либо нарушений ПДД не установлено. Недавно связался с дознавателем с целью поинтересоваться ходом дела. Он сообщил, что т. дело с пострадавшими и потребуется медэкспертиза, всё может затянуться на месяцы. Однако предложил выслать мне на электронную почту документы для подачи в страховую компанию. Но получил я только Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и Сведения о ДТП. Позвонил в страховую. Там ответили, что для подачи заявления о возмещении по ОСАГО помимо Сведений о ДТП необходимо Постановление о прекращении дела. Вопрос: могу ли я предоставить в страховую компанию копию протокола о нарушении ПДД, оформленного на второго участника, вместо Постановления о прекращении дела? Если нет, то каким образом можно ускорить процесс возмещения ущерба?

17 ноября 2021, 10:37, вопрос №3136359, Эдуард, г. Екатеринбург

Как долго можно стоять в очередиМожно ли ускорить процесс

Мы многодетные,малоимущие,живем в сельской местности,стоим в очереди на улучшение жилищных условий 3 года. Как были седьмые ,так и остались. Как долго можно стоять в очереди))Можно ли ускорить процесс

29 января, 19:28, вопрос №3181491, Ирина, г. Москва

Заключение и расторжение брака

Подскажите как можно ускорить процесс, что писать куда писать и тд?

Здравствуйте, подали на развод, обоюдное согласие , без споров и раздела имущества. Нам необходимо ускорить процесс вынесения решения и получить по скорее документ о разводе. В суде назначили беседу 11. 22г

Заявление подавали два месяца назад но из за временных ограничений в связи с пандемией затянулось все. Подскажите как можно ускорить процесс, что писать куда писать и тд?

21 марта, 09:07, вопрос №3225199, Раиса, г. Москва

Подскажите, пожалуйста, что я могу сделать, чтобы ускорить процесс обмена?

Здравствуйте! В 2020 году купила в Ситилинке оперативную память с гарантией производителя на 10 лет. Оперативная память НЕ подлежит ремонту, только замене на аналогичную. В начале апреля этого года ОП вышла из строя. Сисадмин сказал нести на замену. 13 апреля я сдала её на проверку качества. Приемщик обещал, что со мной свяжутся в течении 14 дней. Вчера, спустя 14 дней, я сама позвонила в сервисный центр, а мне сказали, что ОП на гарантийном обслуживании 45 дней. Но, ОП не подлежит ремонту, только замене. Подскажите, пожалуйста, что я могу сделать, чтобы ускорить процесс обмена? Может претензию написать со ссылкой на то, что ОП по гарантии производителя не подлежит ремонту, только замене, и на то, что они обязаны обменять товар в течении максимум 20 дней?

28 апреля, 11:04, вопрос №3264792, Яна Фидлер, г. Кемерово

Как по закону?

Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.

В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:

  • вид повреждения детали,
  • характер повреждения,
  • его объем,
  • место расположения.

Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.

Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.

При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.

В каких случаях можно ремонтировать?

При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:

  • результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
  • должна быть техническая возможность ремонта,
  • и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.

Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.

Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.

Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.

Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.

При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.

Когда обязаны поменять на новую?

Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).

В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.

Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.

Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:

  • разрыв,
  • складки металла,
  • залом металла,
  • глубокая деформация с вытягиванием металла,
  • сложное повреждение ребер жесткости.

Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.

Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.

Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?

В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.

Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.

Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.

На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.

Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.

При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.

Читайте также:  Ремонт автомобилей самары в рассрочку

Таким образом, общий порядок действий такой:

  • при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
  • при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
  • и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.

Окрасят ли деталь?

Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.

Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:

  • если была сквозная коррозия,
  • когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
  • если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).

Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.

Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:

  • шагрень,
  • перепыл,
  • потеки,
  • пыль под краской,
  • разнотон.

Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.

Что произошло

Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».

Условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России. Он принял новое положение, утвердившее единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Порядок выплат с вступлением в силу новой методики не меняется, максимальный размер выплат — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество.

Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • 500 000 , если ущерб причинен жизни или здоровью;
  • 400 000 , если ущерб причинен имуществу.

А вот что изменилось.

Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ

Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.

Справочники формировались по экономическим регионам. В один экономический регион могло входить сразу несколько субъектов РФ. Например, в Западно-Сибирский экономический регион входили Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Предполагалось, что средняя стоимость запчастей в этих регионах будет одинаковой.

Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.

Изменения в справочники будут вносить чаще

Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.

Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.

В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане

Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.

Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.

Что с утратой товарной стоимости

После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.

В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26. 2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.

В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.

Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.

Если ДТП массовое

С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение. Прямое возмещение — это обращение в свою страховую компанию. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.

Если полиса нет в общей базе

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.

Если в полисе ошибки

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.

Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. В 2022 году это 100 000 Р при заполнении извещения в бумажном виде и 400 000 Р, если у водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП и они сделают фотофиксацию через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП. Европротокол». Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.

Если машина в аренде, продается или покупается

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Арендатор или новый покупатель может получить возмещение в страховой, если оформить переуступку права требования. Это делается в письменной форме. Переуступить можно только право на возмещение вреда имуществу, а требование о возмещении вреда здоровью переуступке не подлежит.

Когда работает прямое возмещение ущерба

Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например КАСКО или страхование груза.

Компенсация за утрату товарной стоимости

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости — УТС. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Страховая выдала направление на ремонт, в автосервисе покрасили бампер или крыло. Кажется, что все хорошо. Но это уже крашеная машина, и даже после ремонта она не будет стоить те же 700 тысяч. Из-за покраски и замены деталей она может стоить на 20 тысяч меньше — эту сумму можно включить в сумму ущерба в пределах общего лимита для полисов ОСАГО.

Величину УТС определяет эксперт. Рассчитывают ее не для всех автомобилей. Например, если легковой автомобиль старше пяти лет или ранее уже попадал в ДТП, утрату товарной стоимости считать не будут.

Как считают компенсацию

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только КАСКО.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Читайте также:  TOTAL01.ru 🚗 Аукцион битых и тотальных автомобилей. Продажа страховых авто, купить под восстановление

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Если виновника ДТП нет в полисе

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Кто отвечает за качество ремонта

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Если пропущен срок обращения за ремонтом

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если машина на гарантии

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Доплата за ремонт

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Когда можно продавать права на возмещение автоюристам

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Что еще можно получить от страховой

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

Как проходят осмотр и экспертиза

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Если машину нельзя доставить на осмотр

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.

Как общаться со страховой

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

При использовании приложений «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО» заявление в страховую в бумажном виде все равно нужно. Надеемся, что в ближайшем будущем этот процесс упростится с появлением у страховых компаний собственных приложений.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Ремонт по ОСАГО вместо выплат — текущие реалии

Согласно текущему законодательству, именно автовладелец определяет – будет по ОСАГО выплата или ремонт. Он может согласиться на устранение повреждений в сервисе или потребовать со страховщика деньги, чтобы самостоятельно разобраться с последствиями аварии.

Приоритетная форма возмещения ущерба по закону об ОСАГО — восстановительный ремонт. Это касается легковых автомобилей физических лиц. Водители остальных категорий транспортных средств, включая такси и общественный транспорт, могут выбирать — получить деньги или ремонт.

Автомобили отправляют в ремонт на станции техобслуживания автомобилей (СТОА), с которыми у страховой компании заключен договор. Если машине меньше двух лет, страховщик обязан направить авто в официальный дилерский центр, а если его нет в списке страховой компании — выплатить денежную компенсацию.

Как действует закон сейчас

Сейчас водители могут выбирать при ОСАГО деньги или ремонт. Это право дает им поправка, внесенная в закон «Об ОСАГО» еще в 2014 году. Если автолюбитель выбрал выплаты, то он получит их на расчетный счет или наличными в кассе страховой компании. В дальнейшим он может распорядиться полученными деньгами так, как посчитает правильным.

В случае с ремонтом, страховая компания предлагает несколько автомастерских. Они подбираются в зависимости от различных обстоятельств, включая марку автомобиля, место жительства и по ряду других параметров.

Клиент принимает направление на ремонт и страховщик перечисляет на счет организации, которая будет выполнять ремонтные работы, необходимую сумму.

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Общее и разница между ремонтом и выплатой

Выбирая деньги или ремонт по ОСАГО, обратите внимание на то, что между ними достаточно много общего:

  • учет износа. Экспертиза оценит автомобиль, чтобы посчитать нанесенный ему ущерб. Чем дольше была в эксплуатации машина, тем меньше средств получит владелец. Но износ не может превышать 50%, то есть как минимум половину от общего размера полученного ущерба;
  • возможность занизить размер ущерба. Важно сохранять чеки на все установленные и замененные детали. В противном случае эксперт компании занизит размер ущерба, оценив все компоненты по сроку эксплуатации автомобиля.

Ключевая разница между возмещением или ремонтом по ОСАГО заключается в том, что застрахованное лицо может самостоятельно распорядиться полученными деньгами. Выбирать выплату стоит в случае, если:

  • вы не уверены в качестве работ в предложенных автосервисах;
  • предложенные мастерские не соответствуют из-за плохой репутации, удаленности или других параметров;
  • вы хотите провести только частичный ремонт или вовсе использовать полученные деньги для приобретения нового автомобиля.

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

В этих ситуациях необходимо также посмотреть на расчет стоимости ремонта по ОСАГО и не допустить занижения ущерба. Иначе вы получите значительно меньшие выплаты.

Читайте также:  Какие ключи выбрать для ремонта авто

После осмотра поврежденного транспортного средства страховая компания выдает потерпевшему направление на ремонт на СТО и переводит им деньги за ремонт. При проведении восстановительных работ не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных запчастей. Ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис. Минимальный гарантийный срок на работы составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.

Получить деньги можно будет только при следующих обстоятельствах:

  • полная гибель транспортного средства;
  • причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего или летальный исход;
  • потерпевший является инвалидом;
  • стоимость ремонта превышает максимальную выплату по ОСАГО;
  • выбор потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты.

Что говорит закон

Возможность ремонта автомобиля и правила его проведения регулируются несколькими законодательными актами. Основной — закон № 40-ФЗ. Согласно ему, с 2017 года автовладельцы имеют право выбрать восстановительный ремонт вместо денежной выплаты. Пункт 1 статьи 12 предусматривает право автовладельца на страховое или прямое возмещение убытков. Под прямым страховым возмещением понимают организацию и оплату ремонтных работ (пункт 15 той же статьи). Есть оговорка — станцию техобслуживания выбрать нельзя. Обычно направляют в ту СТО, у которой со страховой компанией заключён договор.

Важно! Изменения в законодательстве касаются только автомобилей, принадлежащих физическим лицам.

До того, как в закон № 40-ФЗ внесли изменения, владелец авто мог получить деньги лично или страховая перечисляла их автосервису, выбранному клиентом. Но от второго варианта можно было просто отказаться и забрать страховое возмещение. Это позволяло получать деньги незаконным путём, например, после организованной автоподставы на дороге. В то же время у автовладельцев был выбор — потратить полученную компенсацию на ремонт в сервисе или отремонтировать машину своими силами, хорошо сэкономив.

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Выбрать ремонт или выплату по ОСАГО в 2022 году просто так нельзя. В большинстве случаев авто после ДТП отправляют в автосервис, а страховая оплачивает работу и запчасти. Владельцы легковых автомобилей, зарегистрированных в России, практически лишились права выбора — денежную компенсацию для них сделали менее доступной.

Направление на ремонт по ОСАГО 2022

Ремонт авто по полису ОСАГО осуществляют по специальному направлению, в котором прописано право на возмещение ущерба после ДТП и обязанность автосервиса полностью восстановить транспортное средство.

Важно! Направление на ремонт заменяет страховую выплату потерпевшему и нивелирует лишние звенья в цепочке компенсации ущерба. Страховщик перечисляет деньги напрямую автосервису, а не пострадавшему в ДТП.

Но выдача таких сертификатов — это не панацея, поскольку автовладельцы не могут сразу обратиться в сервис. Всё равно приходится идти в страховую, оформлять направление на ремонт, деньги на руки не дадут, владельцу повреждённого авто вручат направление, с которым нужно идти на ремонт.

Процедура получения

Пострадавшему в ДТП придётся контактировать с двумя организациями — страховой компанией, куда он обратится с документами на возмещение ущерба, и с СТО, где проведут ремонт.

Оформление ДТП

Действия водителя при дорожно-транспортном происшествии регулируют ПДД РФ. Согласно пункту 2. 5, необходимо:

  • остановить авто;
  • включить аварийку;
  • выставить предупреждающий знак;
  • не менять положения предметов, которые касаются аварии.

Также надо вызвать скорую, сотрудников полиции, если есть пострадавшие или раненые. Если таковых нет, участники аварии самостоятельно решают, обращаться ли в ГИБДД. Если пострадал автомобиль, нужно сфотографировать его положение на дороге, все типы повреждений, другие предметы, например, деревья или ограды, которые имеют отношение к аварии.

После этого проезжую часть нужно освободить. Пункт 2. 1 ПДД гласит, что это можно сделать только с разрешения сотрудника ГИБДД, если не оформляется европротокол. Если есть пострадавшие, водителя, который самостоятельно покинул место происшествия, могут лишить водительского удостоверения или даже заключить под стражу на 15 суток. Затем нужно собрать контакты очевидцев и ждать, пока прибудет полиция.

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

При составлении европротокола ГИБДД вызывать необязательно, но должны быть соблюдены такие пункты:

  • в аварии участвовали не более двух ТС;
  • нет пострадавших;
  • повреждён автомобиль виновника ДТП;
  • есть полис и у виновника, и у пострадавшего;
  • у водителей нет претензий друг к другу.

Важно! Повреждения можно фотографировать и снимать на камеру.

Необходимые документы

Список документов на ремонт по страховому случаю регулируется Положением ЦБ № 431-П:

  • бланк извещения о ДТП;
  • паспорт;
  • протокол (или постановление о привлечении виновника к ответственности или об отказе от его привлечения);
  • если обращается не владелец поврежденного транспортного средства, а доверенное лицо, нужна нотариальная доверенность;
  • ПТС (СТС);
  • водительское удостоверение;
  • полис;
  • заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
  • квитанция на оплату услуг эвакуатора, если авто эвакуировали;
  • фото- или видеоматериалы, показания свидетелей.

В страховой нужно написать заявление. Если у водителя есть право на прямое возмещение ущерба, он обращается к своему страховщику, во всех остальных случаях — в страховую компанию виновника аварии.

Важно! Только при оформлении европротокола нужно успеть подать заявление в течение 5 дней. Если в фиксации участвовала ГИБДД, на это отводится 3 года, но лучше не тянуть.

Заявление на ремонт

Бланк заявления в разных компаниях может отличаться, его выдаёт страховщик. Стандартно пострадавший в ДТП указывает:

  • личные данные;
  • данные своего полиса обязательного страхования гражданской ответственности, повреждённого авто;
  • описание аварии (адрес, время, участники и др.);
  • перечень приложений (копия паспорта, извещение о ДТП, копии протокола и др.);
  • также в заявлении указывается просьба отремонтировать авто и закрепляется право получения неустойки при просрочке.

Бланк заявления в электронном виде обычно есть на сайте страховой компании.

Не позднее чем через 5 дней после подачи заявки повреждённую машину нужно предоставить для осмотра ТС. Правила экспертизы утвердил Банк России (Положение от 19. 2014 № 433-П). Согласно им:

  • экспертом может выступать физлицо, внесённое в Реестр экспертов-техников, или компания;
  • предоставить нужно всё, что осталось от машины, даже если это отдельные детали ТС;
  • если техническая экспертиза не в состоянии определить размер убытков или установить страховой случай, страховая в течение 10 дней после подачи заявления вправе обратиться к владельцу второго (или других) авто, участвовавших в аварии;
  • если невозможно привезти авто на осмотр (причину нужно указать в заявлении), экспертизу проводят по месту нахождения ТС;
  • эксперт предоставляет потерпевшему результаты осмотра повреждённого ТС;
  • если потерпевший в согласованную дату не предоставляет повреждённое ТС, назначается новая дата, но в пределах 20 дней с момента подачи заявки (если иное не указано в договоре).

Экспертизу не проводят, если страховщик и потерпевший договорились обойтись без неё. Тогда осмотр выполняет страховая компания. Если же она отказывается проводить осмотр и/или инициировать независимую экспертизу, пострадавший вправе организовать её самостоятельно — результаты будут иметь ту же юридическую силу. Но нужно уведомить страховщика о дате и времени проведения минимум за 3 дня.

Важно! Если потерпевший сам организовал проведение экспертизы до того, как получил официальный отказ от страховой компании, результаты не будут учтены.

Решение

Принимают решение и выдают направление в сервис максимум в течение 20 дней с даты, когда подано заявление. А если СТО не из списка страховой компании, срок увеличивается до 30 дней. При несоблюдении автовладелец вправе рассчитывать на компенсацию — 1% от суммы возмещения за каждый день просрочки.

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Как рассчитывается стоимость

Расходы на ремонт повреждённого ТС рассчитываются в соответствии с Положением Банка России № 755-П. Лимиты выплаты:

  • не более 400 тыс. руб. при причинении ущерба имуществу;
  • не более 500 тыс. руб. при причинении вреда здоровью или жизни (выплату планируют увеличить до 2 млн руб., но законопроект Минфина ещё не утверждён).

В случае с европротоколом возможен ремонт стоимостью не более 100 тыс. руб. , если он положен по ОСАГО. Если работы обойдутся дороже, придётся доплачивать или отказаться, чтобы получить деньги.

Важно! Справочники, по которым рассчитывают среднюю стоимость деталей, c 2021 года создают отдельно для всех субъектов России. Цены в них будут менять каждые 3 месяца (ранее было полгода).

Стандартно используют ЕМР — Единую методику расчёта. Она учитывает износ узлов и деталей, срок эксплуатации, пробег ТС. Максимальный размер амортизации не должен превышать 50% вне зависимости от возраста машины. Стоимость запчастей берут из справочников, причём используют одинаковую и для гарантийных автомобилей, и для тех, которые уже сняты с гарантии.

Можно ли выбрать СТО

Автовладелец не может обратиться к «гаражным» мастерам или просто к знакомому, чтобы сделать всё дешевле. Направление работает только в случае, если ремонт производится в определённом автосервисе, с которым страховщик заключил договор.

В то же время пункт 15. 3 статьи 12 Закона ФЗ−40 позволяет выбрать сторонний сервис, если удастся получить согласие страховой компании в письменном виде. Страховщик имеет право отказать.

Крупные компании заключают договоры с несколькими мастерскими. В этом случае автовладелец имеет право ремонтировать транспорт в любом сервисе страховой. Списки обычно есть на официальном сайте страховщика.

Сроки ремонта по ОСАГО 2022

Условия ремонта по ОСАГО отличаются в зависимости от возраста машины:

  • если ей меньше 2 лет, пострадавшего направят в гарантийную мастерскую официального дилера;
  • в остальных случаях страховщик направляет пострадавшего в конкретную СТО.

Вне зависимости от того, в какую мастерскую передаётся повреждённая машина, на проведение ремонтных работ отводится 30 дней (только рабочих). Этот срок можно увеличить, если восстановительный ремонт нельзя провести за 30 дней, но при этом автовладелец не против.

На ремонт у официального дилера или в сервисе распространяется гарантия:

  • минимум 6 месяцев;
  • для ЛКП (лакокрасочного покрытия) — до года.

Доплата за ремонт по ОСАГО по закону возможна в двух случаях:

  • в аварии виновны оба водителя, каждый получает половину суммы ущерба, а остаток нужно внести своими деньгами;
  • ремонт обойдётся в бо́льшую сумму, чем лимит ответственности страховщика (более 400 тыс. руб. или по европротоколу).

Но даже если ремонт выйдет дороже 400 тыс. руб. , пострадавший может не доплачивать. Страховщик обязан спросить, согласен ли он на доплату определённого размера, и указать это в направлении. Если он отказывается произвести доплаты, ремонт не делают и выплачивают деньги.

Важно! При наличии направления от страховой СТО не имеют права отказать в ремонте машины после ДТП.

При нарушении сроков ремонта тоже действует неустойка, как и при затягивании выдачи направления в сервис — 0,5% за каждый день. Автоматически такая неустойка не начисляется. Чтобы получить компенсацию за просрочку, нужно направить претензию в страховую компанию. Кстати, если затягиваются оба срока — и выдачи направления, и ремонтных работ — компенсация суммарно не может превышать размер страховой выплаты.

Будет ли СТО использовать запчасти оригинал или аналог, нужно выяснять в сервисе, но они должны быть новыми. Пострадавшему важно внимательно прочесть заявление. В нём может быть указано, что он согласен с установкой б/у запчастей, а при наличии подписи требовать использования только новых деталей и узлов уже не получится.

Выполнили некачественный ремонт — что делать

Некачественный ремонт по ОСАГО случается нередко. Но СТО действуют согласно договору обязательного страхования, поэтому к ним претензий быть не должно. Пострадавшему нужно:

  • вначале обратиться к страховщику — подать претензию (лично в офисе, на электронную почту или заказным письмом);
  • если страховая никаких действий не предприняла, идти в суд и требовать переделки некачественного ремонта в судебном порядке.

Важно! На рассмотрение досудебной претензии отводится 10 дней.

Если страховая принимает претензию, она должна провести осмотр машины, составить акт с описанием недостатков восстановительного ремонта или замены деталей (если они действительно есть). Такой акт составляется в трёх экземплярах — для СТО, пострадавшего и страховой. Автовладелец повторно едет в сервис, предъявляет акт и ждёт исправления недочетов.

Если в акте указано, что недочётов нет, а автовладелец не согласен, он вправе обратиться в суд. С этого момента взаимоотношения сторон регулируются гражданско-процессуальным законодательством, статьями 131 и 132.

В каких случаях можно получить выплату вместо ремонта

Можно ли отказаться от ремонта и получить деньги, определяется пунктом 16. 1 статьи 12 закона об ОСАГО. Причины выдачи денежного возмещения:

  • авто нельзя восстановить;
  • авария привела к среднему или тяжкому ущербу для здоровья или гибели потерпевшего;
  • владелец автомобиля имеет инвалидность и попал в аварию на спецавто;
  • расчёт стоимости ремонта по ОСАГО показал, что на проведение работ нужно больше 400 тыс. руб.;
  • в аварии виновны оба водителя;
  • страховая согласна произвести выплаты.

Отказ в ремонте и получение возмещения ущерба деньгами возможны и в том случае, если потерпевший не согласен на проведение ремонта машины на гарантии в том сервисе, который не заключил договор с производителем. В редких случаях Центробанк обязует страховую выплачивать пострадавшему деньги.

Очень часто причиной назначения денежной выплаты становится отсутствие подходящих СТО, соответствующих нормам закона. Например, ближайший к пострадавшему автосервис должен находиться на расстоянии до 50 км, иначе авто должна транспортировать к месту ремонта страховая. Если клиент живёт в отдалённой сельской местности, то аккредитованных страховщиком сервисов на указанном расстоянии может и не быть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *