Автоэлектрики как вымирающий вид — обзор рынка труда

Как стать хорошим автоспециалистом, который будет востребован на СТО? Можно ли самостоятельно стать автоэлектриком или автомехаником? С чего начать?

Несмотря на то, что в российском классификаторе профессий нет понятий «автоэлектрик», «автомобильный диагност», а есть профессии «инженер по диагностике технического состояния автомобилей, дорожно-строительных машин и механизмов», «мастер по ремонту оборудования (на транспорте)», «мастер по ремонту транспорта, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования», у ребят, которые находятся на пороге выбора профессии и хотят быть «около автомобилей», вопрос стоит примерно так: «Как стать механиком?», «Как стать автоэлектриком?», «Как стать автодиагностом?»

С профессией же механика все более понятно. В классификаторе есть профессия «механик по ремонту транспорта». Также в классификаторе присутствует профессия «слесарь по ремонту автомобилей».

Подготовка квалифицированных рабочих, специалистов, бакалавров

Чтобы получить автомобильную специальность, обычно идут в профессиональные, средне-специальные, высшие учебные заведения, выбирая, к примеру, одно из следующих направлений:

  • Подготовка квалифицированных рабочих. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, «Слесарь по ремонту автомобиля», «Автомеханик».
  • Подготовка специалистов. «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Сервис на транспорте (по видам транспорта), «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» (городской электрический транспорт; автомобиль) (с классификацией «Техник).
  • Подготовка бакалавров. «Автомобильный сервис», «Автомеханик».

Кроме того, ряд автомехаников, автоэлектриков, автодиагностов, которые делают выбор во взрослом возрасте и имеют другую техническую специальность, идут на курсы. Благодаря широкому внедрению LMS, использованию электронных симуляций такие курсы доступны даже онлайн.

На курсы идут и те, кто, казалось бы, уже имеет автоспециальность, но на практике знаний мало. И если с автомеханиками дело обстоит более-менее удовлетворительно, то с мастерами, которые компетентны в электрике, – настоящее бедствие, а ведь количество транспортных средств, которое оснащено электрооборудованием растет стремительно. И речь не только об электромобилях. Электрооборудование (система управления, кондиционеры и т.д.) – привычная составляющая самых разных транспортных средств.

Как стать хорошим механиком?

Путь в профессию автомеханика может начинаться через СПТУ, ССУЗ, ВУЗ, курсы. На курсы автомеханика часто идут и те, кто уже имеет автомобильную специальность. Распространен вариант, когда на курсы автомеханика идут автослесари. Чаще всего это связано с тем, что у них недостаточно знаний и навыков работы со сложными узлами, особенно двигателем. Специальность, с одной стороны, получена, но в автосервисе можно работать или на узких участках, или на «подхвате» у того же автомеханика. Это негативно сказывается и на самореализации, и на профессиональном росте, и на уровне зарплаты. Мотивация расти, трансформироваться в автомеханика у автослесаря огромна. При этом у автослесарей уже есть база, которая им, даже пройдя краткосрочное обучение на курсах, поможет стать хорошим механиком.

Важный фактор, влияющий на подготовку автомеханика, – программа обучения и формат занятий.

Идеальный вариант, если обучение начинается с диагностики знаний по физике. Невозможно стать хорошим автомехаником, если есть пробелы в кинематике, термодинамике. Автомеханик должен отлично понимать механическое движение, термические воздействия. Давление, конденсация, деформация, сила трения – это те физические азы, без которых немыслим автомеханик. Важны и знания по химии. Ведь именно физико-химические характеристики в фокусе при подборе масел, присадок.

Развернутый модуль обучения в толковой программе подготовки автомеханика – устройство автомобиля. Специалист должен отлично разбираться в двигателях, трансмиссиях, коробках передач, рулевом управлении, тормозной системе.

Как стать автоэлектриком?

Нередко желание стать автоэлектриком возникает в следующих случаях:

  • Мастер работает в автосервисе слесарем, механиком, но из-за обилия электрики у современных транспортных средств, он чувствует, что без знаний автоэлектрики ему точно не обойтись.
  • Человек пока вне автобизнеса, но его основная специальность непосредственно связана с электрикой. Речь может, например, идти о электрике широкого профиля (главным образом, программы таких мастеров связаны больше со строительством, нежели с транспортом).

В первом и во втором случае подготовка будет осуществляться разными путями. В первом случае важен активный упор на электронику, во втором – на устройство автомобиля.

Многих интересует, как самостоятельно стать автоэлектриком и реально ли это вообще. Всё-таки сфера непростая. Важен контроль в учебном процессе. Важна практика.

Но благодаря тому, что сейчас есть электронные программы самообучения (с симуляциями) и автоматизированным тестированием, всё реально.

Как стать диагностом?

Достаточно большой круг людей, которые стремятся попасть в автобизнес, ориентирован на диагностику. Диагностам, особенно со знанием мехатронных систем сейчас на СТО платят весьма достойно.

Несмотря на то что у современных диагностов есть отличные помощники: «умные» сканеры, программные комплексы — в области диагностики роль человека пока никто не отменял.

Да, современное диагностическое оборудование способно выдавать впечатляющую диагностическую информацию, но её нужно уметь правильно обрабатывать и на основе этих данных делать выводы.

Например, техника показала ошибку касающейся дроссельной заслонки, а мастер принимает решение о том, что нужно делать: ремонтировать (менять) саму заслонку, решать проблему посредством работы с другим узлом.

Очень часто в диагносты идут мастера, которые уже имеют знания по автомеханике, автоэлектрике. И для замены, ремонта деталей, когда им известны причины поломки, их знаний вполне хватает (на узком участке это могут быть очень продуктивные мастера), но чтобы поработать с авто от «А» до «Я» от выявления причины неисправности до восстановления узла, знаний у них не хватает. Поэтому и требуется дополнительное обучение.

Полезные советы

Если вы планируете стать автомехаником, автодиагностом, автоэлектриком, обязательно ликвидируйте пробелы по физике, развивайте быстроту реакции, дисциплинированность. Для диагноста очень важна наблюдательность и аналитическое мышление, для автомеханика – физическая выносливость.

Корень проблемы, почему обучение не дает результата, может быть очень разным. Сырая структура курса, выбор форматов обучения без учёта задач, методологические проблемы, некачественное учебное содержание, формальный подход к оценке знаний и прогрессу. Если вы сами обучаете авиаспециалистов, но чувствуете неудовлетворенность уровнем подготовки мастеров, то рекомендуем заказать аудит системы обучения.

Читайте также:  Резюме автоэлектрики москва

Во все времена, с тех пор как человек впервые сел за руль автомобиля, высоко ценились опытные автослесари. Сегодня эта сфера является одной из самых перспективных для представителей рабочих специальностей, так как заработок хорошего «врача для машин» значительно выше, чем зарплата офисного планктона. При этом в Забайкалье сегодня наблюдается значительная нехватка слесарей и механиков с приставкой «авто», что рождает большой спрос у работодателя и повод для многих задуматься о выборе будущей профессии.

Говорить о том, что в ближайшие 100 и более лет отпадёт надобность в ремонте и обслуживании автомобилей — не приходится. Количество машин на российских дорогах год от года неуклонно растёт. Так, по информации УГИБДД Забайкальского края, по данным на 1 января 2014 года в регионе насчитывается 372,2 тысячи транспортных средств — прирост за год составил 5,4 тысячи.

Раз растёт число машин, растёт и потребность в квалифицированных автослесарях и автомеханиках. К слову, несмотря на то, что эти две профессии во многом схожи, у них есть и некоторые отличия.

Итак, автослесарь — это рабочий, который должен осуществлять диагностику и ремонт двигателя, ходовой части автомобиля, наладку или замену узлов и агрегатов машины, замену технических жидкостей, шиномонтажные работы, регулировать развал и схождения колёс. В идеале, один автослесарь должен уметь делать всё это сразу, на практике же он обычно специализируется на одном, двух профилях, но об этом позже.

Автомеханик — это тоже рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобилей, а также осуществляющий контроль над их техническим состоянием с помощью диагностического оборудования и приборов, таких как динамометр, автосканер. Спектр его профессиональных функций очень широк.

Как утверждают специалисты, механик управляет автослесарем в большинстве случаев, то есть он непосредственный начальник. По своей сути автомеханик знает, где крутить и как крутить, а вот автослесарь — только как крутить. Зачастую автослесари занимаются ремонтными работами, а автомеханики дают разнарядку на ремонт и контролируют его ход.

Наверное, поэтому учиться по профессии «Автомеханик» забайкальцы идут охотнее, чем на специальность «Слесарь по ремонту автомобиля», да и возможностей для обучения больше. По данным отдела профессионального образования краевого министерства образования на 1 апреля 2014 года, в регионе обучаются 429 автомехаников, причём в 10 учебных заведениях, начиная от профессиональных училищ Балея и Борзи и заканчивая техникумами Красного Чикоя и Краснокаменска. В 2013 году приём на данную специальность составил 243 человека, выпуск — 128. Трудоустроились, правда, только чуть более половины выпускников — 52%.

Как оказалось, слесарей по ремонту автомобиля обучают в Забайкалье только в читинском профессиональном училище №33. Там по состоянию на 1 апреля обучалось лишь 29 человек, приём в 2013 году составил 75 человек, выпуск в тот же год — 84, трудоустроены – 31 или 37% от числа выпускников.

Понятно, что в большинстве случаев, когда выпускник ПТУ приходит устраиваться на предприятие или СТО, грань между слесарем по ремонту автомобиля и автомехаником в какой-то мере стирается — для удобства их просто называют автослесарь, а потом уже по профилю работы. Определяющими понятиями остаются — умение работать, обучаемость и желание трудиться. Тем удивительнее наблюдать, что при показателях трудоустройства в 52 и 37 процентов, потребность в рабочих кадрах по отрасли «Транспорт и связь» в Забайкальском крае на данный момент составляет более 600 человек — почти в три раза больше, чем число выпускников 2013 года по специальностям «Автомеханик» и «Слесарь по ремонту автомобиля».

И если какой-нибудь автослесарь скажет вам, что сидит без дела, потому что работы нет — не верьте ему. По информации краевой службы занятости населения, за 2013 год от работодателей, ищущих специалистов в сфере ремонта и обслуживания автомобилей, было заявлено 669 вакансий. Из них 351 вакансия — по Чите. Трудоустроены с помощью службы занятости были 70 человек. Возможно, многие из тех, кто был записан в центре занятости, нашли работу своими силами. Средняя заработная плата, заявленная работодателями, составляла 11,8 тысячи рублей. Очевидно, что она резко отличается от реального заработка, и, скорее всего, имеется в виду голый оклад.

В 2014 году по состоянию на 14 мая по краю было заявлено 92 вакансии, по Чите — 32. Трудоустроены пока только три человека. Заявленная средняя зарплата за год выросла до 16,6 тысячи рублей.

Но поиски работы не ограничиваются одним только центром занятости. Объявлений о том, что требуются автослесари, очень много и в интернете. Вот какие результаты выдаются на портале ИА «Чита.Ру» в разделе «Работа» по запросу «слесарь»:

Растёт и число станций технического обслуживания (СТО), где рабочие руки профессионалов нужны как никогда. Только в Чите, где на 1 января 2014 года насчитывалось более 130 тысяч транспортных средств, открыто более полусотни автосервисов:

«Востребованность автослесарей в Забайкалье большая, однако настоящих специалистов в этой сфере — очень и очень мало», — рассказывает руководитель СТО «JapanTrek» Андрей. — «Главные требования, которые предъявляются к новым сотрудникам, это, конечно же, техническое образование, умение взаимодействовать в коллективе, трудолюбие, желание зарабатывать. Человек должен любить свою работу, чтобы он душой переживал и чувствовал ответственность за то, что делает. По этой специальности нужно физически много работать, ну и, порой, приходится задержаться допоздна. Иногда люди с районов края машины привозят, им нужно уехать именно сегодня и мастера остаются на СТО и до 11 и до 12 вечера, чтобы как можно быстрее отдать отремонтированный автомобиль».

Читайте также:  Автоэлектрик обучение стерлитамак

По словам Андрея, у автослесаря всегда есть возможность повысить свою квалификацию: «Один мастер, например, специализируется на замене коробки переключения передач, а другой умеет менять только подвеску, а третий и подвеску, и коробку, плюс ещё ловко пользуется сварочным аппаратом, диагностическим прибором. Соответственно всё это сказывается на его зарплате — один получает 20 тысяч рублей, другой 50 тысяч».

Многие представители автосервисов сходятся в едином мнении, что наиболее востребован среди автомастеров профиль «Автоэлектрик». Говорят, что молодых автоэлектриков в Забайкалье сегодня практически не встретить, в основном — это мужчины в возрасте за 40 лет. К сожалению, многие из них подвержены вредным привычкам, и речь вовсе не о курении.

«Если человек нормальный, с желанием работать и без каких-то страшных вредных привычек, если разбирается в автоэлектрике, то он очень хорошо зарабатывает. На своём опыте знаю, у кого есть предпринимательская жилка — они сами на себя работают, нанимают людей и создают свои цеха. В сфере ремонта автомобилей на самом деле большая текучка, потому что у многих есть желание получить деньги, а работать мало кто хочет. Но те кто трудятся — меньше 30 тысяч не получают. При этом всё оплачивается сдельно. Как раньше было при СССР с фиксированными окладами — так не получается, этот этап пройденный и абсолютно мёртвый. Ты сделал что-то, вот за это и получил определённый процент. Только на таких условиях. Те, у кого есть стимул, желание работать, никуда не уходят и зарабатывают хорошие деньги», — добавляет Андрей.

Работа по специальностям автослесарь и автомеханик, а также по сопутствующим специальностям, связанным с автохозяйством, в Забайкалье не ограничивается одними только станциями техобслуживания. В крае сегодня существует немало крупных предприятий, где очень ждут как опытных, так и молодых, но обучаемых, специалистов.

По словам начальника отдела кадров 88 Центрального автомобильного ремонтного завода (88 ЦАРЗ) Татьяны Комаровой, на сегодняшний день на предприятии открыто около 30-35 вакансий слесарей.

«В первую очередь, мы испытываем нужду в слесарях по ремонту электрооборудования автомобиля (автоэлектрики — А.С.). Нужны также слесари по ремонту тормозной системы, агрегатов — особенно рулевое управление, но тут нужен специалист не менее 5 разряда. В рамках Союза машиностроителей у нас постоянно ведутся переговоры с Забайкальским государственным университетом, Читинским политехническим колледжем, ЧТОТиБом, Забайкальским государственным колледжем, и уже есть подвижки. Они с нами уже заключают договора о том, что в 2015 году мы будем готовить специалистов совместно, в том числе на базе нашего завода. То есть практические занятия будут проходить здесь», — отмечает Татьяна Комарова.

По её словам, 88 ЦАРЗ никому не отказывает в приёме на производственную практику. Пожалуй, это самый действенный способ не только обучить специалиста, к которому приставляют опытного мастера, и постараться заинтересовать его работой на предприятии. Но не всё так безоблачно.

«Текучесть кадров у нас имеется. Молодые ребята, которых только обучим, уходят работать а какое-нибудь СТО. Но есть и те, которые остаются. При приёме на работу мы им сразу объясняем, если вы согласны работать сдельно — пожалуйста. Мы к тому и идём, уходим от должностных окладов, нам самое главное, чтобы человек был заинтересован в конечном результате — качестве и количестве проделанной работы. Такая политика — слесарь должен быть на сдельной форме оплаты труда. Меньше 20 тысяч он точно не получит, и чем лучше будет трудиться — тем больше заработает», — добавляет начальник отдела кадров.

Татьяна Комарова рассказала также о том, что 88 ЦАРЗ планирует в скором времени открыть первый цех, где будут ремонтироваться бронемашины: «Сейчас идёт подготовка, мы туда будем принимать квалифицированных сварщиков, которые могут варить броню, очень хороших автоэлектриков. А значит появятся новые вакансии».

За последние 20 лет с момента развала Советского Союза рабочие специальности неоправданно утратили свою привлекательность. Долгое время школьников уверяли, что они просто обязаны поступить в вуз, а если нет, то ПТУ неизбежно, а значит всё — успеха от жизни можно не ждать. Поэтому сегодня так много юристов, экономистов и очень мало настоящих автослесарей, автомехаников, автоэлектриков, которые, как видно, в последнее время были сильно недооценены, но при этом сегодня доказали, что своим трудом могут заработать не только на хлеб, но и на хлеб с красной икрой. Для этого нужно, конечно же, много трудиться, помимо образования освоить как можно больше специальностей, расширять свой профиль, ответственно относиться к работе и тогда успех гарантирован. Ну, а рабочие места для таких специалистов будут всегда — доказано.

Автомеханики приближаются по зарплате к программистам

Исследовательский центр Зарплаты.ру и компания Fit Service проанализировали ситуацию на российском рынке труда в сфере автосервиса и выяснили, что зарплаты диагностов, автомехаников, мотористов выросли до 20%. Причиной тому стал дефицит специалистов в отрасли.

По данным Зарплаты.ру, количество вакансий в сфере автосервиса начало расти летом 2020 года. Тогда аналитики зафиксировали увеличение числа предложений от работодателей на 30% в сравнении с аналогичным периодом 2019-го. При этом количество соискателей в автосфере стало заметно снижаться, что приблизило рынок к дефициту кадров.

Далее ситуация только усугубилась. В большинстве городов количество вакансий продолжало расти. Пик пришелся на июнь 2021 года, когда спрос на сотрудников автосервиса увеличился в сравнении с допандемийным периодом на 40%. В начале лета кадровый голод сильнее всего ударил по владельцам автосервисов Челябинска, Красноярска, Новокузнецка и Самары. Более чем вдвое в этих городах вырос спрос на автомехаников, автоэлектриков, мотористов.

Читайте также:  Стекла для автомобилей в Гомеле! Замена лобового стекла! Установка автостекол!

Работодатели стали чаще искать механиков легковых автомобилей и реже нуждаться в мастерах-приемщиках, мотористах. По-прежнему большим спросом пользуются автоэлектрики-диагносты. Вакансии по этой специальности, как и до пандемии коронавируса, закрываются сложно и долго. Намного лучше обстоят дела с кузовщиками-жестянщиками. Вероятно, для данной категории персонала работодатели нашли новые подходы в отборе соискателей.

Из-за сложностей с закрытием ряда вакансий увеличилось количество предложений для автомехаников с переездом в другие города и регионы. В начале 2020 года только 15% вакансий предполагали переезд или вахту, к началу октября 2021-го более трети предложений подразумевают такие условия труда.

Дефицит сотрудников в автосервисе привел к росту заработной платы. По данным Зарплаты.ру, средняя зарплата мастера-приемщика в России увеличилась c третьего квартала 2019 года к июлю-сентябрю 2021-го ровно на четверть. На втором месте по повышению оплаты труда — кузовщики-жестянщики (+24% за два года), замыкают тройку автоэлектрики (+20%).

Самый большой рост зарплат по всем группам профессий в сфере автосервиса зафиксирован в Омске — на 25%, наименьший — в Самаре (менее 2%).

Существенный дефицит кадров рабочих специальностей подпитывается ограничениями на въезд мигрантов. В основном пострадали отрасли строительства, ритейла и сельского хозяйства. Автомеханику стало проще устроиться на стройку, чтобы увеличить свои доходы по сравнению с заработком на ремонте машин. Кто-то из специалистов предпочел остаться дома и жить на пособие по безработице.

Дополнительное влияние на обострение дефицита кадров в сфере автосервиса накладывает сложная демографическая ситуация, которая является отголоском низкой рождаемости в 90-х годах. На рынок труда не выходит такое количество молодых специалистов, как 5-10 лет назад.

«Если раньше в месяц закрывали 120-130 вакансий, то сейчас в лучшем случае 60. При том, что расширили рекламные и другие каналы на привлечение кандидатов. По нашим данным, по России автомеханики зарабатывают 60-90 тысяч рублей, диагносты 70-100 тысяч рублей, за исключением Москвы. У нас есть собственный учебный центр, который обучает в том числе и рабочим специальностям. Если на диагностов в группах за свой счет учатся каждый месяц один или два специалиста, то на автомехаников за свой счет не учится никто. Что косвенно говорит о грядущем усугублении дефицита кадров», — сообщила HR-директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Светлана Соловьева.

Эксперт добавляет, для того, чтобы обеспечить кадровый резерв, компания направила усилия на подготовку студентов. «Мы учредили стипендиальный фонд и практическую подготовку студентов на станции, начиная с первого курса. Ежемесячно выплачиваем им стипендию, разыгрываем смартфоны и другие гаджеты. Иначе в ближайшем будущем мы придем к тому, что отрасль столкнется с колоссальным кадровым кризисом и автомеханик будет стоить, как программист. Мы хотим взрастить современное поколение квалифицированных специалистов по всей стране и за несколько лет ликвидировать кадровый голод в нашей сфере», — резюмировала Светлана Соловьева.

Автоэлектрики как вымирающий вид — обзор рынка труда

Автомобиль сегодня является не просто средством передвижения, это – эффективное средство заработка. Многие занимаются продажей транспортных средств, кто-то занимается ремонтом автомобилей или является водителем такси. Все эти профессии эффективны и хороши, однако работа автослесаря очень востребована и хорошо оплачиваема по сравнению с другими автомобильными специальностями.

В автосервисе работают автослесари и механики, специалист становится более востребованным, если он является универсальным, например, он может выполнять несколько видов разноплановых работ, например, одни сотрудник может устранить незначительные неполадки и выполнить ремонт ходовой части. В небольших сервисах в основном работают универсальные специалисты, выполняющие всю работу, а если есть еще и маляр, то авто могут привести в надлежащий вид даже после аварии. В крупных автосервисах жестянщиков около 10% от общего состава. Такие специалисты выправляют, производят шпаклевку разбитой машины, подготавливая ее к малярным работам. Затем за дело берутся маляры.

Остальные специалисты относятся к профессионалам более узкого профиля, их, однако, не много. На серьезных станциях технического обслуживания обязательно имеется пост диагностики, в сервисах импортных автомобилей особенно востребованы механики-диагносты, на каждую точку необходимо иметь одного или двух специалистов. Многие машины снабжены бортовыми компьютерами, поэтому возрастает потребность в автоэлектриках. Многие выбирают профессию автомеханика из-за хороших заработков, но для достижения высокого уровня нужно много потрудиться. Есть определенные качества, которые необходимы тому или иному специалисту, сегодня средне-специальные учебные заведения готовят автослесарей различных направлений.

Их основная обязанность – это техническое обслуживание автомобиля. Одним из направлений является автослесарь-универсал, в его обязанности входит ремонт ходовой части, техническое обслуживание автомобиля, то есть элементарные ремонтные работы. Другое направление – специалист, который занимается ремонтом автоматической коробки передач, он занимается только коробками передач. Третье направление – это автомеханики ,которые занимаются электрооборудованием и топливными системами.

Современный автомобиль очень высокотехнологичное транспортное средство, поэтому хорошим специалистом нельзя стать после месяца подготовки, здесь нужна практика. Навыки по проведению диагностики и техобслуживания автомобиля должны постоянно улучшаться и совершенствоваться. Работа автослесаря довольно монотонная, поэтому важнейшим качеством здесь является уравновешенность. Вакансии автоэлектрика предлагают различные сервисные центры, где требуются грамотные специалисты, главное начать работу, а соответствующие навыки и профессионализм придут с опытом.

Дата публикации: 14 октября 2015 г.

  • Mr.Nagel8 автоэлектрик
  • ааалан6 Хорошо разбираться в мехатронике, а что бы в  ней сечь, нужно знать и механику и электрику, программирование, работу микроконтроллеров , CAD и многое другое! Пока такая профессия не востребована, но если ты все это понимаешь- цены тебе не будет.
  • JoopVanDijk6 Востребованы ХОРОШИЕ автомеханики и ХОРОШИЕ автоэлектрики. Хороших автоэлектриков меньше, найти грамотного специалиста — большая удача, значит и работа у них будет всегда, ведь современные машины всё больше и больше набиты электроникой, которая иногда глючит, а найти хорошего доктора нелегко.
  • Похожие вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *