Смотрите, какая тема — Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах

Что такое направление на ремонт в ОСАГО?

Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.

Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:

  • во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
  • во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2022 году есть некоторые законодательные ограничения.

Когда по закону начинается течение этого времени?

Чаще всего вместо предложения соглашения страховая компания просто ничего не предпринимает. А автосервис у вас не принимает машину, пока не поступят запасные части. Либо даже принимает автомобиль, но срок ремонта не начинается, о чём вы, собственно, не догадываетесь.

Дело здесь в формулировке закона, который позволяет такой по сути обман страховщикам. Итак, в пункте 15. 2 статьи 12 ФЗ указано, что срок проведения ремонта в 30 дней начинается со дня предоставления потерпевшим транспортного средства в автосервис. Вы как положено приезжаете в указанную в направлении СТО, вам проводят дефектовку и/или диагностику. и отправляют домой – с автомобилем или уже без, оставив его на территории сервиса.

В таком случае потерпевший наивно полагает, что дата предоставления авто – и есть дата начала ремонта, и отмечает в календаре дату. Между тем, СТО начинает затягивать срок проведения ремонта, а потом в попытке взыскать неустойку вам просто отказывают в этом, потому что срок ремонта по документам автосервиса и страховщика начался гораздо позднее, чем дата сдачи ваши машины.

А теперь главное – сможете ли вы доказать обратное? Конкретно то, что предоставили автомобиль гораздо раньше. Увы, но в реалиях 2022 года приходится мириться с такими ухищрениями страховщиков и сдавать авто в ремонт правильно. Как это – правильно, мы рассказывали в одной из прошлых статей.

Поэтому, если у вас нет документов о приёме машины именно на ремонт (ни на какую не дефетовку или диагностику) либо грамотной видеозаписи такого действия, то, увы, о неустойке можно чаще всего забыть.

  • 1.
    Что за закон о 15 днях?
  • 2.
    А если ДТП оформили ГИБДД?
  • 3.
    Что будет за нарушение этого закона?3.1.
    Можно ли избежать регресса?
  • 3.1.
    Можно ли избежать регресса?
  • 4.
    Как считается срок?
  • 5.
    Что после 15 дней?
  • 6.
    А можно продать?
  • Виновнику и потерпевшему в ДТП запрещено ремонтировать и утилизировать автомобиль в течение 15 дней после ДТП, но только в случае оформления европротокола.
  • Если на происшествие приезжали сотрудники ГИБДД (не путать с аварийными комиссарами), то такой обязанности у участников нет.
  • В этот срок учитываются все дни, кроме нерабочих праздничных (простые выходные также учитываются), например, новогодние, майские, ноябрьские праздники.
  • За неисполнение требования показать неотремонтированный автомобиль виновника ждёт регресс.
  • Кроме того, важное напоминание – обязанность показать машину для осмотра не прекращается и по истечении этих 15 дней. Да, его можно показать отремонтированным, но показать обязательно нужно, иначе тот же регресс.
  • Можно ли продать машину в течение этих 15 дней, законодательство 2022 года ответа не даёт.

Оформление ДТП с помощью извещения европротокола накладывает определённые обязанности на потерпевшего и виновника. Есть обязанности и при оформлении сотрудниками полиции, но их меньше. Одна из таких – в течение 5 дней подать извещение в свою страховую компанию обоим участникам аварии, и последствия мы рассмотрели в специальной статье. Ещё одна – не приступать к ремонту в течение 15 дней, а также предоставить автомобиль для осмотра по первому требования страховщика виновнику происшествия. Именно о тонкостях этой обязанности мы и поговорим в этой статье.

  • 1.
    Что такое направление на ремонт в ОСАГО?
  • 2.
    Порядок получения
  • 3.
    Что можно, а что нельзя делать при получении направления?
  • 4.
    Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?4.1.
    Примеры4.2.
    Что будет за несоблюдение срока?
  • 4.1.
    Примеры
  • 4.2.
    Что будет за несоблюдение срока?
  • 5.
    Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?5.1.
    Какой срок обращения?5.2.
    Какой срок ремонта?5.3.
    Если требуют доплату5.4.
    Если просят подписать допсоглашение5.5.
    Если сервису требуется дополнительный осмотр5.6.
    Если приглашают составить смету
  • 5.1.
    Какой срок обращения?
  • 5.2.
    Какой срок ремонта?
  • 5.3.
    Если требуют доплату
  • 5.4.
    Если просят подписать допсоглашение
  • 5.5.
    Если сервису требуется дополнительный осмотр
  • 5.6.
    Если приглашают составить смету
  • 6.
    Что будет за нарушение срока ремонта?
  • Направление на ремонт чётко регламентировано законодательством 2022 года, включая его сроки, а также сроки проведения самого восстановления, правила выдачи и дополнительные условия.
  • Ни автосервис, ни страховая не могут требовать доплату, заключать дополнительные соглашения и прочие, не прописанные в законе процедуры.
  • Общие срок направления и самого ремонта составляет 50 дней и не зависит от требуемых дополнительных согласований, перерасчётов и прочего.

В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела существенные изменения, и страховые компании теперь в 2022 году могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе. Между тем, чёткость регулирования законодательством в вопросе компенсации за аварию по ОСАГО ничуть не ослабела. Страховые компании всё также обязаны соблюдать сроки выдачи направления, а за нарушение этих сроков их ждёт штраф и неустойка. Правила выдачи этого документа, а также что делать после его получения мы и выясним в этой статье!

  • 1.
    Какой максимальный срок ремонта по ОСАГО?
  • 2.
    Когда увеличение этого периода законно?
  • 3.
    Когда по закону начинается течение этого времени?
  • 4.
    А когда затягивание ремонта ОСАГО незаконно в 2022 году?4.1.
    Если я подписал соглашение об увеличении сроков?4.2.
    Если автосервис ждёт запчасти – правда ли, что начало срока затягивается?4.3.
    Если требуется дополнительная дефектовка на скрытые повреждения?4.4.
    Если страховая и автосервис не могут урегулировать сумму возмещения ущерба?4.5.
    Если со страховой компанией согласуется заказ-наряд?
  • 4.1.
    Если я подписал соглашение об увеличении сроков?
  • 4.2.
    Если автосервис ждёт запчасти – правда ли, что начало срока затягивается?
  • 4.3.
    Если требуется дополнительная дефектовка на скрытые повреждения?
  • 4.4.
    Если страховая и автосервис не могут урегулировать сумму возмещения ущерба?
  • 4.5.
    Если со страховой компанией согласуется заказ-наряд?
  • 5.
    Что делать при затягивании сроков ремонта автомобиля?5.1.
    Неустойка по ОСАГО за увеличение срока5.2.
    Можно ли забрать машину и получить выплату деньгами?5.3.
    Претензия страховой компании5.4.
    Если на претензию не ответили, то что дальше?
  • 5.1.
    Неустойка по ОСАГО за увеличение срока
  • 5.2.
    Можно ли забрать машину и получить выплату деньгами?
  • 5.3.
    Претензия страховой компании
  • 5.4.
    Если на претензию не ответили, то что дальше?
  • Максимальный срок проведения ремонта по ОСАГО в 2022 году составляет 30 рабочих дней.
  • Он может быть продлён только в 2 случаях: если вы подписали соответствующее соглашение об увеличении сроков либо если вы дали письменное согласие на начало ремонта после получения автосервисом запчастей, дефектовки или иных условий.
  • Однако, такое соглашение может быть «подсунуто» вам на подпись в направлении на ремонт, которое вы, например, не читали, подписывая.
  • Во всех остальных случаях затягивание срока ремонта незаконно: вас не должны волновать разного рода согласования между страховой компанией и сервисом заказ-нарядов или сумм, время ожидания запчастей и другие обстоятельства.
  • За нарушение указанного в пункте 1 срока вам положена неустойка в размере 0,5% за каждый день просрочки в результате затягивания устранения последствий ДТП.
  • Данная неустойка, однако, не выплачивается автоматически, а только после соответствующей претензии.
  • Кроме того, если ремонт ещё не начался либо проходит слишком медленно и затягивается так, что становится очевидно, что не будет закончен в срок, то вы вправе забрать выплату деньгами. Причём, как показывает практика Верховного суда, можно отсудить в этом случае выплату без учёта износа.

Согласно законодательству об ОСАГО 2022 года, максимальный срок ремонта может быть не более 30 дней. Но как быть, если происходит умышленное или вынужденное затягивание этого периода, к примеру, из-за отсутствия запчастей, по вине автосервиса или страховщика, требования дополнительной дефектовки скрытых повреждений или по другим причинам? Насколько это законно? Забегая вперёд отметим, что увеличение течения восстановления автомобиля вполне возможно при ряде обстоятельств. А в этой статье мы подробно расскажем, что делать, если страховая компания затягивает срок ремонта по ОСАГО, нужно ли писать претензию, и приведём её образец.

Роман Баталов* попал в аварию, повредив свою Lada Kalina. Чтобы возместить ущерб, он обратился в страховую компанию «Гелиос», где авто было застраховано. Водитель попросил организовать ремонт на любой СТО, но с использованием новых деталей без учета их износа.

Страховая осмотрела машину и направила Баталову письмо с отказом выдать направление на ремонт. Компания сослалась на отсутствие договора со станцией техобслуживания, которая находится в 50 км от места ДТП или жительства клиента и успеет починить авто за 30 дней (абз. 2, 3, 4 п. 2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). Поэтому взамен фирма попросила у Баталова реквизиты банковского счета, чтобы перевести ему страховое возмещение деньгами. Но водитель эти сведения не представил.

Вместо этого он обратился с жалобой к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, но безуспешно. Тогда водитель подал иск в суд.

Страховая действует по закону

В Новоселицком райсуде Ставропольского края Баталов просил обязать «Гелиос» выдать направление на ремонт и взыскивал с компании судебную неустойку (дело № 2-112/2021):

  • 3000 руб. за следующие три дня;
  • 5000 руб. за каждый следующий день до даты выдачи автомобиля из ремонта.

Судья Лидия Хачирова отметила, что ответственность за некачественный ремонт авто несет не СТО, а страховая компания, которая выдала направление (абз. 9 п. 17 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). Поэтому «Гелиос» не может без согласия Баталова направить машину на станцию техобслуживания, которая находится далеко от места ДТП или жительства клиента и не успеет починить авто за 30 дней. А автовладелец не просил отправить его Lada Kalina в другую мастерскую. Поэтому «Гелиос» и предложил водителю перевести деньги (абз. 6 п. 2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).

Суд подчеркнул, что требование Баталова отремонтировать машину с использованием новых деталей без учета их износа тоже незаконно. В итоге истцу отказали. Заявитель обжаловал такое решение, но его подтвердили Ставропольский крайсуд и Пятый кассационный суд общей юрисдикции. Тогда истец написал жалобу в Верховный суд.

Позиция ВС

Закон «Об ОСАГО» предусматривает конкретные случаи, когда страховая может выплатить водителю деньги вместо того, чтобы отправить машину на ремонт, отметила тройка судей под председательством Александра Киселева (дело № 19-КГ22-6-К5).

Когда по ОСАГО можно вместо ремонта авто выплатить деньги

А вот отсутствие договоров с СТО у страховщика нельзя считать безусловным основанием, чтобы менять форму возмещения ущерба на денежную.

Нижестоящие инстанции не учли, что Баталов согласился на ремонт на любой СТО. Его главное условие — использовать новые детали. А вот согласия на получение выплаты истец не давал. Суды не выяснили, предложил ли «Гелиос» Баталову отремонтировать авто на СТО, которая не соответствует требованиям абз. 2, 3, 4 п. 2 ст. 12 закона «Об ОСАГО». А ведь по закону выплатить страховое возмещение можно, только если истец отказался от такого варианта (абз. 5 п. 2 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).

ВС отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Ставропольский краевой суд (дело № 33-3-6553/2022).

Удивительно, что нижестоящие инстанции не увидели нарушения прав истца, считает руководитель департамента контроля качества

Федеральный рейтинг. Нурида Ибрагимова. Ведь из дела четко следует, что ответчик не предлагал истцу направить авто на любую СТО. Нижестоящие инстанции возложили на истца обязанность по предложению вариантов СТО, хотя по закону это должен делать страховщик.

Смотрите, какая тема — Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах

Определение ВС имеет весомое значение в формировании единообразной практики по подобным спорам. Для нижестоящих судов решение может стать примером и стандартом.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Смотрите, какая тема — Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах

В Закон об ОСАГО (от 25. 2002 № 40-ФЗ) внесли изменения, устанавливающие приоритет ремонта машины над страховой выплатой. Но есть ряд исключений, когда страховая компания должна будет все-таки выплатить деньги на ремонт. Заметим, что это касается только личных автомобилей, на машины в собственности юрлиц это новшество не распространяется. Общее правило о направлении на ремонтНовое правило содержится в новом п. 15 ст. 12 данного закона и гласит, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре). Правила такого ремонта следующие:

  • страховщик после осмотра поврежденного авто (возможно, проведения его независимой техэкспертизы) будет выдавать потерпевшему направление на ремонт на СТО и оплачивать его стоимость. Она будет определяться в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт;
  • место проведения ремонта должно быть доступно для потерпевшего, то есть, составлять не более 50 км. по маршруту, проложенному по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до станции техобслуживания. Исключение – случай, когда страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного авто до СТО и обратно;
  • при проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой требуется замена комплектующих изделий. Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего;
  • срок ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим автомобиля на станцию техобслуживания или передачи машины страховщику для ее транспортировки на СТО;
  • минимальный гарантийный срок на работы – 6 месяцев, а на кузовные и покрасочные работы – 12 месяцев.
    При согласии страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать ремонт на СТО, с которой у страховщика нет договора. В этом случае страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его стоимость.
Читайте также:  Курсы в алматы на автоэлектрика

Случаи выплаты денег на ремонтСтраховое возмещение в виде страховой выплаты будет происходить в случае:1) если стоимость ремонта превышает (либо-либо):

  • страховую сумму, установленную подпунктом «б» ст. 7 Закона об ОСАГО (400 тыс. рублей);
  • максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД (50 тыс. рублей).

2) все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший не согласен доплатить за ремонт на СТО;3) если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует требованиям к организации ремонта в отношении конкретного потерпевшего, и он не согласен на ремонт на одной из таких станций;4) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал страховую выплату;5) если потерпевший является инвалидом, имеющим автомобиль в соответствии с медицинскими показаниями и в заявлении о страховом возмещении он выбрал страховую выплату;6) полной гибели транспортного средства;7) смерти потерпевшего. 8) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем). Новые правила применяются к возмещению вреда в результате ДТП, случившихся после 25 сентября 2017 года. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28. 2017 № 49-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Остались вопросы? Задайте их нам!«Клерк. Консультации» — сервис, где бухгалтеры, кадровики и ИП могут задать неограниченное количество вопросов на любые темы и получить ответ в течении суток! Эксперты дадут быстрые и развернутые ответы на любые вопросы о кадрах, праву, бухучету, налогахИ это все всего от 6 000 рублей в месяц. Попробуйте сейчас, заполните форму ниже и нажмите “отправить”.

Водитель просил деньги, страховая предлагала ремонт

В ноябре 2018 года «Мерседес Бенц» Арсена Даниляна* серьезно пострадал в ДТП по вине другого водителя. Данилян попросил свою страховую компанию, «Энергогарант», перечислить деньги на ремонт. Страховая осмотрела повреждения и выдала направление на ремонт.

Данилян обратился к независимому эксперту. Выяснилось, что ремонт машины будет стоить 460 000 руб. Пока водитель выяснял цену починки, страховая прислала повторное направление на ремонт.

Но водитель считал, что ему должны выплатить деньги. Ведь по закону об ОСАГО страховое возмещение бывает или в денежной форме, или в виде ремонта. Второй вариант не применяется, когда восстановление стоит больше 400 000 руб. , а владелец машины не согласен доплачивать на СТО (подп. «д» п. 1 ст. 12). Кроме денег, Данилян просил компенсировать затраты на независимую экспертизу и диагностику машины, которые пришлось провести, чтобы узнать стоимость ремонта.

В ответ страховая потребовала привезти машину на ремонт, а иначе угрожала обратиться в суд «в целях компенсации понесенных расходов, связанных с урегулированием данного убытка». Тогда Данилян сам подал иск в Первомайский районный суд Краснодара. Он потребовал выплатить максимально возможное в его случае страховое возмещение – 400 000 руб. , неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

Суды разошлись во мнениях

Суд назначил автотехническую экспертизу. Та установила, что цена ремонта машины – 424 000 руб. Поэтому первая инстанция взыскала 400 000 руб. страхового возмещения (дело № 2-8900/19). Остальные требования были удовлетворены частично.

Но Краснодарский краевой суд решил, что страховая сделала все по закону. Она выдала водителю направление на ремонт, но он так и не передал машину на починку. То, что Данилян хотел через суд получить деньги вместо ремонта, крайсуд назвал злоупотреблением правом и отказал в иске (дело № 33-3583/19). Оспорить это решение в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не удалось, поэтому водитель обратился в Верховный суд.

Как на самом деле должна была действовать страховая

В ВС коллегия под председательством Сергея Асташова согласилась с доводами водителя. Судьи напомнили алгоритм действий  в таких ситуациях:

  • водитель должен передать машину на осмотр в страховую компанию;
  • та обязана осмотреть автомобиль и сообщить о результатах. Если водитель с ними не согласен, она организовывает независимую экспертизу;
  • если пострадала легковая машина, которая принадлежит российскому гражданину и зарегистрирована в РФ, по общему правилу повреждения машины устраняются восстановительным ремонтом;
  • после осмотра автомобиля или независимой экспертизы страховая выдает направление на СТО и оплачивает ремонт;
  • но в некоторых случаях вместо ремонта водитель получает страховое возмещение деньгами. Эти ситуации перечислены в  п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО.

В частности, ремонт не назначают, если он стоит больше 400 000 руб. , а владелец легковой машины не согласен доплачивать на СТО, напомнил ВС. Данилян сразу выяснил, что починка машины обойдется дороже. А страховая все равно выдала направление на ремонт. В этом документе не было информации ни о стоимости починки, ни о размере доплаты от водителя, добавил Верховный суд. Но апелляция и первая кассация не придали этому значения (дело №18-КГ21-7-К4).

При новом рассмотрении дела Краснодарскому крайсуду придется разобраться, соответствует ли закону направление на ремонт. А еще выяснить, может ли заявление водителя о выплате страхового возмещения рассматриваться как отказ доплатить разницу между страховой выплатой в 400 000 руб. и стоимостью ремонта. Основной вопрос, на который должен будет ответить суд – мог ли водитель претендовать на денежную выплату (дело № 33-22505/2021).

Страховые всегда экономят

Страховые компании пытаются выбрать наименее затратный вариант возмещения, даже если это нарушает закон, рассказывает Любовь Шебанова, адвокат по автотематике из

Федеральный рейтинг. В этом деле ВС особенно заинтересовался неопределенным характером направления на ремонт, добавляет Аким Ложковой, адвокат АК

Федеральный рейтинг. группа
Банкротство (включая споры) (mid market)

группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции. В документе была указана не вся нужная информация. Именно поэтому ВС и направил дело на новое рассмотрение, объясняет адвокат.

Смотрите, какая тема — Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах

Потерпевший вправе требовать выплатить страховое возмещение, если восстановительный ремонт превышает 400 000 рублей — это устоявшаяся практика.

Правильно определить порядок и объем возмещения важно не только для потерпевшего, но и для виновника ДТП, напоминает Шебанова. Пострадавший имеет право на полное возмещение  ущерба, то есть все, что выходит за лимит выплат по ОСАГО, должен компенсировать виновник ДТП. Но обычно он не знает, что выдала страховая – деньги или направление на ремонт  – пока не получит иск от потерпевшего, говорит юрист.

Что за закон о 15 днях?

Самая главная обязанность, связанная с большим риском, у виновника ДТП при оформлении европротокола – уведомить надлежащим образом свою страховую в течение 5 рабочих дней о страховом случае. Это мы обсудили в отдельной теме.

Предписывает эту обязанность Федеральный закон Об ОСАГО – самый главный на 2022 год по приоритетности законодательный акт, регулирующий автогражданскую в России.

А ещё, в частности, статья 11. 1 запрещает без согласия страховой компании как потерпевшему, так и виновнику ДТП нельзя ремонтировать свои машины до осмотра страховой компанией. Вот так звучит официальная трактовка пункта 3 этой статьи:

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

То есть при оформлении происшествия с помощью европротокола без вызова сотрудников ГИБДД запрещается:

  • ремонтировать автомобиль в течение 15 дней,
  • утилизировать его (в том числе в случае тотальной гибели).

Отсчёт идёт именно с даты ДТП – не с времени предоставления потерпевшим или виновником своего экземпляра в страховую и не обращения по ОСАГО, а именно со дня аварии.

А если ДТП оформили ГИБДД?

В этом случае такой обязанности нет. Посмотрите ещё раз на официальную цитату закона. Там речь идёт об оформлении происшествия без сотрудников полиции – это и есть заполнение европротокола.

Если на аварию приезжали сотрудники Госавтоинспекции, то у вас после этого нет никаких обязанностей, в том числе по оповещению страховщика о страховом событии, предоставлении автомобиля для осмотра, а также запрета ремонтировать машину.

Но не следует путать сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров – к сожалению, очень часто оказывается, что водители принимают последних за первых. Аваркомы не уполномочены оформлять ДТП – они приезжают для того, чтобы выдать бланк извещения европротокола и в ряде ситуаций помочь заполнить его. Вы вообще можете отказаться от их услуг и вызвать полицию для оформления аварии.

Что будет за нарушение этого закона?

За это нет ни штрафа, ни лишения прав, никакого другого административного наказания. Но есть, пожалуй, кое-что пострашнее – право страховой взыскать с вас всё, что она выплатила потерпевшему. Это называется «регрессным требованием».

Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.

Такой регресс предусмотрен подпунктом «з» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.

Это происходит следующим образом:

  • вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
  • страховщик требует предоставить машину для осмотра,
  • вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
  • представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
  • если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.

Можно ли избежать регресса?

Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.

Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.

Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:

  • ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
  • ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.

Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.

Как считается срок?

Как можно видеть из цитаты обязанности, речь идёт о 15 календарных днях, кроме праздничных нерабочих. Как правильно считать эти дни? Всё достаточно просто – нужно учитывать все дни, кроме тех выходных, которые устроены в честь праздника. А обычные субботу и воскресенье также считаем включёнными в этот срок.

Рассмотрим на примере. ДТП произошло 1 апреля и оформлено европротоколом. В этом случае до 16 апреля включительно нельзя приступать к ремонту ТС, потому праздничных нерабочих в этот период нет.

Другой пример: ДТП случилось 30 апреля 2022 года, и участники заполнили извещение европротокола. В этом случае, к примеру, праздничными выходным в этом году официально признаны даты с 1 по 5 включительно и с 9 по 12 включительно. Тогда 15 дней запрета ремонта авто истекают 25 мая, так как мы не учитываем 9 праздничных нерабочих дней.

Что после 15 дней?

Самое важное правило в этой статье – очень многие автолюбители полагают, что по истечении 15 дней все их обязанности по данному ДТП закончилась. Это не так!

Читайте также:  Замена стекла при ремонте фар

Даже по истечении 15 дней остаётся обязанность показать автомобиль страховщику по требованию последнего в течение 5 дней после получения такого требования. Это может быть уже отремонтированная машина, но предоставить её для осмотра обязанность есть. Иначе тот же регресс.

Данная норма указана в том же пункте 3 статьи 11. 1 Федерального закона достаточно чётко:

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Обратите внимание, что потребовать предоставить для осмотра транспортное средство может не только ваша страховая (если вы виновник ДТП), но и страховая потерпевшего, и это требование законно.

А можно продать?

Внимательно прочитав официальную трактовку о запрете ремонта, можно понять, что нельзя утилизировать машину и ремонтировать повреждения от ДТП.

Но в законе ничего не говорится об отчуждении автомобиля! Можно ли продать автомобиль сразу после ДТП, которое оформлено с помощью европротокола?

Формально ответа на данный вопрос нет – ни Верховный суд, ни законодатели в других нормативных актах не дают разъяснения на этот счёт. Ведь с одной стороны, в законе прямо не говорится о запрете продавать транспортное средство в течение первых 15 суток со дня аварии; с другой, это определённо воспрепятствует возможности страховой компании осмотреть и провести экспертизу автомобиля, так как новый собственник вполне может отказаться предоставлять его для таких действий страховщика.

Но если вы продадите машину, то не будет исполнена обязанность по предоставлению авто для осмотра по требованию страховщика. Таким образом, если страховая не потребовала сразу предоставить машину, то вы обязаны ждать такого требования в течение общего срока исковой давности, а он составляет целых 3 года. И в течение всего этого срока продавать авто по букве закона нельзя.

Какой максимальный срок ремонта по ОСАГО?

30 рабочих дней со дня сдачи вами автомобиля после ДТП в ремонт и до дня получения его обратно в полностью восстановленном состоянии, каким он был до дорожного происшествия. Это предписывает Федеральный закон Об ОСАГО в пункте 15. 2 статьи 12 об урегулировании страховых случаев.

Таким образом, среди всех прочих сроков в ОСАГО есть несколько наиболее важных (это для общих знаний).

  • Сначала даются 5 дней для уведомления страховщика о случившемся ДТП либо те же 5 дней для обращения с заявлением в случае европротокола. Однако, данный срок условен – фактически обратиться можно в течение всего периода исковой давности – 3 года.
  • После подачи вами как потерпевшего документов для получения страхового возмещения у страховой есть 5 дней для осмотра или экспертизы вашей машины и 20 дней (кроме праздничных нерабочих) для осуществления возмещения: выплаты или выдачи направления на ремонт.
  • У вас же конкретное время для сдачи авто в автосервис для дальнейшего восстановления не оговорено законом. Речь идёт лишь о разумном сроке. А, если вы в течение продолжительности действия направления (как правило, это время указано в нём) не успеете сдать машину, то вам обязаны выдать новое.
  • После того, как вы отдали автомобиль (именно отдали, а не показали сервисному центру) в ремонт, у СТО есть указанный в направлении срок для его проведения. Однако, максимальный лимит этого отрезка времени составляет 30 рабочих дней.
  • Далее у вас есть гарантийные сроки: полгода – основной, и год на работы по кузову и покраске (пункт 15.1 статьи 12 закона Об ОСАГО).

Обратите внимание, речь идёт именно о рабочих днях, а не календарных. Это значит, что неверно округлять этот промежуток времени до месяца – фактически это дольше, потому как в одном месяце есть как минимум по 2 дня в неделю выходных и могут быть нерабочие праздничные.

Когда увеличение этого периода законно?

Есть единственный случай, когда указанные выше 30 рабочих дней могут быть затянуты с согласия самого потерпевшего в ДТП автовладельца. Это ситуация, когда вы дали согласие – причём письменное, либо на увеличение срока проведения ремонта, либо на отсрочку начала его течения.

Например, страховая компания выдала направление, но в автосервисе сетуют на то, что на вашу модель автомобиля запасные части или детали идут очень долго. В этом случае вы можете договориться со страховщиком о том, что поставите машину на ремонт только тогда, когда придут компоненты для восстановления машины. Либо вовсе можете не знать о том, что срок ещё даже не начался, потому что вам просто подсунули это соглашение или же на самом направлении, которое вы подписывали, были пункты о согласии на затягивание ремонта, которые вы просто проигнорировали и поставили свою подпись.

Но здесь кроется несколько иная очень распространённая практика. О ней и читаем далее.

А когда затягивание ремонта ОСАГО незаконно в 2022 году?

Итак, теперь давайте рассмотрим все ситуации, когда страховщик не имеет права продлевать срок ремонта без вашего согласия. К сожалению, на практике таких ситуаций довольно много, и все они незаконны.

Если я подписал соглашение об увеличении сроков?

Как мы уже описали выше, вы могли подписать такое соглашение и зная об этом, если не читали содержание тех документов, где ставите свою подпись. При этом, есть 2 распространённых варианта, когда вам могут подсунуть такое условие:

  • в направлении на ремонт есть отметка о том, что настоящей подписью вы подтверждаете согласие на увеличение сроков восстановительного ремонта – то есть фактически, расписываясь, сами соглашаетесь на его затягивание,
  • в этом же документе страховщик перекладывает решение об продлении периода ремонта на автосервис, который самостоятельно устанавливает конкретные увеличенные сроки в зависимости от прихода запчастей и прочих условий; при этом, ваша подпись также удостоверяет, что вы согласны на это.

Чтобы избежать таких недоразумений, достаточно что? Правильно! Просто читать все документы, которые вам дают. В случае, если вы найдёте соответствующий пункт о возможности затянуть сроки ремонта, подпись свою всё равно нужно будет поставить. Но написать что-то вроде «с увеличением сроков восстановления не согласен» и зачеркнуть пункт о согласии.

Но вообще, закон по-правильному должен работать здесь несколько иным образом. Дело в том, что в статье 15. 2 указан конкретный срок в 30 рабочих дней. При этом, никаких соглашений о согласии потерпевшего на его затягивание не предусмотрено.

Тем не менее, в судебной практике суды нередко встают на сторону страховых компаний. Если в соглашении есть ваше подтверждение о возможности продления продолжительности восстановления машины, то, значит, продление это вполне законно.

Вот яркий пример одного из таких решений, где истцу отказали в неустойке за нарушение сроков, предусмотренных в законе, буквально на следующих основаниях:

Как следует из заполненного потерпевшим бланка направления на ремонт, клиент согласен на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства в связи с объективными обстоятельствами, в том числе, технологией ремонта и наличием комплектующих изделий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не опровергнуты доводы ответчика и третьего лица о том, что увеличение срока проведения ремонта на СТОа было согласовано с потерпевшим до 01. 2018, при этом ремонт произведен до 18. 2018, доводы иска о нарушении страховщиком сроков проведения ремонта не могут быть признаны судом обоснованными. Заявленное представителем истца ходатайство о подложности представленных страховщиком и третьим лицом доказательств – договора на проведение ремонта, удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, подтверждающих обоснованность данного ходатайства, стороной истца суду не представлено.

Впрочем, это решение, как и много подобных, двухлетней и более давности. В судебной практике 2022 года же тенденция несколько изменилась. В настоящее время есть хотя бы возможность доказать, что вас ввели в заблуждение, подсовывая соглашение об умышленном затягивании сроков ремонта. Тем не менее, такое введение в заблуждение ещё нужно доказывать и сейчас. Поэтому правильнее всего ещё до суда всё делать правильно (это, к слову, относится к большинству и других действий по ОСАГО) – читать то, что вы подписываете, и выражать явное несогласие.

Кроме того, одно соглашение другому рознь. Если в одном из каких-либо в принципе невозможно что-то выиграть, то по другому возможны варианты. То есть каждое такое дело индивидуально и содержит конкретные обстоятельства в деле, которые может увидеть опытный юрист.

Если автосервис ждёт запчасти – правда ли, что начало срока затягивается?

Здесь всё достаточно просто, и ответ прямо вытекает из всего вышеописанного в виде 2 вариантов.

  • Есть срок 30 рабочих дней для восстановления автомобиля потерпевшего. Если вы правильно предоставили машину в СТОА, то данный срок начинается вне зависимости от других факторов. Сроки поставки запчастей и деталей, как и другие вас мало должны волновать.
  • Однако, если вы заключили допсоглашение о возможном затягивании этого срока, то вы дали добро.

Если требуется дополнительная дефектовка на скрытые повреждения?

И в этой ситуации всё аналогично предыдущей – если СТО требуется выявить скрытые повреждения, то ответственность за полноценную компенсацию ущерба всё равно несёт страховая компания.

Это значит, что, если вы предоставили авто для осмотра или экспертизы после подачи заявления о возмещении ОСАГО, то у страховщика были все возможности выявить и очевидные, и скрытые повреждения. Дополнительные оценки могут проводиться в рамках ремонта, но это не должно по закону повлечь увеличения срока последнего.

Если страховая и автосервис не могут урегулировать сумму возмещения ущерба?

И снова правда на вашей стороне. Законодательство выделило целых 20 дней страховой компании для оценки и возмещения ущерба вместе со всеми урегулированиями с фактическим исполнителем договора. Если страховщик не уложился в этот срок, то почему вы должны платить собственным временем за организационные недостатки работы данной страховой?!

Если со страховой компанией согласуется заказ-наряд?

Всевозможный документооборот также не является законным основанием для затягивания сроков ремонта по ОСАГО.

Исключение составляют лишь те случаи, когда по вашей вине невозможно формально поставить «точку» в восстановлении вашей машины. Например, вы отказываетесь подписывать акт о ремонте по его завершении.

Что делать при затягивании сроков ремонта автомобиля?

Теперь перейдём от простой констатации законности или незаконности причин затягивать период устранения последствий от ДТП до практического руководства. И начнём мы с самого главного!

Неустойка по ОСАГО за увеличение срока

Законодательство, конечно же, не только устанавливает обязанности, но и защищает права. В том числе нарушенные. И в виде денежных средств – обязательств по их выплате.

В нашем случае за преднамеренное (точнее, не по вине потерпевшего) затягивание срока ремонта по ОСАГО вам положена неустойка – то есть финансовое вознаграждение как компенсация нарушенных прав забрать авто через 30 рабочих дней.

Неустойка эта предписана пунктом 21 статьи 12 закона и составляет 0,5% за каждый день от размера ущерба.

Приведём несложный пример. Допустим, вы сдали автомобиль в ремонт как положено. При этом, размер ущерба (сумма, которую страховая организация перечислила автосервису) составил 100 000 рублей. По закону машина в СТО должна была пробыть до 1 июня 2022 года. Однако, сервисный центр нарушил пункт 15. 2 статьи 12 закона, в результате чего восстановленное авто вы получили только 7 июня. В этом случае неустойка начинает исчисляться со 2 и до даты фактического окончания устранения дефектов от ДТП – то есть до 6 числа месяца включительно.

В этом примере вам полагается неустойка за 5 дней. 0,5% от 100 тысяч – это 500 рублей. То есть за 5 дней вам положено 2 500 рублей.

Обратите внимание на 2 важных факта по получению вами этой финансовой санкции:

  • за все действия СТО отвечает исключительно страховая компания – в том числе при затягивании сроков ремонта претензию предъявлять нужно только страховщику, а не сервису (пункт 17 и пункт 54 Постановления Пленума Верховного суда №58 от 26.12.2017 г.),
  • неуйстока платится не по умолчанию, а только по вашему письменному требованию – пока вы не заявили о ней, никто вам ничего не должен (пункт 21).

Можно ли забрать машину и получить выплату деньгами?

Да, и такое возможно. Верховный суд в своём Постановлении пленума №58 дал разъяснение о возможности получить выплату в финансовом эквиваленте в 2 случаях (пункт 53, абзац 2 указанного ППВС):

  • если автосервис долгое время не приступает к ремонту,
  • если СТО затягивает ремонт и выполняет его очень медленно.

При этом, важное условие – становится очевидным, что сервис не управится в срок.

Но здесь есть ещё одна важная тонкость. Дело в том, что страховое возмещение в виде ремонта должно считаться без учёта износа. А в виде выплаты – с учётом износа. И это не значит, что вы получите меньше в денежном эквиваленте, чем если бы вас направили на натуральное возмещение вреда. Не так давно мы писали о решении Верховного суда, что если выплата полагается в результате нарушениях при проведении ремонта, то и износ не должен учитываться.

Претензия страховой компании

Выше мы писали, что неустойка не выплачивается автоматически, и нужно написать претензию об этом страховщику. Форма такой претензии не установлена законодательством в 2022 году, поэтому пишется в свободной форме.

Читайте также:  Заправка и ремонт кондиционеров авто томск

Вы можете оформить её как в примере заявления финансовому уполномоченному.

Если на претензию не ответили, то что дальше?

Раньше дойти до суда было намного проще, чем на сегодняшний день. Дело в том, что в 2022 году действует институт финансового уполномоченного. Это значит, что вам необходимо после претензии выполнить ещё 3 шага на пути отстаивания ваших нарушенных прав:

  • написать заявление о разногласиях страховщику (по сути ещё одну претензию),
  • далее написать финомбудсмену также заявление,
  • и только по отклонении или оставлении без рассмотрения вышеприведённых уже подавать в суд о возмещении неустойки за затягивание сроков ремонта по ОСАГО.

Более подробно порядок обращения за защитой прав в подобных случаях мы рассказывали в статье о недостаточной выплате по страховке после ДТП. И здесь всё аналогично инструкции по ссылке.

Порядок получения

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

  • Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
  • обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
  • страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
  • выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
  • Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.

Что можно, а что нельзя делать при получении направления?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

  • согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
  • согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
  • согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

То есть Ваша задача – не соглашаться на какие-либо доплаты и в целом не подписывать ничего, кроме заявления, написанного исключительно Вами, и извещения о ДТП ещё на этапе подачи документов в страховую. Обязанности доплачивать у Вас нет, а у страховой есть обязанность отремонтировать до состояния до аварии Ваш автомобиль.

Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный пакет документов включает в себя:

  • заявление о страховом возмещении,
  • заполненное извещение о ДТП,
  • паспорт собственника машины,
  • свидетельство о регистрации авто,
  • страховой полис ОСАГО,
  • постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.

Примеры

  • Вы попали в ДТП 1 января 2022 года, а обратились в страховую компанию 14 января. В этом случае направление на ремонт Вы должны получить до 3 февраля включительно и не позднее.
  • Вы попали в ДТП 1 февраля 01 Августа 2022 года, обратились за компенсацией 10 февраля. Официально утверждёнными выходными днями в этот год считаются, к примеру, 23 и 24 февраля в честь Дня защитника отечества, а в текущем году 28 дней в этом месяце. Тогда Вы получите направление на ремонт до 4 марта включительно. Срок считается просто: сначала с 11 февраля отсчитываем 12 дней до 23 числа, затем с 25 числа нам нужно прибавить ещё оставшиеся 8 дней, в итоге получаем 4 число следующего месяца.
  • Вы попали в ДТП 1 марта 01 Августа 2022 года, обратились с заявлением и документами по ОСАГО 5 марта. Для примера выходными днями считаются дни с 8 по 13 число – 5 дней. Также 10 марта страховщик Вам позвонил и указал, что Вы забыли из набора документов подать свидетельство о регистрации. 11 марта Вы привезли СТС. В таком случае отсчёт срока направления на ремонт начинается с 12 марта, но, так как 12 и 13 марта выпадают на выходные, то 20 дней начинаются 14 марта и заканчиваются, таким образом, 3 апреля.

Что будет за несоблюдение срока?

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. Неустойка за несоблюдение срока выдачи направления в автосервис по ОСАГО составляет 1% от суммы ущерба (и да, оценка ущерба производится в любом случае и при натуральном возмещении)

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2022 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?

А дальше Вам необходимо предоставить автомобиль в сервис для восстановления. Эта процедура проста и понятна. По закону. На практике же Вам может предстоять ряд дополнительных согласований и оценок, а также отказ от подписи указанных выше документов, которые подписывать не нужно.

Какой срок обращения?

Срок действия направления на ремонт не регламентирован никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от самой страховой компании.

Если вы пропустили этот срок, ничего страшного – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не имеют права, так как это уже есть ни что иное как отказ от страхового возмещения – то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.

Если данный срок не указан в направлении, то тогда здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Шутка ли, но понятие «разумного срока» прописано в Гражданском кодексе, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится) и составляет 7 дней.

Какой срок ремонта?

30 рабочих дней. Вообще, для Вас в вопросе возмещения ущерба от аварии должны интересовать только 2 временных интервала:

  • срок 20 дней для выдачи направления на ремонт,
  • 30 дней для непосредственно восстановления.

Любые другие сроки в виде дополнительных согласований, ожидания запчастей и деталей авто, очереди в сервисе Вас волновать не должны, так как они включены в указанные выше два периода. Это предписывает 12 статья ФЗ Об ОСАГО. Ниже мы рассмотрим такие случаи затягивания срока и что делать в таких случаях.

Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, считаются по порядку все дни, кроме выходных субботы и воскресенья, а также все праздничные дни, утверждённые Минтрудом в качестве выходных.

Если требуют доплату

Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:

  • либо доплатить из своего кармана,
  • либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это на 2022 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.

Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.

При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:

Если просят подписать допсоглашение

Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.

Помните, что законодательство 2022 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Если сервису требуется дополнительный осмотр

Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с калькуляцией по увеличению стоимости ремонта, так как страховая не посчитала эти скрытые повреждения. Вам ничего не мешает дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения срока ремонта. Автомобиль Вы предоставили, что с ним будут делать дальше – не Ваше дело и проблемы. По результату 30 рабочих дней Вам должны выдать машину в состоянии, какой она была до ДТП.

Если приглашают составить смету

Аналогично допосмотру, составление разного рода смет, актов работ и прочих документов – не Ваши проблемы. И не подписывайте их ни в коем случае.

Повторим в очередной раз, Ваша задача – предоставить автомобиль и иметь подтверждение этому.

Что будет за нарушение срока ремонта?

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *