Ремонт стартера на авто своими руками

Видео «Основные правила по ремонту механизма в домашних условиях»

Если вы решили самостоятельно отремонтировать устройство, вам полезно будет узнать об основных нюансах, которые нужно соблюдать в ходе проведения этой процедуры, эти правила приведены на видео.

Ремонт стартера своими руками вполне возможен даже в гаражных условиях, но условии, что нет необходимости полностью разбирать стартер. Хотя у человека, который профессионально занимается обслуживание стартеров даже в обыкновенном гараже, Вы найдете много интересных инструментов для самостоятельного ремонта стартера и устранения практически всех его неполадок.

Не стоит лишний раз напоминать, что стартер является одним из важных узлов автомобиля.

Представьте себе, что вы стоите в многочасовой пробке, где приходится каждые 5 – 10 минут заводить автомобиль, чтобы переместиться на 10 – 15 метров, и так в течении 2 – х часов. Знакомая история? Для москвичей точно знакомая.

И вот вообразите, что стартер перестал работать. Однозначно, неприятная ситуация.

Проверить и отремонтировать устройство в дороге сложно, но в некоторых случаях это возможно.

В процессе эксплуатации автомобиля его стартер может выйти из строя. Узел состоит из втягивающего реле и электродвигателя, которые подвержены как естественному износу, так и появлению повреждений из-за неправильного пуска мотора или неисправности какого-либо сопутствующего элемента.

Стартер является дорогостоящей запчастью, поэтому ремонт своими руками и самостоятельное техническое обслуживание узла позволяет хорошо сэкономить автовладельцу деньги.

Ремонт стартера на авто своими руками

Каждый автолюбитель хотя бы раз в своей практике сталкивался с проблемой, когда не крутит стартер, или стартер щелкает, а автомобиль не заводится. Чаще всего причиной является АКБ, но иногда, сюрприз может преподнести и само устройство запуска. При этом редко требуется замена стартера, в большинстве случаев, проблема решается снятием неисправной его детали и установкой новой. После этого, двигатель снова заводится, что называется, с пол-оборота.

Ремонт стартера автомобиля кажется основной массе владельцев чем-то запредельно сложным, поэтому они, не задумываясь, обращаются в сервис. Сделать это можно успеть всегда, но если есть время, желание и знания электротехники в объеме средней школы, стоит попробовать произвести ремонт стартера своими руками.

Симптомы неисправности стартера автомобиля

Часто неисправности пускового электродвигателя маскируются под повреждения других узлов автомобиля. Кроме того, ремонт стартера автомобиля осложняется наличием и электрической, и механической частей. Поэтому «грешить» на него нужно в последнюю очередь, когда все остальное будет уже проверено. Это особенно актуально, если учесть, что место, где находится стартер, нельзя назвать доступным. Однако, есть симптомы, которые в первую очередь заставляют задуматься о работоспособности электродвигателя. Прежде всего, это:

При возникновении любой из этих неисправностей, необходим ремонт или замена стартера, но сначала его нужно снять.

Основные причины неисправности стартера

Основные причины поломки стартера могут находиться в контактах, АКБ, тяговом реле и непосредственно в самом устройстве.

Также может выйти из строя замок зажигания, реле стартера и конечно же предохранитель.

Если тяговое реле срабатывает, но якорь стартера не крутит, то причины этого могут лежать в:

Ремонт стартера на авто своими руками

Реле не срабатывает и якорь не вращается, причины:

Если ничего не происходит при запуске двигателя:

Ремонт стартера на авто своими руками

Причины поломки стартера

Ремонт стартера своими руками – причины выхода стартера из строя.

Так как стартер во время запуска двигателя переносит очень большие нагрузки, особенно в зимний период, в это промежуток времени он обычно и выходит из строя.

Представьте, что во время запуска двигателя у Вас под машиной заработал сварочный аппарат, да не удивляйтесь, именно сварочный, так как сила тока в этом момент в стартере достигает около 450 А, что характерно для сварочных аппаратов.

Но если стартер включен на короткое время, то ничего страшного не произойдет. Но если ключ зажигания держать включенным долгое время, то в результате продолжительной работы стартера и воздействия большой силы тока на силовые медные контакты в тяговом реле, может произойти подгорание этих контактов, а бывает, что они вообще выгорают в результате плохих контактов.

Это приводит к тому, что стартер полностью выходит из строя. В таком случае ремонт стартера своими руками просто необходим.

Еще одной причиной, по которой не стоит перегревать стартер, это наличие специального бакелита, которым пропитаны обмотки статора и ротор.

Данный бакелит очень стойкий к большим температурам, но при продолжительном перегреве и он может не справиться с поставленной задачей и оплавиться, в результате чего может произойти замыкание проводов в обмотках, т.е. межвитковое замыкание.

Ремонт стартера на авто своими руками

Так же при длительной эксплуатации стартера и не уделения к нему должного внимания с Вашей стороны, могут износиться внутренние втулки у стартера. Это приводит к тому, что ротор вращается асимметрично и ударяет об обмотку и изоляцию статора, а это опять же может привести к поломке стартера.

Следует знать, что на стартере, как и на генераторе, имеется щеточный узел. В результате плохого контакта щеток с коллектором ротора, вследствие их износа, или выхода из строя прижимной пружины, щетки начинают искрить, а как следствие подгорать. Это в свою очередь тоже влияет не правильную работу стартера и уменьшает общую продолжительность его работы.

Ремонт стартера на авто своими руками

Итак, у Вас плохо работает или вообще не работает стартер, и Вы решили проводить ремонт стартера своими руками. Решение правильное, так как поломка может быть не значительная, а в автосервисе с вас возьмут по полной программе.

Многие водители, в процессе эксплуатации ТП сталкиваются с тем, что стартер при запуске начинает издавать странные звуки или вращать маховик медленнее, чем обычно (при этом очень быстро разряжается аккумулятор). Это верные признаки того, что пора ремонтировать или менять стартер. В данной статье мы рассмотрим подробный процесс разборки и ремонта стартера своими руками.
Для начала немного теории. Стартер – это электродвигатель постоянного тока с четырьмя полюсами и четырьмя щетками, привод которого соединен с зубчатым венцом маховика. Включается стартер электромагнитным тяговым реле. Крепится к картеру сцепления и защищен от нагретой трубы выпускной системы специальным щитком.

Данная инструкция по сути универсальна и подойдет для большинства автомобилей.

Шаг первый: извлечение стартера
Для начала нужно снять теплозащитный щиток. С помощью ключа отворачиваем болт нижнего крепления щитка, снимаем шланг с воздухозаборника и отворачиваем две гайки верхнего крепления щитка. Снимаем щиток. Затем снимаем сам стартер. Для этого отвинчиваем два болта верхнего крепления стартера к картеру, затем нижний болт. Сдвигаем стартер немного вперед и отсоединяем колодку от тягового реле (для удобства перед этим можно снять шланг системы охлаждения). Отворачиваем гайку, которая крепит провода от тягового реле к аккумулятору, и вынимаем стартер движением вверх.

Шаг второй: выяснение причин поломки и их устранение

1. Проверка и замена реле Подаем на извлеченный стартер рабочее напряжение. Для этого даем +12В на вывод реле, а минус подаем на корпус, при этом омметр подсоединятся к контактным болтам. Если реле исправно, то обгонная муфта выдвинется в окно, расположенное на передней крышке, а болты замкнутся (смотреть показания омметра). Если этого не произошло, реле нужно заменить. Отворачиваем отверткой три винта и снимаем реле. Далее из корпуса реле извлекаем шток с пружиной и устанавливаем новое реле в обратной последовательности.
2. Проверка и замена щеток Снимаем со стартера крышку, отвинтив отверткой два винта. Для извлечения щеток нужно отсоединить винт, крепящий контактные провода и отжать пружину, после чего извлекаем щетку. Высота щетки должна быть не менее 12 мм – если щетки изношены, их следует заменить.
3. Проверка обмоток стартера Подсоединяем омметр к выводам обмоток (по очереди) и проверяем на замыкание между витками и на корпус.
4. Проверка коллектора и обмоток Снимаем стопорное кольцо. Снимаем шайбу с оси. Отворачиваем ключом два стяжных болта. Разъединяем корпус стартера и достаем из него трубки изоляции стяжных болтов. Проверяем внешнее состояние обмоток и коллектора. Обмотки не должны носить следов обугливания и пробоя. Незначительные следы на коллекторе допустимы, при этом его следует зачистить его пластины мелкой наждачкой, но лучше заменить на новый.
5. Проверка обмотки якоря С помощью омметра ищем короткое замыкание на обмотках якоря и если находим, то заменяем его.
6. Проверка шестерни и обгонной муфты Снимаем с оси якоря шайбу, расшплинтовываем ось рычага и выбиваем ее с помощью бородка, вынимаем якорь вместе с приводом. Снимаем рычаг привода муфты. Пробуем вращать шестерню – она должна легко вращаться в одну сторону и стопориться в другую. На ней не должно быть зазубрин и сколов. Если неисправна муфта или шестерня, менять их нужно вместе. Для этого нужно снять стопорное кольцо и извлечь муфту вместе с шестерней и заменить на новые.
7. Сборка стартера Перед сборкой стартера следует удалить из корпуса и щеткодержателя всю пыль, а все пластмассовые поверхности покрыть специальной смазкой (например, Литол). Подшипники, втулки ротора, ступицу муфты, шлицы вала якоря следует смазать моторным маслом. После этого производим сборку стартера в обратном разборке порядке.

Готово. Мы своими усилиями в домашних условиях разобрали, починили и собрали стартер!

Стартер – одна из самых важных деталей в любой технике. При его поломке, даже незначительной, могут происходить серьезные проблемы с запуском и работой двигателя. Поэтому, не стоит откладывать на долгое время работу по ремонту этой детали, ведь, в конечном счете, это может привести к тому, что вы просто не сможете завести двигатель.Однако в большинстве сервисов за ремонтные услуги берут достаточно большую сумму денег. Поэтому, будет намного выгоднее провести его ремонт своими руками в домашних условиях.

Читайте также:  Станции по ремонту автомобилей в димитровграде

Ремонт стартера на авто своими руками

Неисправность стартераКакие же первые признаки возможной поломки?

Ремонт стартера на авто своими руками

Мотор не заводится при том, что стартер крутится. Если вы на 100% уверены в исправной работе ГРМ, питания, зажигания и иммобилайзеров, то вам стоит обратить внимание на стартер. Скорее всего, неисправность кроется именно в нем. Но прежде чем заниматься серьезным ремонтом, проверьте состояние клемм, очистите их от грязи и подтяните крепления.

Ремонт стартера на авто своими руками

Слышен щелчок при запуске стартера, но он не крутит. Скорее всего, у вас просто износились щетки или сел АКБ.

Ремонт стартера на авто своими руками

Не крутит коленный вал при том, что запуск стартера проходит успешно. Скорее всего, проблема кроется в бендиксе, которые стоит заменить.Поломка и неправильная работа втягивающего реле. Проявляется поломка в том, что после поворота ключа в стартовом положение, напряжение не подается. В таком случае, неисправность может быть либо в стартере, либо в втягивающем реле.

Ремонт стартера на авто своими руками

Если у вас будут проблемы с контактной пластиной, то стартер просто перестанет вращаться после того, как двигатель начнет работать.

Ремонт стартера на авто своими руками

Демонтаж устройстваЭта операция может стать одной из самых трудоемких. Однако без нее нельзя точно локализовать неисправность и уж тем более произвести ремонт стартера своими руками. Необходимо заранее запастись терпением и инструментом. Крайне желательно наличие в гараже смотровой ямы.

ПроверкаПрежде чем приступать к ремонту, необходимо проверить наличие и суть поломки. Как это сделать самостоятельно? Надо понимать, что можно быть уверенным только в поломке контакта или втягивающего реле, остальные полоски можно идентифицировать только в сервисе.

Ремонт стартера на авто своими руками

Если при попытке завести двигатель и перемещении стартер в положение старта ничего не будет происходить, то вам следует отверткой переключить силовые контакты. Если при этом стартер начнет работать, то это скажет о том, что неисправность кроется либо во втягивающем реле, либо с цепи управления.

Ремонт стартера на авто своими руками

Чтобы понять, что именно работает неправильно, воспользуйтесь мультиметром и измерьте уровень подаваемого напряжения. Если оно в норме, то это говорит о том, что сломано именно реле.

Ремонт стартера на авто своими руками

Щеточный узелДля доступа к щеточному узлу следует разобрать стартер, как показано на изображении ниже.Первым делом следует проверить как перемещаются щетки в щеткодержателях. При наличии заеданий следует отшлифовать дефектные места.

Ремонт стартера на авто своими руками

Щетки требуется осмотреть на наличие оплавлений и термических повреждений. Особое внимание необходимо уделить месту контакта с коллектором. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой.

Ремонт стартера на авто своими руками

В процессе эксплуатации происходит износ щеток. Критический размер составляет от 4 мм до 15 мм в зависимости от конструкции. В случае его достижения требуется замена щеток. Их цена составляет от 90 до 1800 рублей в зависимости от марки и модели стартера.

Ремонт стартера на авто своими руками

Типы поломокСуществуют различные типы поломок, с которыми, возможно, придется работать:

Ремонт стартера на авто своими руками

Осмотр статораСтатор следует проверить, используя схемы, приведенные на изображении ниже.

Ремонт стартера на авто своими руками

Статор современного стартера часто не имеет обмоток. Они заменены магнитами. Поэтому «прозвонка» не требуется, а важно лишь осмотреть все на отсутствие механических повреждений.

Ремонт стартера на авто своими руками

При возникновении любых проблем во время ремонта стартера, рекомендуется посмотреть тематическое видео.Фото ремонта стартера своими рукамиПРИМЕЧАНИЕ

Ремонт стартера на авто своими руками

Ограничительное кольцо зафиксировано стопорным кольцом, установленным под ним.

Ремонт стартера на авто своими руками

Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное.

Ремонт стартера на авто своими руками

Выверните два винта крепления и снимите защитную крышку.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Затем регулировочные шайбы.

Ремонт стартера на авто своими руками

Отверните гайки стяжных шпилек

Ремонт стартера на авто своими руками

И снимите крышку со стороны коллектора.

Ремонт стартера на авто своими руками

Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.

Ремонт стартера на авто своими руками

Снимите щеткодержательСборка и установка на автомобильПосле осмотра и замены дефектных деталей на новые выполняют сборку стартера и проверку его на работоспособность – только потом устанавливают на машину. При сборке узла стараются выдержать зазор свободного хода ротора в подшипниках (регулируют прокладкой). Помощником в ремонте такого важного узла может быть книга по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля, где подробно расписаны все процедуры, указан порядок действий, необходимые допуски, зазоры.Установку стартера на автомобиль проводят в обратной последовательности, не забывая при этом выполнить все подключения электрической части правильно. Если ваша машина после успешного ремонта механизма заведется с пол-оборота, то теперь вы самостоятельно сможете отремонтировать любой узел машины.В том случае, когда ремонтировать стартер у вас нет времени или после первых неудачных попыток снять механизм с машины вы потеряли веру в себя, не отчаивайтесь. Обращайтесь в автосервис VWS – мы знаем, как вернуть вашему автомобилю легкий и молниеносный пуск.ПРИМЕЧАНИЕ

Ремонт стартера на авто своими руками

Так выглядят детали привода стартера: 1– шестерня; 2–рычаг привода; 3–обгонная муфта; 4–тарельчатая шайба.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Выверните два винта крепления крышки тягового реле.ПРИМЕЧАНИЕ

Ремонт стартера на авто своими руками

Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток).

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Выньте из крышки контактные болты.ПРИМЕЧАНИЕВ корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.

Ремонт стартера на авто своими руками

Снимите пластмассовый упор рычага.

Ремонт стартера на авто своими руками

Выньте якорь из крышки со стороны привода.

Ремонт стартера на авто своими руками

Снимите промежуточную опору с вала якоря.

Ремонт стартера на авто своими руками

Снимите стопорное кольцо с привода стартера.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Механические поломки, требующие ремонта

Первым делом следует проверить механическую часть. Муфта должна легко перемещаться под действием отвертки.

Ремонт стартера на авто своими руками

Вращение шестерни бендикса должно производиться только в одну сторону. Недопустимо наличие любых подклиниваний. Люфт также указывает на неисправность узла. В случае наличия дефектов в работе, бендикс подлежит замене.

Ремонт стартера на авто своими руками

На шестерни недопустимо наличие существенного износа или повреждений зубьев. Шестеренка не подлежит восстановлению, поэтому в случае дефектов требует замены.

Ремонт стартера на авто своими руками

Выход из строя втулки сопровождается посторонними звуками при работе узла. Ее изъятие удобно производить с помощью метчика.

Ремонт стартера на авто своими руками

Большинство современных стартеров имеют планетарную передачу. Смазка в ней загустевает в процессе эксплуатации. Для восстановления работоспособности редуктора требуется:

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Несмотря на то, что чистка планетарного редуктора стартера не входит в плановое ТО, многие автовладельцы рекомендуют делать ее периодически с интервалом 40-80 тыс. км.

Демонтаж стартера

Ремонт стартера на авто своими руками

Перед тем, как снять стартер и как починить его, нужно учесть, что эта задача довольно трудоемкая. Тем не менее, снятие стартера и его разборка является обязательным условием для устранения неисправности.

Как снять стартер своими руками:

https://youtube.com/watch?v=4I7YbnG0dX0

Проверка и ремонт стартера

Перед разборкой рекомендуем изучить устройство и принцип работы автомобильного стартера. Также при ремонте важно понимать принцип работы и методы диагностики втягивающего реле, бендекса стартера.

Как сказано выше, сломаться механизм может по разным причинам. Поэтому ремонт стартера автомобиля должен производиться в соответствии с итогами диагностики. Перед тем, как отремонтировать стартер, необходимо запастись всеми нужными инструментами и комплектом для ремонта. Ремкомплект стартера можно приобрести в любом автомобильном магазине. Если вы не знаете, как разобрать стартер, попробуйте воспользоваться сервисным мануалом к авто, но обычно в этом нет ничего сложного.

В первую очередь, ремонт стартера автомобиля включает в себя диагностику реле. При подаче напряжения на плюсовой вывод обмотки должен раздаться щелчок — тот звук будет свидетельством работоспособности реле, при этом бендикс узла должен переместиться. На подключенном экране омметра при этом будет показано замыкание контактов. Если этого не произошло, то ремонт стартера автомобиля сводится к откручиванию болтов и замене реле.

Новое втягивающее реле для авто

Ремонт грузовых стартеров или для легковых машин может свестись к замене щеток. Замена щеток стартера осуществляется путем демонтажа задней крышки, при этом, даже если щеточный узел не износился, специалисты все равно советуют его менять. Разборка стартера покажет, что щетки расположены в задней части моторчика, при этом если одна из них ломается, это приведет к неработоспособности узла в целом. Для демонтажа необходимо выкрутить клеммы и извлечь пружинки.

Переборка стартера включает в себя проверку статора, при помощи омметра необходимо произвести его диагностику на пробой, при этом полученные показатели должны составлять не меньше 10 кОм. Если полученные показания другие, то ремонт стартеров иномарок или отечественных авто заключается в замене статора. В некоторых случаях, если на авто используется редукторный механизм, может потребоваться замена стартера в сборе, поскольку конструктивные особенности такого устройства не позволяют выполнить его ремонт.

Починить стартер можно путем замены ротора, чтобы добраться до него, потребуется открутить шпильки, фиксирующие две части электромотора. Сделав это, можно произвести демонтаж узла полностью, заранее демонтировав стопорное кольцо с шайбой. Прежде чем заменить ротор, нужно уделить время проверку обмоток, при наличии следов копоти на них нужно осуществить замена якоря. Также проверьте коллектор — на нем может быть небольшой налет, но иногда его большой слой является причиной невозможности запуска механизма. Ремонт стартера своими руками в данном случае будет заключаться в очистке коллектора с использованием наждачки.

Далее, производится проверка механической составляющей. Если вы пропустите какую-то поломке, впоследствии это может стать причиной более серьезной проблемы, так что если вы не уверены в своих силах, то единственное, что вам может помочь, это замена стартера. В некоторых случаях локализовать неисправность поможет замена втулок стартера. Такая необходимость возникает редко, но иногда замена втулки стартера действительно помогает решить проблему.

Сборка стартера является завершающим этапом ремонта. Прежде чем собрать стартер, вал, редуктор, якорь и втулки нужно смазывать. Чем же можно смазать стартер перед тем, как его собирать? Для этого может использоваться графитовая смазка, Литол, моторная жидкость. Сборка и установка стартера осуществляется в обратной последовательности, после монтажа необходимо произвести проверку работоспособности узла.

Чтобы удостовериться в том, что ремонт был произведен правильно, на корпус механизма нужно подать минус, а на обмотку — плюс. Если после подключения бендикс может перемещаться вперед и назад, при этом контакты реле замыкаются нормально, это свидетельствует о том, что механизм полностью рабочий. После подачи плюса на электродвигатель, моторчик должно вращаться равномерно, какие-либо шумы и звуки при этом должны отсутствовать. Если звуков нет, то механизм ставится на место.

Читайте также:  Ремонт вентиляторов печки авто в москве

В том случае, если вы допустили какие-либо ошибки в сборке механизма, эксплуатировать транспортное средство не рекомендуется. В противном случае вы можете столкнуться с проблемой где-то в дороге, а хуже всего будет, если она настигнет водителя при езде за городом по трассе. Поэтому если вы сомневаетесь в том, что все сделано правильно или в процессе выполнения работ были допущены ошибки, лучше будет проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Поверьте — лучше один раз немного заплатить, но быть уверенным в том, что машина будет работать нормально, чем сэкономить и столкнуться с более высокими затратами на ремонт.

Признаки поломки стартера

Первыми признаками того, что необходимо проводить ремонт стартера своими руками, является наличие не характерных для его работы шумов при его запуске, а также медленное вращение маховика. Параллельно с этой проблемой может еще и быстро разряжаться аккумуляторная батарея. Тут уже без ремонта стартера не обойтись.

Устройство стартера

Чтобы проводить ремонт стартера своими руками необходимо хотя бы на начальном уровне знать как он устроен и его принцип работы. В статье устройство стартера автомобиля вы сможете получить полную информацию про его устройству и принципу работы. А принцип действия его очень простой.

Ремонт стартера на авто своими руками

По сути это обыкновенный электродвигатель, который работает короткий промежуток времени.

Стартер не рассчитан на долгую работу, поэтому не стоит держать ключ зажигания во включённом положении более 10 – 20 сек.

Отличает его от электродвигателя наличия втягивающего реле, и бендикса благодаря которым и происходит схватывание стартера с маховиком и передачи ему вращения.

Если Вы хоть немного разбираетесь в вопросах ремонта и дома ремонтировали бытовую технику, то ремонт стартера своими руками обойдется Вам на много дешевле, чем в автосервисе.

Ремонт стартера на авто своими руками

Перечень требуемых для ремонта инструментов

Для ремонта стартера требуется приблизительно одинаковый набор в зависимости от модели и производителя узла. В таблице ниже представлен ориентировочный перечень инструментов, которые понадобятся для ремонта.

Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки

Головка TORXТребуется преимущественно при ремонте стартеров с иномарок

Головка»на 8″, «на 10», «на 12», «на 13», «на 14», «на 15». Размер варьируется от марки и модели стартера.

Рожковый ключДля доступа там, где не подлезть головкой или накидным ключом

ВоротокС трещоткой и удлинителем

МультиметрДля проверки электрических параметров стартера

Кардан для вороткаТребуется если усложнен доступ к креплениям стартера или проводов

ОтверткаС плоским или крестовым лезвием. На иномарках иногда требуется жало специальной формы, например, плоское с выемкой или «звездочка»

Лента изоляционнаяДля восстановления изоляции

Проникающая смазкаДля отворачивания прикипевших резьбовых соединений

ВетошьДля очистки загрязнений и остатков смазки

Ремонт стартера на авто своими руками

Для того, чтобы починить неисправный стартер, рекомендуется приобрести специальный ремкомплект. В него входят основные элементы узла, которые наиболее подвержены износу. Иногда в такой набор для ремонта входят некоторые инструменты, необходимые для восстановления работоспособности узла.

Диагностика неполадок и ремонт якоря стартера

В первую очередь следует проверить пробой на корпус. Для этого потребуется мультиметр. При отсутствии прибора «прозвонку» можно выполнить с помощью лампочки.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

На коллекторе встречаются термические повреждения. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой. При существенных разрушениях требуется замена всего якоря.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Щеточный узел

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Что делать дальше?

После всех этапов проверки стартера необходимо определиться с ходом дальнейших действий.

В любом случае если причина поломки последнего лежит в тяговом реле или самом стартере, то все придется разбирать. Как правило, в 80% случаев это и происходит.

Разобрав тяговое реле обратите внимание на пятаки контактов, которые замыкаются пластиной.

Они не должны иметь ржавчины и окалины, при необходимости зачистите их.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Проверить, замыкаются ли пятаки контактов пластиной можно с помощью омметра.

Обратите внимание на шток.

Ремонт стартера на авто своими руками

Он должен быть всегда смазан и ходить свободно. Наличие грязи на штоке не допускается.

Для новых тяговых реле выпущенных в Китае наличие смазки является проблемой, ее китайцы явно экономят. Из-за этого может застопориться шток и вилка выдвигаться не будет.

Если проблема с тяговым реле не решилась, можно попробовать прозвонить втягивающую и удерживающую обмотки. Но это уже серьезный ремонт, проще купить новое реле и не мучиться.

Проблема поломки может находится и в самом стартере.

После его разборки в первую очередь обратите внимание на щетки.

Изношенные щетки нужно заменить. Их высота не должна быть меньше 1,2 см.

А если они залегли, то выясните причину их залегания, может нужно их смазать графитной смазкой.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Также нелишним будет с помощью омметра проверить на замыкание щеток с корпусом щеткодержателя.

Ремонт стартера на авто своими руками

Сопротивление должно приближаться к бесконечности.

Обратите внимание на коллектор якоря. Там не должно быть окалин, следов обгорания, все контакты должны быть целыми.

Ремонт стартера на авто своими руками

Незначительные обгорания легко удаляются бензином или просто сухой ветошью.

Если вы вскрыли стартер и почувствовали свойственных для горелой обмотки запах, то значит, случай тяжелый.

Для убедительности проверьте на замкнутость обмотку якоря. Для этого можно использовать омметр.

Ремонт стартера на авто своими руками

Сопротивление обмотки должно быть приближенное к бесконечности.

Если цепь замкнута, то отдавайте стартер в ремонт или покупайте новый. Хотя перемотка обмотки обойдется намного дешевле.

Некоторые детали устройства можно заменить, достаточно купить на вторичном рынке бу аналог, помните это.

Читайте по теме: Ремонт стартера своими руками.

Коротко принцип работы и устройство стартера

Якорь – это сердечник стартера, на котором монтируются обмотка (ротор) и коллектор.

При поступлении тока на контакт 50 (смотрите схему ниже) включается магнит, который тянет шток на себя к задней части тягового реле к контакту 30.

При этом через рычаг вилка с бендексом перемещается вперед для сцепления с маховиком.

В тот момент, когда шток достегает задней стенки реле, контактным диском, который расположен на штоке, замыкается контакт 30 (подключается напрямую от АКБ) с еще одним, который идет непосредственно к стартеру.

Ремонт стартера на авто своими руками

Как только контакты замкнулись, на обмотку, через щеточный узел и коллектор, поступает ток и якорь начинает вращаться.

Вращательный момент, от бендекса через маховик, передается на коленчатый вал двигателя в результате происходит запуск последнего.

Как только на электромагнит прекращается подача напряжения (ключ зажигания повернут обратно), шток под действием пружины перемещается в исходное положение, тем самым размыкая контакты 30 и идущий к якорю. Таким образом последний прекращает работу.

Чтобы было понятней, устройство стартера можно посмотреть ниже.

Ремонт стартера на авто своими руками

Как проверить стартер при его неисправности

Проверка стартера и выявление причины его поломки в значительной мере сэкономит ваш бюджет, при условии, что эта поломка устранима.

Поиск причины неисправности устройства нужно начинать от простого к сложному.

Проверьте, достаточно ли заряжено АКБ, и способно ли оно крутить стартер. Это лучше всего сделать вольтметром (норма 13,5В, а идеальное 14В), но в дороге такого устройства может и не быть.

Поэтому обратите внимание на фары, какой степени яркости они светятся. Сразу станет все понятно, особенно если включите дальний свет. Панель приборов тоже должна светиться достаточно ярко.

При попытке запуска двигателя, лампочки на табло не должны гаснуть или сильно притухать. Это первые признаки того, что АКБ разряжен.

Очень помогает диодный или цифровой вольтметр напряжения, которые вставляется в прикуриватель.

Ремонт стартера на авто своими руками

Проверьте контакты и наличие окиси на них, достаточно ли затянуты все болты на АКБ и на реле.

Проверяем работу тягового реле.

На задней части реле есть болт 30 и контакт 50 – их хорошо видно (условное обозначение на схеме).

Ремонт стартера на авто своими руками

Возьмите толстую отвертку или гаечный ключ и замкните их между собой, при этом, конечно же, цепь должна быть запитана током от АКБ на болт 30, который видно на рисунке.

Таким образом, мы подали ток на напрямую к тяговому реле, минуя замок зажигания, реле стартера (п.8, смотрите электрическую схему выше) и другие участки электропроводки.

Если мы слышим щелчки, бендекс выдвигается, но не вращается, значит тяговое реле исправно, а вся проблема в стартере.

А если в ответ тишина, значит, тяговое реле не рабочее.

Контролька, это лампочка на 12 или 24В, к которой подключены два провода. С помощью этого простого устройства мы можем прозванивать электрическую цепь находя, тем самым разрывы в ней.

Прозванивать цепь можно на всех ее участках от замка зажигания до контакта 50, при этом зажигание должно быть включенным. Без помощника тут не обойтись.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Проверяем работу якоря.

Проверить работу непосредственно стартера можно следующим способом.

Ремонт стартера на авто своими руками

Контакты 50 и 30.

Обратите внимание на контакты 50 и 30, которые отображены на схеме выше. Их нужно проверить на замыкание при обесточенной цепи.

Возьмите омметр, настройте его и подключите к этим контактам. Также можно проверить сопротивление и в других направлениях, во всех случаях оно должно стремиться к бесконечности.

Если прастина на штоке тягового реле прикипела к пятакам-контактам (обратная сторона двух больших болтов), то сопротивление будет равно нулю.

Ремонт стартера на авто своими руками

Проверяя стартер не забудьте про бендекс. Бывают ситуации, когда и тяговое реле работает и якорь вращается, а двигатель не заводится.

Проверьте состояние бендекса, может случиться так, что в результате износа зубьев, он не входи в зацепление с маховиком и будет достаточным его просто заменить.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Для такого случая характерна большая частота вращения бендекса со свойственным для этого звуком, но при этом двигатель не заводиться.

Ремонт стартера на авто своими руками

Сборка

Прежде чем приступать к ремонту стартера, следует убедиться в том, что именно он неисправен. В первую очередь внимание следует уделить аккумуляторной батареи. Ее заряд должен быть достаточен для запуска мотора. Также следует осмотреть клеммы. Если они окислены, то требуется очистить их и отшлифовать.

Читайте также:  Имею ли я право присутствовать на техническом обслуживании своего автомобиля рядом с авто в ремзоне?, Санкт-Петербург

Ремонт стартера на авто своими руками

Для ремонта стартера предварительно следует демонтировать его с автомобиля. Для этого требуется отсоединить силовой и управляющий провод, а также открутить 2-4 крепления.

Ремонт стартера на авто своими руками

Снятый узел требуется проверить на отсутствие КЗ. После этого стартер можно подключить напрямую к батарее. Это позволит проверить тяговое реле и электродвигатель на исправность.

Ремонт стартера на авто своими руками

При неработающем электродвигателе следует осмотреть провод, который соединяет тяговое реле и электромотор. Со временем он перегнивает и может отвалиться. При обнаружении отсутствия контакта следует припаять или приварить новый проводник.

Ремонт стартера на авто своими руками

Для дальнейшего ремонта требуется разобрать узел. Для начала следует разъединить тяговое реле и электродвигатель.

Ремонт стартера на авто своими руками

Щетки

С щетками ситуация на много проще, да и добраться до них не составляет большого труда.

При необходимости замените щетки и пружины, которые лопнули новыми, в принципе, ремонт стартера своими руками здесь самый легкий.

Переходим к ротору стартера.

Обратите внимание на коллектор ротора, в том месте где он контактирует с щетками, при необходимости зачистите его.

На роторе может быть специальное тормозное кольцо, изготовленное из пластмассы. Найти Вы его сможете в крышке щеточного узла. Если оно лопнуло, то замените его.

Так же производится замена втулок стартера. Втулки подбираются в соответствии под вал ротора.

Ремонт стартера на авто своими руками

Далее проверяем бендекс.

Для того чтобы проверить бендекс его звездочка зажимается в тески, но зажим производят через мягкий металл, чтобы саму звездочку не повредить.

Ремонт стартера на авто своими руками

Проворачивая муфту (стальное кольцо, которое идет сразу за звездочкой) то в одну, то в другую сторону убеждаемся в исправности бендекса. Кольцо должно проворачиваться только в одну сторону. Если это не так, то замените бендекс.

Осмотр статора

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Проверка и ремонт стартера автомобиля

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Втягивающее реле стартера, имеет простую схему. Если подать на корпус минус, а на клемму обмотки плюс, то оно должно сработать. Свидетельством тому будет громкий щелчок. При этом бендикс стартера, должен переместиться вперед. Но это еще не все. Омметр, подключенный к контактам втягивающего стартера, покажет, что они замкнулись. Если одно из условий не выполнилось, можно считать, что повезло. Устранение неисправности, в этом случае, сводится к выкручиванию трех винтов. Это позволит снять неисправное втягивающее реле стартера и установить новое. Несмотря на то, что двигатель автомобиля теперь заводится, разборку нужно продолжить — ремонт стартера предполагает полную проверку всех узлов.

Для начала необходимо вооружиться отверткой и снять заднюю крышку, что даст возможность заменить щетки стартера. Сделать это специалисты рекомендуют в любом случае, независимо от их состояния. Иначе снятие стартера через некоторое время придется повторить. Этот аргумент, как правило, отбивает желание экономить у самого последнего скряги. Щетки стартера находятся в задней части электродвигателя. Схема их подключения выполнена таким образом, что выход из строя одной, вызывает отказ всего устройства. Чтобы снять щетки стартера нужно открутить их клеммы и освободить от прижимающих сверху пружин. Это даст возможность вытащить угольные элементы.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

На следующем этапе оценивается состояние статора. Омметром нужно проверь его на пробой. Показания прибора должны быть не менее 10 кОм. В противном случае, его необходимо заменить новым. Здесь сразу нужно отметить следующее: в последнее время все чаще встречается, так называемый, редукторный стартер. Он обладает рядом несомненных преимуществ. По сравнению с классическим, имеет гораздо меньшие размеры и большую пусковую скорость, благодаря чему, автомобиль легче заводится. Особенностью его конструкции являются постоянные магниты, вместо обмоток статора. Сама по себе эта схема достаточно надежна, но временами хромает качество изготовления. Иногда магниты отрываются, и произвести ремонт стартера своими руками в этом случае невозможно. Более того, последствия настолько катастрофические, что за их устранение возьмутся не в каждом сервисе. Чаще всего проблему решает новый редукторный стартер.

Ремонт стартера на авто своими руками

Чтобы добраться до якоря (ротора) нужно продолжить разборку. Для этого раскручиваются шпильки, которые стягивают две половины электродвигателя. Теперь можно разобрать устройство полностью, предварительно сняв стопорное кольцо и шайбу на оси. Необходимо внимательно осмотреть ротор. Он и втягивающее стартера – наиболее частые причины того, что двигатель не заводится. В первую очередь следует обратить внимание на обмотки. Если на них есть следы гари и копоти — якорь надо менять. Ремонт стартеров, конечно, предусматривает перемотку, но не в гаражных условиях.

Особое внимание необходимо уделить коллектору. На нем допускается небольшой налет, но, когда он чрезмерный, двигатель не заводится из-за медленного вращения коленвала. Очистка коллектора с помощью наждачной бумаги устранит недостаток. Ремонт стартера своими руками продолжается осмотром механической части. Важно сделать это как можно качественней. Любая пропущенная неисправность может стать причиной серьезной поломки. Поэтому втулки стартера, если необходимо, меняются на новые. Особое внимание уделяется муфте свободного хода. Бендикс стартера должен легко вращаться в одном направлении, а в другом — стопориться. Шестерня не должна иметь выработки и зазубрин.

Ремонт стартера на авто своими руками

Ремонт стартера на авто своими руками

Как устроен стартер, его ремонт подробно на деле, как диагностировать неисправность стартера и какие виды поломок стартера бывают? Об этом и многом другом рассказываем ниже.

Ремонт стартера на авто своими руками

Основные неисправности и целесообразность ремонта

По факту основные неисправности стартера могут быть «замаскированы» под поломки других узлов машины. Так что перед тем, как разбирать и перебирать свой неисправный узел необходимо уже после того, как вы точно убедитесь в его неработоспособности.

Чтобы определить тип поломки, ниже приведены основные признаки неисправности стартера:

Ремонтировать или заменить

Операции, которыми в большинстве случаев ограничивается собственноручный ремонт стартера:

Многие производители не предусматривают ремонт и обслуживания втягивающего реле, поэтому для разборки его развальцевать. Сделать это можно лишь с целью зачистки наждачной бумагой либо надфилем контактных областей болтов клемм, пластины. При обнаружении межвиткового замыкания либо пробоя на корпус ремонту своими руками рекомендуем предпочесть замену. Также нам кажется весьма сомнительной идея ремонта ламелей коллектора и перемотки якоря стартера. Для широко распространенных моделей стартеров такой ремонт попросту невыгоден, так как чаще проще отыскать исправную б/у деталь на разборке либо вовсе купить новый пускач.

Ремонт стартера на авто своими руками

Схема подключения механизма к АКБ и замку зажигания

Чтобы не допустить выхода из строя узла, периодически должно осуществляться техническое обслуживание стартера. Блокировка стартера может произойти по разным причинам, поэтому ТО — это неотъемлемая часть процесса.

Что касается непосредственно поломок, то они могут быть такими:

Демонтаж стартера автомобиля

Эта операция может стать одной из самых трудоемких. Однако без нее нельзя точно локализовать неисправность и уж, тем более, произвести ремонт стартера своими руками. Необходимо заранее запастись терпением и инструментом. Крайне желательно наличие в гараже смотровой ямы.

Снятие стартера закончено, можно приступать к его ремонту.

Порядок ремонта

Проверяем реле стартера или тяговое реле.

Как правило, реле стартера можно разобрать без каких либо проблем. Не будет вникать во все технические моменты разборки не только реле, но и других деталей стартера, с гайками и винтами умею обращаться практически все.

После разборки втягивающего реле, обратите внимание на контакты, которые расположены на болтах, если подгорания серьезные то стоит болты-контакты заменить, а если не значительное, то убираем нагар с помощью притирочного камня или другим способом. Если на болте-контакте вы заметили глубокую выгоревшую ступеньку, но не широкую, то можете повернуть болт на 180 градусов (это практикуется) и собрать реле.

Обратите внимание на качество резьбы, которая находится на прижимных болтах. Если резьба повреждена, болты необходимо заменить, так как в результате плохого прижима, будет отсутствовать хороший контакт.

Следующее, что касается тягового реле, это пятак реле, который замыкает описанные выше болты-контакты. Он тоже может быть подгоревшим. Для того, чтобы очистить пятак реле от нагара можно использовать мелкую наждачную бумагу, мягкий напильник или надфиль.

Бывает, что на некоторых моделях стартера, встречается тяговое реле не разборное, в таких случаях ремонт стартера своими руками становится затруднительным.

Ремонт стартера на авто своими руками

В данном случае реле лучше заменить новым, так как развальцевать его получится не у каждого.

Обратите внимание на плюсовой вывод на тяговом реле, он самый большой в сечении. На данный вывод поступает ток с большим амперметрожом от замка зажигания. В этом месте между клеммами должен быть идеальный контакт.

Итог

Подводя итог, можно сказать, что для проверки стартера на исправность не нужно на профессиональном уровне разбираться в электросхемах и электродинамике.

Нужно хотя бы в общих чертах знать принцип работы устройства, обладать навыками работы с омметром и контролькой.

После проверки стартера и определения причин его поломки сложный ремонт может быть вам будет и не под силу, но почистить контакты, заменить щетки и другие основные узлы вы уже сможете.

А сложный ремонт стартеров, такой как перемотка обмотки, делается у специалистов.

Подводим итоги

Вот мы и рассмотрели основные неисправности и способы их устранения. Как можно убедиться, ремонт стартера своими руками вполне возможен даже в гаражных условиях.

Но это при условии, что поломки, которые возникают, относятся к категории средних. Если со стартером произойдет что то более серьезное, то максиму, что вы сможете сделать, это его разобрать.

А дальше ремонт стартера своими руками перейдет в фазу «найди того, кто сможет сделать».

Но все же давайте надеяться, что до такого не дойдёт.

https://youtube.com/watch?v=_vTdrV5ZTuM%3Frel%3D0%26modestbranding%3D1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *