Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Москвич-412 и ИЖ-2715.
- Издательство: Ижевский машиностроительный завод
- Год издания: —
- Формат: PDF
- Размер: 37,3 Mb
Руководство по эксплуатации автомобилей Москвич-412 ИЭ и ИЖ-2715/27151.
- Издательство: Ижмаш
- Год издания: —
- Формат: DjVu
- Размер: 5,0 Mb
Практическое руководство по ремонту автомобилей Москвич-412 ИЭ и ИЖ-21251/2715-01/27151-01/27156.
- Издательство: —
- Год издания: —
- Формат: PDF
- Размер: 32,1 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Москвич-412 ИЭ и ИЖ-21251/2715-01/27156.
- Издательство: Третий Рим
- Формат: PDF
- Размер: 88,4 Mb
Руководство по эксплуатации автомобилей Москвич-412 ИЭ и ИЖ-21251/2715-01/27151-01.
- Издательство: Ижмаш
- Год издания: —
- Формат: DjVu
- Размер: 34,6 Mb
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Москвич-412/427 и ИЖ-412/2125/2715.
- Издательство: Мир Автокниг
- Год издания: —
- Формат: —
- Размер: —
- Издательство: Мир Автокниг
- Формат: —
- Размер: —
Ремонт и полное восстановление автомобиля Москвич-412, 1973 года выпуска.
Идея купить Москвич, не вылетала из головы последние несколько лет, но то некогда, то денег нет, то вариантов нет.
И вот, наконец то свершилось, более менее живой вариант — АЗЛК 412, красный (такой когда-то был у деда а затем перешёл к отцу), за таким я первый раз в жизни сидел за рулем (правда на коленках). Машину нашел мне товарищ, поехали смотреть, понравилось, несколько дней раздумий и вот мы уже едем забирать его.
Машина стояла год, до этого по утверждению хозяина, ездила . На месте замена свечей, регулировка карбюратора и она завелась, но не только ещё и поехала, в нагрузку нам дали несколько коробок запчастей, как это принято у дедов=), и мы поехали, в гараж.
Дорога примерно 40 км, по началу машина бежала весело, но с каждым километром максимальная скорость падала, и к гаражу подъехали уже так что Москвич еле еле набирал 30 км/час, добравшись до места стало ясно что клинит все 4 колеса, где то больше где то меньше. С этого и начались первые ремонты, переборка тормозов, а также удаления огромного количества колхоза из салона, в виде чехлов, дополнительных стоп сигналов, самопально установленной магнитолы, пластиковых кривых зеркал, и.т.д .
По кузову машина жива, несмотря на то что покрашена валиком, (благодаря дедовской подкраске и не сгнила), есть проблемные места под обшивкой в багажнике но не критично, и пару вмятин на двери и на крыле но все поправимо, главное что наконец то появилась машина для души, которая радует внешним видом, дает повод ля настолгии и на которой после небольших доработок уже можно будет прокатится по городу теплым летним вечерком.
Навигация по записям
Волнующий. Тест-драйв Geelу Tugella
Ремонт Москвич своими руками
2140 2141 412
Страницы: 2 из: 2
Снятие двери на Москвиче
Установка сонара на трамблер Москвича
Двигатель и его компоненты
Удаление подтека после покраски Москвич
Как открыть заклинившую дверь на Москвиче
2137-2734 2141-2335 400-401 402-423 408-433 КИМ-10 Прочее
Руководство содержит описание конструкции и рекомендации по техническому обслуживанию автомобиля Москвич-2140 и его модификаций.
- Издательство: Машиностроение
- Формат: DjVu
- Размер: 8,3 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Москвич-1500 моделей 2137, 2140 и 2734.
- Издательство: Транспорт
- Формат: PDF
- Размер: 30,8 Mb
Альбом с описанием конструкции автомобилей Москвич-2138 и Москвич-2140.
- Издательство: —
- Год издания: —
- Формат: DjVu
- Размер: 19,5 Mb
Руководство по эксплуатации автомобилей Москвич-1500 моделей 2137 и 2140.
- Издательство: Машиностроение
- Формат: PDF
- Размер: 26,4 Mb
Руководство по эксплуатации автомобилей Москвич-1500 моделей 2137, 2140 и 2734.
- Издательство: Машиностроение
- Формат: PDF
- Размер: 15,7 Mb
Руководство по эксплуатации автомобиля Москвич-2140 в комплектации SL.
- Издательство: Автоэкспорт
- Год издания: —
- Формат: PDF
- Размер: 21,1 Mb
- Издательство: —
- Год издания: —
- Формат: PDF
- Размер: 5,3 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Москвич-2138 и Москвич-2140.
- Издательство: Транспорт
- Формат: PDF
- Размер: 44,6 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту + каталог деталей автомобилей Москвич-2138, Москвич-2140 и их модификаций.
- Издательство: Атласы Автомобилей
- Формат: PDF
- Размер: 56,8 Mb
Учебное пособие для подготовки водителей. Содержит описание устройства и рекомендации по техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-2105 и Москвич-2140.
- Издательство: ДОСААФ СССР
- Формат: PDF
- Размер: 46,5 Mb
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Москвич-2137 и Москвич-2140.
- Издательство: Третий Рим
- Формат: PDF
- Размер: 14,4 Mb
Москвич-2141 — легковой автомобиль третьей группы малого класса с кузовом типа хэтчбэк, выпускавшийся с 1986 по 1996 год на Автомобильном заводе имени ленинского комсомола (АЗЛК).
Конструкция силового каркаса «Москвича» четвертого поколения была основана на французской модели середины 1970-х SIMCA 1307/1308, кстати, получившей титул «Автомобиль 1975/1976 года». Конструкторы завода в своих воспоминаниях утверждали, что первый образец М-2141 представлял собой каркас «симки» с заново навешенными кузовными панелями иной формы и отечественной ходовой частью. Так как наружные кузовные панели были спроектированы заново, к АЗЛК со стороны французов не было претензий в плане нелицензированного использования интеллектуальной собственности, а экстерьер М-2141 получился ультрасовременным для середины 1980-х годов, напоминая тогдашние новинки Audi 80 и BMW пятой серии. Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя и дифференциалом, установленным между двигателем и КПП — была заимствована от немецкой модели Audi 100. Выбор такой относительно малораспространенной компоновки был связан с необходимостью использования двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего поколения, а также более широким выбором возможных силовых агрегатов и, в перспективе, возможностью создания автомобилей с полным приводом (таковые были созданы уже в последние годы существования предприятия).
На переднеприводный «Москвич» устанавливались карбюраторные двигатели рабочим объёмом 1500, 1700, 1800 и 2000 см3 производства Уфимского завода автомобильных моторов (УЗАМ), а также 1600 см3 производства ВАЗ, а также дизельный двигатель 1800 см3 Ford (экспортный М-2141-136). Единственным типом коробки передач была 5-ступенчатая механическая, хотя на модели первых выпусков устанавливалась также и 4-ступенчатая коробка передач.
Для семейства «Москвич-2141» характерны вместительные салон и багажное отделение, увеличиваемое за счет складывания заднего сиденья, эффективное отопление салона, легкое рулевое управление, хорошая управляемость на высоких скоростях и проходимость по заснеженным и загрязненным дорогам. Ремонтопригодность автомобиля частично искупала несовершенство и ненадёжность применявшихся на нём узлов и агрегатов. По совокупности потребительских характеристик Москвич-2141 в наибольшей степени отвечал понятию «семейный автомобиль», превосходя более тесные малолитражные модели АВТОВАЗа.
Для семейств «Москвич-2141» (хэтчбек) и «Москвич-2142» (седан) было сконструировано оригинальное семейство двигателей «Москвич», под которые при АЗЛК создавалось собственное производство. Однако, будучи построенным к началу 1990-х на 90-95 % (данные разнятся) из-за начавшегося экономического кризиса завод достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено. В результате Москвич-2141, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106 (М-2141) и УЗАМ-412 (М-21412) так и не дождался своего современного двигателя, что в решающей степени предопределило его неудачную судьбу. Кроме того, качество комплектующих и сборки, и особенно окраски кузовов на АЗЛК было откровенно неудовлетворительным и с годами всё более ухудшалось. Кузов среднестатистического автомобиля начинал корродировать уже в первый год эксплуатации, что отрицательно сказывалось на имидже модели. Модификация 21412 отличалась крайне неудачным сочетанием морально устаревшего уфимского двигателя УЗАМ-412, ведущего свою родословную еще от трофейного мотора BMW с более современной экипажной частью. В результате автомобиль не обладал необходимой мощностью и динамикой, к тому же адаптация мотора под новый моторный отсек была произведена неудачно, так что ряд узлов и навесных агрегатов (прежде всего распределитель зажигания и расширительный бачок системы охлаждения) оказались самыми уязвимыми и дополнительно снижали и так невысокую надёжность автомобиля.
001 Москвич (АЗЛК 2141). АЗЛК 2141
002 Москвич (АЗЛК 2141). Габаритные размеры автомобилей
«Москвич»
003 Москвич (АЗЛК 2141). Автомобили моделей 2141–01,
21412–01, 214122, 214123
004
Москвич (АЗЛК 2141). Технические данные и
характеристики автомобилей «Москвич»
005
Москвич (АЗЛК 2141). Смазочные материалы и специальные жидкости
006
Москвич (АЗЛК 2141). Моменты затяжки ответственных резьбовых
соединений
007
Москвич (АЗЛК 2141). Манжеты
008 Москвич (АЗЛК 2141). Подшипники качения
009 Москвич (АЗЛК 2141). Лампы, применяемые в автомобилях
010 Москвич (АЗЛК 2141). Двигатели
011 Москвич (АЗЛК 2141). Техническое обслуживание двигателей
012 Москвич (АЗЛК 2141). Ежедневная проверка перед выездом
013 Москвич (АЗЛК 2141). Замена масла и масляного фильтра
014 Москвич (АЗЛК 2141). Подтяжка болтов и гаек
015 Москвич (АЗЛК 2141). Регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
016 Москвич (АЗЛК 2141). Регулировка натяжения цепи привода механизма газораспределения
017 Москвич (АЗЛК 2141). Натяжение ремня привода генератора и жидкостного насоса
018 Москвич (АЗЛК 2141). Система питания
019 Москвич (АЗЛК 2141). Карбюраторы
020 Москвич (АЗЛК 2141). Основные тарировочные данные карбюраторов типа «Озон»
021 Москвич (АЗЛК 2141). Основные тарировочные данные карбюраторов типа «Солекс»
022 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности обслуживания и ремонта карбюраторов
023 Москвич (АЗЛК 2141). Фильтр тонкой очистки топлива
024 Москвич (АЗЛК 2141). Топливные насосы
025 Москвич (АЗЛК 2141). Воздушный фильтр
026 Москвич (АЗЛК 2141). Система охлаждения
027 Москвич (АЗЛК 2141). Тепловой режим двигателя
028 Москвич (АЗЛК 2141). Установка зажигания на двигателе мод. 2106
029 Москвич (АЗЛК 2141). Установка зажигания на двигателях мод. 331 и 3317
030 Москвич (АЗЛК 2141). Установка привода распределителя зажигания на двигателях мод. 331 и 3317
031 Москвич (АЗЛК 2141). Замена свечей зажигания
032 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности двигателей, их причины и методы устранения
033 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности разборки двигателя мод. 2106
034 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности сборки двигателя мод. 2106
035 Москвич (АЗЛК 2141). Оценка технического состояния узлов и систем двигателя мод. 2106
036 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности разборки двигателей
037 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности сборки двигателей
038 Москвич (АЗЛК 2141). Трансмиссия
039 Москвич (АЗЛК 2141). Сцепление
040 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности конструкции и обслуживания сцепления
041 Москвич (АЗЛК 2141). Регулировка сцепления
042 Москвич (АЗЛК 2141). Определение технического состояния сцепления
043 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности сцепления
044 Москвич (АЗЛК 2141). Коробка передач
045 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности конструкции и обслуживания
046 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности снятия и установки коробки передач
047 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности ремонта коробки передач
048 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности коробки передач
049 Москвич (АЗЛК 2141). Ходовая часть
050 Москвич (АЗЛК 2141). Передняя подвеска
051 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности конструкции передней подвески
052 Москвич (АЗЛК 2141). Проверка и регулировка параметров установки передних колес
053 Москвич (АЗЛК 2141). Угол продольного наклона оси поворота
054 Москвич (АЗЛК 2141). Угол развала передних колес
055 Москвич (АЗЛК 2141). Схождение передних колес
056 Москвич (АЗЛК 2141). Установка деталей и узлов передней подвески на автомобиль
057 Москвич (АЗЛК 2141). Разборка телескопической стойки
058 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности передней подвески
059 Москвич (АЗЛК 2141). Задняя подвеска
060 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности конструкции задней подвески автомобилей мод. 2141-01, 21412-01 и их модификаций
061 Москвич (АЗЛК 2141). Проверка технического состояния задней подвески на автомобиле
062 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности конструкции задней подвески автомобилей типа «пикап»
063 Москвич (АЗЛК 2141). Техническая характеристика задней подвески
064 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности задней подвески
065 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности стоек и амортизаторов задней подвески
066 Москвич (АЗЛК 2141). Шины, колеса
067 Москвич (АЗЛК 2141). Общие сведения о шинах
068 Москвич (АЗЛК 2141). Маркировка шин
069 Москвич (АЗЛК 2141). Износ шин
070 Москвич (АЗЛК 2141). Уход за шинами
071 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности шин, причины их появления и способы устранения
072 Москвич (АЗЛК 2141). Общие сведения о колесах
073 Москвич (АЗЛК 2141). Балансировка колес
074 Москвич (АЗЛК 2141). Колпаки колес
075 Москвич (АЗЛК 2141). Крепление запасного колеса
076 Москвич (АЗЛК 2141). Рулевое управление
077 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности конструкции рулевого управления
078 Москвич (АЗЛК 2141). Проверка технического состояния рулевого управления на автомобиле
079 Москвич (АЗЛК 2141). Регулировка рулевого управления
080 Москвич (АЗЛК 2141). Сборка рулевого управления
081 Москвич (АЗЛК 2141). Шаровые шарниры рулевых тяг
082 Москвич (АЗЛК 2141). Техническое состояние карданного вала и рулевой колонки до разборки
083 Москвич (АЗЛК 2141). Разборка, проверка технического состояния и сборка карданного вала
084 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности рулевого управления
085 Москвич (АЗЛК 2141). Тормозное управление
086 Москвич (АЗЛК 2141). Технические данные и характеристики
087 Москвич (АЗЛК 2141). Общая оценка технического уровня состояния тормозного управления
088 Москвич (АЗЛК 2141). Главный цилиндр тормоза
089 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и разборка главного цилиндра тормоза
090 Москвич (АЗЛК 2141). Сборка главного цилиндра тормоза
091 Москвич (АЗЛК 2141). Замена манжет
092 Москвич (АЗЛК 2141). Вакуумный усилитель
093 Москвич (АЗЛК 2141). Тормозные механизмы передних колес
094 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и разборка скобы переднего тормоза
095 Москвич (АЗЛК 2141). Сборка и установка скобы
096 Москвич (АЗЛК 2141). Тормозные колодки переднего тормоза
097 Москвич (АЗЛК 2141). Проверка состояния рабочих поверхностей тормозного диска
098 Москвич (АЗЛК 2141). Тормозные механизмы задних колес
099 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка тормозного барабана
100 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка колодок заднего тормоза
101 Москвич (АЗЛК 2141). Разборка и сборка колесных цилиндров задних тормозов
102 Москвич (АЗЛК 2141). Регулировка механизма ручного привода стояночной тормозной системы
103 Москвич (АЗЛК 2141). Регулятор давления
104 Москвич (АЗЛК 2141). Регулировка регулятора давления
105 Москвич (АЗЛК 2141). Кузов
106 Москвич (АЗЛК 2141). Особенности конструкции кузовов автомобилей мод. 2141-01, 2335 и их модификаций
107 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие обивки боковых дверей
108 Москвич (АЗЛК 2141). Стеклоподъемники
109 Москвич (АЗЛК 2141). Замена опускного стекла
110 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности боковых дверей
111 Москвич (АЗЛК 2141). Замена стекол
112 Москвич (АЗЛК 2141). Замки и приводы замков боковых дверей
113 Москвич (АЗЛК 2141). Замена пружин наружной ручки боковой двери
114 Москвич (АЗЛК 2141). Замена выключателя замков передней двери
115 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности замков и приводов боковых дверей
116 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие, установка и регулировка боковых дверей
117 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие задней двери кузова типа «хэтчбек»
118 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие, установка и регулировка капота
119 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка двери задка кузова типа «хэтчбек»
120 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка заднего борта платформы кузова типа «пикап»
121 Москвич (АЗЛК 2141). Облицовка радиатора
122 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка переднего буфера
123 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка заднего буфера кузова типа “хэтчбек”
124 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка заднего буфера кузова типа “пикап”
125 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка передних крыльев
126 Москвич (АЗЛК 2141). Панель приборов
127 Москвич (АЗЛК 2141). Вентиляция и отопление
128 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка вентилятора отопителя
129 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие и установка отопителя
130 Москвич (АЗЛК 2141). Разборка и сборка отопителя
131 Москвич (АЗЛК 2141). Электрооборудование
132 Москвич (АЗЛК 2141). Провода и предохранители
133 Москвич (АЗЛК 2141). Блок предохранителей и реле
134 Москвич (АЗЛК 2141). Схема внутренних соединений блока предохранителей и реле
135 Москвич (АЗЛК 2141). Техническая характеристика аккумуляторной батареи
136 Москвич (АЗЛК 2141). Проверка технического остояния аккумуляторной батареи
137 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности аккумуляторной батареи
138 Москвич (АЗЛК 2141). Проверка уровня электролита
139 Москвич (АЗЛК 2141). Электрооборудование, устанавливаемое на автомобилях мод. 2141-01, 2335
140 Москвич (АЗЛК 2141). Электрооборудование (21412-01, 214122, 214123 и 23352, 233522, 233523)
141 Москвич (АЗЛК 2141). Электрооборудование (2141-01, 21412-01, 214122, 214123 e 2335, 23352, 233522, 233523)
142 Москвич (АЗЛК 2141). Выключатель зажигания
143 Москвич (АЗЛК 2141). Снятие, разборка, сборка и установка выключателя зажигания
144 Москвич (АЗЛК 2141). Звуковой сигнал
145 Москвич (АЗЛК 2141). Контрольные приборы
146 Москвич (АЗЛК 2141). Схема соединений комбинации приборов
147 Москвич (АЗЛК 2141). Возможные неисправности контрольных приборов
148 Москвич (АЗЛК 2141). Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
149 Москвич (АЗЛК 2141). Радиооборудование
150 Москвич (АЗЛК 2141). Свечи зажигания
151 Москвич (АЗЛК 2141). Электросхемы
152 Москвич (АЗЛК 2141). Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» мод. 21412-01 и 214122
153 Москвич (АЗЛК 2141). Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» мод. 2141-01
154 Москвич (АЗЛК 2141). Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» мод. 214123
155 Москвич (АЗЛК 2141). Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» мод. 2335
156 Москвич (АЗЛК 2141). Схема тормозного управления автомобилей с кузовом «хэтчбек»
157 Москвич (АЗЛК 2141). Схема тормозного управления автомобилей с кузовом «пикап»
158 Москвич (АЗЛК 2141). Схема соединений генератора
159 Москвич (АЗЛК 2141). Схемы проверки выпрямительного блока генератора на автомобиле
«Москвич» сегодня — едва ли не самый обсуждаемый в России автобренд. Боюсь, скоро молодежь позабудет образ модели в его настоящем — отечественном — виде. Но вот у меня есть тот самый настоящий «Москвич» — «четыреста двенадцатый». Винтажный стиль шестидесятых и современная агрегатная база. Просто классический «Москвич» на каждый день!
Так как владелец автомобиля по профессии инженер-механик, было проще провести все работы по его восстановлению и модернизации. Но при большом желании это сможет сделать и человек без специального образования.
Автомобиль был приобретен весной 2014 года. После долгих поисков по классической для таких покупок схеме — у дедушки в деревне, по объявлению в местной газете. Сложность была в том, что искал автомобиль только голубого цвета — такой был в детстве у любимого деда. Мой отец на таком ухаживал за моей мамой. На таком меня привезли из роддома. На нем я первый раз, совсем пацаном, держался за «баранку». Тогда «Москвич» мне казался большим и просторным. Собственно, тогда и деревья были больше, а трава зеленее.
По приезде на место взору предстал автомобиль, долго стоявший в сарае без движения. Выяснилось, что он требует тщательного обслуживания и ремонта. Вот основные минусы, выявленные при первом знакомстве:
- Кузов был в неплохом состоянии, но нуждался в глубокой полировке и полной химчистке. В нескольких местах были вмятины от неудачного заезда в гараж.
- Двигатель требовал глубокой ревизии и настройки: работал неустойчиво, глох, истекал маслом.
- Диск сцепления прикипел к маховику и не давал тронуться с места аж четыре часа. Справились благодаря смотровому окошку в колоколе сцепления: засунули отвертку и принудительно развели прикипевший диск.
- Радиатор и патрубки были в таком состоянии, что требовали срочной замены.
- Салон был невероятно грязный: сказывалась нелегкая деревенская жизнь. Родной цвет кузова приятного оливкового оттенка выглядел грязно-серым. На полу была глина вперемешку с соломой. Позже под задним сиденьем нашли мышку, устроившую себе уютную норку на зиму.
В то же время при осмотре были обнаружены и несомненные преимущества:
- Отсутствие какой-либо ржавчины на кузове, порогах и в скрытых полостях.
- Аутентичное состояние салона и хрома.
- Хорошее состояние подвески и рулевого: требовалась лишь замена смазки.
После небольшого торга хозяин согласился отдать автомобиль за 18 000 рублей. Вдобавок по традиции прилагался полный багажник запчастей, добытых еще при советском дефиците. Хозяин прямо-таки с болью расставался с «Москвичом», очень просил отправлять ему фотоотчеты о восстановлении автомобиля.
В первое лето после покупки «Москвич» (который уже собрался было на вечный покой) показывал свой строптивый характер: ездить он отказывался и постоянно выкидывал какие-то досадные сюрпризы. Более всех и в самый неподходящий момент капризничал мотор. Перед весьма ответственным проездом на параде ретроавтомобилей ко Дню Победы, тщательно вымытый, отполированный и обслуженный, он заглох прямо посреди центрального проспекта на глазах тысяч зрителей. Причиной стала достаточно редкая поломка для двигателей УЗАМ — обрыв цепи ГРМ. Такой конфуз (да что там — позор) подтолкнул к решению о кардинальной ревизии технической части и реставрации машины в целом.
Впрочем, конфузы с мотором были и в дальнейшем. Двигатель периодически отказывался запускаться при свиданиях с девушками. Глох во время важных деловых поездок (и такие случались), когда в парадном костюме приходилось возиться с карбюратором. Неисправность поплавковой камеры вызывала резкие подергивания при движении: лечилось это постукиванием по карбюратору, желательно чем-то тяжелым.
Плавно перейдем к тем работам, которые были проведены с автомобилем.
Кузов
«Москвич»-408 и 412 — самые «американские» по стилистике советские автомобили (если мы говорим про времена аэродизайна). В наличии задние кили-«плавники» — ярко выраженные в 408-м кузове, а на 412-й модели превратившиеся в треугольнички «поворотников». Силуэт стремительный, обильно снабженный хромом, с наивно-добрым «взглядом» двух передних фар. В дорожном потоке сегодня «Москвич» привлекает внимание чаще, чем современные автомобили.
Несмотря на свой возраст, кузов «Москвича» сохранился хорошо. Не видно было никаких следов коррозии и даже восстановительного ремонта. В целях профилактики обработали антикором передние и задние арки, пороги и днище. Работы почти за «спасибо» провел приятель, профессионально занимающийся антикоррозийной обработкой. Взамен лишь попросил покатать их с невестой на свадьбе, что и было сделано.
Следы от липовых почек на кузове стали настоящей проблемой. Поскольку машина долго стояла в деревне без движения, это благородное дерево целиком захватило кузов «Москвича». Желтые пятна въелись настолько глубоко, что не убирались серьезной химией на автомойке. Избавиться удалось только с помощью полировочного абразива — 1000 рублей за все про все в ценах 2014 года.
Самые большие затраты по кузову потребовала полная полировка. При покупке краска хоть и была родной, но сильно выцвела и обгорела на солнце, как будто ездила не в средней полосе России, а на солнечном побережье Черного моря. После полировки автомобиль преобразился. Сумма, затраченная на полировку, составила 2500 рублей, но такую работу можно выполнить и самому при наличии свободного времени. Машина стала выглядеть, как только что сошедшая с конвейера.
Салон
Внутри автомобиля в прямом смысле слова возвращаешься в эпоху 70-х. Тонкий руль с хромированным ободом не настраивает на агрессивную езду, наоборот, как будто намекает — не надо спешить. Шкалы панели приборов гармонируют с общим фоном. Мелкие стрелочки трепетно дрожат на любых неровностях и выдают информацию весьма приблизительно. Надписи «вода» и «масло» выполнены кириллицей, стрелка спидометра двигается почти горизонтально.
Фары и «габариты» переключаются ножным выключателем слева — оригинальное решение. Пухлые передние сиденья лишены какой-либо боковой поддержки, но это скорее плюс — можно прочувствовать уют домашнего дивана.
Салон после покупки потребовал полной разборки. Родная шумоизоляция, похожая по составу на вату, с годами напиталась влагой и давала нестерпимый запах сырости. Всю ее пришлось долго сушить, а элементы под ногами водителя и пассажира и вовсе нужно было менять. Сиденья вынули из салона и разобрали. Внешний вид их был ужасен. Грязные разводы, въевшиеся в кожзам, скрывали истинный оливковый оттенок обивки. Для работ по очистке было закуплено различной химии на 2000 рублей и потрачено около недели вечернего времени. Получилось удачно, салон стал чистым, исчез гадкий запах плесени и моторного масла вперемешку с бензином.
Параллельно подварили салазки водительского сиденья, люфтившие при движении. Теперь за рулем можно было приятно устроиться. Стало комфортнее управлять автомобилем в городе. Способствуют этому и тонкие стойки лобового стекла. Радует огромная площадь остекления.
Гнутое заднее стекло позволяет на заднем сиденье откинуть голову и наслаждаться открывающейся панорамой! Красота! Стиль! Джаз!
Но в джазовую симфонию резко врывается тромбон — стоит услышать звуки от двигателя и трансмиссии. Старенький уфимский моторчик с мокрыми гильзами и влажным поддоном сильно шумит, работает на верхах и с трудом пытается угнаться за современным потоком автомобилей. Для своего времени он был передовым: алюминиевый блок, верхнее расположение распредвала, минимальное обслуживание. При своевременной модернизации он бы мог продержаться в производстве и до сегодняшнего дня (как двигатель от вазовской «классики», который после многих изменений выпускают до сих пор). Но мотор УЗАМ настигла та же участь, что и сам «Москвич» — не развиваясь, он ушел на свалку истории.
Также безнадежно устарела и КП, доставшаяся этому автомобилю от «Москвича»-408. Огромные ходы переключения, капризные механизмы и невысокая надежность. Минусы, которые делают крайне проблематичной эксплуатацию автомобиля в современных условиях.
Восстановление. Начало
Осенью 2014-го начались работы по восстановлению автомобиля. Да не просто так, а на основе современных агрегатов. Но сохраняя оригинальную стилистику.
Родной двигатель ремонту не подлежал, хотя бы потому, что на него уже не найти многих запчастей. Как вариант замены рассматривался вазовский мотор — надежный, недорогой, доступный и с огромным выбором запчастей. Вариант двигателя от «классики» сразу отпал, пусть он и позволял беспроблемную стыковку с 5-ступенчатой трансмиссией «Жигулей». Но двигатель от Самары–Калины смотрелся предпочтительней — он легче, но при этом мощнее и в целом проще устроен. Одним словом, вазовский восьмиклапанник для переднеприводных моделей более технологичен и современен.
Двигатель от Самары объемом 1,6 литра под индексом 11183 с документами, всем навесным и проводкой был приобретен на Дроме за 8000 рублей.
Продавец не верил, что мотор покупается для установки на «Москвич», но предусмотрительно обещал скидки на будущие покупки.
Двигатель с виду в неплохом состоянии. Но все же решили провести его капитальный ремонт. При разборке выяснилось, что износ стенок цилиндра и поршней критичный. Также замены просили маслонасос и два выпускных клапана, которые попросту прогорели. Мотор перетрясли за неделю: проточили блок, сделали хонингование цилиндров, подобрали поршневую под первый ремонтный размер. Заменили все сальники, неисправные датчики и установили костромскую шатунно-поршневую группу.
Это были самые значительные траты в модернизации «Москвича» — 12 000 рублей (за работу и расходные материалы). Но все равно это было недорого, ведь задачей было подготовить автомобиль к повседневной эксплуатации с минимальными вложениями в будущем. Работы производились, как правило, без спешки, в гараже, в свободное от основной работы время.
После того как двигатель был готов, занялись КП. Решили установить коробку передач от «классики» (ВАЗ-2107), которая имеет пятую передачу с передаточным отношением 0,83. Что позволило комфортно ехать по трассе, не насилуя двигатель оборотами. На той же уже знакомой нам разборке приобрели рабочую КП за 3500 рублей. Каких-то дополнительных переборок не потребовалось.
Состыковать 5-ступенчатую коробку передач от «классики» с двигателем от переднеприводного ВАЗа было несложно. Выяснилось, что в конструкцию блока цилиндров ВАЗ-11183 изначально заложены места точек крепления колокола КП от заднеприводных моделей «Жигулей». Причем при их стыковке к блоку двигателя ВАЗ-11183 ось коленвала и первичный вал КП совпали. Это значит, что любой переднеприводный двигатель ВАЗ можно состыковать с любой классической КП! Вероятно, это было сделано для возможной унификации двигателей ВАЗ-2108 с классическими моделями и «Нивой». Перед стыковкой нужно проточить коленвал под первичный подшипник КП — 20 минут, 1000 рублей токарю, и вопрос решен.
Следующим этапом предстояло внедрить стартер. Этот узел у «классики» крепится на колоколе сцепления, где предусмотрен специальный прилив. Но тут при установке возникли проблемы: мешало разное количество зубьев на маховике. У «классики» их 129, а у маховика от переднеприводных моделей — 128. Разница всего в один зуб не давала стартеру полностью провернуть двигатель. Самым простым решением представлялась замена венца маховика, но возник вопрос: как напрессовать новый венец, обеспечив плотное прилегание с натягом и при этом избежав проворота венца относительно маховика при работе стартера?
И тут нам пригодились школьные знания физики: при нагреве металл расширяется, а при охлаждении сжимается. Купил новый венец маховика от ВАЗ-2110 за 300 рублей, и пока жена была на работе, нагревал его в духовке. Маховик заранее положил в морозильник. Спустя несколько часов можно было доставать «железные ингредиенты» и начинать перепрессовку. Когда венец от положительной температуры расширился, его удачно перепрессовал всего парой ударов молотка. После примерки стартер начал резво крутить двигатель, обеспечив долгожданный запуск.
На этом этапе мы уже имели работоспособным узел «двигатель — коробка»: он был готов для внедрения в кузов «Москвича». Но с установкой возникли проблемы — мешала массивная передняя балка, которая здесь установлена с большим запасом прочности (недаром автомобиль занимал призовые места в престижном на тот момент ралли «Лондон — Мехико»). При альтернативе — резать балку либо поддоны — остановились на первом варианте. Также переделали крепления подушек двигателя: за основу взяли подушки от ВАЗ-2101, благо их подарил сосед: крепления сварены по месту, исходя из углов крепления кронштейнов стандартного двигателя.
Решение с подушками от ВАЗ-2101 полностью себя оправдало: вибрации гасятся хорошо, не ощущаются даже на повышенных оборотах. По сравнению с родным двигателем вибронагруженность стала меньше. Лишь иногда при работе на холостых оборотах легкая дрожь рычага переключения передач напоминает о том, что мотор работает.
Такого эффекта было бы не достичь без переделки выхлопной системы. Выпускной коллектор переварили заново по месту, уже после установки двигателя. За основу взяли выхлопную систему от Шевроле-Нивы, которую удалось купить на разборке всего за 200 рублей. Это решение продиктовано низкой стоимостью, можно было использовать и родную трубу, но она, к сожалению, сгнила.
Система охлаждения также сконструирована заново. Термостат от Гранты, которая тогда только вышла на рынок, пришлось поискать. В итоге купил под заказ из Тольятти через официального дилера, за 1500 рублей: очень удобен для установки на двигатель, расположенный продольно, поскольку не упирался в моторный щит, как другие термостаты. Позже приобрел новый радиатор от Самары, который позволил без труда установить электровентилятор и перевести систему охлаждения на высокое давление. Сложность вызвал подбор патрубков — все изгибы и размеры патрубков изменились. Пришлось подбирать их по месту, объездив все магазины в городе и пересмотрев различные варианты. В конце концов нашел подходящие от ВАЗ-2101 и ВАЗ-2110. Новая система позволила забыть про два недостатка «Москвича» — неэффективный обогреватель в морозы и перегрев двигателя в жару.
Поскольку коробка передач от «Жигулей» намного длиннее родной КП, переделки потребовал и карданный вал: взяли исходник от «классики», укоротили и приварили к нему заднюю вилку от родного кардана «Москвича». В финале его отбалансировали.
Тормозная система не потребовала особых работ, установили только ВУТ от модели «Москвич»-2140. Он подошел без каких-либо переделок и лихо встал на штатные места. С ним тормоза стали увереннее, усилие на педали снизилось. На ранних «четыреста двенадцатых» усилителя тормозов не было совсем, позже завод стал устанавливать гидровакуумный усилитель, который не был связан прямой механической связью с педалью тормоза, а действие на мембрану приводилось гидросистемой. Достаточно капризный узел: мембрана часто давала течь и тормоза теряли эффективность. Дед как-то рассказывал, что тормоза «провалились» на спуске, в конце которого был светофор — пришлось тормозить в бордюр.
Система питания
Автомобилю с инжекторным мотором нужен электрический бензонасос. От популярного варианта бензонасоса от ГАЗели отказался из-за шумности его работы (то же решение и с погружным насосом). В итоге на помощь опять пришел Дром: по объявлению купил за 1500 рублей бензобак от инжекторной «классики» с бензонасосом в сборе и установил его в багажник. Практичность не пострадала: чтобы заправить «Москвич», все равно надо открывать багажник, а вместо родного бензобака сделали нишу для инструментов. Саму топливную магистраль проложили все от той же инжекторной «классики» под днищем. Предварительно сделав крепежи, которые применяются на всех переднеприводных моделях ВАЗа, и спрятав трубки в защитный пластиковый короб.
Все это было выполнено за пару месяцев — по вечерам после основной работы. В течение полугода устранили мелкие дефекты, всплывшие при эксплуатации. На переделку с учетом агрегатов, расходников и сторонних работ потрачено 40 000 рублей. К этой сумме можно прибавить стоимость масел и антифриза. В планах установка гидромеханической АКП и переднего сплошного дивана от модели «Москвич»-408.
На ходу
«Москвич», брат, ты ли это?! Поведение машины резко изменилось: родной двигатель работал на высоких оборотах и при этом громко и натужно ревел. Чувствовалось, что агрегат был на пределе и пытался выжать из себя все свои 76 дохлых «кобыл». Новый двигатель оказался более «низовой». Тяга чувствуется уже с 1500 оборотов и не заставляет раскручивать мотор при разгоне, что очень удобно в городском режиме. Такой тяговитый «дизельный режим». Порадовала тишина по сравнению с родным уфимским мотором. Звук работы всей машины изменился на более благородный и низкий.
Передачи стали переключаться мягко и четко, что логично. Так как на классической КП рычаг стоит непосредственно над механизмом переключения, а в коробке «Москвича» была сложная система тяг, которая обречена на люфт. Усилия на рычаге стали минимальны.
Совершать переключения легко, и это ощущение дает ставшая почти невесомой педаль сцепления с небольшими ходами — результат установки корзины сцепления от Приоры.
Ходовая часть осталась без изменений, по принципу «Лучшее — враг хорошего». Задняя рессорная подвеска с вальяжностью проглатывает средние и даже крупные неровности и полностью исправна. Переднюю двухрычажную подвеску подвергли ревизии, после осмотра выполнили многими забытую процедуру — шприцевание. Это когда при выработке смазки в трущихся элементах, например в шаровой опоре, шаровая не выбрасывается, а наполняется новой смазкой с помощью специального шприца через штуцер. Бóльшего обслуживания подвеска не потребовала и сейчас сохраняет свое изначальное состояние.
Спустя два года после покупки удалось навестить и продавца «Москвича», которому было дано обещание присылать весточки о ходе восстановления. Радость его была искренней и светлой. Он долго нас благодарил за то, что дали вторую жизнь машине, с которой связаны его лучшие воспоминания. Впрочем, и мы были рады тому, что «Москвич» теперь дарит улыбку и радость всем окружающим.
По итогу сейчас доработанный «Москвич» дает ощущение сбалансированного автомобиля. После модернизации он проехал 5000 км парадных километров, катал множество свадеб и участвовал в автопробегах. Покорял лесные дороги Приуралья и волжские степи. Он все еще полон сил и бодрости. Оперативное вмешательство прошло успешно!